Программа классных часов для учащихся 7-8 классов
классный час по психологии (7 класс) по теме
Программа классных часов "Дружный класс - залог успеха!" разработана для учащихся 7-8 классов с целью повышения сплоченности учебного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnyy_klass.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №4
Ворошиловского района Волгограда
Программа классных часов
для учащихся 7-8 классов
«Дружный класс – залог успеха!»
Разработали: Педагог-психолог первой квалификационной категории Гусева С.Г. Учитель высшей квалификационной категории, классный руководитель Санарова Г.Э. |
Волгоград, 2010г.
Программа классных часов
«Дружный класс – залог успеха!»
Актуальность проблемы. Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью поведения, которая задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому очень важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к повышенной тревожности, страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
В программе классных часов для учащихся 7-8 классов, направленных на повышение сплоченности, в отличие от тренинговых групп, участвует весь класс. Это, с одной стороны, ограничивает диапазон интерактивных методов работы только групповыми формами, но, с другой стороны, такие формы наиболее эффективны для сплочения всего коллектива, так как работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что может привести к разногласиям в классе. Поэтому, если возникает необходимость разделить класс, то подгруппы выделяются случайным образом и каждый раз (даже во время выполнения одного упражнения со сменой подгрупп) состав этих подгрупп должен быть разным.
Цель программы: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи программы:
- Формирование базовых понятий «дружба», «толерантность».
- Развитие доброжелательности, эмпатийных чувств и умения эмоционально сопереживать однокласснику;
- Развитие умения сотрудничать, действовать сообща, совместно решать поставленные задачи;
- Формирование умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
Методические рекомендации педагогу реализующему курс:
Программа классных часов рассчитана на 6 занятий, периодичность проведения – 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия – 40 минут.
Условия организации и проведения классных часов максимально приближены к условиям работы общеобразовательной школы: возможность проведения занятий в школьных классах стандартной наполняемостью (20-25 человек), в условиях учебного кабинета, 40 минутная продолжительность каждого занятия дает возможность совмещения с поурочной системой организации обучения в ОУ.
Общий план работы предполагает соблюдения правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т.д.
Каждое занятие заканчивается созданием «итогового продукта»: общая формула, коллаж, памятка по теме, общие правила и т.д. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны для всеобщего обозрения.
Основные методы:
В работе используются, прежде всего, психолого-педагогические методы. Предполагаются только те упражнения и задания, которые может провести педагог без специального психологического образования.
- Тематические беседы
- Диспуты
- Групповая дискуссия
- Метафора
- Совместные задания (подгрупповые и групповые формы работы)
Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование, листы ватмана, цветная бумага заготовки «звездочек», «листиков», цветные карандаши, фломастеры.
Формы контроля:
- Рефлексия.
- Итоговый продукт каждого занятия.
- Выполнение совместных заданий, результаты групповых дискуссий, диспутов.
Ожидаемые результаты:
- Сплочение коллектива.
- По результатам социометрии: увеличение коэффициента удовлетворенности и сплоченности; увеличение взаимных выборов и т.д.
- Снижение количества конфликтных ситуаций внутри классного коллектива.
Структура классного часа:
1. Приветствие.
Цель: создание атмосферы доброжелательности
2. Вступительная часть
Цель: Формирования мотивации к работе посредством создания проблемных ситуаций.
2. Основная часть.
Цель: Решение поставленных задач посредством различных методических приемов.
3. Подведение итогов
Цель: Рефлексия полученных знаний (групповая работа, коллаж, совместно выработанное решение и т.д.)
Тематический план программы классных часов.
№ п/п | Тема | Всего часов |
1. | Секрет дружного коллектива. | 1 час |
2. | «Я и ты – какие мы разные!» | 1 час |
3. | Толерантность | 1 час |
4. | Мы и конфликт. | 1 час |
5. | Дружба. | 1 час |
6. | Мы – команда! | 1 час |
Итого: | 6 часов |
Содержание программы.
