Тренинг жизненных навыков как метод профилактики употребления ПАВ
статья по теме
На этапе планирования содержания курса "Тренинг жизненных навыков" было решено в каком классе вести этот тренинг, как организовать детей на тренинг, какие средства и приёмы использовать, как оценить эффективность профилактической программы курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_zhiznennyh_navykov.docx | 98.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг жизненных навыков
как метод профилактики злоупотребления ПАВ
Приоритет в профилактической работе по решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) принадлежит образовательной среде .[1]
Так, с целью профилактики употребления ПАВ возможно проведение занятий по курсу «Тренинг жизненных навыков».
На этапе планирования содержания курса необходимо решить: в каком классе вести этот тренинг; как организовать детей на тренинг; какие средства и приемы использовать; как оценить эффективность профилактической программы курса.
Для решения этих вопросов мы обратились к исследованиям Битяновой М.Р., Вачкова И.В., Родионова В.А. и др. Они свидетельствуют о том, что:
- Тренинговые методы позволяют воздействовать на основные компоненты поведенческой установки. Ведь целью профилактического тренинга является формирование представлений о сущности здорового образа жизни, его целесообразности, убеждений в ценности физической безопасности своей и других людей, умений распознавать потенциально опасную ситуацию, предвидеть последствия своих и чужих действий, способности избегать или минимизировать риск. [4,7]
- Комплексный подход, предусматривающий учет определенных особенностей: - учет возрастных особенностей;
- учет периодов учебного года;
- учет этапов школьной жизни;
- учет современного понимания природы наркотической
зависимости повышает эффективность этих методов. [3,6, 7,]
- Решать задачи психотренинга и учитывать школьную ситуацию можно с помощью тренинговых занятий. [3,7]
- Способом оценки эффективности профилактической программы может стать проективная методика. [2,4]
Руководствуясь этими выводами, определили возрастную группу – дети 11-12 лет (учащиеся пятого класса). Поскольку этот возраст, стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы – в области образования, качества личных отношений, социальных ориентаций, здоровья. [9]
Продолжительность занятий 45 минут один раза в неделю.
Цель занятий – развитие личностных и социальных навыков. Они проводятся как тренинговые занятия.
С первого дня занятий вводится определенные нормы и обязательные процедуры, и придерживаются их: работа в кругу, ведение записи в специальной тетради, правило «одного микрофона» и поднятой руки, принятие мнения каждого сидящего в круге, право собственного мнения.
В содержание занятий вводится, в разном соотношении, ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, информирование учащихся, подведение итогов.
На первых 3-х занятиях создаются предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений. Такое планирование учитывает необходимость адаптации детей к новому коллективу, новой форме занятий.
Например. Упражнение «Герб и щит» направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость, а так же поближе познакомиться с одноклассниками.
Детям раздается лист с нарисованным шаблоном герба.
В верхней части листа дети записывают и продолжают три предложения:
1. Я горжусь собой, потому что ...
2. Я горжусь собой, потому что …
3. Я горжусь собой, потому что …
Дети записывают три разных повода гордиться собой.
Затем, работа с шаблоном. Они видят, что поле разделено на пять полей.
Рисунок 1
На первом поле герба рисуют то, что умеют делать лучше всего.
На втором поле рисуют место, где чувствуют себя хорошо, уютно и безопасно.
На третьем – самое большое свое достижение.
На четвертом – трех людей, кому могут доверять.
На пятом поле пишут три слова, которые хотят слышать о себе.
Далее идет обсуждение рисунков.
Рисунок 2
Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для
придания смелости, выкрикивали свой девиз. Ваши личные девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые вам хотелось бы слышать о себе. Когда вам бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминайте и говорите себе эти слова.
Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают вам – вы не одиноки. Есть кому вас выслушать и помочь.
Напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились сами, помогает, когда охватывает неуверенность.
Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть.
Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.
Этот рисунок можно рассматривать и как щит с гербом, а щит – это оружие защиты и даже победы. С его помощью можно преодолеть какую-нибудь жизненную ситуацию. [5]
Последующие занятия планируются на основе пособия Романовой Р.Л. по развитию здорового стиля жизни и личности. Они включают материалы, относящиеся к табаку, алкоголю, марихуане, поскольку приобщение ко всем трем веществам связано с одними и теми же причинами. При этом важно отметить, что согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «вратами приобщения к наркотикам» является употребление алкоголя и курение табака.[6,8]
Темы занятий: Курение: мифы и реальность; Алкоголь: мифы и реальность; Марихуана: мифы и реальность.
На занятиях дети сами размышляют
- почему люди начинают курить, пить, принимать марихуану;
- есть ли правовая сторона у рассматриваемых проблем.
