Программа классного руководителя
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Луткова Ирина Витальевна

Программа классного руководителя с 5 по 9 класс на 2019-2024 уч.гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klassnogo_rukovoditelya.docx58.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                         

Программа воспитательной работы

для 5 – 9 класса

«Успех каждого ученика»

                                                 

Пояснительная записка

Современная ситуация характеризуется множеством изменений в сфере образования: меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии,  критерии оценки деятельности классного руководителя.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и  к социуму.

      Средний школьный возраст (11 – 16 лет) - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.   

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации. Всё это осуществляется вместе с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

        В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Программа рассчитана на период 2019 - 2022 год. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.

Цель и задачи программы воспитания

Приоритетом программы  воспитания «Лестница успеха» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Главная цель воспитательной программы – воспитание  духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией 

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся
  • формировать гражданско-патриотические качества личности
  • воспитывать желание и стремление  учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
  • формировать культуру здоровья
  • воспитывать позитивное отношение к себе, развивать « Я-концепцию», нравственные качества личности
  • воспитывать чувство уважения к родителям, семье
  • воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
  • воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
  • формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

Программа предусматривает

  • воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.
  • воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
  • воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
  • посещение театров и музеев, выставок
  • воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы:

Программа осуществляется:

  • через аналитическую и диагностическую деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • в ходе образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
  • через сотрудничество с детскими общественными организациями
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ДК);

Методы:

  • научно-исследовательский;
  • метод критического мышления;
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;
  • репродуктивный метод;

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия.
  • представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
  • дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми;

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Диагностический этап – сентябрь-октябрь 2019г (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)

Основной этап – 2019-2023 годы (5-8 классы)

Обобщающий – 2023-2024 уч.год  (9 класс)

 В каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих возрасту и  проблемам, возникающим в период реализации программы

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Познавательная деятельность: серия классных часов «Моя семья», «Я - гражданин», «Мир моих увлечений»,  «Спорт в моей судьбе», создание видео и фото-летописи класса, классные часы и т.д.

Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками.

Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе,  украшение кабинета, творчество и т.д.

Художественно-творческая деятельность: участие в различных выставках, новогодние праздники, осенний  бал, фестиваль дружбы народов, конкурсы инсценированной песни и т.д.

Деятельность свободного общения: походы, поездки-экскурсии, праздники ко Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню.

Ожидаемые результаты и способы их определения:

На первом этапе развития личности 5–6 класс:

  • сплоченность коллектива;
  • лидерские качества;

На втором этапе развития личности 7–9 класс:

  • способность включения в работу;
  • способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон – желание самосовершенствоваться;
  • способность к выполнению намеченных целей;
  • формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребности общества.

Мониторинг  реализации программы

Показатели и индикаторы

Методы сбора

информации

Периодичность сбора информации

1.

Качество усвоения учебных программ

- Проверка дневников учащихся.

- Посещение уроков.

- Беседы с педагогами класса.

- Еженедельно

2.

Состояние здоровья учащихся:

- психическое

- соматическое

- социальное

- Учет пропусков уроков учащимися по болезни.

- Работа с медицинскими справками.

- Анкетирование.

- Ежедневно

- Раз в неделю

- Раз в четверть

3.

Удовлетворенность учащихся, родителей процессом

- Беседы с родителями и учащимися.

- Анкетирование родителей и учащихся.

- Раз в четверть

Основные принципы программы воспитания «Успех каждого ученика».

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы, выражающие отношения классного руководителя и учащихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

Приоритетными принципами воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании.  

Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.

Принцип культуросообразности

Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека

Принцип  природосообразности

Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать.

  • Принцип воспитания творческой личности ребенка.

Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти.

Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.    

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

  • Принцип сотрудничества.

 Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества.

Основные программные мероприятия

Программа воспитательной работы основана на 5 основных направлениях, влияющих на развитие личности ребенка:

  • Россия – моя страна
  • Культура других стран и народов (толерантность)
  • Образование (основное, дополнительное, самообразование)
  • Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)
  • Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)

При этом каждое направление реализуется в одной или нескольких темах:

 «Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга)

Данная тема  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Виды мероприятий:

  • конкурсы и олимпиады
  • классные часы
  • беседы
  • анкетирование
  • тестирование
  • диспуты
  • встречи с интересными людьми
  • экскурсии

«Моя Родина». (Россия – моя страна, культура других стран и народов)

Тема соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Это одна из ведущих тем, т.к. воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков  является довольно эффективным

