Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».
рабочая программа по психологии (8 класс) по теме

Цицилина Анна Евгеньевна

Цикл занятий по профориентации.

Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.

Задачи:

  • содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;
  • активизация самопознания;
  • активизация процесса осознанного выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ

«В поисках призвания».

Цель: формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.

Задачи:

  1. содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
  2. формирование актуального для подростков «информационного поля»;
  3. активизация самопознания;
  4. активизация процесса осознанного выбора.

Пояснительная записка.

 Современные рыночные отношения в стране ставят людей в условия жёсткой конкуренции на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и умеющий. Чем раньше молодой человек разрешит ситуацию с выбором профессии, тем больше времени и внимания он сможет уделить целенаправленной подготовке к ней.

 Кроме того, на современном рынке труда появляется всё больше новых профессий, информацию о которых подростки либо не имеют вообще, либо имеют в искажённом виде.

 Данная программа призвана помочь детям в ориентации в мире профессий (как имеющихся, так и вновь появившихся), а также в самопознании и соотнесении личностных качеств с системой требований к личности кандидата, т.е. в ориентации в профессионально важных качествах личности.

 Программа состоит из двух частей.

 Часть I предполагает знакомство с миром профессий, типами и видами профессий, их классификацией и т.п. В этой части в основном используются диагностические методики, а также игровые методы, методы моделирования, дискуссии.

 Часть II предполагает изучение особенностей личности воспитанников и соотнесение их с профессионально важными качествами и предполагаемыми интересующими профессиями.

Тематический план.

Часть I. Знакомство с миром профессий.

  1. Понятие о типах и видах профессий. Классификация профессий. Определение ориентировочных интересов в мире профессий (Ориентационный тест).
  2. Диагностика интересов и склонностей (тест ДДО Климова и Карта интересов)
  3. Знакомство с профессиограммами разных профессий. Определение профессионального типа личности (опросник Холланда).
  4. Знакомство с новыми современными профессиями. «Профессии будущего» – популярные профессии в ближайшем и далёком будущем. Определение потенциальных возможностей и склонностей (проективный тест «Геометрический рисунок человека»).
  5. «В поисках призвания». Познание мира профессий. Занятие в тренинговой форме.

Упражнение 1. Знакомство.

Упражнение 2. «Пересядьте те, кто…»

Упражнение 3. «Ассоциации»

Упражнение 4. Беседа «Дороги, которые мы выбираем»

Упражнение 5. «Профессия- специальность».

Упражнение 6. Рефлексия.

  1. «В поисках призвания» Познание мира профессий. Занятие в тренинговой форме (продолжение).

Упражнение 1. Разминка. «Коленочки»

Упражнение 2. «Профессия на букву».

Упражнение 3. «Угадай профессию».

Упражнение 4. «Самая-самая».

Упражнение 5. «Найди профессию».

Упражнение 6. Рефлексия.

  1. «Профессии и мы». Ориентация в мире профессий.

Упражнение 1. «Аукцион» или «Кто больше».

Упражнение 2. «Цепочка профессий»

Упражнение 3. «Надпись на спине»

Упражнение 4. «Рассказ из существительных».

Упражнение 5. «Моя профессия».

  1. «Навыки самопрезентации».

Упражнение 1. «Брачное объявление»

Упражнение 2. «Самореклама»

Упражнение 3. «Хвастовство»

Упражнение 4. «Резюме».

Упражнение 5. Рефлексия.

Часть II. Особенности личности и профессии.

  1. Тип темперамента и профессии. (тест Айзенка).
  2. Особенности самооценки и её влияние на выбор профессии (тест Дембо-Рубинштейн).
  3. Особенности характера и профессиональные склонности (проективный тест «Нарисуй свой характер», «Акцентуации характера. К. Леонгард»). Упражнение «Расскажи о человеке».
  4.  Интеллект и профессии. Тесты на интеллект – КОТ, тест Дж. Айзенка. Упражнение «Любовное послание» (развитие вербального интеллекта).
  5. Особенности познавательных процессов и профессиональные намерения.

Тесты – Преобладающий тип мышления. Объём внимания. Преобладающий тип памяти. Пиктограммы. Упражнения для тренировки памяти, внимания, мышления.

  1. Определение развития организаторских и коммуникативных      умений. Тесты – КОС, тест К.Томаса, тест «Молчун? Говорун?».

Упражнения - «Сломанный телефон», «Произнеси «ДА» (и вариант со стихами).

7. Заключительное занятие. Рефлексия полученных знаний о себе и о профессиях. Составление личного профессионального плана.

Материальное оснащение: диагностические методики (тесты и опросники) по профориентации; разработки занятий с подробным описанием упражнений; профессиограммы различных профессий, листы бумаги для выполнения упражнений; информационные материалы для просвещения.

Литература:

  1. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.- М.: МПСИ, 2006г.
  2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.- М.: МПСИ, 2002г.
  3. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие.- М.: МПСИ, 1998г.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).- М.: Вако, 2005г.
  5. / Школьный психолог, №14, 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.

               Авторская статья о том. как в ,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...

Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...


 

Комментарии

Качалкина Ольга Евгеньевна

Хороший материал,много практических упражнений.