ЕДИНЫЙ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
консультация

Ульянова Мария Борисовна

 

Портфель КР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕДИНЫЙ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  

1. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ

Идеи, проекты, практики, события

Краткий комментарий, ссылки

Проведение социометрических исследований и работа классного руководителя с результатами этих исследований

Социометрия. Исследование школьного коллектива.

Автор - педагог-психолог  Гавронская Е.В.

Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений

Задачи:    1.Оценить социометрический статус каждого учащегося.

                 2. Выявить «интеллектуально-деловых» и социально-коммуникативных лидеров в классе (возможная сфера одаренности – академическая, интеллектуальная, социальная )

                  3. Определить степень сплоченности коллектива и характер возможных группировок.

                   4. Определить направление и перспективы работы с учащимися-лидерами и т. н. «робинзонами».

Данная разработка не только описывает проведение социометрии и описывает формат представления результатов, но и дает рекомендации классным руководителям о работе с классом по результатам социометрического исследования класса.

http://lyceum82.ru/netcat_files/userfiles/1/deyatelnost/vospitatelnaya/content-ew-cl-12-17.doc

Педагогическое сопровождение подготовки индивидуального проекта обучающимся

 

Отражение проектной деятельности в основной образовательной программе основного общего образования. Описание требований к индивидуальным проектам и особенностей его разработки.

http://inko.irooo.ru/rip-inko-obnovlenie-obshchego-obrazovaniya-v-usloviyakh-realizatsii-fgos-2/13-deyatelnost-stazhirovochnykh-ploshchadok-rip-inko/594-rekomendatsii-po-organizatsii-raboty-nad-individualnym-proektom-kak-formy-promezhutochnoj-attestatsii-po-itogam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmy-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya

Проведение классных часов «Что такое жизнестойкость»

Классный час для школьников 12-14 лет

«Что такое жизнестойкость?».

Цель классного часа – формирование основ жизнестойкости  для преодоления несовершеннолетними трудных жизненных ситуаций.

http://mediacia.irooo.ru/dlya-sotsialnogo-pedagoga/54-klassnyj-chas-chto-takoe-zhiznestojkost

Методическая разработка методистов УМЦ психолого-педагогической поддержки и медиативных технологий БОУ ДПО ИРООО Адрес сайта учебно-методического центра:

http://mediacia.irooo.ru/

Культурно-образовательное событие  ««Уроки в семейных гнездах»: проверено временем»

Опыт проведения классными руководителями Нововаршавки таких культурно-образовательных событий по организации взаимодействия между обучающимися в неформальной обстановке, способствующему знакомству с культурой и традициями семей описан в информационно-методическом сборнике.

Прежде всего, это индивидуальная работа с детьми, а взаимодействие с родителями, фактически, является инструментов достижения поставленных целей.

http://всероссийскаявыставка.рф/file/vvpob/98b84e02d0a47d750b1ed574df5aa09a.pdf

Проект Билет в будущее

Билет в будущее — это проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов.
«Мы не выбираем профессию, а учим, 
как выбирать. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения».

 «Билет в будущее» входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года № 3.
Оператором Проекта является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения РФ и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Участие является бесплатным для детей и родителей.

http://bilet-help.worldskills.ru/

Профильные смены «Круглогодичной очно-заочной школы для одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми»

Портал региональной системы выявления и развития молодых талантов своевременно информирует о событиях в рамках круглогодичной школы для одаренных детей: информация о будущих и прошедших событиях и их результатах.

http://talant55.irooo.ru/

Региональный чемпионат «Школьные навыки»

Региональный чемпионат проводится на базе БОУ ДПО ИРООО ежегодно с 2018 года. Чемпионат включает 4 этапа: школьный этап, муниципальный этап, зональный этап, региональный этап

http://talant55.irooo.ru/chempionat-shkolnye-navyki

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ С КЛАССОМ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ

Идеи, названия проектов, темы практик, события

Краткий комментарий

Мой социальный успех (интенсивный модульный курс по развитию социальных компетенций у подростков 13-15 лет) : методическое пособие / авт.-сост. Е.И. Кривопаленко. – Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2017. – 40 с.

Интенсивный модульный курс представляет собой методические сценарии учебных занятий активных форм, которые  классный руководитель может использовать в готовом виде, а может вносить в них свои дополнения.  Учебные и дидактические материалы пособия помогут классному руководителю обучить школьников основам социального проектирования, планирования жизненной стратегии, а также формированию у обучающихся личностных качеств и умений работать в команде в процессе социально ориентированной деятельности.

С пособием можно познакомиться на веб-странице «Консорциум+» сайта ИРООО в разделе «Методический десант» в помощь классному руководителю

http://consortium.irooo.ru/metodicheskij-desant/55-v-pomoshch-klassnomu-rukovoditelyu

Инновационные практики социализации детей и молодежи в образовательном учреждении: сборник материалов участников областных педагогических конкурсов, конференций и марафонов по вопросам  воспитания / авт.-сост.: Л.А. Кучегура, Е.И. Кривопаленко. – Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2011. – 88 с.

