Классный час "Право на жизнь".
классный час

Новоселова Ольга Александровна

Классный час посвящён памяти юных героев. Это будет ещё одним вкладом в нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, поможет им лучше узнать историю нашей страны, почувствовать гордость за своих ровесников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_pravo_na_zhizn_75_let_pobedy_sayt.doc495 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района» (КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка)

Номинация: «Лучшая методическая разработка»

Классный час, посвящённый памяти юных героев

«Право на жизнь»

(для учащихся старших классов)

Цель: патриотическое воспитание учащихся, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за будущее своей страны.

Задачи:

  • формирование и воспитание у учащихся патриотизма, нравственности как важнейших духовных и социальных ценностей;
  • расширение и углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  • привитие ребятам чувства гордости, уважения и почитания молодых героев, отдавших свои жизни за Родину;
  • популяризация чтения литературы о Великой Отечественной войне.

Оформление:

  • Книжная выставка «Их имена и подвиги не забыты».

Представлены книги:

- Е. Ильина. Четвёртая высота;

     - Л. Космодемьянская. Повесть о Зое и Шуре;

- Е. Кошевая. Повесть о сыне;

- Александр Матросов;

- А. Фадеев. Молодая гвардия.

  Четвёртая высота       Повесть о Зое и Шуре        Повесть о сыне          Александр Матросов       Молодая гвардия

  • Портреты:

Гули (Марионеллы) Королёвой;

Зои Космодемьянской;

Олега Кошевого;

Александра Матросова.

  • Плакат с цитатой: «Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, – помните!»
  • Рисунки детей «Война – не место для детей»

Аудиозаписи:

  • «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача);
  • «Ах, война…» (сл. Б. Окуджавы, исп. Л. Казакова, Н. Лазарев).

Действующие лица:

  1. Классный руководитель.
  2. Ученики.

Аннотация:

Великая Отечественная война была самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. В течение 1418 дней советские люди стойко и мужественно шли на любые испытания, жертвовали своей жизнью, избавляя человечество от фашистского порабощения.

Человек всегда стремится к подвигу. И если у человека наступает безразличие к героическому, высокому, он перестаёт быть человеком. Готовность к подвигу – самое глубокое проявление любви к Родине.

С каждым годом всё меньше остаётся в живых непосредственных участников тех страшных событий – героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла... Наше подрастающее поколение правду о том времени познаёт в основном из книг, фильмов.

Когда началась война, в боевой строй наравне с взрослыми встали тысячи мальчишек и девчонок. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Классный час посвящён памяти юных героев. Это будет ещё одним вкладом в нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, поможет им лучше узнать историю нашей страны, почувствовать гордость за своих ровесников.

Нельзя забывать тех, кто подарил нам право на жизнь.

1-й ученик:

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году…

(Звучит аудиозапись песни «Священная война»)

Классный руководитель:

Здравствуйте, ребята! В этом году весь народ нашей огромной страны будет отмечать значимую дату – семьдесят пять лет Победы в Великой Отечественной войне. Кажется, что всё уже забыто. Но, чем больше проходит времени, тем ярче становятся подвиги героев.

Классный руководитель задаёт вопросы ребятам:

Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас значит слово «война»? (Ответы учащихся).

Классный руководитель: Что такое подвиг? (Ответы ребят).

(Пояснение классного руководителя): Ребята, в слове «подвиг» есть движение, по-двиг, по-двигнуть, под-виг. Движение души, движение сердца.

Классный руководитель: А, что, по вашему мнению, заставляло мальчишек и девчонок, ваших ровесников, совершать подвиги? (Ответы детей).

Классный руководитель: Дорогие ребята, сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, о тех, кто бесстрашно и гордо, прямо из-за школьной парты шагнул в зарево войны – шагнул и не вернулся. Это было поколение удивительное по стойкости духа, отваге, решительности!

Ребята бежали на войну, прибавляя себе годы, и воевали наравне с взрослыми. Такие герои, как Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Гуля Королёва и многие-многие другие, были настоящими патриотами. Они были преданы своему Отечеству, и, не страшась врага, отдали свои жизни за его свободу.

За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более трёх с половиной миллионов ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Семь тысяч удостоены звания Героя Советского Союза.

(Ученики поднимают портрет Александра Матросова)

Классный руководитель:

Александр Матросов с 1935 г. воспитывался в Ивановском режимном детском доме Ульяновской области, окончил 7 классов.

Саша готовил себя к романтичной, но трудной профессии моряка. Он воспитывал в себе волю и храбрость. Забравшись на старую, склонившуюся над прудом иву, нырял в воду. А ночью, чтобы доказать самому себе, что он не трус, отправлялся ночью на кладбище. Матросов был честным и справедливым.