Занятие № 1. Секрет дружного коллектива.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Наши встречи будут посвящены нашему классу. Мы попробуем более тесно познакомиться друг с другом, узнать что-то новое.
Вступительная часть.
А сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая называется «Испытание»
Сказка «Испытание».
В давние времена на самом краю Великой равнины у подножия высоких гор жили 2 племени: племя воды и племя огня. Но со временем клочка плодородной земли стало мало для проживания двух многочисленных племен . И возник спор , кому остаться, а кому уйти в поисках новых земель. И повелитель земель устроил испытание для племен: чье племя принесет амулет Счастья, спрятанный высоко в горах, те и останутся жить на этих землях.
«Чтобы вам было легче выполнить задание, - сказал повелитель, - Вы можете заменить своего старого Вождя на молодого, полного сил и энергии, знающего местные тропы»
Племя огня легко приняло молодого вождя, отказавшись от своего прежнего предводителя, быстро продвигалось оно неизведанными тропами, теряя в пути тех, кому трудно было идти.
Племя воды, оставшись верным своему вождю, двигалось дальним, но проверенным путем. И благодаря собранности и рассудительности добралось до вершины гор в полном составе.
На вершине их ждало второе испытание – дикие звери, охранявшие волшебные амулеты.
Племя огня, решившее выполнить задачу любой ценой, отдало в жертву диким зверям старых и больных соплеменников.
Племя воды, четко продумав охрану лагеря, организовало нападение на стаю, и после длительной борьбы амулет был все-таки получен.
Забрав волшебные амулеты, племена отправились в обратный путь.
Оставшиеся немногочисленные члены Племени огня, пытаясь отстоять личное право доставить амулет правителю и стать вождем, устраивали козни, убивая и предавая друг друга.
Племя воды единогласно отдали право передать амулет своему вождю, и все были горды своей мудростью.
Добравшись до Великой равнины, племена предстали перед глазами правителя, и вопрос о том, какое племя достойно быть обладателем амулета Счастья, был решен.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, какое племя стало обладателем амулета Счастья? Почему?
- Какие ошибки допустило Племя огня?
- В чем сила Племени воды?
- Как вы считаете, если бы эти испытания пришлось бы преодолевать нашему классу, справились бы мы с ним или нет? Почему?
- Где мы могли встретить трудности? А какие испытания мы бы преодолели легко?
Основная часть.
Беседа - дискуссия (Работа в подгруппах)
Как вы считаете, ребята, является ли наш класс дружным? Почему?
Давайте разделимся сейчас на подгруппы:
- Те, кто считает, что наш коллектив трудно назвать дружным
- Те, кто считает, что наш класс по праву может называться дружным
- Те, кто считает, что наш класс многого добился в этом направлении, но еще нужно совершенствоваться.
Каждая подгруппа получит цветной бланк с вопросами, на которые посоветовавшись, вы сможете ответить (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
Обсуждение результатов работы в группах.
Подведение итогов:
Многого мы уже достигли, но есть моменты, которые мешают нам называться самым дружным классом. Но мы видим свои достижения и промахи, поэтому можем наметить пути совершенствования своего коллектива по основным направлениям.
Составляющие дружного коллектива (Фиксирование на ватмане ответов детей):
|
Результат совместного решения вывешивается в классе для дальнейшего обсуждения и рассмотрения.
Занятие №2. «Я и ТЫ – какие мы разные».
Приветствие.
Вступительная часть. Жизнь – это дар, данный нам свыше. Ее Величество Жизнь часто ставит перед нами вопросы, ответить на которые бывает очень сложно. Иногда мы решаем их самостоятельно, иногда вынуждены обратиться за помощью к тем, кто рядом с нами.
Представьте на миг, что может наступить такое время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми и будут похожи друг на друга по росту, цвету волос и глаз, манере одеваться и разговаривать, по сумме знаний и интересам. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? ( Размышления детей)
Основная часть.
