Рабочая программа "Проектная деятельность классного руководителя по экологии" в 8 В классе
календарно-тематическое планирование (8 класс)

Наталья Александровна Амин

Рабочая программа , КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры

Рабочая программа

Проектная деятельность «Экология человека»

 

8 «В» класс

Учитель:

Амин Н.А.

2018 год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа «Экология человека» для 8 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

       •        основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №7;

       •        учебного плана на 2018-2019 учебный год МАОУ СОШ №7;

       •        программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни»,  8 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный,  Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. -  М.: Просвещение, 2012 г.

 На преподавание факультативного курса  «Экологии человека»  в 8 классе выделено 17 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Планируемые результаты освоения обучающимися  программы внеурочной деятельности.

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному  направлению «Экология человека» является формирование следующих умений:

- осуществлять нравственный выбор на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее проявлениях;

-  осознавать взаимосвязь телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;

-  обладать положительной мотивацией к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

Метапредметными  результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному  направлению «Экология человека» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

-  называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;

-  называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);

-  применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по ее существенным признакам;

-  рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;

- перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность;

Познавательные УУД:

-  приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;

- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее;

- собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;

- перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта;

- проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.

Коммуникативные УУД:

- называть существенные признаки дискуссии, составлять ее сценарий и организовывать ее; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;

- называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него;

- применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;

- представлять информацию в виде тезисов;

- формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу.

Содержание курса

Введение (1 часа)

Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

Раздел 1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий  (2 часа)

Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиях проживания. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения. Экологическая безопасность. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (3 часа)

Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность  организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов)

Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные).  Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

Раздел 4.Наш вклад в здоровье окружающей среды (2 часа)

Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.

Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (4 часа)

Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.

Формы проведения занятий и виды деятельности:

-  исследовательская работа в библиотеке, музеях, Интернете;

- деятельность редколлегии классной экологической газеты;

- пресс-конференция;

- оформление информационного уголка в классе;

-проекты-исследования;

- дискуссионный клуб;

- ролевые ситуационные игры;

- просветительские проекты.

Календарно-тематическое планирование  «Экология человека» в 8 «В» классе

1 час в I полугодии (всего 17 часов в год)

№ п/п

Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов

деятельности  обучающихся

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Введение (1 час)

1

Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье.

Называть личные цели изучения проблем экологии и здоровья и пути их решения. Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья. Раскрывать понятие «здоровье», его биосоциальную природу, единство телесного и духовного здоровья, его связь с биологической, психической адаптацией и социализацией. Давать определение здорового образа жизни как способа сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

04.09.18.

04.09.18.

Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (2 часа)

2

История развития представлений о здоровом образе жизни.

Климат и здоровье. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения.

Характеризовать культуру как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей, в единстве ее материальной и духовной составляющих. Получать этнографическую информацию о культурных традициях здоровья разных времен и народов, анализируя данные археологии, этнографии, истории, языкознания, фольклора и материальной культуры народа.

Обосновывать связь культуры здорового образа жизни народа с природными и социальными условиями его жизнедеятельности. Раскрывать понятие «экологическая безопасность». Называть особенности здорового образа жизни местных коренных народов, включая их рацион питания, предметы домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового потомства; отношение к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях, фольклоре и верованиях местных коренных народов.

11.09.18г

11.09.18г

3

Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.

18.09.18г

18.09.18г

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (3 часа)

4

Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.

Раскрывать понятия «риск», «экологический риск».

Проводить самообследование ресурсов здоровья.

Демонстрировать умения оценивать экологические риски в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта).

Называть надежные источники информации по вопросам экологии и здоровья.

Получать информацию об экологических рисках в урбанизированной и сельской среде из письменных и электронных источников, фиксировать ее, проверять на достоверность.

Приводить и комментировать примеры особенностей общения по вопросам экологии и здоровья, способы защиты от ложной информации.

Называть службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений.

Приводить примеры социального партнерства по улучшению качества информации по вопросам экологии и здоровья.

25.09.18г

25.09.18г

5

Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма.

02.10.18г

02.10.18г

6

Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.

09.10.18г

09.10.18г

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов)

7

Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные).

