Эмпатия – основа взаимодействия
классный час (6 класс)
Классный час для учеников 6 класса по программе "Толерантность - дорога к миру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
empatiya-osnova_vzaimodeystviya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему: «Эмпатия – основа взаимодействия»
(для учащихся 6 класса)
Цель:
развитие навыков толерантного общения.
Задачи:
1. Развивать навыки эмпатии.
2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.
Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.
Ход классного часа.
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.
Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:
- как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось?
- как удалось досчитать до десяти?
- появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
- чему нас учит эта игра?
2. Чтение китайской притчи о терпении
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.
- Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
- Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
- Приведите примеры, когда вы его проявили.
- Что вы при этом чувствовали?
- Легко ли быть терпимым?
3. Психолог предлагает детям закончить фразы:
- Простить — это...
- Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
- Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...
4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»
Психолог заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Психолог предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Психолог на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у детей.
«Копилка обид»
Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Психолог говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
(Копилки отправляются в мусорную корзину).
- Составление правил общения.
Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:
Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:
1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» — под запретом.
- Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).
При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.
Ситуация 1. Друг отказывается выполнять твою просьбу.
Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.
Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.
Ситуация 4. Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.
Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.
Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.
8. Упражнение в кругу «Импульс»
Психолог предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
- Подведение итогов.
Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!
Литература
- Девина И. Мы с тобой одной крови // Школьный психолог - 2009.-№20
- Остапенко А. Упрямо штопать изрешечённую ткань добра//Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4.
- Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М: Генезис, 2000.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России.
- Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект, как основа взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях интеграции
Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей взаимодействия о...
Основы взаимодействия образовательной организации и семьи.
Основы взаимодействия образовательной организации и семьи. Аннотация.В статье раскрывается идея взаимодействия образовательной организации и семьи. Представлены теоретические основы и практ...
«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»
Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...
Методическая разработка родительского собрания на тему " Социально - педагогические основы взаимодействия семьи и школы".
Данное родительское собрание разработано и проводится с целью педагогического просвещения родителей как оказание им помощи в создании благоприятной образовательной среды в семье. Формирование ак...
Метапредметный подход к преподаванию предметов образовательной области «Искусство» на основе взаимодействия различных предметных областей
Выступление на семинаре учителей искусства...
План – конспект занятия по спортивным бальным танцам «Медленный вальс. Основы взаимодействия в паре»
Цель: Сформировать и закрепить в паре навыки исполнения единичных действий и фигур танца медленный вальс.Задачи....