Тренинг по профилактике употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции среди несовершеннолетних «НЕ - зависимость»
методическая разработка (9 класс)

Буляева Елизавета Евгеньевна

Методическая разработка тренинга для учащихся 8-11 классов по профилактике употребления алкогольной продукции среди несовершеннолетних

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Методическая разработка профилактического мероприятия

Тренинг по профилактике употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции среди несовершеннолетних

«НЕ - зависимость»

Автор: Буляева Е.Е.,

социальный педагог,

стаж работы  2 года

Абакан, 2022

Содержание методической разработки

Пояснительная записка.................................................................................3

Сценарий мероприятия.................................................................................5

1. Упражнение «Выработка правил поведения»........................................5

2. Дискуссия «Актуально или неактуально»...............................................5

3. Упражнение «Здоровье и алкоголь»........................................................5

4. Мозговой штурм «Почему люди употребляют спиртное?»..................6

5. Упражнение «Спорные утверждения»....................................................6

6. Мозговой штурм «Жизнь без алкоголя».................................................7

7. Упражнение «Пойдём со мной»...............................................................7

8. Упражнение «Жизненные ценности»......................................................8

Завершение тренинга, упражнение «Пять пальцев».................................9

Список использованной литературы.........................................................10

Приложения к программе...........................................................................11

Приложение А..............................................................................................12

Приложение Б..............................................................................................13

Приложение В..............................................................................................14

Приложение Г..............................................................................................15

Пояснительная записка

Актуальность.

Сегодня проблема употребления алкогольных и спиртосодержащих напитков населением России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее начало и быстрое пристрастие несовершеннолетних к алкоголю.

Привыкание к алкогольным напиткам у детей возникает значительно быстрее, чем у взрослых. По данным различных исследований алкогольная зависимость в 5 раз чаще развивается у подростков, начавших пить до 14 лет, чем у тех, кто стал употреблять в 21 год и старше. Также у детей, начавших пробовать или злоупотреблять алкоголем, в 50 раз увеличивается вероятность пристраститься в будущем к различным видам наркотиков, чем у тех, кто его никогда не употребляет. Статистические данные говорят нам о том, что проблема употребления алкогольных напитков несовершеннолетними является актуальной и одной из самых серьезных социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

Учитывая сложность и актуальность данной темы, было решено разработать программу профилактического тренинга, направленного на привитие школьникам здорового и адаптивного стиля жизни.

Цель мероприятия – содействие формированию у школьников социально-позитивных потребностей и установок осознанного отказа от употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Задачи мероприятия:

1. Повысить уровень знаний о различных аспектах отрицательного воздействия алкоголя на жизнь человека.

2. Развить позицию независимости в принятии решений и личной ответственности за свой выбор.

3. Сформировать стремление к здоровому образу жизни.

Вид мероприятия: тренинг.

Содержание мероприятия:

Приветствие.

1. Упражнение «Выработка правил поведения».

2. Дискуссия «Актуально или неактуально».

3. Упражнение «Здоровье и алкоголь».

4. Мозговой штурм «Почему люди употребляют спиртное?».

5. Упражнение «Спорные утверждения».

6. Мозговой штурм «Жизнь без алкоголя».

7. Упражнение «Пойдём со мной».

8. Упражнение «Жизненные ценности».

Завершение тренинга, упражнение «Пять пальцев».

Целевая аудитория: 8-11 классы, возраст учащихся 14-18 лет.

Количество участников: 18-21 человек.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Ожидаемые результаты тренинга: уменьшение факторов риска употребления учащимися школы алкогольной и спиртосодержащей продукции, формирование здорового жизненного стиля.

Сценарий мероприятия

Приветствие.

1. Упражнение «Выработка правил поведения».

Продолжительность: 5 минут.

Цель: установление правил, необходимых для эффективного проведения тренинга.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Необходимый реквизит: доска, мел, список правил.

Описание. Ученикам предлагается составить список правил, необходимых для эффективного проведения мероприятия (см. Приложение А). Все правила записываются педагогом на доске.

2. Дискуссия «Актуально или неактуально».

Продолжительность: 5 минут.

Цель: актуализация темы тренинга.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Необходимый реквизит: не требуется.

Описание. Педагог просит ответить учеников на вопросы:

- Существует ли проблема алкоголизма в нашем обществе?

- Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?

3. Упражнение «Здоровье и алкоголь».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: демонстрация последствий употребления алкогольных напитков для здоровья человека.

Форма проведения: групповая работа, дискуссия.

Необходимый реквизит: изображение фигуры человека, ручки.