Виды мероприятий:

  • родительские собрания
  • лекции
  • беседы
  • тестирование
  • консультации
  • посещение семей
  • классные часы, беседы, диспуты
  • экскурсии, выезды
  • фестивали
  • праздники
  • конкурсы и балы
  • викторины

 «Здоровый образ жизни» (культура общения, культура досуга)

Данная тема соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает формирование у учащихся ценного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Виды мероприятий:

  • спортивные соревнования
  • беседы
  • походы
  • участие в мероприятиях по здоровьесбережению

 «Мир прекрасного» (культура досуга, культура других стран и народов, Россия – моя страна) - тема соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

Виды мероприятий

  • тематические классные часы
  • мероприятия, конкурсы, фестивали
  • экскурсии в музеи

 «Ученическое самоуправление» (культура досуга, культура общения)

Данная тема подразумевает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.

Виды мероприятий

  • организация КТД
  • классные часы

Работа с родителями

Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей и учителя, которая может быть организована в различных формах.

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с  обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Индивидуальные собеседования.

На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями. Во время собеседования можно отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания.

Родительские собрания, проводимые детьми

Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Должна быть  проведена большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание  текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно.

Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги -  эффективное средство развития общения, преодоления внутрисемейных конфликтов, установления позитивных отношений.

Способы и формы определения результатов

Диагностический этап

Цель:  углубленное психолого – педагогическое изучение детей,  выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива

Задачи:

  • провести  психолого-педагогическое  обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
  • провести обследование стадии развития классного коллектива
  • проанализировать  результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.

На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и  проведение диагностик).

По результатам работы  составляется «Психологический портрет» каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы,  в котором предполагается:

 выявление имеющихся ресурсов

 постановка цели на предстоящий учебный год;

определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

Мероприятия:

  • Изучение документации  (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
  • Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей
  • Наблюдение за детьми  на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;
  • Анкетирование и тестирование учащихся

1. Изучение личности школьников

Анкетирование учащихся:

2. Изучение классного коллектива:

Анкетирование

  1. Социометрия.
  2. Уровень воспитанности и самооценки класса.

Основной этап:

Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.

Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.

Цель: Вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию

Основные задачи:

  • Формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;
  • Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
  • Формирование культуры общения у родителей;
  • Оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
  • Выработка совместных требований к ученику;
  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс:
  • Создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.

Виды взаимодействия учителя и родителей:

  1. Учебная деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Общественно – полезная деятельность
  4. Творческая деятельность
  5. Спортивно – оздоровительная деятельность
  6. Экологическая деятельность

Обобщающий этап

Цель: обобщить результаты, показанные учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы.

На обобщающем этапе планируется проводить отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям,  делать сравнительный анализ.

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Лестница успеха» целесообразно использовать следующие критерии: 

  • Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
  • Уровень воспитанности;
  • Сформированность ценностных отношений учащихся;
  •  Формирование мотивации к обучению;
  •  Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

  • различные методики диагностики;
  • беседы с учащимися;
  • наблюдения;
  •  интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

  • Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
  • Активная гражданская  позиция.
  • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Творческий подход к любым видам деятельности.
  • Коммуникабельность, умение общаться.
  • Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.

Мониторинг эффективности программы.

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. Освоение учащимися образовательной программы

2. Развитость мышления

3. Познавательная активность учащихся

4.Сформированность учебной деятельности.

.Тест интеллектуального развития

  1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  2. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

 1.Нравственная направленность личности

2.Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
  2. Методика "Репка" ("Что во мне выросло")

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. Знание этикета поведения

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика

1. Развитость чувства прекрасного

2. Сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса

Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1. Состояние здоровья

2. Развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. Комфортность ребенка в школе

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в классе.

.Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"          

.Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"                    

Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. Развитость самоуправления

3. Сформированность совместной деятельности

     Социометрия

     Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)

  1. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Форма работы

Класс

Сроки

Кто привлекается

1

Вовлечение в систему дополнительного образования. Составление карты занятости по четвертям

5-9

Сентябрь

Классный руководитель, педагоги доп. образования

2

Дни здоровья

5-9

В течение года

Учитель физкультуры, классный руководитель, родители

3

Экскурсии на природу, в музей

5-9

Сентябрь, май

Классный руководитель

4

Участие в новогодних праздниках

5-9

Декабрь

Классный руководитель, родители

5

Посещение мероприятий ЦДТ и библиотек

5-9

В течение года

Классный руководитель

6

Конкурс «Богатыри!»

8-9

Февраль

Учитель физкультуры

7

Праздничная программа «8 Марта»

5-9

Март

Зам. директора по в/р

Классный руководитель

8

«День Защитника Отечества»

5-9

Февраль

Организатор по в/р , классный руководитель

Правовой всеобуч

1.

Классные часы «Права и обязанности учащихся»

5-9

сентябрь

Классный руководитель

2.

Классные часы «Конвенция ООН о правах ребенка»

5-9

В течение года

Классный руководитель

3.

Викторина «Заешь ли ты закон?»

8

Ноябрь

Учитель истории

4.

Анкета «Правовые знания и сознание»

9

декабрь

Соц.педагог, классные руководители

5.

Беседа « Уголовная ответственность несовершеннолетних»

7

ноябрь

Инспектор ПДН

6.

Классный час-диспут «Причины и следствия нарушения закона подростками. Отношение подростков к некоторым социальным вредностям»

9

ноябрь

Психолог

Работа с детьми девиантного  поведения

1.

Диагностика проблемных детей. Составление банка данных

5-9

В течение года

Классные руководители, психолог, соц.педагог

2.

Индивидуальные беседы учащимися

5-9

В течение года

Классный руководитель, соц.педагог

3.

Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации).

5-9

ежегодно

Психолог, классный руководитель, соц.педагог

4.

Встреча с инспектором ПДН

5-9

ноябрь

Инспектор ПДН

5.

Тренинг

5-9

По плану

Психолог

6.

Заседания совета профилактики

5-9

По плану

Соц.педагог

7.

Обработка документации по работе с детьми девиантного поведения

5-9

В течение года

Соц.педагог

8.

Анкетирование «Что я знаю о своих правах»

6-9

октябрь

Классный руководитель

Работа с родителями

1.

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей

5-9

В течение года

Классный руководитель

2.

Повышение педагогической культуры родителей

5-9

В течение года

Классный руководитель

Ресурсное обеспечении программы

 Кадровый состав: администрация, учителя – предметники, классный руководитель, учащиеся, родители, учреждения дополнительного образования, социальный педагог, психолог.

 Материально – техническая база.

Компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер, интернет-ресурсы, библиотека классного руководителя, школьная библиотека

Список используемой литературы.

  1. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. – М.: Вентана-Графф, 2003г.
  2. Л.Ю.Кобелева. Дневник профессионального самоопределения «Я и моя будущая профессия». Портфолио: раб.тетрадь для учащихся 7-9 кл. Челябинск: Издательство «СИМАРС», 2008. – 64с.
  3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.  – М., Творческий центр «Сфера»,2005г.
  4. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации  под ред. Степанова Е.Н.. - М., Творческий центр «Сфера»,2005г.
  5. Маленкова Л.И.. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. Учебно- методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005г. – 227с.
  6. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е.Щуркова, В.Н.Швырёва. М.,1991г.
  7. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие под ред. Степанова Е.Н.. - М., Творческий центр «Сфера»,2005г.
  8. Классные  дела. Методические разработки воспитательных дел в классе  под ред. Степанова Е.Н., Александровой М.А.  - М., Творческий центр «Сфера»,2006г.
  9. Щуркова Н.Е. Классный час: поговорим о жизни…Материалы для воспитателей и классных руководителей -  М., Аркти, 2005г.
  10. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса (5-8  кл.). Методкнига классному руководителю.- .М.2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа классного руководителя

Данная разработка является шаблоном  и представляет собой набор страниц  дневника классного руководителя, включающих в себя такие, как «Социальная карта класса», «Протокол родительского собр...

Рабочая программа классного руководителя 5-9 классы

Рабочая программа воспитательной работы «Содружество» для 5-9 классов включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, принципы реализации, пернспективное планирование по направлениям воспитатель...

Программа классного руководителя

календарно-тематическое планирование, цели, Задачи, Мероприятия, пояснительная записка, обоснование программы, механизм реализации, роль родителей в воспитании детей, циклограмма классного руководител...

Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе

Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...

Воспитательная программа классного руководителя 5-7 класс

В данной работе предлагаю необходимые таблицы по работе классного руководителя, воспитательную программу работы с классом по направлениям с 5 по 7 класс. План работы 7 в класса на текущий учебный год...

Структура программы классного руководителя

Структура воспитательной программы классного руководителя (6-7 классы)...

Рабочая программа классного руководителя

В данной программе содержится информация по деятельности классного руководителя 6 класса; основные направления работы......