К счастью мы видим и знаем, что мир велик и разнообразен. Различны люди, различны их творения. Мы отличаемся друг от друга не только внешне, но и внутренне.
Стихотворение Евгения Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир,
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
Презентация «Какие мы разные!»
Вопросы для обсуждения:
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со трудничества.
- А можно было бы объединиться по принципу одинакового роста, цвета глаз, волос, знака зодиака и т.д.?
- Что бы из этого получилось?
Упражнение «Как и у меня…» (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Возьмите лист бумаги и напишите 2-3 имени одноклассников, у которых такие же, как и у меня:
- Цвет глаз
- Цвет волос
- Интересы
- Любимое животное
- Отношение к другу
- Отношение к учебе
Итак, ребята, у каждого из вас на листочке появились группы людей, которые на вас чем-то похожи . Давайте посмотрим, что получилось. (Обсуждение).
У нас очень много общего. Люди объединяются в общении, дружбе, на работе, в учебе и т.д. Если подумать, то можно найти очень много критериев, по которым мы могли бы быть равными, похожими. Но ведь каждый из нас индивидуален.
Упражнение «Только у меня…»
Укажите на листочках те качества характера, которые присуще только вам, то, что умеете делать только вы или делаете лучше всех остальных. Назовите то, что могло бы отличать вас от всех остальных. (Обсуждение по желанию)
Подведение итогов:
Одинаковых людей не бывает. Каждый из нас уникален, неповторим, по-своему талантлив. Важно научиться говорить о своих достижениях с гордостью, видеть эти качества в окружающих вас людях, уважать и ценить достоинства других.
Презентация. Слайд «Профессиональные проявления».
На слайде мы видим, каких высот могут достичь люди. Они ведь тоже когда-то были самыми обычными детьми, учились в школе, совершали ошибки. Но они смогли развить свои способности и достичь грандиозных успехов.
Вы сейчас тоже просто дети. Но каждый из вас уже знает, чем он уникален и неповторим. Если не останавливаться на достигнутом, можно добиться многого.
Коллаж «Звездный путь нашего класса»
Напишите на маленьких звездочках вашу мечту: как и кем вы видите себя в будущем одним или несколькими словами. Ваши ЗВЕЗДОЧКИ мы разместим на фоне неба. Это будет «Звездный путь нашего класса». Размещение звездочек на общем листе.
Занятие №3. Толерантность.
Приветствие.
Вступительная часть.
Порой нам так не хватает внимания, понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу.
Китайская притча «Ладная семья»
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
- любовь;
- прощение;
- терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Вопросы для обсуждения:
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в классе)?
- Нужно ли быть терпимым по отношению друг к другу? Почему?
- Что вы понимаете под словом терпимость?
Основная часть.
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
- Как поступает терпимый человек?
- Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
Презентация. Слайд №1.Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском — готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо. |
Слайд №2.Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность - «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Слайд №3. Структура толерантности.
Игра «Комплимент»
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сделайте комплимент или похвалите одноклассника, сидящего рядом с вами.
- Что чувствовал каждый из вас, когда о нем говорили?
- Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова.
- Кто был смущен, кому было неприятно?
- Были ли комплименты одинаковыми или разными? Почему?
Рассматриваем плакат, на котором имеется надпись:
НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова – “А цените”, закрыты листом бумаги) Ёще раз обращаю внимание детей на то, что все мы очень разные.
Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами. А что у нас общее?
а) учёба;
б) цель – получить образование
в) класс, т.е. коллектив;
г) возрастные интересы.
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
- С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? Считаете не достойным его вашего общества?
Так что написано на этом плакате? /Внимание детей обращаю на первый плакат/
/Дети выдвигают разные версии/.
Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.
Подведение итогов.
Игра «Волшебная лавка»
Продавец: Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение.