В сборнике представлены эффективные формы организации воспитания и молодежи в процессе их социализации. Классный руководитель может воспользоваться методическими разработками по организации мозгового штурма при выявлении социально-значимых проблем, по организации и проведению   фестиваля социальных проектов, а также другими практиками реализации современных технологий в воспитательной практике классных руководителей.

Со сборником можно познакомиться на веб-странице «Консорциум+» сайта ИРООО в разделе «Методический десант» в помощь классному руководителю

http://consortium.irooo.ru/metodicheskij-desant/55-v-pomoshch-klassnomu-rukovoditelyu

Современный классный руководитель - 2018: сборник методических материалов победителей и призеров областного конкурса/ сост. И.С.Шахова.- Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018.- 116 с.

В сборнике представлены методические материалы победителей и призеров ежегодного конкурса «Современный классный руководитель». Педагоги могут использовать данные материалы при организации взаимодействия с обучающимися своего класса в процессе организации их командного взаимодействия при разработке и реализации различных социальных инициатив.

 Со сборником можно познакомиться на веб-странице «Консорциум+» сайта ИРООО в разделе «Методический десант» в помощь классному руководителю

http://consortium.irooo.ru/metodicheskij-desant/55-v-pomoshch-klassnomu-rukovoditelyu 

Веб-страница «Консорциум+» сайта ИРООО

Раздел «Методический десант»

в помощь классному руководителю

http://consortium.irooo.ru/metodicheskij-desant/55-v-pomoshch-klassnomu-rukovoditelyu

  1. Программа внеурочной деятельности «Территория здоровья» с использованием «Дневника здоровья. 4 класс» Учебное издание разработано в рамках УМК «Школа здоровья» и направлено на формирование ценности здоровья и безопасных поведенческих стереотипов младших школьников в процессе разработки и реализации конструкторских, творческих и социальных проектов. Задания Дневника здоровья и содержание учебных занятий программы внеурочной деятельности могу использоваться классным руководителем при обучении основам проектной деятельности в готовом виде или корректироваться в зависимости от конкретных целей и результатов воспитательной деятельности.  
  2. Методическое  пособие «Обучение служением». В пособие раскрываются содержание, средства, формы и методы образовательной методики формирования социальной ответственности у обучающихся. Классный руководитель сможет познакомиться с практическими примерами реализации данной методики, а также воспользоваться названиями и идеями социальных акций и образовательных общественно значимых событий для включения в свой план работы.
  3. Материалы победителей и призеров областного конкурса «Современный классный руководитель».

Проект «Развитие социально-значимых компетенций обучающихся в классном ученическом сообществе через профориентацию младших школьников», разработанный и реализованный Маликовой Ю.В., классным руководителем БОУ «Тарская СОШ № 5» Тарского МР Омской области, описывает эффективный механизм формирования социальных компетенций в классном ученическом сообществе в процессе профориентационной деятельности.

Проект «Классное ученическое сообщество для детей с ОВЗ как успешная среда для их социализации», разработанный и реализованный Шакиной С.Н., классным руководителем МБОУ «Налимовская СОШ» Называевского МР Омской области, описывает механизм создания безбарьерной образовательной среды в классном ученическом сообществе.

Веб-страница «Региональное учебно-методическое объединение по общему и среднему профессиональному образованию» сайта ИРООО

Раздел «Реестр учебно-методических разработок, получивших гриф "Рекомендовано региональным учебно-методическим объединением по общему образованию"

На данном ресурсе представлены программы внеурочной деятельности, в том числе по социальному направлению, которые вошли в региональный реестр методических разработок в поддержку реализации ФГОС общего образования. Классные руководители могут использовать данные программы полностью или  заимствовать современные формы и содержание деятельности, ориентированные на включение обучающихся разного возраста в социальные практики.   http://irooo.ru/provedenie-ekspertizy-nauchnykh-nauchno-tekhnicheskikh-programm-i-proektov-innovatsionnykh-proektov-po-fundamentalnym-prikladnym-nauchnym-issledovaniyam-eksperimentalnym-razrabotkam/regionalnoe-uchebno-metodicheskoe-ob-edinenie-po-obshchemu-obrazovaniyu 

Всероссийский портал общественно-активных школ

http://oash.info/page/site 

Данная интернет площадка аккумулирует систематизированную информацию для координации и информационной поддержки совместных действий образовательных организаций России в области воспитания и социализации обучающихся.  В разделах «Добровольчество» и «Библиотека» классный руководитель найдет программно-методические, учебными материалами, методические разработки по выявлению, поддержке и развитию социальных инициатив школьников. Классный руководитель может воспользоваться представленным опытом организации и проведения современных форм воспитания и социализации для формирования своего плана работы.

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»

https://рдш.рф

Классный руководитель при планировании и реализации плана своей деятельности может использовать лучшие практики работы с обучающимися, разработанные педагогами России; включиться  вместе с обучающимися своего класса в различные конкурсы, реализацию акций, проектов, кампаний, способствующих получению практик социального служения.  

3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Идеи, названия проектов,  темы практик, события

Краткий комментарий

Образовательная программа «Школа для родителей»

Т.С.Горбунова, Н.Ю.Быковская

Школа для родителей: образовательная программа/ авторы-составители: Т.С. Горбунова, Н.Ю. Быковская  - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2017- 36 с.

