Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезные привычки"
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезные привычки" для обучающихся 10 класса с учетом ФГОС СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_poleznye_privychki_10_a_klass_20-21_muhina_yu.n.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено: Утверждаю:
руководитель МО директор МАОУ «СОШ № 10"
_____/Ю.Н Мухина/ ____________/А.О. Леоненко/
протокол №1 приказ №70
от «28» августа 2020 от «28» августа 2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Полезные привычки»
10 «А» класс
2020-2021 учебный год
(34 часа)
Составитель: Мухина Юлия
Николаевна,
учитель географии и ОБЖ.
г. Череповец
2020
Рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные привычки» разработана в соответствии с нормативными актами и документами:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение. (Стандарты второго поколения);
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями);
4) Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);
5) ООП МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов»;
6) Положение о разработке рабочих программ учебных предметов и внеурочной деятельности (утверждено приказом директора МАОУ «СОШ №10» №129 от 30.08.2013 с последующими изменениями);
7) СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
8) Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
9) Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Необходимость реализации курса «Полезные привычки» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья учащихся. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Программа направлена на снижение воздействия следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса.
Ключевые понятия:
- Полезный выбор.
- Личная ответственность.
- Положительный образ «Я».
- Эффективное общение.
- Личностная и социальная компетентность.
Планируемые результаты:
Личностными результатами являются:
- Умение самостоятельно определять и высказывать общечеловеческие правила поведения (этические нормы).
- Умение делать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях.
- Умение принимать ответственные решения.
4) Умение проявлять уважительное отношение к самому себе, другим людям, вещам, окружающему миру.
- Сформированность таких личностных качеств, как товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и успешным человеком.
- Умение оказывать сопротивление давлению средствам массовой информации и сверстникам.
Метапредметные результаты (УУД):
Регулятивные УУД:
1) Определять и формулировать цель деятельности.
2) Проговаривать последовательность действий на уроке.
3) Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по плану.
4) Давать эмоциональную оценку деятельности на занятиях.
Познавательные УУД:
1) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
3) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
1) Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
2) Слушать и понимать речь других.
3) Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
4) Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы:
1) Осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
- Социальная адаптация учащихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Содержание программы
1) Гигиена. Влияние здоровья на успешную учебную деятельность.
2) Вредные привычки.
3) Двигательная активность. Способы сохранения и укрепление здоровья.
4) Рациональное питание. Полезные и вредные продукты, режим питания.
5) Оказание первой помощи.
6) Основы развития познавательной сферы.
7) Соблюдение прав и обязанностей. Общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях.
Принципы построения программы «Полезные привычки»:
- научная обоснованность
- практическая целесообразность
- возрастная адекватность
- достаточность информации
- динамическое развитие и системность
- вовлеченность семьи в реализацию программы
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа.
- Индивидуальная работа.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы:
- Репродуктивный (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный
Формы контроля:
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в исследовательских работах, тематических неделях.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Понятие о здоровье. Всемирный календарь прививок. Тестирование. | 1 |
2 | Всё меняется. Подростковый период. Перемены. | 1 |
3 | План. Планирование. Ресурсы. Планируем режим дня. Активный отдых. Антропометрические показатели. | 1 |
4 | Потребность. Качество жизни. Здоровье. | 1 |
5 | Правильное питание школьника. Правила приема пищи. Способы хранения пищевых продуктов. Понятие «Рациональное питание». Витамины. | 1 |
6 | Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами. | 1 |
7 | Этикет. Правила поведения за столом. | 1 |
8 | Органы дыхания и их гигиена. Заболевания дыхательной системы и их профилактика. | 1 |
9 | КОВИД -19, ОРВИ, туберкулез. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Масочный режим, термометрия, социальная дистанция. | 1 |
10 | Гигиена полости рта. Профилактика кариеса. | 1 |
11 | Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз и упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 |
12 | Возрастные особенности скелета и мышц. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Закаливание. Обтирание и обливание. | 1 |
13 | Правила поведения на улице и в общественных местах. Правила поведения в кино, театре, в музее, на катке. Правила нашего коллектива. | 1 |
14 | Театр в моей жизни. (Посещение театра) | 1 |
15 | Химические виды зависимости. Алкоголь. | 1 |
16 | Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет!». Курить – здоровью вредить. | 1 |
17 | Инфекции, передающиеся половым путём. Пути передачи ИПП. Профилактика ИПП. | 1 |
18 | Тестирование на ВИЧ. Анонимное тестирование. Конфиденциальное тестирование. Врачебное консультирование. | 1 |
19 | Мир моих увлечений. Выбор профессии. | 1 |
20 | Что такое экология? Экология души. | 1 |
21 | Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого человека. Умеешь ли ты дружить? Умейте дарить подарки. | 1 |
22 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки. | 1 |
23 | Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. | 1 |
24 | Шалость или преступление. Уголовная и административная ответственность. | 1 |
25 | Телевидение: друг или враг? | 1 |
26 | Гаджеты и их влияние на наше здоровье. | 1 |
27 | «Спешите делать добро». Волонтерское движение в мире. | 1 |
28 | Семья. Брак. Права и обязанности в семье. | 1 |
29 | Функции семьи. Социальная роль члена семьи. | 1 |
30 | Отношения с родителями. | 1 |
31 | Стили родительского воспитания. | 1 |
32 | Безработица – фактор риска. | 1 |
33 | Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул. | 1 |
34 | Итоговое занятие по курсу «Полезные привычки» | 1 |
Список литературы:
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. М.: Планета, 2011.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005.
3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2004.
4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. - авт.-сост. О.Н. Рудакова.- Волгоград: Учитель, 2008.
5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
6. Проблемные классные часы. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Классные часы на темы этикета.5-11 классы/метод.пособие.- авт.-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.- М. ВАКО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...