23 февраля 1943 г. его батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки Локнянского района Псковской области. Пулемёт из дота обстреливал всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дота пополз гвардии рядовой 254-го Гвардейского стрелкового полка 56-й Гвардейской стрелковой дивизии Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы двинулись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к доту и своим телом закрыл амбразуру. Пожертвовав своей жизнью, он помог выполнить боевую задачу наступающего подразделения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии рядовому товарищу Матросову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

2-й ученик:

Л. Ошанин «Баллада об Александре Матросове»

Зимний ветер свистел на откосах.

Мы лежали в цепи огневой.

С нами был комсомолец Матросов,

Друг-товарищ, боец рядовой.

Командир наш испытанный бледен, -

Неужели мы здесь не пройдём?

Вражий дот на дороге к победе

Косит русские цепи огнём.

Не пройти сквозь огонь пулемётов,

Но Матросов рванулся вперёд,

Прямо к чёрному вражьему доту

Друг-товарищ бесстрашно ползёт.

Вражьи пули свистят на откосах,

Лютой злобой к герою полны.

Но отважный гвардеец Матросов

Поднялся у бетонной стены.

И рванувшись в атаку за другом,

В этот миг услыхали друзья,

Что свинцовая кончилась вьюга,

Огневая замолкла струя.

Это трепетом сердца живого

Наш Матросов закрыл пулемёт

Никогда своего рядового

Не забудет российский народ!

3-й ученик:

Стихотворение Г. Новицкой «Следы войны»

Мальчишки набивали гильзы мхом,

Из спичек сделав самодельный порох.

И, как землянку, покидали дом,

Чтоб притаиться тихо за забором.

Девчонками владела красота:

Начистив гильзы ярко, точно солнце,

Наполнив их водою из колодца,

Они цветы в них ставили всегда!

(Ученики поднимают портрет Зои Космодемьянской)

Классный руководитель:

Про Зою Космодемьянскую её мама говорила, что «если Зоя что-нибудь не знала, она сразу честно признавалась в этом». Она была очень упорной девочкой. Никогда не отступала от того, что считала правильным. Зоя была строга ко всем, и к себе тоже. Пожар, землетрясение, она всё равно пошла бы, сказав, что не может подвести.

Зоя Космодемьянская была бойцом разведывательно-диверсионной части, которая официально называлась «партизанская часть 9903 штаба Западного фронта». Выполняя приказ поджечь дома с немецкими военными, Зоя попала в плен. Девушку вывели на улицу, где уже была сооружена виселица, на грудь ей повесили таблицу с надписью «Поджигатель». Последние слова, которые Зоя произнесла перед смертью: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен: всё равно победа будет за нами!»

4-й ученик:

Отрывок из поэмы М. Алигер «Зоя»

Стала ты под пытками Татьяной,

Онемела, замёрзла без слёз,

Босиком, в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз…

… Как морозно! Как светла дорога!

Утренняя, как твоя судьба.

Поскорей бы!

Нет, ещё немного!

Нет, ещё не скоро… от порога…

По тропинке… до того столба…

Надо ведь ещё дойти до туда,

Этот длинный путь ещё прожить…

Может ведь ещё случится чудо.

Где-то я читала… Может быть.

Жить… Потом не жить… Что это значит?

Видеть день… Потом не видеть дня…

Это как? Зачем старуха плачет?

Кто её обидел? Жаль меня?!

Почему ей жаль меня? Не будет

Ни земли, ни боли… Слово «жить»…

Будет свет, и снег… и эти люди.

Будет всё, как есть… Не может быть!

Если мимо виселицы прямо

Всё идти к востоку – там Москва,

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть ещё слова!

- Граждане, не стойте, не смотрите

(Я живая, голос мой звучит)

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Родина! Слова звучат как будто

Это вовсе не в последний раз –

Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!.. – Ещё минута –

И удар наотмашь между глаз.

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

Чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

Смело подымаешься сама ты

Шаг на ящик, к смерти и вперёд.

А вокруг немецкие солдаты,

Русская деревня, твой народ.

Вот оно! Морозно, снежно, мглисто…

Розовые дымы… Блеск дорог… Родина!

Тупой сапог фашиста выбивает ящик из-под ног…

Классный руководитель:

Она умерла, ни единым звуком не высказав своих страданий и не выдав товарищей. Зоя приняла мученическую смерть, как героиня, как дочь народа, которого никогда  и никому не сломить. Память о ней будет жить вечно!

Зоя Космодемьянская – первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

1-й ученик:

Стихотворение С. Острового «Песня о краснодонцах»

Кто там улицей крадётся, кто в такую ночь не спит?

На ветру листовка бьётся, биржа-каторга горит.

Это было в Краснодоне, в грозном зареве войны.

Комсомольское подполье поднялось за честь страны.

Не найдут враги покоя, не опомнятся никак.

Над управой городскою кто-то поднял красный флаг.