Программа «Школа для родителей дошкольников» Института развития образования Омской области стала победителем II Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения

Учебно-методическим центром по работе  с родителями БОУ ДПО «ИРООО»  подготовлена образовательная программа «Школа для родителей».

Данная программа представлена 4 модулями: состоящая из нескольких частей, в которых описаны  актуальность ее реализации, цель и задачи, содержание учебного, учебно-тематического  планов, родительских собраний, составляющих 4 модуля:

  1. Психологические трудности детей в образовательном процессе / Учёба в школе – часть жизни наших детей.
  2. Коммуникативная компетентность родителей и детей / Взаимоотношения в семье – будущее наших детей.
  3. Семейное воспитание и развитие личности ребенка / Воспитание – это великий труд.
  4. Психологические особенности каждого  возрастного этапа / Вот и стали мы на год взрослей.

Классные руководители, работающие по этой программе и родители, обучающиеся в школе для родителей  будут знать возрастные особенности детей, эффективные способы и приемы взаимодействия  с детьми; будут способны  осуществлять конструктивное общение  с детьми, анализировать  и разрешать конфликтные ситуации; повысят  личную психолого-педагогическую, коммуникативную компетентность.

Классный руководитель, взяв за основу своей работы данную программу, всегда сможет воспользоваться готовыми «подсказками»: в программе  охарактеризованы все активные формы групповой работы с родителями, расписано содержание 44 занятий (по 4 занятия в год с 1 по 11 класс), проводимых в разных формах (тренинг, деловая игра, устный журнал, педагогический калейдоскоп и другие).

Практическим подспорьем, особенно начинающим классным руководителям, может стать готовая циклограмма реализации тематических модулей образовательной программы, расписанная по четвертям и классам.

Классные руководители  могут воспользоваться и готовыми конспектами  родительских собраний, являющихся    составной частью программы, которые размещены на сайте «Омские родители и дети»  (http://rid-omsk.irooo.ru) в разделе «Помощь педагогам»

Сайт «Омские родители и дети». 

Методические рекомендации и практические продукты, размещенные на сайте  «Омские родители и дети» (http://rid-omsk.irooo.ru), классные руководители могут  использовать для проведения  индивидуальных и групповых консультаций с родителями,  родительских собраний и тематических классных часов.

Классные руководители могут рекомендовать  родителям короткие видео-инструкции и видео-лекции, удобные для просмотра и доступные для понимания, по самым актуальным вопросам, волнующим родителей (Рекомендации родителям по профилактике детских конфликтов. Детская агрессия: причины и способы ее преодоления. Консультации для родителей детей с ОВЗ. Проблема употребления психоактивных веществ детьми и многие другие).

Воспользовавшись  ресурсами сайте, классные руководители смогут организовать системную профилактическую  работу  и с детьми и с их родителями.

Цифровая образовательная платформа «Дневник ру».

Раздел «Родителям – Общение»

Еще одним электронным ресурсом, который классный руководитель может использовать для организации обратной связи с родителями, проведения онлайн-консультаций является цифровая образовательная платформа «Дневник.ру». В разделе «Родителям» в подразделе «Общение» классный руководитель может создавать форумы для родителей, размещать актуальную  информацию для  родителей. Например, классный руководитель  может разместить здесь информацию по актуальным для родителей вопросам, ответы на часто вопросы родителей, план работы класса на четверть, объявления о предстоящих событиях в жизни класса и информацию об итогах проведенных мероприятий.

Ссылка: https://dnevnik.ru/features#/parents 

Региональный конкурс «Современный классный руководитель»  

Современный классный руководитель - 2018: сборник методических материалов победителей и призеров областного конкурса/ сост. И.С.Шахова.- Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018.- 116 с.

 

Цель ежегодного конкурса «Современный классный руководитель»: выявление,  поддержка и распространение эффективных практик деятельности классных руководителей образовательных организаций в области управления воспитательным процессом в классном ученическом сообществе.  Материалы победителей и призеров конкурса представляются  в виде  сборников методических материалов. Классные руководители могут использовать в своей работе с родителями материалы этих сборников: социальные проекты по актуальным направлениям организации воспитания обучающихся в процессе их социализации,  эффективные программы и методические разработки по профилактике правонарушений, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Представленный в сборниках опыт организации деятельности детских сообществ  будет полезен классным руководителям в реализации проектов разной направленности.

Ссылка: http://irooo.ru/sotsialno-znachimye-meropriyatiya2/2062-oblastnoj-konkurs-klassnykh-rukovoditelej-sovremennyj-klassnyj-rukovoditel 

Учебно-методический комплекс «10 шагов к профориентации»

(28 ноября 2018 г. награжден Знаком качества «Лучшее – детям» в Общественной Палате РФ в г. Москва)

Практическим материалом для использования в деятельности классных руководителей может стать разработанный  Учебно-методическим центром профессионального образования и профориентационной работы БОУ ДПО «ИРООО»   учебно-методический комплекс «10 шагов к профориентации», в состав которого входит чек-лист «10 шагов к профориентации» и методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием чек-листа, а также программа внеурочной деятельности «10 шагов к профориентации».

УМК «10 шагов к профориентации» классные руководители могут использовать для  проведения профориентационных мероприятий с обучающимися, в том числе с привлечением родителей к сотрудничеству в данном направлении.