Раскрывать значение понятий «загрязнение окружающей среды», «чрезвычайная экологическая ситуация».

Классифицировать загрязнение своей местности, выявленное в результате экологического мониторинга. Доказывать природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды в регионе.

Объяснять действия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Приводить примеры трудности нравственного выбора человека в чрезвычайных ситуациях, давать оценку такому выбору, аргументировать ее в дискуссии.

Демонстрировать способы оказания первой помощи.

Составлять пояснительную записку к проекту.

Обосновывать выбор стратегии экологически безопасного поведения в повседневной жизни.

Использовать банк идей здорового образа жизни в условиях местной экологической ситуации, включая применение экологически чистого питания, ресурсосбережения, отказ от вредных привычек, организацию экологически безопасного жилища, выращивание экологически чистого урожая, использование экологически безопасных технических изобретений, свободный доступ к информации.

Называть индивидуальные особенности ресурсов здоровья, здорового образа жизни в местных экологических условиях.

Называть актуальные направления повышения ресурсов своего здоровья.

Формулировать и доказывать свою точку зрения по вопросу сходства и различия правил ЗОЖ для разных людей, проживающих в одной местности.

16.10.18г

16.10.18г

8

Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения.

23.10.18г

23.10.18г

9

Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности.

06.11.18г

06.11.18г

10

Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма.

13.11.18г

13.11.18г

 

11

Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

20.11.18г

20.11.18г

                                                           Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды (2 часов)

 12

Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. Прогноз последствий их реализации.

Разрабатывать проект, направленный на повышение экологической безопасности и здоровьесберегающих характеристик своего ближайшего окружения. Прогнозировать последствия реализации проекта. Объяснять смысл принципа предосторожности. Приводить примеры учета баланса экологических, экономических, социальных интересов при принятии решения.

Называть  критерии оценки проекта:  целесообразность, реальность, экономичность, посильность, технологичность, устойчивость результатов.

Реализовывать проект в реальной жизни с привлечением социальных партнеров. Применять правила работы в команде.

Вносить в проект изменения по ходу его реализации.

Рефлексировать результаты осуществления проекта.

27.11.18г

27.11.18г

 13

Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем.

Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.

04.12.18г

04.12.18г

                                                        Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (4 часа)

 14

 

Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья.

Просвещение как передача, распространение знаний и культуры.

Выступать на прениях с аргументированными суждениями о вкладе экологической культуры, духовного и социально – психологического совершенствования человека в его телесное здоровье, успешную социализацию, возможность иметь полноценную семью, долгую творческую жизнь.

Убеждать собеседника в приоритетности образования и просвещения для решения современных и будущих проблем экологии и здоровья.

Использовать для аргументации примеры из истории, современности, собственной жизни.

Называть существенные признаки просвещения, пропаганды и проводить их сравнение.

Перечислять формы и способы просвещения.

Представлять просветительские идеи на языке публицистики, художественных образов, метафор средствами плаката, буклета или газетной статьи.

Давать определение дебатов, описывать их возможности в развитии лидерских качеств, умений публичных выступлений.

Участвовать в организации просветительской акции. Презентовать результаты освоения курса в виде портфолио.

11.12.18г

11.12.18г

 15

Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны.

Художественные образы и метафоры. Язык публицистики.

Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.

18.12.18г

18.12.18г

16-17.

Защита проектов. Подведение итогов

Защита проектов. Подведение итогов

25.12.18г,

25.12.18г

25.12.18г, 25.12.18г

ИТОГО:

17часов

Учебно-методическое обеспечение

Для  учителя

  1. Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.
  2. Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный,  Л. И. Колесникова, А. Ю. Либеров, Н. М. Мамедов. - программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни»,  8 класс,   М.: Просвещение, 2012 г.
  3. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.
  4. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.
  5. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992.
  6. Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.
  7. Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.

Для  учащихся

  1. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 8 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
  2. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.
  3. Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.
  4. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995
  5. М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина. Экология человека: Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф,2006. – 144с.
  6. И.М.Швец, М.З.Федорова, Т.П.Лукина, В. С. Кучменко. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе; Сборник программ. – Вентана –Граф,2006. – 48с.
  7. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя

циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....

Рабочая программа деятельности классного руководителя МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акининой Елены Викторовны

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельнос...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....