Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
рабочая программа по химии (7 класс) на тему
программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических занятий. А также важен информационный характер не только для школьников и педагогов, но и широкой читательской аудитории, так как содержит теоретический материал о применении и использовании опыта прикладного искусства предками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_iskusstvo.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 города Белово»
Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №14 города Белово ___________________________Л.Р.Зубер Приказ №______ от ___________2016г. |
Химия и искусство
рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: А.Л. Майорова, учитель химии |
Обсуждено на заседании методического объединения Протокол №_______ от «___»_____________2016г. Руководитель МО ____________________ | Рассмотрено методическим советом Протокол №____ от «___»______________2016г. Председатель МС _________________Е.А.Чегошева |
Белово 2016
Рецензия
на программу курса внеурочной деятельности «Химия и искусство»
по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 5 класса,
составленную Майоровой А.Л., учителем химии МБОУ СОШ №14 города Белово
В рецензируемой работе учителя химии Майоровой А.Л. представлена программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических занятий. Курс носит пропедевтическую направленность. А также важен информационный характер не только для школьников и педагогов, но и широкой читательской аудитории, так как содержит теоретический материал о применении и использовании опыта прикладного искусства предками.
Актуальность элективного курса заключается в важности пропедевтической подготовки и направлено на привитие учащимся понимания технологии химических процессов. Носит познавательный характер изучения: формирует знания о получении необходимых продуктов, прошедших химическую обработку в быту на основе безотходного производства и защиты окружающей среды. Программа направлена на формирование осознанного понимания учащимися национальной исторической значимости практической деятельности своего народа. Используемые методы и технологии создают условия для развития духовно–нравственных качеств и способствуют всестороннему развитию личности.
Курс содержит 8 разделов. Структура программы построена поэтапно, начиная с ведения, целей и задач дисциплины, а также включает формы организации и виды деятельности. Планирование включает содержательную, нормативную часть, подробно указывает количество часов на заданную тему. При планировании содержания разделов соблюдены все принципы педагогики: доступности; расположение тем от простого к сложному; соответствует уровню развития учащихся 7классов; вписывается в общий учебный план; требует от учителя и учащихся базовых знаний; умение работать со средствами ИКТ; носит практический характер. Таким образом, рассматриваемый курс предполагает получение определённых результатов, которые суммируются в результате прохождения структурированных этапов.
Программа, бесспорно, открывает большие возможности для учащихся и учителей, удовлетворяет всем требованиям элективного курса и является методическим руководством к действию.
Рецензент: Майорова И.Н., заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии и географии высшей квалификационной категории МБОУ лицея № 22 города Белово.
Программа курса внеурочной деятельности «Химия и искусство» по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 7 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и основной образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Белово.
Целью программы является развернутое ознакомление с основами химической технологии, с «техническими» приемами и «маленькими хитростями» использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, раскрытие в целом «химической картины» окружающего мира.
Задачи курса:
- расширение и углубление предметных знаний по химии, развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности;
- раскрытие роли и перспектив химических знаний в решении экологических проблем;
- системное знакомство с различными видами искусства;
- Сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;
- Совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и расчетных задач;
- Развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.
Программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов), рассчитана на проведение занятий во внеурочное время по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- составлять план и последовательность действий;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
- разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
- строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
3. В трудовой сфере:
- Планировать и проводить химический эксперимент;
- Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
- Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Наименование раздела | Количество часов | Формы организации | Виды деятельности |
Химия - наука древняя и молодая Понятие о науке. Условия возникновения научной химии. Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии. Художники и ремесленники. | 2 | беседы, диспуты, викторины, компьютерные технологии | Различать предметы естественных наук Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе реакций |
