Социально бытовое воспитание детей с глубокой умственной отсталостью
материал по теме

Кашапова Ландыш Раисовна

Материал для коррекционных школ VIIIвида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на тему:

                                                                               

«Социально-бытовое воспитание детей

с глубокой умственной отсталостью».

Глубоко умственно отсталые дети – дети со средней степенью нарушения развития личности, малоспособные к длительной самостоятельной целенаправленной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально-волевой сфере.

Такие дети способны при специальном обучении к овладению несложными навыками ручного труда и, позднее, при постоянной помощи и организации их деятельности, могут работать в лечебно-трудовых мастерских, а также производить несложные ручные работы в саду, в огороде.

Главный принцип в работе с глубоко отсталыми детьми её практическая направленность. Вся коррекционно-воспитательная работа с глубоко отсталыми детьми основывается на таких видах занятий, как самообслуживание и действие с предметами на младших годах обучения, трудовая подготовка – в старшем возрасте.

В ходе обучения дети овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. От того, как будет организовано трудовое обучение, зависит будущая судьба детей с выраженной умственной отсталостью. Трудовая подготовка имеет большое значение и для формирования положительных личностных качеств

воспитанников. Надо отметить, что многие нравственные понятия не доступны глубоко отсталым детям. Вместе с тем, в процессе труда, у них могут быть выработаны такие положительные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для их дальнейшей социальной адаптации.

Важнейшим условием для детей с глубокой отсталостью является постепенное расширение социальных связей.  

«Социальное воспитание глубоко отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания» Л.С. Выготский.

Исследования различных клинических  групп детей с синдромом Дауна, выявили определённые различия между ними, проявляющиеся в частности в своеобразии речевой деятельности, моторики, эмоционально-волевой сфере. У наших детей намного резче выражено расхождение между пассивным и активным словарём, что наглядно проявляется в более выраженных нарушениях связной речи. Нарушена мелкая моторика пальцев рук.

Эмоции ребят с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Нашим детям доступны переживания  радости, грусти, страха. Присущи им и положительные свойства: они ласковы, дружелюбны, уравновешены, любят слушать музыку. Детям музыка доставляет удовольствие и, по видимому усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических заданий. В частности, целесообразно  наши занятия  ручного труда проходят с музыкальным сопровождением.  

Основной же целью коррекционно-воспитательной работы является  формирование у воспитанников социально-бытовых знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.

Исходя из целей коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми  являются следующие взаимосвязанные задачи:

  1. трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда;
  2. социально-бытовая ориентировка с последующим включением в  окружающую жизнь;

  1. развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с глубокой умственной отсталостью;
  2. развитие мелкой моторику пальцев рук;

5.   формировать личностные качества;

Производственный труд

 

Трудовое обучение учащихся строится на базе их подготовки, полученной в начальный период обучения, главным образом на занятиях предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда, и продолжится затем в старшем возрасте. Цель - подготовить воспитанников к выполнению несложных работ в  созданных  условиях. Создана система трудовой подготовки, позволяющая воспитанникам овладевать несложными видами работ. Воспитанники изготавливают клеевые и сборные коробки, используя при этом клей, ножницы, кисточки. Поделки из пластилина, природного материала, ткани, цветной и бархатной бумаги.

Таким образом, в ходе наших занятий  воспитанники получают определённую трудовую подготовку.

Социально-бытовая ориентировка

Программа по социально-бытовой ориентировке включает в себя следующие разделы: «Транспорт и правила уличного движения»; «Магазины и предприятия службы быта»; «Учреждения культуры и здравоохранения»; «Городские и сельские профессии».

По программе ребята  знакомятся с правилами дорожного движения и поведения пешеходов. Должны  знать и различать сигналы светофора, действовать согласно

указаниям: «Берегись автомобиля!», «Идите!», «Стойте!».

Программа предусматривает обучение детей умению ориентироваться в магазинах различного назначения («Продукты», «Хозяйственные товары», «Универмаг»), знать функции работников магазина (кассир, продавец, контролёр), делать мелкие покупки. Должны знать расположение близлежащих магазинов и выполнять несложные задания.

Большое внимание уделяется для воспитанников умению пользоваться телефоном. Во время экскурсий и на практических занятиях учим набирать номер телефона, вести соответствующий диалог.

Профессии людей: также должны знать, чем заняты люди той или иной профессии, какие орудия труда им требуются для работы, какую пользу приносит их труд обществу.

Развитие коммуникативной функции речи  

Одной из основных задач коррекционно-воспитательной работы с учащимися в период обучения является развитие коммуникативной функции речи. Нельзя говорить об определённом уровне социально-трудовой адаптации воспитанников без достаточно сформированной у них диалогической речи.

Нами разработаны специальные занятия труда и социально-бытовой ориентировки, в ходе которых помимо выработки практических умений и навыков решаются также вопросы речевого развития детей.

На занятиях труда, наряду с показом определённых приёмов работы, используется  также словесные разъяснения, указания и т.д. Во время занятия у воспитанников возникает потребность задать вопрос к воспитателю, обратиться с просьбой к товарищу и т.п. Применение на занятиях трудового обучения разнообразных организационных форм (работа  воспитателя с классом, работа парами, работа с помощником воспитателя) имеет большое значение для формирования у детей активности, потребности речевого общения как с воспитателем, так и друг с другом.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке с помощью разыгрывания специальных ситуаций воспитанники учатся диалогической речи, тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от игрового сюжета. Близость темы, занимательный характер занятий, эмоциональное преподнесение материала – всё это является эффективным стимулом формирования коммуникативной функции речи.                        

Формировать личностные качества

Как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т.д. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить ребёнка выполнять определённую работу, чем воспитывать у него столь необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".

Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....

Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....

Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.

Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока:  учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике  изготовления поделки и...

Календарно-тематическое планирование уроков труда в 9 классе (для детей с глубокой умственной отсталостью).

Пояснительная записка.   Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений и дворников. Она предназначена для обучения ...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...