Ссылка: http://kafedra-po.irooo.ru/proforientatsionnaya-rabota/86-uchebno-metodicheskij-kompleks-10-shagov-k-proforientatsii 

4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Идеи, названия проектов, темы практик, события

Краткий комментарий

Сборы Годичных команд учителей, работающих в одном классном коллективе

(Годичная команда учителей-предметников – это группа педагогов, работающих в одном классном коллективе)

Мероприятие проводится:

1) один раз в четверть (четвертные круглые столы (собираются все педагоги, работающие в данном классном коллективе, у классного руководителя (или вообще весь педагогический коллектив), социальный педагог, психолог; обсуждаются проблемы успеваемости, поведения обучающихся);

2) по мере возникновения вопросов для обсуждения, касающихся воспитания обучающихся

Сборы годичных команд позволяют быстро и оперативно решать любые вопросы, касающиеся воспитания обучающихся, а также совместно принимать решения и способствовать их исполнению в образовательном процессе

Проведение наставнических мероприятий для классных руководителей 

(Мастерская наставника, реверсивное наставничество, флеш-наставничество, виртуальное наставничество; приглашение наставника на мероприятия с классным коллективом и родителями, социальными партнёрами и пр.)

Мастерские наставника проводятся в любое время в соответствии с Планом воспитательной работы школы или конкретного классного руководителя.

Позволяют своевременно учиться у более опытных коллег приёмам и формам работы с классным коллективом или с конкретным обучающимся

Педагогический консилиум

(как форма работы классного руководителя с педагогическим коллективом по решению проблемы, возникшей в классном коллективе, на основе коллегиальных действий всех сотрудников)

Предполагает алгоритм действий:

1.Постановка проблемы (выявление обучающихся «группы риска», появление ребёнка «с проблемой» и др.)

2.Анонсирование консилиума (может быть срочное проведение, внеплановое)

3.Сбор информации о ребенке (от учителей-предметников, родителей, социального педагога, педагога-психолога и пр.), доведение её до заинтересованных сторон

4.Обеспечение всех присутствующих любой необходимой информацией заранее, индивидуальные беседы со специалистами, если они требуются)

5.Проведение консилиума

6.Принятие совместного решения, составление протокола мероприятия

7.Контроль классным руководителем исполнения всеми членами педагогического коллектива решения педагогического консилиума

Организованное педагогическое наблюдение за обучающимися

(предлагаемые формы: урок-панорама, классный час-панорама, конкурс-панорама)

Проводится классным руководителем или любым другим учителем; приглашаются все учителя, работающие в данном коллективе; позволяет увидеть обучающихся в другой рабочей обстановке, способствует эффективному педагогическому наблюдению за обучающимся в другой обстановке. Может быть подготовлена программа наблюдения по определённому объекту (конкретные дети, особенности их поведения, показатели упешности/неуспешности в учебной деятельности и т.д.)

Организация совместной деятельности с педагогическим коллективом по воспитанию обучающихся / знакомству с ними и их достижениями

Предлагаемые формы:

  1. День презентации Портфолио обучающихся (для знакомства с классным коллективом учителей-предметников)

2. Совместные межпредметные или социальные акции, например: «История моего края + литература моего края» (учитель истории и литературы), «Физико-математическая станция для увлечённых» (учитель физики, математики, информатики), «Все за безопасность жизнедеятельности» (учитель ОБЖ, учитель технологии, учитель физической культуры) и пр.

Проводится по окончании четверти, полугодия, года.

В ходе мероприятия педагоги имеют возможность увидеть и узнать обучающихся вне своих учебных занятий; целесообразно проводить такое мероприятия в 5 классе, при переходе в 10 класс, в случае появления новых педагогов и пр.

Обладает большим воспитательным потенциалом. Разрабатывается как внеурочное мероприятие с приглашением других педагогов; позволяет в процессе подготовки самих мероприятий учителям разных предметов находить решения в различных ситуациях, касающихся обучающихся и их умений по предмету, позволяющих детям  быть успешными в акциях,

5. УЧАСТИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Проекты

Название

Характеристика

Партнеры

«Сайт  класса»

Разработка сайта класса с целью развития умений устанавливать детско-взрослые взаимоотношения при создании совместного продукта

Родители

«Книги из детства»

Проведение мероприятий (обсуждение (какие книги есть в семье), презентация книг, совместное чтение) развитие умений устанавливать детско-взрослые взаимоотношения, создание условий эмоционального развития учащихся

Библиотека (школьная, районная, городская)

Родители

«Моя идеальная школа»

Разработка проектов оформления пространства школы, знакомство с оформлением других учебных заведений, формирование исследовательской позиции в изучении современных социальных проблем, разработка идей уникальности школ

Образовательные организации (ДОУ, СПО, школы, ВУЗы)

«Сделаем поселок красивым»

Исследование проблем микроучастка, на котором находится школа, определение возможностей для решения выявленных проблем, условия для профессионального самоопределения старшеклассников и самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований современного рынка труда

Образовательные организации (ДОУ, СПО, школы, ВУЗы)

Предприятия

Родители

«Там, где я живу»

Учебно-исследовательский проект, разрабатывают образовательный продукт мультимедийные презентации (диск), по разным направлениям. (Освоение коллективных методов работы над образовательным продуктом учащимися разных школ)

Образовательные организации (ДОУ, СПО, школы, ВУЗы)

Учреждения культуры

Профессиональные пробы

Профессии на предприятии, в музее, в библиотеке, в школе, в магазине

Специалисты предприятий (инженеры, дизайнеры, рабочие, программисты) работают с детьми как в школе, так и на своем предприятии в формате профессиональных проб и практик.

 На Всероссийском портале общественноактивных школ можно познакомиться с материалами разработанных и реализованных совместно с социальными партнерами проектов http://oash.info/topics/index/17

Специалисты предприятий

Родители

6. ВЕДЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ:ЖУРНАЛ, ПЛАН РАБОТЫ

Планирование воспитательной работы с классом является неотъемлемой частью работы классного руководителя. План воспитательной работы, составленный с учётом проблем класса, направленный на перспективу развития детского коллектива и ориентированный на современные требования ФГОС, программу воспитания, стратегические документы определяющие государственную политику в сфере образования и воспитания,  позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.

Инвариантная часть[1] деятельности классного руководителя включает блоки:

  • личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
  • деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой;
  • осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом;
  • участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами.

Вариативная часть деятельности классного руководителя формируется  в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации и может включать направления работы: духовно-нравственное воспитание (поддержка развития национальной культуры, сохранение родного языка); развитие учебной мотивации обучающихся, в т.ч. координацию учителей-предметников; спортивно-оздоровительное направление; экологическое воспитание; профориентационная работа; работа с детьми, состоящими на различных видах учета (характеристики, план индивидуальной работы); работа с опекаемыми детьми;  работа с детьми с ОВЗ, профилактические мероприятия с детьми группы риска; другое.

Ресурсы, обеспечивающие  воспитание обучающихся, представлены в Ресурсной карте социального партнерства[2].

Документация классного руководителя[3]

1.Социальный паспорт класса (приложение1):

1 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

1.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

1.3. Учёт занятости обучающихся в кружках, секциях, факультативах, внеурочной деятельности.

1.4. Сведения о семьях обучающихся

2. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом (приложение 2)

2.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

2.2. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

3. Годовой план работы  (приложение 3)

3.1. Примерная циклограмма мероприятий по направлениям  инвариантной части.

3.2. Примерная циклограмма мероприятий по профориентации, профилактических мероприятий, работа с детьми, состоящими на различных видах учета (характеристики, план индивидуальной работы), работа с опекаемыми детьми.

4. Оперативное планирование и организация деятельности класса (приложение 4)

4.1. Примерный план -сетка воспитательной работы классного руководителя  (по месяцам)

4.2. Примерный план  работы на каникулы

4.3. Примерный план  работы с родителями  

4.4. Сведения об участии учеников в дежурстве по школе, классу.

4.5. Сведения об участии школьников в самоуправлении.

     4.6. Учет успеваемости.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА                                    (страница  14)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ                                                          (страница 17)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛАССА                                    (страница 19)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА                                                                                        (страница 21)

7. УЧЕТ КОНТЕКСТНЫХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАБОТЕ КЛССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Идеи, проекты, практики, события

Краткий комментарий, ссылки

Всероссийский проект «Живые уроки»

(Социально-экономический, этнокультурный  контексты )

 

Цель: привить школьникам знания о культуре России и родного края  через внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в урочную и внеурочную деятельность.

 Предлагается  реализовывать  образовательный  процесс в активной форме в 10 музеях города  Омска и Омской области, а также на особо охраняемых природных территориях. В региональном проекте представлено105 интереснейших уроков в различных формах (походы, интерактивные экскурсии, квест-игры, занятия в музее, сюжетно-ролевые игры)  для всех классов по  предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, литература, история,  обществознание, биология, физика, химия, география, изобразительное искусство,  технология, мировая художественная культура, музыка.

 Классный руководитель  может использовать данные материалы при реализации модулей программы воспитания  «Курсы внеурочной деятельности», « Экскурсии, экспедиции, походы», «Школьный урок».

Официальный сайт проекта «Живые уроки»: http://www.zhivye-uroki.ru/

Живые уроки. Каталог образовательных экскурсий по Омской области - Омск. 2019. -120с.

http://vrubel.ru/downloads/katalog.pdf

Региональные  слеты обучающихся и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью в сфере естественных наук  

(Социально-экономический, этнокультурный,  экологический контексты)

 

В рамках  деятельности регионального инновационного образовательного комплекса  «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» ежегодно, начиная с 2012 года, в БОУ ДПО «ИРООО»  разрабатываются и реализуются модели организации внеурочной деятельности школьников  в соответствии ФГОС  как образовательные события. Цель форума: создание условий для формирования исследовательских компетенций школьников, позволяющим им приобрести универсальные способы познания мира,   развитие познавательного интереса к изучению окружающей действительности, привлечение обучающихся к практическому участию в решении природоохранных задач.  

