Программа курса внеурочной деятельности учащихся.
рабочая программа
Программа курса рассчитана на 2 года - 5, 6 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_5-6_klassy.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей Протокол № _____ «_____»__________20 г. | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №12» _______________ Е.В. Маркина «_____»__________20 г. |
Согласовано Заместитель директора по ВР __________ А.В. Сочнева «_____»__________20 г. | Принято на заседании педагогического совета. Протокол № _____ «_____»__________20 г. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»
(МАОУ «СОШ № 12»)
«Олег Кошевой нима 12 №-а шöр школа»
муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение
(«12 №–а ШШ» МАВУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» |
(наименование предмета) |
основное общее, 5-6 классы |
(уровень образования, класс) |
2 года |
(срок реализации программы) |
Сыктывкар, 2019
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 КЛАСС 10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 КЛАСС 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644);
-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 08-1228 о направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Порядок разработки и структура рабочей программы курса внеурочной деятельности выдержаны в строгом соответствии с требованиями Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 12».
Направление программы: духовно-нравственное.
Класс: 5-6
Цель изучения курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - формирование у учащихся представлений о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций, особенностей культур народов России.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
Образовательные
развивать познавательный интереса к культуре и духовным традициям народов России;
формировать представления о нравственных ценностях общества;
изучить характерные черты культуры отдельных народов России;
научить применять коммуникативные и презентационные навыки, оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
способствовать развитию сравнительно-аналитического мышления, внимания;
развивать умение оценивать культурные достижения народов России;
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
развивать творческие способности;
формировать качества – самостоятельность, аккуратность, ответственность, активность, потребности в самопознании, саморазвитии.
Воспитательные:
воспитание нравственно-эстетической культуры, ответственного отношения к окружающим людям;
совершенствовать навыки коллективной работы;
выработать убеждение в том, что ценность человека определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине;
формировать у обучающихся общечеловеческие нравственные ценностные ориентации, социальную активность через участие в массовых мероприятиях, гражданскую позицию.
По итогам прохождения курса внеурочной деятельности - создание проекта.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы духовно- нравственной культуры народов России»
В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» у учащихся будут сформированы:
1) в направлении личностного развития:
-осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
-знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; -способность неравнодушно реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
-стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
-готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
-осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
-зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
2) в метапредметном направлении:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия.
получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о культурном богатстве с помощью инструментов ИКТ;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию культурного наследия России по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Ученик получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию о культурном наследии народов России с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
-правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
-проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
3) в предметном направлении:
Ученик научится.
-находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
-объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
-описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
-рассказывать (на основе разнообразных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
-готовить небольшие сообщения о традициях, быте народов России;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
-находить на карте столицы национально- территориальных образований России;
соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 5 класс. | ||||
№ | Наименование раздела | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Моя Родина - Россия | Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы. Малая родина. Работа с картой. Символика: флаг, герб, гимн. История становления. Субъекты Российской федерации. Республики. Язык межнационального общения. Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповеданий. Работа с картой, раздаточным материалом « Народы России» | игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность. | Ученик научится. -находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; -объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; -описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; -рассказывать (на основе разнообразных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; -готовить небольшие сообщения о традициях, быте народов России; - характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; - различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; Ученик получит возможность научиться: - использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; -находить на карте столицы национально- территориальных образований России; соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций. | |
«История, культура и традиции славянских народов» | История народов: русские, белорусы, украинцы. Территория расселения. Современные границы государств, символика, столицы. Работа с картой. Основные занятия, промыслы: земледелие, скотоводство, бортничество, ткачество, гончарное дело. Язычество: главные божества Род, Сварог, Перун, Ярило, Макошь; низшие духи- домовой, водяной, леший, банник. Орнамент в одежде. Жилище. Традиционные кушанья народов. Фольклор: песни, пословицы, сказки. Танец « Веночки», игры «Казак», « Лиска». Разучивание элементов танца, игр. Разучивание приветствий на украинском и белорусском языках. Работа над проектом « Мы – славяне» | игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность. |
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 6 класс. | ||||
№ | Наименование раздела | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
«История, культура и традиции славянских народов» | История русского народа- зарождение государственности. Элементы русского костюма: порты, рубаха, кафтан, зипун, сарафан, понева, душегрея, кокошник, сорока, кика. Моделирование «Русский костюм». Понятие «народное зодчество»: деревянная изба, Красный угол, домашняя утварь. Экскурсия в школьный музей. Русский стол: пироги, щи, каши, русские напитки. Чаепитие. Делова игра « Русский стол». Славянские праздники: языческие, христианские. Святки, Коляда, Масленица, Троица, Пасха. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских народных песен. Разучивание потешек (из детского фольклора). Разучивание движений из русского хоровода | игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность. | Виды деятельности Ученик научится. -находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; -объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; -описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; -рассказывать (на основе разнообразных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; -готовить небольшие сообщения о традициях, быте народов России; - характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; - различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; Ученик получит возможность научиться: - использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; -находить на карте столицы национально- территориальных образований России; соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций. | |
«История, культура и традиции народов Севера» | Расположение на карте. Природа: богатство севера. Основные занятия: оленеводство, рыболовство, резьба по кости Народы: якуты, чукчи, ханты, манси, ненцы. Отношение к природе через обряды и обычаи. Праздники, связанные с морем, медведем, оленем. Шаманизм. Жилища народов севера: чумы у ненцев и эвенков. | игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 КЛАСС
№ | Наименование темы | Количество часов | Содержание самостоятельной работы учащегося |
Россия на карте. | 1 | приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. | |
Государственные символы России | 1 | ||
Россия – многонациональное государство | 1 | ||
Наши предки славяне. | 1 | ||
Обычаи и традиции украинцев, белорусов. | 1 | ||
Язычество славян. | |||
Быт и культура народов. | 1 | ||
История русского костюма. | 1 | ||
Русская изба. | 1 | ||
Фольклор: песни, пословицы, сказки. | 1 | ||
Работа над проектом « Мы – славяне» | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 КЛАСС
№ | Наименование темы | Количество часов | Содержание самостоятельной работы учащегося |
История русского народа- зарождение государственности. | 1 | приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. | |
Элементы русского костюма: порты, рубаха, кафтан, зипун, сарафан, понева, душегрея, кокошник, сорока, кика. | 1 | ||
«Народное зодчество». | 1 | ||
Русский стол: пироги, щи, каши, русские напитки. | 1 | ||
Природа: богатство севера. | 1 | ||
Основные занятия: оленеводство, рыболовство, резьба по кости | 1 | ||
Народы: якуты, чукчи, ханты, манси, ненцы. | 1 | ||
Отношение к природе через обряды и обычаи. | 1 | ||
Праздники, связанные с морем, медведем, оленем. Шаманизм. | 1 | ||
Жилища народов севера | 1 | ||
Работа над проектом « Мы – жители Севера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся 1-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся 1- 4 классовсоставлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соотве...
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с уг...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...
Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов
Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...