Продавец: а теперь возьмите свои покупки , напишите их названия на листиках волшебного дерева - и наклейте листики на Дерево толерантности
На нарисованную основу дерева приклеиваются листики – появляется
Дерево толерантности
Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.
.
Занятие №4. Мы и Конфликт.
- Приветствие
- Вступительная часть
Сегодня темой нашей встречи является «конфликт». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Столкновение взглядов, интересов, предпочтений, мнений и т.д. Вспомните, пожалуйста, и поднимите руку те:
- Кто сегодня уже успел с кем-нибудь поссориться?
- Кто успел помириться?
- Кто из вас сегодня обидел кого-нибудь?
- Кто попросил прощения?
- Кто из вас вступает в конфликты ежедневно?
- Кто конфликтует по несколько раз в день?
- Кто из вас и в настоящий момент находится в состоянии неразрешенного конфликта с кем-либо?
Как мы видим, каждый из нас знаком с понятием «конфликт», многие из нас были его участниками, зачинщиками либо сторонними наблюдателями.
Основная часть.
Групповая дискуссия. Как вы считаете, ребята, какое место в нашей жизни занимает конфликт? Нужен ли нам конфликт? Или нужно стремиться к тому , чтобы полностью без него обходится?
Аргументы «ПРОТИВ»: Ваша задача быть обвинителями «Конфликта». Приведите аргументы, подтверждающие тот факт, что конфликт мешает нам в жизни.
АРГУМЕНТЫ «ЗА»: Ваша задача – быть защитниками этого явления. Докажите, что конфликт иногда просто необходим (фиксирование на доске)
И действительно, конфликт – это часть нашей жизни. Он всегда был, есть и будет. Иногда он мешает нам, разрушает отношения, лишает сил, выбивает из колеи, но иногда он нам просто необходим, чтобы высказать и отстоять свое мнение. Важно только знать, из-за чего конфликт возникает и как правильно выходить из конфликтных ситуаций.
Притча «Про слона».
Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: «Слон похож на змею. Он длинный и гибкий». Другой ощупал слоновий бок и сказал: «Слон похож на стену – он большой и плоский». А третий, ухватив слона за хвост, закричал: «Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!» Каждый настаивал на своем, и никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый из них знал только часть.
Как вы думаете, что является причиной конфликта в данной истории?
Групповое обсуждение .Причины возникновения конфликтов. При фиксировании причины, просьба, поднять руки тем, у кого эта причина когда-либо спровоцировала ссору или конфликт.
- Незаслуженные и унизительные упреки;
- «навешивание ярлыков», негативный настрой;
- Настойчивые советы по поводу того, как другой человек должен себя вести;
- Указание на факты, которые искажены или не имеют отношения к теме разговора;
- Неуместная ирония, сарказм;
- Ругательства, грубость, оскорбительные высказывания.
Как вы заметили, каждый из нас имеет достаточно богатый опыт в ссорах и выяснении отношений. Но часто мы бы с удовольствием готовы были бы избежать этих ситуаций.
Существует несколько стратегий выхода из конфликтной ситуации, которые использует в жизни каждый из нас. Важно только научить различать эти стратегии и понимать, в какой ситуации какую тактику нужно принимать.
Работа по подгруппам(5 подгруппам):
Каждая подгруппа получит карточку с наименованием способа разрешения конфликта и ситуации, которые вы , обсудив в группе, должны разыграть, используя данную стратегию. (Приложение №3)
Примерные ситуации:
1.Вы с друзьями договорились сходить вместе в кино, но твой лучший друг в самый последний момент не пришел, не отвечает на телефоне звонки…Вечер не удался.
2.Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. Прошел месяц, а он ее не вернул. Книга очень нужна тебе для написания реферата, ты позвонил и наполнил ему про книгу, он клятвенно обещал принести ее завтра. А сегодня говорит: «Извини, я забыл и не знаю, куда ее положил…»
Подведение итогов:
Обратить внимание, что в зависимости от типа конфликтных ситуаций целесообразно использовать разные стили поведения.
