Классный час «В поисках призвания» в 9 классе
классный час (9 класс)

Аниканова Нина Валерьевна

Профориентация обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.ch_._10.11.docx406.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Красносулинская школа-интернат спортивного профиля»

Классный час

«В поисках призвания» 

в 9 классе

Подготовила классный руководитель

учитель I категории

Аниканова Н.В.

р.п. Горный

2020-2021 уч. год

Дата проведения: 10.11.2020.

Цель: помочь учащимся осознанно подойти к определению своего призвания и выбору будущей профессии.
Задачи:
сформировать установку на самопознание, самоопределение;
развивать способность видеть перспективу своей будущей жизни;
воспитывать культуру общения, сотрудничества и взаимодействия учащихся.
Оборудование: листы бумаги А 4, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, картинки с изображениями мусорного ведра и чемодана, стикеры.

«Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблён в свою работу, - только тогда он может черпать радость в своём труде.

(Н. К. Крупская)

Ход мероприятия.

Упражнение «Круг приветствия».

Учитель: Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную сейчас для вас тему. А для начала давайте встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на позитивную и плодотворную работу. Я сейчас подойду к любому из вас и пожму руку со словами «Здравствуй, (имя), я очень рада тебя видеть!». Тот участник, к которому я обращусь, в свою очередь, должен будет повернуться к своему соседу справа, пожать ему руку и сказать что-нибудь приятное в качестве приветствия.
         Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти свое призвание». Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом. Нет ничего хуже, чем ежедневно делать то, что тебе не нравится, постоянно испытывать дискомфорт и угнетённое состояние. С призванием, как и с любовью, жизнь человека, попавшего в свою стихию, качественно меняется в лучшую сторону.
Некоторые люди могут проявлять неординарные способности во многих сферах и для них вопрос «как найти свое призвание?» особенно актуален.
        А как вы понимаете, что такое призвание?

(учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над этим понятием, затем выслушиваются ответы).
        Кен Робинсон – автор книг и эксперт в области образования и инноваций, призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти. Если ещё проще – это когда дело, которым занимается человек, у него отлично получается и безумно ему нравится. Часто для того, чтобы мы смогли обнаружить свои таланты, нам необходимо признание или положительная оценка других людей – общественное мнение, т.е. признание – это позитивная оценка нашей деятельности, общественное уважение, успех, популярность.
           Как вы считаете, призвание есть у каждого? (ответы учащихся).

          А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся - прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться).

                       C:\Users\пк\Desktop\фото\IMG_20201110_171537.jpg

         

Упражнение «Познаю себя».
Всем учащимся раздаются карандаши и бумага. Воспитатель дает задание: «10 раз ответьте на вопросы: «Кто я?», «Какой я». При этом необходимо использовать характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я». После того, как дети закончат выполнение этого задания, обсуждение какими чаще дети бывают, какие качества редко проявляются, что вышло на первый план при выполнении задания. В заключение учащиеся отвечают на вопрос «Легко ли было описывать себя?»

                        C:\Users\пк\Desktop\фото\IMG_20201110_171637.jpg

Учитель.  Ребята, как вы думаете, профессия, профессиональная деятельность и призвание – всегда ли они совпадают в жизни? (Выслушиваются ответы). Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать определения этих понятий.
          Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие «профессия», имеющее несколько определений:
- Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Синонимами к слову «профессия» являются следующие слова: дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность, ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание.

             Проблема выбора профессии всегда стоит очень остро. Как правило, учащиеся задумываются об этом только в 10-11 классе или ещё позже, когда бывает уже поздно, и выбранная профессия не приносит ни удовлетворения, ни радости.

Поэтому уже в 9 классе вы должны задуматься о своей дальнейшей жизни, о хорошей профессии, своём образовании.

- Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии. (Интересами, своими способностями и возможностями  и т.д.)

 - Мы не знаем, какие личностные или профессиональные качества нам потребуются в дальнейшем для достижения успеха в той или иной сфере человеческой деятельности. Давайте попробуем определить своё место в мире профессий, правильность его выбора.