Региональные  форумы обучающихся и педагогов  «Березовый форум», «Озерный форум», «Степной форум», «Таежный форум», «Урбанистический форум», «Рекреационный форум»,  «Аграрный форум», «Речной форум» непосредственно  осуществляют   естественную связь ученика с жизнью своего края.  Она воспринимается  непосредственно “на месте” – в тайге, степи, у озера, в березовом колке. Основная идея форума заложена в его названии. Состоит из двух  туров: полевые исследования, ученическая конференция, проводится в  начале учебного года. Классный руководитель  может использовать материалы форумов, размещенные на портале http://talant55.irooo.ru/  при реализации модулей программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности»,  «Экскурсии, экспедиции, походы», «Школьный урок», «Профориентация». Положение о форуме: http://talant55.irooo.ru/olimpiady-konkursy/regionalnyj-slet-obuchayushchikhsya-i-pedagogov/rechnoj-forum-2019

Областной конкурс «Знатоки Омского Прииртышья» 

(Социально-экономический, этнокультурный, демографический,  экологический контексты)

Конкурс «Знатоки Омского Прииртышья»  проводится в БОУ ДПО «ИРООО»  с 2007 года в заочной форме  с марта по май месяц. Цель конкурса: формирование положительного образа региона. Участниками Конкурса могут быть обучающиеся 1-11 классов, студенты и педагоги. Первый этап конкурса – тестовый, в котором проверяются  знания по истории, культуре, литературе, географии и биологии Омского Прииртышья. Во втором этапе предлагаются задания творческого характера. Тематика конкурсных  заданий зависит от событий, происходящих в стране или регионе. Так, например, в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов 2020 год, указом Президента Российской Федерации  В. В. Путина, объявлен Годом памяти и славы. Данное событие нашло свое отражение в тематике конкурса. Все задания первого и второго этапов были посвящены событиям Великой Отечественной войны. Классный руководитель  может организовать обучающихся для участия в данном конкурсе. Материалы конкурса «Знатоки Омского Прииртышья» размещены  

http://irooo.ru/sotsialno-znachimye-meropriyatiya2/137-intellektualnye-turniry-igry-konkursy-dlya-obuchayushchikhsya/oblastnoj-konkurs-znatoki-omskogo-priirtyshya

Областной  чемпионат  «Школьные навыки»

(Социально-экономический, этнокультурный,   экологический контексты)

БОУ ДПО «ИРООО»  проводит  областной чемпионат  «Школьные навыки» с целью популяризации форм интеллектуального досуга школьников Омской области, увеличения количества участников движения интеллектуальных игр, выявления интеллектуально-одаренных, высокомотивированных детей, развития базовых компетенций и школьных умений.   В чемпионате участвуют  обучающихся 2-х, 3-х, 5-х, 6-х классов,  проводится с января по март каждого учебного года и включает четыре этапа: школьный этап – январь; муниципальный этап – февраль; зональный этап -  февраль; региональный этап – март. Чемпионат включает в себя следующие состязания:

«ЧитариУм» (читаю и рассказываю); (устно).

«ЧистописариУм» (пишу красиво); (письменно).

«ГрамотариУм» (пишу правильно); (письменно).

«СчитариУм (считаю устно); (устно).

«КартознаниУм» (знаю и понимаю карту); (письменно).

«ЯзыкознаниУм» (владею иностранным языком); (устно

 В чемпионате учитываются индивидуальные результаты участников каждого этапа. Классный руководитель  может привлечь обучающихся к участию в данном чемпионате  при реализации модулей программы воспитания  «Курсы внеурочной деятельности»,   «Школьный урок».

Положение о чемпионате, регламент проведения состязаний, критерии оценивания заданий  размещены:

http://talant55.irooo.ru/chempionat-shkolnye-navyki/2019-2020-uchebnyj-god

Музейно-выставочный комплекс «Россия – моя история»

 (Социально-экономический, этнокультурный, демографический,   экологический контексты)

Уникальный комплекс «Россия – моя  история»  был открыт в Омске в 2017 году, как часть федерального проекта, объединяющего 21 мультимедийный парк.  В четырех экспозициях исторического парка с помощью современных информационных технологий разворачивается тысячелетняя история России. Сегодня это одно из ведущих музейных учреждений Омской области, реализующее разноплановые музейно-выставочные, туристские, просветительские проекты. Классный руководитель  может познакомиться с тематикой экскурсий, мероприятий на сайте http://mvkomsk.ru/  и использовать предлагаемое содержание  при реализации модулей программы воспитания  «Курсы внеурочной деятельности»,   «Школьный урок». «Работа с родителями», «Экскурсии, экспедиции, походы».

 

Приложение 1

1.СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

1. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения

Ф.И.О. отец

Телефон

Ф.И.О. мать

Телефон

Адрес проживания

1.

2.

3

4

5

6

7.

8

1.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

______класса на 20___-20___ учебный год

№ личного дела

Ф.И.О. обучающегося

Год рождения

Группа здоровья

Физкультурная группа

Дополнительные сведения (отметка о питании)

1

2

3

4

5

6

7

1.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах, внеурочной деятельности.

Вариант1

Занятость обучающихся ______класса во внеурочное время (дополнительное образование, внеурочная деятельность)

ФИО

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресение

итого часов в неделю

Вариант2

Общая карта занятости обучающихся  ___класса внеурочной деятельностью

Ф.И.