- Как вы считаете, от чего зависит выбор стратегии поведения?
Фиксируем на доске:
|
Теперь каждый из вас понимает, что правильное поведение в конфликте поможет нам в некоторых случаях сохранить отношения и избежать отрицательных последствий, а в некоторых – четко и жестко заявить свою позицию.
Занятие №5. Дружба
Приветствие. Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поведём с вами разговор о друзьях и о друж бе.
Вступительная часть. Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? Действительно, человеческая жизнь - это дорога, которая складыва ется из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня с ва ми вместе пройдём кусочек этого пути длиной всего-то в 40 минут.
Притча «Жизнь».
Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золо тую монетку. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Ко гда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь - это грязная дорога, на которой попадаются иногда золотые монеты».
Согласитесь, иметь деньги – хорошо, но ведь без друзей жить невозможно. А ведь найти деньги легче, чем отыскать друга. На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми. Как же среди такого множества найти друга? Нужно знать, кого искать. Кто такой друг?
Основная часть.
Упражнение «Закончите фразу»
Продолжите фразу: «Друг - это тот ...»
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много?
Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, од ноклассники. Но друг - это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одно классник.
- Какие же черты должны быть присущи настоящему другу?
- Обязательны ли эти качества для настоящего друга?
- А если их нет, разрушается ли дружба?
Да, действительно, в дружбе большую роль играют не внешние, а внутренние качества человека, иногда даже вовсе не бросающиеся в глаза. Нужно только их увидеть.
Дружба – это прекрасная и великая вещь. Друзья делят не только радости , но и проблемы. В жизни встречается немало людей добрых и злых, отзывчивых и равнодушных, лживых и правдивых. И каждый из вас сам решает, кто чего стоит.
- Умеете ли вы разбираться в людях?
- Можно ли с первого взгляда, с первого знакомства определить характер человека?
«Вот человек, что скажешь ты о нём?» -
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вот человек, что скажешь ты о нём?» -
Спросил я у товарища другого, -
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?» Р. Гамзатов
- А как вы думаете, с какой меркой следует подходить к людям прежде всего? (Доброжелательной.)
Групповая работа. Давайте составим правила доброжелательного общения. Например:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
«Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хо рошего», - писал М. Горький. Старайтесь справедливо оценить другого, ориенти руйтесь больше на хорошее.
- Какие черты характера мешают не только дружбе, но и любым человеческим отношениям?
- У кого из нас есть хорошие друзья?
- А кто из вас сам считает себя хорошим другом?
Проведем тест. (Приложение №4)
Подведение итогов. Работа по подгруппам.
Ее Величество Жизнь часто ставит перед нами задачи, которые решить в одиночку просто невозможно. И вот тут мы обращаемся к друзьям. Мы все являемся жителями Королевства Дружбы, которое невозможно представить без Царства Доброты, Царства Взаимоуважения, Царства Сотрудничества.
Вы сейчас разделитесь на 3 группы, и каждая из групп отправится в одно из Царств. В каждом из них свои законы, требования, правила. Давайте попробуем написать Правила, по которым живут жители этих вымышленных государств.
Каждая группа разрабатывает Правила Доброты, Правила Взаимоуважения, Правила Сотрудничества. Все Правила вывешиваются на один лист ватмана, на котором надпись: «ПРАВИЛА ДРУЖБЫ»
Вот мы с вами все вместе и воспроизвели те жизненные каноны дружеских взаимоотношений, без которых не может существовать ни один человек, ни один коллектив.
Игра «Тайный друг».
