СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
методическая разработка на тему

Абдрахманова Гульнара Гумеровна
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abdrahmanova-statya.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Абдрахманова Гульнара Гумеровна

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья», г. Нурлат

В последнее время много внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта. Они считались долгое время «необучаемыми» и не получали почти никакой помощи от специалистов. Современные знания и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Итак, кто же такие дети с тяжелой умственной отсталостью? Это дети, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в постоянной опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Для всех детей с тяжелой умственной отсталостью характерны, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

У всех детей с тяжелой умственной отсталостью внимание слабо и малоустойчиво. Дети легко отвлекаются, удержать их внимание отчасти удается только с помощью сильных раздражителей. Чтобы такой ребенок воспроизвел какой-либо материал, требуется очень большое количество упражнений, повторений. В тесной связи с грубым нарушением мышления у учащихся находится глубокие недоразвития речи. Самостоятельная речь, как правило, носит характер отдельных, неясно звучащих слов. Моторика этих детей также имеет свои особенности. Особенно плохо развиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом учатся шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Главное в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью, на мой взгляд – это практическая направленность всех занятий в игровой форме. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно. На уроках  показываю им приемы выполнения задания, затем сопряженно с ребенком многократно повторяем необходимые действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки. Внимательно слежу за активностью ребенка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить задание, которому его обучаю. Не пропускаю даже едва заметный успех, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью. Поощряю словами, интонацией, жестами самые незначительные успехи детей.

Основные методы работы, применяемые в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью:

1.Составление Адаптированной общеобразовательной программы образования учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Цель программы – максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

2. Проведение диагностики.

Диагностика проводится три раза в год (в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце учебного года) по следующим основным показателям: 1.поведение, 2.отслеживание внимания, 3.невербальная имитация, 4.имитация с кубиками, 5.крупная моторика, 6.мелкая моторика, 7.сопоставление, 8.рисование, 9.игра, 10.выполнение инструкций, 11.вербальная имитация, 12.навыки самообслуживания. На основе данных диагностики составляется диаграмма и кривая по вышеперечисленным показателям, где можно увидеть результаты обучения по каждому учащемуся.

3. Работа с родителями. Данная работа проводится для того, чтобы работать сплоченной командой, чтобы были единые требования и добиваться руководящего контроля не только в школе, но и дома.

4. Использование в работе АВА – терапии - метода прикладного анализа поведения.

5. Использование метода отдельных блоков на уроках.

Метод основан на АВА-терапии. Разбиение задач на отдельные шаги. Согласно методике отдельных блоков, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Со временем помощь ограничивается и устраняется до тех пор, пока ребенок не начнет выполнять упражнение самостоятельно.

7.Дидактические игры и упражнения.

8. Особое внимание  уделяю терапии с окрашенным рисом и макаронами.

  • Работа с цветным рисом.

Можно использовать игры и игровые упражнения с экологически чистым окрашенным рисом и макаронами, которые мы красим пищевыми красителями и уксусом. Сначала дети не знают, что макароны и рис можно использовать не только в качестве еды, но и использовать их для изготовления разнообразных красочных поделок или в играх. Макароны и рис – отличный доступный, безопасный и экологически чистый материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи, особенно для детей с тяжелой умственной отсталостью.

  • Пальчиковая гимнастика с окрашенным рисом «Найди предмет».

Погружение обеих рук в окрашенный рис снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок  раскрепощается, дети не боятся неправильно написать, нарисовать (ведь можно легко все исправить).

8.Развивающий массаж.

9.Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.

Вывод:

Таким образом, использование современных методов обучения и воспитания с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, имеющими речевые нарушения, могут способствовать развитию общей моторики, по-новому открывают перед ребёнком мир; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. А также создают мощную базу для начала речевой активности, стимулирует познавательный интерес ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе).

Практика работы показывает, что современные методы обучения и воспитания обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, а в частности преодоления нарушения речи дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.

Литература

1. Баряева Л.Б. (ред.) «Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии». Пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 52 с.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом»; Издательство: Союз, 2005 г.

3. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЛОИУУ, 1996. — 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью

Введение.Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение и...

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с глубокой умственной отсталостью

Здоровьесберегающие  технологии – это система мер, взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения....