Программа классного руководителя "Мой мир"
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации городского округа Чехов Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крюковская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Мой мир»
Уровень образования, класс: основное общее образование, _5Б_ класс
Количество часов: 34 часа
Составитель: Дорохина Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным
Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа: Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 — 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательньй идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа предназначена для учащихся 5-х классов.
Программа рассчитана на 1 года.
Форма организации занятий — групповая.
Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю, в год -34 часа.
Цель программы: воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
- Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно —нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимыми другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип Диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимьпли взросльпли. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перекисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Я в мире людей».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятьж в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация, игра-конкурс анкетирование, экскурсии по школе, викторина, презентация, экскурсия в музей, игровая программа, выставка, конкурс рисунков, конкурс плакатов, конкурс стихов, инсценировка, семейный праздник, проект.
Требования к прохождению курса
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральньх дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающий научится:
- принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
Воспитание гражданственности. патриотизма. уважения к правам. свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации; • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взросльми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. труду. жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;.
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
Воспитание ценностного отношения к природе. окружающей среде (экологическое воспитание): • ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному. формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Календарно-тематический план внеурочной деятельности 5Б класса на 2020-2021 год обучения.
УРока | Тема урока | Планируемая дата | Скорректирован- ная дата |
1 | Снова в школу! Школьный этикет. Устав- основной закон школы. | 04.09 | |
2 | Самоуправление в классе. Правила этикета в классе. | 11.09 | |
З | Как создать проект. Работа с источниками. Библиотека. | 18.09 | |
4 | Роль личности в собственном развитии. Мой кумир . Образ вашего «Я» | 25.09 | |
5 | Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября — День пожилых людей. | 02.10 |
6 | Я и окружающие. | 16.10 | |
7 | Человек - загадка для самого себя. Оценивание себя. | 23.10 | |
8 | Профессии наших родителей | 30.10 | |
9 | День согласия и примирения. (4ноября) | 06.11 | |
10 | Привычки человека и его характер | 13.11 | |
11 | Роль подростка в семье. День матери. | 27.11 | |
12 | Памятный день 9 декабря — День Героев Отечества. Герои нашего города, района и школы. | 04.12 | |
13 | Юные граждане России: права и обязанности. 12 декабря — День Конституции Российской Федерации. | 11.12 | |
14 | Социальные отношения. Отношения со сверстниками. | 18.12 | |
15 | Игра-праздник «Новогодний вечер». | 25.12 | |
16 | Здоровый образ жизни школьника. | 15.01 | |
17 | Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью. | 22.01 | |
18 | Другие люди-друзья или враги? День снятия блокады города Ленинграда.(27 января) | 29.01 | |
19 | Другие люди-друзья или враги? | 05.02 | |
20 | Ответственность человека за свои поступки. | 12.02 | |
21 | Масленица. Народные традиции. | 19.02 | |
22 | Есть такая профессия -Родину защищать! (232февраля) | 05.03 | |
23 | Мир семейного очага — Международный женский день. (8Марта) | 12.03 | |
24 | Культура общения и общая культура человека. | 19.03 | |
25 | Чем я талантлив? | 26.03 | |
26 | Международный день детской книги. (2апреля) | 02.04 | |
27 | День космонавтики. (12 апреля) | 16.04 | |
28 | День Земли.(22апреля) | 23.04 | |
29 | Роскошь и нищета общения. | 30.04 | |
Ссора и конфликт. Как сохранить добрые отношения? | 07.05 | ||
31 | 9 мая — День Победы. | 14.05 | |
32 | Всемирный день музеев. Музеи родного края.(18мая) | 21.05 | |
33 | Они сражались за Родину .День пограничника.(28мая) | 28.05 | |
34 | Год прошел и мы повзрослели. | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа классного руководителя
Данная разработка является шаблоном и представляет собой набор страниц дневника классного руководителя, включающих в себя такие, как «Социальная карта класса», «Протокол родительского собр...
Рабочая программа классного руководителя 5-9 классы
Рабочая программа воспитательной работы «Содружество» для 5-9 классов включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, принципы реализации, пернспективное планирование по направлениям воспитатель...
Программа классных часов для учащихся 7-8 классов
Программа классных часов "Дружный класс - залог успеха!" разработана для учащихся 7-8 классов с целью повышения сплоченности учебного коллектива....
Программа классных часов "Дружный класс - залог успеха"
Программа классных часов для учащихся 7-8 классов, направлена на повышение сплоченности, воспитание толерантности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных груп...
Программа классного руководителя
календарно-тематическое планирование, цели, Задачи, Мероприятия, пояснительная записка, обоснование программы, механизм реализации, роль родителей в воспитании детей, циклограмма классного руководител...
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе
Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...
Воспитательная программа классного руководителя 5-7 класс
В данной работе предлагаю необходимые таблицы по работе классного руководителя, воспитательную программу работы с классом по направлениям с 5 по 7 класс. План работы 7 в класса на текущий учебный год...