Описание. Ученики делятся на 3 группы. Группам раздаются рисунки с изображением фигуры человека (см. Приложение Б). Подростки на данных рисунках должны отметить, какие органы человека поражаются при употреблении алкогольных напитков. Представители групп выходят к доске, вывешивают свои рисунки и рассказывают, какие органы поражаются по их мнению. Педагог совместно с ребятами делает вывод, что при распитии алкогольных напитков нет ни одного органа, который бы не поражался.

4. Мозговой штурм «Почему люди употребляют спиртное?».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: установление причинно-следственных связей, информирование о негативных последствиях употребления алкогольных напитков не только для здоровья человека, но и всех сфер жизни человека.

Форма проведения: обсуждение.

Необходимый реквизит: доска, мел.

Описание. Школьникам предлагается назвать причины, по которым люди употребляют алкоголь. Высказывания учеников  фиксируются на доске. Далее напротив каждой высказанной версии определяются последствия употребления алкогольных напитков (см. Приложение В).

Рефлексия упражнения. Также как и в предыдущем упражнении, педагог с ребятами делает вывод, что практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему спиртное или нет, что вместе с нанесением вреда здоровью человека злоупотребление алкоголем влечёт ощутимый ущерб его социальному положению, что чревато последствиями в семье, обществе и производственной сфере.

5. Упражнение «Спорные утверждения».

Продолжительность: 15 минут.

Цель: получение обратной связи от учеников по теме тренинга, вовлечение в активную дискуссию, разминка.

Форма проведения: групповая работа, игра, дискуссия.

Необходимый реквизит: таблички с ответами «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю».

Описание. На стенах кабинета висят таблички с ответами. Педагог зачитывает спорные утверждения, связанные с проблемой употребления алкогольных напитков. После того, как утверждение произносится, ученики сразу же должны разойтись и встать у тех табличек, на которых отражена их точка зрения. Педагог просит объяснить школьников, почему они выбрали именно эти утверждения (см. Приложение Г).

6 Мозговой штурм «Жизнь без алкоголя».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: выработка участниками стратегии жизни без алкоголя.

Форма проведения: обсуждение.

Необходимый реквизит: доска, мел.

Описание. Педагог предлагает ученикам ответить на вопрос: Что, на ваш взгляд, может помочь современной молодежи выработать стратегию здоровой жизни без алкоголя? Педагог фиксирует все ответы ребят на доске.

Выслушав учеников и зафиксировав их ответы, педагог обобщает результаты мозгового штурма и подводит ребят к следующему выводу, что развитие опыта жизни без алкоголя и выработка сопротивления негативному влиянию окружающей среды являются важными факторами формирования здорового образа жизни. Выбрать стратегию здоровой жизни без алкоголя молодым людям могут помочь:

- достаточная и достоверная информация о зависимости от алкоголя и его воздействии на организм;

- развитие умения бороться со стрессом без употребления алкоголя;

- развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами;

- развитие умения принимать самостоятельные решения;

- развитие способности оказывать сопротивление негативному влиянию окружающей среды;

- развитие активной жизненной позиции;

- развитие умения находить альтернативные виды поведения.

7. Упражнение «Пойдём со мной».

Продолжительность: 15 минут.

Цель: Осознание подростками умения говорить «нет».

Форма проведения: работа в парах, обсуждение.

Необходимый реквизит: ватман, маркер.

Описание. Группа разбивается по парам, в которой один участник уговаривает другого пойти с ним, а второй – отказывается, если возможно используя аргументы отказа (говорить просто «не хочу» запрещено).

Все аргументы записываются на ватмане в две колонки: аргументы убеждения и аргументы отказа. В завершении упражнения педагог акцентирует внимание участников на том, как в жизни важно уметь говорить «нет» и находить аргументы отказа.

8. Упражнение «Жизненные ценности».

Продолжительность: 10 минут

Цель: формирование представлений учеников о ценности здоровья и здорового образа жизни.

Форма проведения: работа в парах, обсуждение.

Необходимый реквизит: листы формата А4, маркеры.

Описание. Педагог раздает каждому ученику по листу и предлагает разделить его на пять частей. На каждом из пяти образовавшихся листочков участники должны записать по одной собственной жизненной ценности. Это могут быть жизненные цели, абстрактные и материальные ценности и т. д. Затем педагог просит ребят последовательно отдавать по одному листочку, выбирая наименее важную ценность, с которой они готовы расстаться. В конце упражнения у ребят должно остаться по одному листочку с наиболее важной жизненной ценностью.

Рефлексия упражнения. Педагог предлагает школьникам проанализировать упражнение, опираясь на следующие вопросы:

- Какие жизненные ценности остались в ваших руках?

