Духовно-нравственное воспитание у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)
статья
Самое лучшее для детей – это дружественная атмосфера в семье и классе, которая формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему.
ДНВ - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых ценностей
Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.
Главной задачей воспитания является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dnv.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание (ДНВ)
Определение ДНВ
ДНВ - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых ценностей
Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.
Главной задачей воспитания является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.
Принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем, воспитателем и другими значимыми взрослыми.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: ценность человека; ценность добра, справедливости, милосердия.
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как аккуратность, бережливость.
3. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение по отношению к родителям, забота о старших и младших;
4. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Ценность здоровья.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы; ответственность человека за окружающую среду.
Содержание ДНВ в классе.
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Совместные игры. Дружественные отношения.
Просмотр мультфильмов и обсуждение нравственных ценностей.
Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Дидактическая игра: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Совместные внутригрупповые мероприятия: дни рождения, проведение масленицы и т.д.
Уважительное отношение к старшим.
Обсуждение норм поведения по отношению к старшим.
Практическое занятие: «Уступи место» (ролевая игра)
Содержание ДВН в классе.
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни.
Уборка в классе (протирание столов.), мытье посуды.
Элементарные представления о различных профессиях.
Практическое занятие: «Работа кондуктора» (ролевая игра)
Практическое занятие: «Продавец»(ролевая игра)
Содержание ДВН в классе.
3. Формирование ценностного отношения к семье
Поделки, творческие проекты, открытки детей для родителей на праздники, например ко Дню матери, 23 Февраля, 8 Марта.
Содержание ДВН в классе.
4. Формирование ценностного отношения к ЗОЖ
Физкультминутки, подвижные игра, самостоятельная деятельность детей, прогулки, спортивные и музыкальные праздники.
Содержание ДВН в классе.
5. Воспитание ценностного отношения к природе (экологическое воспитания)
Наблюдение за живой и неживой природой : экскурсии, прогулки.
Содержание ДВН в классе.
Самое лучшее для детей – это дружественная атмосфера в семье и классе, которая формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и обучение детей с глубокой умственной отсталостью на современном этапе
Доклад на пед.совет для школ VIIIвида...
Социально бытовое воспитание детей с глубокой умственной отсталостью
Материал для коррекционных школ VIIIвида...
ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....
"Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста."
Методические приемы и их использование....
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения
В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...
Презентация:Духовно-нравственное воспитание у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)
Духовно-нравственное воспитание является наиболее значимым направлением воспитательной работы в специальной коррекционной школе VIII вида. И его следует рассматривать как всестороннее возде...