Каждый на бумажке пишет свое имя, так чтобы было понятно, кто имеется ввиду. Все записки складываются вместе, каждый берет себе одну, и никому ее не показывает. Следует внимательно проследить, чтобы никто не вытащил самого себя. С этого момента тот человек, который написан на бумажке, становится вашим тайным другом. В течение следующей недели вы должны все время, постоянно и методично оказывать знаки внимания, обеспечить ему комфорт и хорошее настроение. Но все это нужно сделать так, чтобы он ни за что не догадался, кто же вы. При этом каждый день будет отличаться от предыдущего своим заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 (Вывешивается в классе)
Занятие № 6. Мы – команда!
Приветствие. Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы постараемся подвести итоги наших встреч.
Вступительная часть.
Обсуждение игры «Тайный друг».
- Кто из вас заметил знаки внимания со стороны «тайного друга»? Почему, как вам кажется?
- Кто не догадался? Что помешало?
- Кому было приятно получать знаки внимания от незнакомого друга?
- Как, будучи «тайным другом», можно проявлять внимание к людям?
Основная часть.
Давайте попробуем приподнять завесу тайны и узнаем, кто же кому был тайным другом в течение недели. Первый участник, называет того одноклассника, для кого, по его мнению, он был «тайным другом». Если имя называется ошибочно, ему дается 3 попытки, и за ним выстраивается его тайный друг, который также проделывает процедуру узнавания и т.д. Таким образом, образуется замкнутый круг «тайных друзей»
Тайные друзья превратились в явных! Каждый из вас побывал в двух ролях: вы были человеком, который на протяжении недели оказывал знаки внимания своему однокласснику и в тоже время принимал это внимание от другого. Целую неделю наш класс был пропитан атмосферой заинтересованности друг другом и желанием быть внимательным.
- Как вы считаете, что у нас получилось?
- Что вызвало затруднение?
Итак, ребята, вы уже почувствовали, что быть настоящим другом – это большой труд. Но мы будем стремиться к этому и многое у нас уже получилось.
Упражнение «Круги дружбы»
А теперь мы встанем в 2 круга (внешний и внутренний), и каждый из вас скажет друг другу самые теплые, искренние пожелания. При этом внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний круг – против часовой стрелки.
Подведение итогов.
Групповой коллаж «С наилучшими пожеланиями…»Каждый участник формулирует пожелание, обращенное к одноклассникам, оформляет его в форме сердечка и прикрепляет на общем ватмане. Коллаж остается в классе для дальнейшего ознакомления.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Подгруппа 1. Дружный класс - это … Что мешает нашему классу быть дружным? Кто мешает нашему классу быть дружным? (без фамилий) Что(кто) поможет нашему классу стать дружнее? |
Подгруппа 2. Дружный класс - это … Чем наш класс может гордиться? Кем наш класс может гордиться? Что(кто) поможет нашему классу стать дружнее? |
Подгруппа 3. Дружный класс - это … Что (кто)мешает нашему классу быть самым дружным? Чем(кем) все-таки наш класс может гордиться? Что(кто) поможет нашему классу стать дружнее? |
Приложение №2
Упражнение «Как и у меня…» Напишите 2-3 имени одноклассников, у которых такие же, как и у меня:
|
Упражнение «Как и у меня…» Напишите 2-3 имени одноклассников, у которых такие же, как и у меня:
|
Упражнение «Как и у меня…» Напишите 2-3 имени одноклассников, у которых такие же, как и у меня:
|
Упражнение «Как и у меня…» Напишите 2-3 имени одноклассников, у которых такие же, как и у меня:
|
Приложение № 3.
