Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».
рабочая программа по психологии (8 класс) по теме
Цикл занятий по профориентации.
Цель:Формирование у детей стремления к осознанному выбору профессии.
Задачи:
- содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- активизация самопознания;
- активизация процесса осознанного выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа занятий по профориентации. | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ
«В поисках призвания».
Цель: формирование у детей стремления к осознанному выбору профессии.
Задачи:
- содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- активизация самопознания;
- активизация процесса осознанного выбора.
Пояснительная записка.
Современные рыночные отношения в стране ставят людей в условия жёсткой конкуренции на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и умеющий. Чем раньше молодой человек разрешит ситуацию с выбором профессии, тем больше времени и внимания он сможет уделить целенаправленной подготовке к ней.
Кроме того, на современном рынке труда появляется всё больше новых профессий, информацию о которых подростки либо не имеют вообще, либо имеют в искажённом виде.
Данная программа призвана помочь детям в ориентации в мире профессий (как имеющихся, так и вновь появившихся), а также в самопознании и соотнесении личностных качеств с системой требований к личности кандидата, т.е. в ориентации в профессионально важных качествах личности.
Программа состоит из двух частей.
Часть I предполагает знакомство с миром профессий, типами и видами профессий, их классификацией и т.п. В этой части в основном используются диагностические методики, а также игровые методы, методы моделирования, дискуссии.
Часть II предполагает изучение особенностей личности воспитанников и соотнесение их с профессионально важными качествами и предполагаемыми интересующими профессиями.
Тематический план.
Часть I. Знакомство с миром профессий.
- Понятие о типах и видах профессий. Классификация профессий. Определение ориентировочных интересов в мире профессий (Ориентационный тест).
- Диагностика интересов и склонностей (тест ДДО Климова и Карта интересов)
- Знакомство с профессиограммами разных профессий. Определение профессионального типа личности (опросник Холланда).
- Знакомство с новыми современными профессиями. «Профессии будущего» – популярные профессии в ближайшем и далёком будущем. Определение потенциальных возможностей и склонностей (проективный тест «Геометрический рисунок человека»).
- «В поисках призвания». Познание мира профессий. Занятие в тренинговой форме.
Упражнение 1. Знакомство.
Упражнение 2. «Пересядьте те, кто…»
Упражнение 3. «Ассоциации»
Упражнение 4. Беседа «Дороги, которые мы выбираем»
Упражнение 5. «Профессия- специальность».
Упражнение 6. Рефлексия.
- «В поисках призвания» Познание мира профессий. Занятие в тренинговой форме (продолжение).
Упражнение 1. Разминка. «Коленочки»
Упражнение 2. «Профессия на букву».
Упражнение 3. «Угадай профессию».
Упражнение 4. «Самая-самая».
Упражнение 5. «Найди профессию».
Упражнение 6. Рефлексия.
- «Профессии и мы». Ориентация в мире профессий.
Упражнение 1. «Аукцион» или «Кто больше».
Упражнение 2. «Цепочка профессий»
Упражнение 3. «Надпись на спине»
Упражнение 4. «Рассказ из существительных».
Упражнение 5. «Моя профессия».
- «Навыки самопрезентации».
Упражнение 1. «Брачное объявление»
Упражнение 2. «Самореклама»
Упражнение 3. «Хвастовство»
Упражнение 4. «Резюме».
Упражнение 5. Рефлексия.
Часть II. Особенности личности и профессии.
- Тип темперамента и профессии. (тест Айзенка).
- Особенности самооценки и её влияние на выбор профессии (тест Дембо-Рубинштейн).
- Особенности характера и профессиональные склонности (проективный тест «Нарисуй свой характер», «Акцентуации характера. К. Леонгард»). Упражнение «Расскажи о человеке».
- Интеллект и профессии. Тесты на интеллект – КОТ, тест Дж. Айзенка. Упражнение «Любовное послание» (развитие вербального интеллекта).
- Особенности познавательных процессов и профессиональные намерения.
Тесты – Преобладающий тип мышления. Объём внимания. Преобладающий тип памяти. Пиктограммы. Упражнения для тренировки памяти, внимания, мышления.
- Определение развития организаторских и коммуникативных умений. Тесты – КОС, тест К.Томаса, тест «Молчун? Говорун?».
Упражнения - «Сломанный телефон», «Произнеси «ДА» (и вариант со стихами).
7. Заключительное занятие. Рефлексия полученных знаний о себе и о профессиях. Составление личного профессионального плана.
Материальное оснащение: диагностические методики (тесты и опросники) по профориентации; разработки занятий с подробным описанием упражнений; профессиограммы различных профессий, листы бумаги для выполнения упражнений; информационные материалы для просвещения.
Литература:
- Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.- М.: МПСИ, 2006г.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.- М.: МПСИ, 2002г.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие.- М.: МПСИ, 1998г.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).- М.: Вако, 2005г.
- / Школьный психолог, №14, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"
Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ с углубленным изу...
«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения физической культуре»
педагогической проект...
Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.
Авторская статья о том. как в , в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...
Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...
Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "
Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...
Комментарии
Хороший материал,много
Хороший материал,много практических упражнений.