Сила подвига святого молодёжь ведёт всегда.

Мы Олега Кошевого не забудем никогда.

И сквозь дали вековые эту славу пронесёт

Благодарная Россия и великий наш народ.

(Ученики поднимают портрет Олега Кошевого)

Классный руководитель:

В городе Краснодоне в августе 1942 г. стали нелегально создавать антифашистские группы из числа активных комсомольцев и молодёжи. Олег Васильевич Кошевой 1925 года рождения стал главным организатором и вдохновителем создания подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Тогда Олегу было всего шестнадцать лет! Ребята, вступившие в организацию, давали клятву на верность родине и борьбу до последнего вздоха за её освобождение от немецких захватчиков. Старшему из тех, кто давал клятву было лишь девятнадцать лет.

Олег Кошевой, всегда аккуратный, опрятно одетый, от него исходило «ощущение свежести, силы, доброты, душевной ясности…» Нравственная чистота, открытость соединялись у Олега с удивительными для такого совсем ещё юного человека качествами организатора, с практической смёткой. Им владела «исключительная жажда деятельности, желание проявить всего себя, желание вмешаться в жизнь людей, в их деятельность, с тем, чтобы внести в неё что-то своё, более совершенное, быстрее оборачивающееся и наполненное новым содержанием…» Он «уже понимал выпавшую на его долю ответственность за всё и за всех и смирял себя».

Мечтая о будущем, Олег всегда задумывался над тем, какую жизнь он создаст для своей мамы Елены Николаевны Кошевой: отдых от работы, любовь и уважение в старости. Он очень глубоко и трогательно любил свою маму. А любовь к Родине начинается с любви к матери.

Олег участвовал во многих боевых операциях: распространении листовок, разгроме вражеских автомашин, сборе оружия, поджоге скирд хлеба, предназначенного для отправки в Германию.

Он осуществлял связь с группами в окрестностях Краснодона, от имени штаба давал им задания. Был задержан жандармерией. После жестоких пыток и многочисленных допросов Олег был расстрелян.

Олегу Васильевичу Кошевому за выдающиеся заслуги в организации и руководстве подпольной комсомольской организацией «Молодая гвардия» и за проявление личной отваги и геройства в борьбе с немецкими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

(Ученики поднимают портрет Гули (Марионеллы) Королёвой)

2-ученик:

Стихотворение М. Джалиля «Смерть девушки»

Сто раненых она спасла одна

И вынесла из огневого шквала,

Водою напоила их она

И раны им сама забинтовала.

Под ливнем раскалённого свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненого подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз, в последний раз

Её разил осколок мины лютой…

Склонился шёлк знамён в печальный час,

И кровь её пылала в них как будто.

Вот на носилках девушка лежит.

Играет ветер прядкой золотистой.

Как облачко, что солнце скрыть спешит,

Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на её губах,

Изогнуты спокойно брови.

Она как будто впала в забытьё,

Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла

И вдруг сама погасла в час кровавый…

Но сто сердец на славные дела

Её посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.

Но, как заря рождает день, сгорая,

Врагу погибель принеся, она

Бессмертною осталась, умирая.

Классный руководитель:

Гуля Королёва. Под этим именем вошла в историю Великой Отечественной войны санинструктор Марионелла Королёва. Её никто не величал Марионеллой Владимировной – слишком юной, простой и общительной она была.

У неё счастливо складывалась жизнь. Она училась в школе, занималась спортом, вела большую общественную работу, даже снималась в кино. Но война разрушила Гулино счастье. В боях с фашистскими захватчиками погиб её муж Сергей, и она осталась вдовой в девятнадцать лет.

Гуля Королёва пошла добровольцем на фронт, когда её сыну Саше – Ёжику, как она его любя называла, не исполнилось и годика.

Пройдёт время, и Гуля Королёва, героиня повести Елены Ильиной «Четвёртая высота», забыв боль, усталость, страх – всё на свете, крикнет:

«Товарищи! Я – первая на штурм! Кто за мной? В атаку! Вперёд! За Родину!»

Она пробежит лишь несколько шагов, и пуля пробьёт ей грудь. И она упадёт на землю. Но этих нескольких шагов окажется достаточно, чтобы поднять в атаку бойцов. Её сердце остановилось, но начатый ею штурм продолжался, гремел, вырвал победу.

(Звучит аудиозапись «Ах, война…»)

1-й ученик: (в руках держит портрет А. Матросова)

Александр Матросов мечтал стать моряком.

2-й ученик: (в руках держит портрет Олега Кошевого)

Олег Кошевой собирался окончить институт и стать инженером.

3-й ученик: (в руках держит портрет Зои Космодемьянской)

Зоя Космодемьянская готовилась стать учительницей.

4-й ученик:  (в руках держит портрет Гули Королёвой)

А из Гули Королёвой наверняка получилась бы артистка кино.