Рейтинг востребованных профессий меняется с каждым годом. Но есть специальности, которые всегда будут актуальны. Например, экономисты были  и остаются самыми востребованными специальностями на рынке труда. Экономист должен хорошо знать математику и не только.

Для экономиста важны: умение анализировать большой объём информации, хорошая память и высокая концентрация внимания.

Так же одна из самых популярных профессий - менеджер по продажам. Действительно именно эти люди обеспечивают финансовое благополучие большинства компаний. Суть работы менеджеров по продажам – реализация товара. Как правило, его продают через сеть посредников, которые в свою очередь доставляют товар в магазины или торговые точки. Для того, чтобы поток сбываемого товара был равномерным и постоянным, необходимо устанавливать и поддерживать партнёрские отношения с клиентами.

Ещё одна востребованная профессия – секретарь, высокий спрос на которую объясняется необходимостью для каждой организации в человеке, который будет отвечать на звонки и вести делопроизводство.

Давайте ребята обсудим, какими чертами характера должен обладать человек при выборе той или иной профессии. (выбирают 2 чел. к доске, которые называют черты характера  по конкретной профессии)

Любая профессия предполагает, что человек, избравший её, обладает определёнными присущими только ей качествами. Например,  музыкант должен обладать слухом, танцор пластикой и чувством ритма.

Принимая решение,  с какой профессией связывать мечты, надежды, очень важно учитывать свои способности.

Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я ещё не попробовал себя в ней?

Можно попробовать себя в разных сферах деятельности, и спустя годы, когда на поиск потрачено немало сил, найти любимое дело и почувствовать усталость.

Есть и другой путь – проанализировать, к чему у вас есть способности.

Сейчас я задам вам несколько вопросов, ответив на которые, вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь завысить оценку, будьте строги к себе. Поставьте ту оценку, которая отражает ваши реальные умения.

5- «очень хорошо»

4- «хорошо»

3-«средне»

2-«ниже среднего»

1-«плохо»

(раздать карточки с вопросами теста.)

Тест «Выбор сделай сам»

  1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой –либо проблемы.
  2. Я анализирую свои возможности, потребности, интерес, думая о выборе профессии.
  3. Я записываю основные идеи, прежде чем двигаться на этом пути дальше.
  4. Я могу чётко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.
  5. Я знаю, что я жду от своей будущей работы: удовлетворение, интересов, много денег, возможности свободно распоряжаться собой.
  6. Я ориентируюсь в справочной литературе, без труда могу найти нужную информацию о выбираемом учебном заведении.
  7. Я без труда, не испытывая волнения, могу войти в официальное учреждение  (например центр занятости) и получить там необходимую информацию.
  8. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я уверен в себе.
  9. Если я волнуюсь, когда говорю с незнакомым человеком о себе, о своих намерениях, то волнение использую чтобы познакомиться более эмоциональной и интересной личностью.
  10. Я уверен, что смогу осваивать многие виды деятельности.
  11. Я могу чётко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.
  12. Беседуя с человеком время от времени, я смотрю ему в глаза, чтобы понять его реакцию на меня, на то, что я говорю.
  13.  Я умею справляться с волнением, когда говорю с незнакомыми людьми.

(Ребята отвечают  на вопросы теста) Зачитывают расшифровку теста

Расшифровка теста

52-65 баллов. Вы очень хорошо подготовлены, чтобы решать проблему выбора профессии самостоятельно. Вы даже можете обойтись без опеки профконсультанта, и пожалуй, единственное, что можно было бы порекомендовать, - это убедиться в том, что вы действительно не завысили свою оценку.

39-52 баллов. Можно предположить, что вы подготовлены решать проблему выбора профессии самостоятельно. Правда, вы не очень уверены в себе. С другой стороны, вам недостаёт отдельных умений. Их можно сформировать . В этом вам поможет профконсультант и школьный психолог. У вас возникают проблемы, когда нужно представить себя другому человеку, то есть в само презентации. Не унывайте, этому можно научиться.

26-39 баллов. Вам нужна помощь специалиста профконсультанта. Не откладывай проблему в долгий ящик, обратись к нему и начните с обсуждения тех вопросов, которые вы оценили низкими баллами.

