Инновационный проект, как основа взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях интеграции
статья по теме

Фролова Полина Владимировна

Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей взаимодействия образовательных учреждений. Речь идет, прежде всего, о содержательном, организационно-управленческом, методическом  обновлении учреждений дополнительного образования, позволяющем эффективно и результативно выполнять социальный заказ – формировать личность школьника, которому предстоит жить в XXI веке.  Решению этих задач способствуют инновационные процессы, связанные с интеграцией общего и дополнительного образования,  получившие развитие в нашем учреждении.Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей взаимодействия образовательных учреждений. Речь идет, прежде всего, о содержательном, организационно-управленческом, методическом  обновлении учреждений дополнительного образования, позволяющем эффективно и результативно выполнять социальный заказ – формировать личность школьника, которому предстоит жить в XXI веке.  Решению этих задач способствуют инновационные процессы, связанные с интеграцией общего и дополнительного образования,  получившие развитие в нашем учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt_kak_osnova_vzaimodeystviya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект, как основа взаимодействия

 общего и дополнительного образования в условиях интеграции.

П.В. Фролова,  методист МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн» г. Томска

           Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей взаимодействия образовательных учреждений. Речь идет, прежде всего, о содержательном, организационно-управленческом, методическом  обновлении учреждений дополнительного образования, позволяющем эффективно и результативно выполнять социальный заказ – формировать личность школьника, которому предстоит жить в XXI веке.  Решению этих задач способствуют инновационные процессы, связанные с интеграцией общего и дополнительного образования,  получившие развитие в нашем учреждении. Процесс интеграции предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение двух или более объектов, идей и пр. в параметрах новой целостности. Такой процесс должен вести к взаимообогащению взаимодействующих партнеров.  

Анализ реального уровня развития   достигнутого  нашим центром, состояния образовательной деятельности, возможностей и ресурсов центра, а также проблем, стоящих перед образованием в целом,  позволил  придти к выводу о наиболее оптимальном пути развития структурного  и содержательного обновления   действующей модели центра. Данная модель легла в основу Программы развития центра.

В процессе ее реализации изменения коснутся:

  1. содержания образования;
  2. организации образовательного процесса;
  1. совершенствования методов (технологий) его реализации, развития профессионального мастерства педагогов;
  2. путей и форм взаимодействия центра с социумом в целях активного использования всего образовательного пространства в процессе формирования личности;
  3. управления развитием центра.

        МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн» в соответствии с Программой развития  в прошлом учебном году  приступил к реализации нескольких инновационных проектов, направленных на изучение возможностей и особенностей интеграции дополнительного и общего образования, ее влияния на развитие ребенка. Совместно с МОУ СОШ № 41 разработан  и принят к реализации проект по теме: «Развитие личности обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования».

Цель проекта – повышение качества и эффективности обучения, развитие творческих способностей  обучающихся посредством взаимодействия дополнительного и общего образования.

Гипотеза: процесс интеграции  школьного и дополнительного образования будет способствовать  качеству и эффективности обучения предметному содержанию и  развитию   личности обучающегося в ходе этого процесса.

Основные направления работы по проекту:

  1.  формирование системы взаимозачетов между школьными предметами и  образовательными дисциплинами программ ДЮЦ «Сатурн»
  2. применение результатов работы по развитию творческого мышления в  других предметных областях (математика, чтение и т. д.)

           В проекте реализуются образовательные программы дополнительного образования  художественно-эстетической направленности:

«Изодеятельность», «Природа, творчество, фантазия» (авторская, декоративно-прикладное творчество, «До-Ми-Соль» (вокал).

Сформированы 3 группы обучающихся начальной ступени общего образования.

         Одним из важнейших аспектов  работы по проекту является изучение самого процесса интеграции дополнительного и общего образования, выявление затруднений  и способов их преодоления. При теоретическом осмыслении процесса интеграции представляется возможным выделить следующие уровни развития интеграции: информационный, координационный, уровень сотрудничества, уровень интеграции.

   

Первый уровень – информационный. На этой ступени приходит  осознание необходимости взаимосвязи общего и дополнительного образования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования.

Второй уровень – координационный. Состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей – предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений. На этой ступени проводятся отдельные общие мероприятия при равном участии представителей центра и школы. Накапливается опыт проведения совместных педагогических и методических советов, осуществляется разработка нормативно-правовой основы взаимодействия.

Третий уровень – уровень сотрудничества. Характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот достаточно высокий уровень взаимодействия предполагает постоянную совместную деятельность педагогов дополнительного образования с учителями  - предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ; сотрудничество заместителя директора, курирующего дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями методических объединений.

Четвертый уровень – уровень интеграции. Достигается тогда, когда происходит создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства, т.е. достигается идеальная модель взаимодействия двух сфер образования в рамках новой целостности. Уникальность каждой сферы сохраняется при равенстве той и другой.

 

       В настоящее время наши учреждения, осуществляющие представленный инновационный проект, перешли на второй уровень взаимодействия в соответствии с Программой развития.

Список литературы:

  1. Научно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей (Инновационные тенденции). М., ООО «Новое образование», 2009. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
  2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности /Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: 2004.-304 с. – (Методика воспитательной работы в школе).
  3. Дополнительное образование в школе – инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. М. ООО «ДОД», 2007. – 120 с. (Серия «Библиотечка педагога-практика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция базового и дополнительного образования в условиях сельской школы (из опыта работы)

Создание целостного образовательнолго пространства как условие развития личности ребенка - цель интеграции базового и дополнительного образования. Презентация отображает процесс этой интеграции в усло...

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....

Внеурочная деятельность рамках проекта «интеграция основного и дополнительного образования в условиях малокомплектной школы

Как сделать школьную жизнь открытой и дружелюбной в отношении ребенка? Как создать особый  мир, в котором царила бы  атмосфера любви и понимания, взаимопомощи и взаимной ответственности? Как...