обучающегося

Направления внеурочной деятельности (программа и количество часов)

Всего часов

(в неделю/

за год)

Обще-культурное

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтеллектуальное

Спортивно-оздоровительное

«Полезные навыки»

«Вокальный фейерверк»

другое

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Другое

«Моя экологическая грамотность»

«Школа дизайна»

другое

«Развитие познавательных способностей»

Шахматный клуб

«Белая ладья»

другое

«Адаптивная физическая культура»

другое

1

1

1

2

4/140

2

Фортепиано, «Детская школа искусств»,5

5/175

3

1

Дзюдо, спортивный комплекс «Олимпионик», 3

4/140

4

1

1

2

1

Кружок секция «Баскетбол»2

5/175

5

1

1

2

7/245

1.4. Сведения о семьях обучающихся ________ класса

Вариант1

 

ФИО Обучающегося

Домашний адрес

Родители

Место работы

1

2

3

4

5

Условные обозначения:

1.Образовательный уровень родителей:

А – высшее;

Б – средне специальное;

В – среднее.

2.Социальный статус родителей:

Б – рабочие;

В – служащие;

Г – частные предприниматели;

Д – безработные.

3.Учащиеся «группы риска»: 

А – состоящие на учете в ПДН;

Б – состоящие на учете в КДН;

В – состоящие на ВШК;

Г – употребляющие ПАВ.

4.Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях:

А – ведущих аморальный, асоциальный образ жизни;

Б – с нарушенными взаимоотношениями;

В – допускающих безнадзорность детей;

Г – с жестоким обращением с детьми.

5.Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите: 

А – с низким материальным обеспечением;

Б – попавшим в экстремальную ситуацию;

В – семьи-опекуны;

Г – многодетные семьи;  

Д – воспитывающие детей с ограниченными возможностями;

Е – неполные семьи: 1) – мать; 2) – отец.

Вариант 2

Сведения о семьях обучающихся ________ класса

ФИО

Домашний адрес

Категория семьи

Родители:

жилищные условия

Многодетная

Полная

Неполная

Неблагоприят.  обст-ка

Малообеспеченная

Состоящие на учете (СОП, ГР, КДН, ВШК)

мать

отец

Родители -инвалиды

Родители - безработные

Воспитывают бабушка, дедушка

Благоустроенная квартира

Частичные удобства

Приложение 2

2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ

2.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

1. Состав класса, характеристика семей учащихся класса

2. Состояние межличностных отношений в группе учащихся  (деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения), учащиеся с высоким статусом в группе, лидеры группы (количество, направленность), учащиеся не принимаемые в группе ( причины)

3. Успешность освоения школьниками образовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости)

4. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом

5. Отношения с родителями

2.2. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя на _______г.

Блоки деятельности КР

Цель воспитательной работы

Задачи воспитательной работы

Инвариантная часть

1Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе

1

2

3

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой

4

5

6

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом

5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами

Вариантная часть

1

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

3. Годовой план работы _________класса на 20__/20___г

Вариант1

3.1. Циклограмма мероприятий по направлению

«Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию

и социализации обучающихся в классе»

Месяц

Дела, события, мероприятия

(Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие)

Задачи

(№ задачи из приложения 2.2. )

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

По аналогии составляются циклограммы по каждому направлению

3.2. Циклограмма мероприятий по направлению «Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой»

3.3. Циклограмма мероприятий по направлению «Осуществление воспитательной деятельности  во взаимодействии с родителями (законными представителями)

несовершеннолетних обучающихся»

3.4. Циклограмма мероприятий по направлению «Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом»

3.5. Циклограмма мероприятий по направлению «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами»

3.6. Циклограмма профилактических мероприятий  

3.7. Циклограмма мероприятий по экологическому воспитанию

Планирование основных мероприятий по направлениям деятельности

_________класса на 20__/20___г

Вариант2

Направления  деятельности

Название мероприятия и форма проведения

Представители самоуправления, участвующие в организации мероприятия

Сроки проведения

Инвариантная часть

1Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе

Дискуссионное обсуждение рассказов А. Могилевской «Поспешите с добром», «Не спешите с добром»

сентябрь

Социальный проект «Память жива»

ноябрь

Участие класса в благотворительном концерте для ветеранов «Новогодний серпантин»

декабрь

……

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой

Сбор ДО «Рассвет»

сентябрь

Заседание органа самоуправления класса

последний четверг каждого месяца

Тренинг «Мы-команда»

ноябрь

…….

……

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

Родительский всеобуч

сентябрь

Проект «Новогодняя игрушка моей бабушки»

 

октябрь

 Мастер-классы для родителей ««Праздник дома. Как организовать и провести»

ноябрь

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом

Организация профессиональных и социальных проб

октябрь-ноябрь

Сопровождение курсов ВУД

в течение года

5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами

Акция «Весенняя неделя добра»

сентябрь

Социальный проект «Книга памяти»

октябрь

 

……..