 Меньше 26 баллов. Вам нужно много работать, чтобы научиться решать проблему выбора профессии самостоятельно. Не унывайте! Этому можно очень быстро научиться, если захотеть!

            Успех в выборе профессии зависит от многих факторов. Однако самый важный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

И главное при выборе своей будущей профессии не опирайтесь на ложные утверждения.

 - Профессия выбирается раз и навсегда.

 - Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучше.

- Профессия предназначена человеку от рождения.

 - По названию ВУЗа можно судить о том, кого он готовит.

- Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей.

- Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ.

Так было раньше, но сейчас жизнь становится быстрее, появляются всё больше возможностей. Научившись выбирать профессию сейчас, ты не побоишься рисковать потом.

             Почему люди часто думают, что профессия выбирается один раз и на всю жизнь? Скорее всего, потому что боятся рисковать и предпочитают считать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Следуя такой логике, человек принимает решение не самостоятельно, перекладывая ответственность на других людей.

             Очень важно стремиться получить не только одну профессию, но так же и смежные. Например,  юрист – экономист, товаровед – эксперт. Назовите ещё смежные профессии.

             Психологи считают, что каждые 10 лет следует менять профессию или проходить курсы, так как первые 3 года идёт освоение, 5-7 лет человек активно работает, после 10 лет идёт спад в работе.

Для каждой профессии важны свои квалификационные качества, без которых вас не будут считать настоящим специалистом, профессионалом.

Подумайте и предложите те качества, которые нужно формулировать для любой профессии:

 - самостоятельность;

 - ответственность;

- инициативность;

 - здоровье;

 - коммуникабельность;

 - сдержанность;

- добросовестность и т. Д.

Любая профессия должна отражать:

 - мечты;

 - интересы;

 - склонности;

 - желания;

 - возможности (способности);

-здоровье;

 - знание;

 - потребность на рынке труда

Ребята, можете теперь более точно ответить на вопрос: «Совпадают ли в жизни призвание и профессия?», зная, что составляет понятия «призвание», «профессия» и «профессиональная деятельность»? Какие шаги, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы узнать и выявить, в чём твое призвание, и как это призвание соотнести с будущей профессией? (Выслушиваются ответы учащихся).

Рефлексия. Упражнение «Чемодан».
           Как вы могли заметить, призвание – это один из синонимов слова «профессия» и это значит, что в силах человека сделать так, чтобы призвание совпало с профессией, с его профессиональной деятельностью. Для этого необходимо осознать, что Ваше будущее зависит от каждого из Вас. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру «Чемодан». На доске я поместила два изображения – «мусорное ведро» и «чемодан». Возьмите стикеры и напишите на них, что вам сегодня понравилось и было полезным, и что не понравилось и, как вы считаете, вам не пригодится. На чемодан приклейте то, что вы возьмёте с собой полезного с нашей встречи, а в мусорное ведро можно поместить то, что является лишним и ненужным.
Спасибо за работу!

Источники:
1. А. Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе. – М.: Изд-во «ОЛМА-пресс», 2010.
2. К. Робинсон. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. Электронная библиотека e-libra.ru
3. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "В поисках призвания"

Презентация по профориентации для родительского собрания по выбору элективного курса. Представлены курсы,предлагаемые учащимся для выбора....

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Классный час «В поисках своего призвания» 9 кл.

Данный классный час профориентации предназначен для учащихся 9 классов. После класного часа каждый ребёнок задумается  о своём будущем. У него возникне стремление получать новые знания с целью их...

Элективный курс "Путь в профессию, или В поисках призвания"

Проблема выбора профессии стара как мир. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью, освоения нового социально-экономическо...

Внеклассное мероприятие "В поисках призвания".

Внеклассное мероприятие «В поисках призвания» формирует ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессии....

Мероприятие с родителями "В поисках призвания"

Сценарий воспитательного мероприятия «В поисках призвания» разработан для выпускников и их родителей. Мероприятие направлено на содействие обучающимся и их родителям в принятии важног...

Презентация к мероприятию "В поисках призвания"

Презентация к совместному  мероприятию для детей и родителей "В поисках призвания"...