Металлы и неметаллы в искусстве Типичные особенности строения атомов металлов и неметаллов. Аллотропия элементов главной подгруппы IV группы. Углерод и образуемые им простые вещества, использование их в искусстве. Уголь как восстановитель металлов и пигмент в живописи. Распространение в природе благородных металлов. Особенности строения атомов металлов побочных групп и их характерные свойства. Исторические сведения о применении металлов для создания произведении искусств. Структура, физико-химические свойства золота, серебра, меди. Золотобойное искусство в древности. Позолота. Свойства меди и способы ее применения в истории цивилизации. Приемы обработки серебра, создание произведений искусства. Серебро в изготовлении зеркал. Зеркала в архитектуре. Свинец: свойства и применение. Чугун и сталь. Каслинское литье. Стальные конструкции в архитектуре. Декорированное стальное оружие: приемы обработки стали - воронение, чеканка и др. Коррозия металлов. Приемы борьбы с коррозией, применявшиеся в древности, в Средние века и сегодня. Экспериментально-практические работы. Серебро и золото (домашняя). Травление алюминиевой пластинки (в технике «офорт»). | 6 | практические занятия с элементами игр и игровых элементов. проектные работы. проблемный подход к изучению отдельных явлений | Уметь сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам Знать формулировку периодического закона и раскрывать его смысл Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Описывать свойства веществ в ходе демонстрации Понимать понятие переходные элементы и амфотерность Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращением Соблюдать технику безопасности Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде Для подготовки кратких сообщений пользоваться дополнительной литературой Готовить презентации |
Соединения кальция в природе и искусстве Соединения кальция в природе. Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства. Известь: гашеная и негашеная. История применения в строительстве и искусстве. Кальцит: основные горные породы - мрамор, известняк. Химическая природа окраски мрамора. Мрамор и известняк в скульптуре и архитектуре. Жемчуг и кораллы. Гипс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений в музейной практике. Экспериментально-практические работы (по выбору). Приготовление гипсовой отливки. | 4 | ||
Основные классы неорганических соединений Систематизация знаний о классификации неорганических соединений. Кислые, основные и двойные соли: способы получения, номенклатура. Свинцовые белила: свойства, история применения, проблема замены. Современные белые пигменты. Титановые белила. Понятие о хромофоре, пигменте, связующем (на примере известковой воды и масла) краски. Оксиды и соли - пигменты красок, их химическая совместимость. Фреска - монументальная роспись по сырой штукатурке. Механизм высыхания красочного слоя в технике «буон-фреско». Пигменты для фрески (по совместимости с известковым грунтом). Экспериментально-практические работы. «Берлинская лазурь и турнбулева синь». Химическое серебрение гипсовой отливки. | 4 | ||
0ксиды и стекло. Дисперсные системы История создания стекла. Химический состав окрашенных стекол. Искусство мозаики в Византии и на Руси. Венецианское стекло. Витражи Западной Европы. Проблема сохранения древних (X-XV вв.) стекол в современных условиях загрязнения атмосферы. Хрусталь: химический состав и технологии изготовления. Богемское кальциевое стекло. Зависимость качества стекла от технологических особенностей его варки (температурный режим, чистота сырья и т.д.). Химические процессы, происходящие при варке стекла Химизм обесцвечивания стекол. Эмаль: выемчатая, перегородчатая, финифть. Мозаики М.В. Ломоносова. Экспериментально-практические работы. Свойства оксидов. Получение легкоплавких стекол. Оригинальные формы проведения заня¬тий. Дидактическая игра «Большой аукцион». «Стекло в музее и моем доме». | 4 | ||
Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика Кремний: важнейшие соединения. Алюмосиликаты. Классификация керамических изделий. Черепок и его свойства. Сырье производства разных видов керамики. Состав глинистых. Глазури. Танагрские терракоты. Фаянс и майолика. Физико-химические процессы обжига керамических масс, сравнение с процессами, происходящими при варке стекла. Китайский фарфор. Фарфор Й. Бетгера и Д. Виноградова. Подготовка сырья и современная технология производства фарфоровых изделий. Под- и над-глазурная роспись. Восстановительный и окислительный обжиги. Экспериментально-практические работы. Физические свойства черепка керамики разных типов. | 5 | ||
Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи Энкаустика - древняя техника живописи. Физико-химические свойства воска. Пунический воск. Фаюмские портреты. Византийские иконы. Лак ганозис в мировой культуре. Темпера - живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер (клеевая, желтковая, яичная и др.). Роль уксусной кислоты в приготовлении красок. Работы Дюрера, Рафаэля. Древнерусская икона: последовательность создания. Состав и свойства (мелкодисперсность) грунтов. Приемы золочения. Масляная живопись. Состав и свойства растительных масел, применяемых в живописи. Химия обработки масел. Акварель, гуашь, пастель. Химический состав и свойства красок. Экспериментально-практические работы. Физико-химические свойства карбоновых кислот и высыхающих масел. | 5 | ||
Охрана окружающей среды и памятников культуры Изменение состава воздушной среды, ее влияние на памятники культуры. Приемы реставрации на примере возрождения художественных произведений из мрамора. Темы творческих работ. Мини-исследования «Объекты моего города, нуждающиеся в реставрации». | 5 | Уметь пользоваться дополнительной литературой Соблюдать правила техники безопасности Уметь оказывать первую помощь при ожогах, травмах, связанных с реактивами Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ |
Тематическое планирование
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Химия - наука древняя и молодая | 2 |
2 | Металлы и неметаллы в искусстве | 6 |
3 | Соединения кальция в природе и искусстве | 4 |
4 | Основные классы неорганических соединений | 4 |
5 | 0ксиды и стекло. Дисперсные системы | 4 |
6 | Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика | 5 |
7 | Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи | 5 |
8 | Охрана окружающей среды и памятников культуры | 5 |
Всего | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»
Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов «Строевая подготовка»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся5 – 7 классов«Строевая подготовка»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 10-х классов «Педагогика»
Предлагаемый элективный курс «ПедКЛАСС» предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения раскрывает основные направления дея...