Затем подводятся выводы, что большинство детей и взрослых не употребляют эти вещества; употребление психоактивных веществ не может решить проблемы человека.
В ходе занятий учащиеся делятся на группы. В каждой группе обсуждается одна из причин: курить/не курить; употреблять/не употреблять алкоголь; принимать марихуану/не принимать. А так же создаются условия для индивидуальной работы – заполняются таблицы «Мои причины не пить», «Мой выбор - не употреблять алкоголь», «Мой выбор - нет наркотикам». Дискуссия по вопросу о том, следует ли легализовать марихуану, дает возможность принять участие всем желающим. На доске и в тетрадях фиксируются определения, ключевые слова, выводы.
Например:
- психологическая зависимость;
- физиологическая зависимость;
- побочный дым;
- абстиненция;
- толерантность;
- алкоголизм;
- эйфория;
- незаконный;
- психоактивный; и др.
Целью следующего блока занятий является обучение навыкам социально-приемлемого поведения:
- сопротивление групповому давлению;
- обучение неагрессивному настаиванию на своем;
- детьми осваиваются техники умения сказать «нет», «Я - высказывания».
Проводятся ролевые игры, в которых демонстрируются предложенные классом альтернативные варианты поведения в ситуации давления покурить, выпить, попробовать наркотик.
Например. Ситуация «Ты вместе с большой компанией ребят вне стен школы и все в ней курят. Ты выглядишь белой вороной. Друзья спрашивают тебя, хочешь ли ты сигарету.[8]
В процессе обучения социальным навыкам рассматриваются вопросы как преодолеть стеснительность, как начать беседу, как говорить и получать комплименты, в
чем заключаются навыки поддержания беседы, как преодолевать тревожность, как сопротивляется рекламе. Параллельно осваиваются перечисленные социальные навыки.
С целью изучения эффективности профилактики употребления ПАВ, используется проективная методика А.Бадака. Дети выполняют рисунок на тему «Я и наркотики». Время выполнения задания не ограничено. Все сюжеты, выполненных детьми, рисунков делятся на группы: активно отвергающие, пугающие и провоцирующие.
Дети, не употребляющие наркотики и не подвергающиеся соблазну их попробовать, рисуют активно отвергающие сюжеты: перечеркнутое изображение наркотиков и процесса их приема; изображение противопоставления своего Я наркоокружению и пугающие сюжеты. Реже провоцирующие. К этой группе детей относятся и те, кто имеет опыт курения и приема алкоголя.
Результаты анализа рисунков говорит о том, «что ребенок, изображающий активно отвергающие, пугающие сюжеты, не знакомы с наркотиками».
Анализ соотношения суммы активно отвергающих наркотики и пугающих сюжетов к числу провоцирующих сюжетов говорит о сопротивляемости наркопотреблению (СН). Если этот показатель ниже единицы, то он говорит о неблагополучии и высоком риске наркопотребления в группе. А чем выше - тем более здоровые дети ее составляют. [2]
И так, рассмотренный тренинговый метод профилактики употребления ПАВ, может использоваться в школе. Он учитывает школьную ситуацию детей.
С его помощью можно воздействовать на компоненты поведенческой установки детей.
Выбранное содержание курса «Тренинг жизненных навыков» включает комплексный подход к решению профилактики употребления ПАВ.
Для изучения эффективности профилактики употребления ПАВ можно использовать проективную методику «Я и наркотики». Она показывает, насколько группа готова к сопротивляемости наркопотреблению, сколько детей рисуют активно отвергающие и пугающие сюжеты. [2]
Список литературы
1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.
2. Бадак А. Безопасный рисунок. Школьный психолог.-2004.- №25-26.
3. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций //Школьный психолог.- 2004.-№34-48.
4. Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. Курс лекций.// Школьный психолог.-2004. - №33-47.
5. Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель – Н. Клименко. –Издательство «Эфлакс»,2003.
6. Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2006.
7. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций. //Школьный психолог. – 2007.- №17-24.
8. Романова О.Л. Тренинг Жизненных навыков. Пособие по развитию здорового стиля жизни и личности подростков.- Москва.1997.
9. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля» в возрастной психологии.//Вопросы психологии.-1998.-№3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".
Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях....
Тренинги жизненных навыков.
Тренинги для учащихся 10 - 11 классов....
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ«Скажи алкоголю - «НЕТ».Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алког...
Тренинг для подростков из замещающих семей по профилактике употребления ПАВ, умению сказать НЕТ негативному влиянию
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВЦели мероприятия: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками. Информирование молодых людей о последствиях потр...
Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»
Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...
Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ "Вместе мы сильнее"
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ....
Семинр - тренинг для родителей подростков по профилактике употребления ПАВ
Данна разработка будет полезна в работе с родителями социальному педагогу, классному руководителю. В разработке представлен информационный материал по теме, групповые задания, памятка...