Вариативная часть

Духовно-нравственное воспитание

КТД «Наши учителя, вам от души спасибо»

Спортивно-оздоровительная деятельность

«День здоровья»

Январь

Гражданско-патриотическое воспитание

Дискуссия «Когда мы едины, мы непобедимы»

Ноябрь

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

Февраль

Здоровый образ жизни

Всероссийский урок «Готов к труду и обороне»

1 сентября

Приложение 4

4. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА 

4.1. План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

_____ КЛАССА  НА _________________ УЧЕБНЫЙ ГОД

СЕНТЯБРЬ

Личностно-ориентированная деятельность

по воспитанию и социализации обучающихся в классе

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Социальный проект «Память жива»

Участие класса в благотворительном концерте для ветеранов «Новогодний серпантин»

Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,

осуществляемая с классом как социальной группой

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Сбор ДО «Рассвет»

 

Заседание органа самоуправления класса

Тренинг «Мы-команда»

Осуществление воспитательной деятельности

во взаимодействии с родителями (законными представителями)

несовершеннолетних обучающихся

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Родительский всеобуч

Проект «Новогодняя игрушка моей бабушки»

 Мастер-классы для родителей ««Праздник дома. Как организовать и провести»

Осуществление воспитательной деятельности

во взаимодействии с педагогическим коллективом

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Организация профессиональных и социальных проб

Сопровождение курсов ВУД

Участие в осуществлении воспитательной деятельности

во взаимодействии с социальными партнёрами

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Акция «Весенняя неделя добра»

Социальный проект «Книга памяти»

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

другое из вариативной части

ОКТЯБРЬ

4.2. План  работы на каникулы

Период проведения

Название мероприятия и форма организации

Дата проведения

Ответственные

Осенние каникулы

Посещение кинотеатра «Соловей», просмотр фильма «Легенда № 17»

 

Дискуссия по просмотренному фильму «Легенда № 17»

 

Велосипедный марафон

 

Оформление проектного стенда «Мой город»

 

День здоровья

 

Зимние каникулы

Весенние  каникулы

Летние каникулы

4.3. План работы с родителями

Название мероприятия и форма проведения

Результат

Оформление итогов работы

Сроки проведения

Индивидуальные очные и дистанционные консультации

 

Проблемы успеваемости, посещаемости и взаимоотношений в детском коллективе

Создание педагогических условий для устранения проблем обучения и воспитания

Методические рекомендации для родителей

В течение года

 (по требованию)

Родительский всеобуч.  Групповые консультации

I раз в четверть

Детский эгоизм. Как его преодолеть?

Создание педагогических условий для формирования родительской компетентности в процессе воспитания

Методические рекомендации для родителей

октябрь

Друзья в жизни ребёнка

январь

Подростковая агрессия и её причины

март

Самостоятельность ребенка. Как ее развивать?

апрель

Мастер-классы

«Праздник дома. Как организовать и провести»

Методические рекомендации для родителей по теме мастер-класса

Информационный буклет для родителей, журнал отзывов

ноябрь

Воспитываем, не обижая

март

Родительские собрания

Собрания по итогам четверти

Рекомендации родителям по повышению уровня обучения и воспитания в семье

Протокол родительского собрания

I раз в четверть

октябрь, декабрь, март

Совместные мероприятия с родителями

Спортивный марафон «Семейный кросс»

Личное участие родителей в организации и проведении мероприятий, создание условий для развития единого воспитательного пространства «Семья и школа»

Фотоотчет, оформление тематических стендов по итогам мероприятия

сентябрь

Фотовыставка

«Мамины глаза»

ноябрь

Театральная постановка «Новогодний театр»

декабрь

КВН «На пороге весны», посвящённый Международному женскому дню

март

 4.4. Сведения об участии учеников в дежурстве по школе, классу

Ф.И.О. учащегося

Дежурство по школе

Дежурство по классу

Активность в мероприятиях

1.

заинтересован

не проявляет инициативы

2.

3.

4.

5.

6.

7.

4.5. Сведения об участии школьников в самоуправлении

Ф.И.О. учащегося

Общественное поручение

Активность в мероприятиях класса

Активность в общественных мероприятиях

1.

заинтересован

заинтересован

не проявляет инициативы

не проявляет инициативы

2.

3.

4.

5.

6.

7.

4.6. Учет успеваемости.

за 1-2 периоды 20__-20__ учебного года в ____ классе по ООП.

Ф.И. обучающегося

Литер. чтение

Русский язык

Матема-тика

Окруж. мир

Анг.яз.

ИЗО

Музыка

Технология (труд)

Технология (Информатика и ИКТ)

Физ-ра

1

2

3

4

5

6

7


[1] Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий. (Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 14.05.2020г. № ЛБ-С-070-12127)

[2] см. УЭ 2.1.5 «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами»

[3] Варианты планирования воспитательной работы с классом по основным направлениям деятельности  являются примерными, их содержание требует систематизации и дополнений с учётом воспитательных проблем, целей, задач конкретного классного коллектива, а так же требований к документации классного руководителя утвержденных локальным актом образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерные нормы затрат рабочего времени классного руководителя

как контролировать работу классного руководителя? можно поверить на слово, а можно просчитать работу в минутах и часах. прокоментируйте. жду вашего мнения...

Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.

В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, форм...

Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей

Здесь представлены Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1-11 классов...

Портфель классного руководителя

Материал предназначен для классных руководителей общеобразовательных учреждений....