-  С какими жизненными ценностями вам пришлось расстаться в ходе упражнения?

- Сложно ли вам было расставаться с листочками? С какими из них сложнее всего? Почему?

- Было ли здоровье среди записанных вами жизненных ценностей?

- Можно ли достичь ваших жизненных целей без здоровья?

- Что вы можете сделать для сохранения собственного здоровья?

Педагог резюмирует упражнение: молодым людям крайне важно задумываться о своей жизни, понимать, что за все, происходящее с ними, отвечают только они сами. Борьба с алкоголем – это, в первую очередь, борьба с желанием с его помощью сбежать от реальности. Существует немало мотивов изменить свой взгляд на мир и занять активную жизненную позицию: безопасность родных и близких, здоровье будущей семьи, возможность реализации собственных жизненных целей.

Завершение тренинга, упражнение «Пять пальцев».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: подведение итогов занятия и рефлексия.

Форма проведения: обсуждение.

Необходимый реквизит: не требуется.

Описание. Педагог предлагает ребятам по кругу дать обратную связь о тренинге, опираясь на вопросы, соответствующие пяти пальцам руки:

- большой палец – что мне понравилось?

- указательный палец – чему я научился? Что нового узнал?

- средний палец – что бы я сделал иначе?

- безымянный палец – какой была атмосфера на тренинге?

- мизинец – в чем была изюминка тренинга?

Список использованной литературы

1. Анн Л.Н. Психологический тренинг с подростками. –  СПб.: Питер, 2006. –  271 с.

2. Гарифулин  Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. Практическое руководство для педагогов и родителей. – М., 2005. – 114 с.

3. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 93 с.

Приложения к программе

Приложение А

Список правил, необходимых для эффективного проведения мероприятия

  • конфиденциальность (личная информация участников не обсуждается в перерывах и за пределами семинара)

  • правило «СТОП» (в любой момент каждый участник имеет право сказать «стоп» и не участвовать в предложенном задании)

  • «Я–высказывание» (каждый говорит только о своём опыте или мнении, используя местоимение «Я»)

  • правило «одного говорящего» (каждый имеет возможность высказаться; когда говорит один участник, все остальные внимательно слушают)

  • безоценочность (не оцениваются и не критикуются ни высказывания других участников, ни свои собственные)

  • мобильные телефоны во время тренинга должны быть выключены или поставлены на беззвучный режим

Приложение Б

Изображение фигуры человека для упражнения «Здоровье и алкоголь»

Приложение В

Примеры высказываний учеников на вопрос мозгового штурма «Почему люди употребляют спиртное?»

Причины

Последствия

За компанию

Модно

Назло родителям

Чтобы испытать новые ощущения

Развитие зависимости

Снижение иммунитета организма

Конфликты с родителями, учителями

Потеря уважения окружающих

Приложение Г

Примеры высказываний для упражнения «Спорные утверждения»

1. Слабоалкогольные напитки безвредны.

2. Алкоголизм – это преступление.

3. Алкогольные напитки повышают творческий потенциал.

4. Алкоголизм – это болезнь.

5. У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за употребления алкогольных напитков.

6. Прекратить пить алкоголь можно в любой момент.

7. Алкоголизм излечим.

8. Многие подростки начинают употребление алкогольных напитков «за компанию».

9. Люди, употребляющие алкоголь, очень часто не осознают, что зависят он него.

10. Человек может умереть от большого количества выпитого спиртного.

11. Зависимость от алкоголя  формируется только после многократного употребления.

12. По внешнему виду человека можно определить, злоупотребляет он алкоголем или нет.

13. Продажа алкогольных напитков подросткам не преследуется законом.

14. Алкоголизм неизлечим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первичная профилактика употребления алкогольных напитков

Данное занятие позволит развеять некоторые устойчивые, но ложные представления о выпивке, рассмотреть употребление спиртного в связи с реализацией жизненных целей, важных для каждого человека, и сформ...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»

ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ«Скажи алкоголю -  «НЕТ».Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алког...

Классный час по профилактике употребления наркотиков, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

laquo;Мания»-это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» в переводе с латыни означает «мания к яд...

Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»

Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...

Тренинг по профилактике употребления алкоголя "Свобода выбора"

Все спиртные напитки содержат алкоголь, который настолько быстро смог завоевать мир человека, что эту тему не обошли вниманием ни писатели и поэты, ни художники и композиторы.Что касается передовых лю...

Тренинг по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции «Сделай свой выбор»

В методической разработке представлены материалы по проведению тренинга для учеников 8-11 классов с целью профилактики употребления никотиносодержащей продукции, а именно вейпов и электронных сигарет...