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого. Такой человек действует напролом, ищет слабое место в позиции другого, «затыкает рот», считает себя знатоком, нападает на человека, используя моральное или физическое превосходство. |
Сотрудничество – выбор такого решения, которое бы максимально отвечало интересам обеих сторон. Поиск выгодного для всех решения, взвешивание всех за и против, обсуждение всех вопросов. Не смотря на временные и моральные затраты, человек старается не спешить, сообща выработать общее для всех решение. |
Компромисс – выбор вариантов решения, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Такому человеку в споре важно получить хоть что-то, полная победа ему не важна, можно в чем-то уступить, а в чем-то настоять на своем. Ситуация «и вашим и нашим », тебе половину и мне половину |
Избегание – уход от конфликтных ситуаций Человек не хочет выяснения отношений, ему не важно, как разрешить ситуация, лишь бы тихо и спокойно. Можно не обращать внимание, можно уйти, промолчать, не заметить. |
Приспособление – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Человек сделает все, лишь бы никого не обидеть. Ничего страшного, что его интересы не удовлетворятся в споре. «Я потерплю, обойдусь, ничего страшного…» Лишь бы другим было хорошо! |
Приложение №4
Тест «НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»
1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечис ленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
д) совместимость - вам хорошо в его компании.
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сде лаете?
а) угостите чаем и успокоите;
б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;
в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;
г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;
д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообе щаете встретиться завтра.
3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем со чувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осоз нанной жизни?
а) ни одного; б) один; в) два; г) трое; д) четверо и более.
5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все; б) почти все; в) не все; г) немногие; д) двое или никто.
6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы ус пели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?
а) согласитесь без всяких сомнений;
б) согласитесь, но неохотно;
в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы до веряете;
г) скажете, что сами хотели его надеть;
д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.
7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
а) наотрез откажетесь;
б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разуз наете всех обстоятельств;
в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;
д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и зани маетесь ими первый и последний раз.
8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:
а) панда; б) кошка; в) собака; г) обезьяна; д) слон.
9. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
10. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями;
б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от кон кретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже вся кий раз, когда вы в этом нуждаетесь.
12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать друга.
| А | Б | В | Г | Д |
1 | 10 | 5 | 15 | 0 | 20 |
2 | 20 | 0 | 5 | 15 | 10 |
3 | 15 | 10 | 10 | 15 | 20 |
4 | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 |
5 | 15 | 20 | 10 | 5 | 0 |
6 | 20 | 10 | 10 | 0 | 15 |
7 | 15 | 10 | 0 | 5 | 0 |
8 | 5 | 0 | 10 | 20 | 15 |
9 | 0 | 5 | 10 | - | - |
10 | 0 | 10 | 20 | 15 | 5 |
11 | 10 | 15 | 20 | 0 | 5 |
12 | 15 | 0 | 5 | 10 | 20 |
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине ду ши вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас со гревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказы ваетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой про являете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представ ляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к са мопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - вели кодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не раб ской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положить ся, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь
Приложение № 5
День | Задание |
1й день - День знакомства | важно как можно больше узнать о вашем «избраннике»: чем увлекается, чем занимается в свободное время, хобби, интересы и т.д. |
2й день – День толерантного отношения | важно быть терпимее и спокойнее по отношению к поведению, поступкам и словам вашего «друга». |
3й день – День бесконфликтного общения | важно постараться провести весь день без споров и выяснения отношений. |
4й день – День доброжелательного отношения | важно в течение дня делать избраннику комплименты, говорить хорошие слова, хвалить и т.д. |
5й день – День дружбы | важно совместить все вышеперечисленное по отношению к своему другу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа для учащихся 4-5 классов на тему:"Мы этой памяти верны..." с использованием речевых игр
Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенносте...
Сценарий классного часа для учащихся 7-8 классов
Содержит презентацию, сценарий и раздаточный материал...
Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».
Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».Тема выбрана не случайно. В последнее время в подростковой и молодежной среде не все и не всегда относятс...
Сценарий классного часа для учащихся 8-11 классов.
Сценарий классного часа для учащихся 8-11 классов.Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить? На эти вопросы предстоит ответить в ходе классного часа. Проблемы недопонимания в семье рассматриваю...
Сценарий классного часа для учащихся 6-11 классов «Овеянные славою флаг наш и герб»
Данный классный час был разработан мною с целью обогащения знаний учащихся о государственной символике Российской Федерации, формирования к ней уважительного отношения, воспитания патриотических и гра...
Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"
Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...