Классный руководитель:

Но грянула война, и все они, такие разные молодые люди, очутились в одном строю – в строю защитников Родины.

1-й ученик:

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, попробуй, перечисли.

Не сочтёшь. А впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В сердце, в песне, постучавшейся в окно.

Классный руководитель:

Саша, Зоя, Олег, Гуля были по характеру совершенно разными людьми, но их объединяет проявление уже в раннем возрасте очень важных, человеческих черт. Потому что именно в отношениях к правде, к справедливости, к друзьям и начинается то, что делает человека значительным, способным совершить героический поступок.

2-й ученик:

Им время другое выпало,

За всё заплатили сполна

Те дети, которых окликнуло

То страшное слово – война!

Классный руководитель: 

Дорогие ребята, много лет отделяют нас с вами от суровых военных дней, когда юные герои: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Гуля Королёва и многие-многие другие отдали свою жизнь за Родину.

Овладело ли вами смутное желание сделать что-то важное для Родины? (Ответы ребят).

Классный руководитель: Представили ли вы себя на месте этих юношей и девушек, которые, невзирая на смертельную опасность, поднимали в атаку бойцов или мужественно сражались с фашистами в захваченном городе? (Ответы учащихся).

Классный руководитель: Задаётесь ли вы вопросом, а смог ли бы я так, хватило бы у меня силы духа и воли на такие дела? (Ответы ребят).

Классный руководитель: Ребята, вы прочувствовали частицу той боли, которую принесла Великая Отечественная война нашей стране. Ваши переживания – живой отзвук подвига. Память войны глубоко затронула наши сердца. Мы удостоены чести стать хранителями солдатской памяти. Подвиги этих юных героев бессмертны! Они не думали о смерти. Они защищали Родину и сберегли этот мир для нас ценой своей жизни. Пусть Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Гуля Королёва служат примером мужества и подражания! Мы не видели войны, но знаем о ней, и будем помнить, какой ценой завоёвано наше счастье, наше право на жизнь!

Великая Отечественная война, длившаяся четыре года, навсегда останется в памяти русского народа.

(Классный руководитель завершает классный час, рекомендуя детям прочитать книги: «Александр Матросов», «Повесть о Зое и Шуре», «Молодая гвардия», «Повесть о сыне», «Четвёртая высота»).

Использованные источники

  1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. Т. 2. Битва за Москву /сост. В. Кочетков. – Москва : Современник, 1987. – 623 с. : фотоил.
  2. Библиотека пионера. Т. 2 / Л. Т. Космодемьянская, Е. Н. Кошевая, Е. Я. Ильина. – Москва : Дет. лит., 1972. – 622 с.
  3. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. Т. 8. Война в тылу врага /сост. А. Карлин. – Москва : Современник, 1989. – 607 с. : фотоил.
  4. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. Т. 12. Ради жизни на Земле /сост. В. Заливако. – Москва : Современник, 1990. – 702 с. : фотоил.
  5. Джалиль, М. Избранное : стихи / М. Джалиль ; пер. с татар. – Казань : Татарское кн. изд-во, 1973. – 352 с.
  6. Истоки победы // Детская энцикл. : познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2007. – № 9. – С. 22–36.
  7. Их имена и подвиги не забыты : пособие для учителя / сост. О. С. Богданова, М. А. Завацкая. – Москва : Просвещение, 1979. – 144 с.
  8. Космодемьянская, Л. Т. Повесть о Зое и Шуре / Л. Т. Космодемьянская. – Москва : Дет. лит, 1976. – 207 с. : ил. и фотоил.
  9. Новицкая, Г. Ещё грибами пахнет лес : стихи / Г. Новицкая ; рис. И. Харкевича. – Ленинград : Дет. лит., 1985. – 95 с. : ил.
  10. Фадеев, А. А. Молодая гвардия : роман / А. А. Фадеев. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. – 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Христианство. Жизнь Иисуса Христа".

Цель:обогатить знания детей о нравственном учении христианства, расширить  знания  о жизни Иисуса Христа.Предварительная подготовка:подготовить теоретический материал о   христиан...

Классный час "Движение-жизнь"

Презентация поможет провести классный час в 5-7 классах о здоровом образе жизни....

Классный час "Смысл жизни""ppt

Классный час "Поговорим о смысле жизни". Цель занятия: формирвание ценностных ориентаций учащихся...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Классный час. В жизни всегда есть место подвигу (5-7 классы)

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу", посвященный Дню Героя России, для 5-7 классов...

Психологический классный час "Счастливая жизнь..."

Классный час проводился в 10 классе среди классных руководителей в неделе психологии...

Методическая разработка классного часа "Радуга жизни в нас самих"

Цель: Формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим.Задачи:- Актуализировать проблему вредных привычек, выявить отношение по...