Классный час "Смысл жизни""ppt
методическая разработка (10 класс) по теме
Классный час "Поговорим о смысле жизни". Цель занятия: формирвание ценностных ориентаций учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_smysle_zhizni.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Поговорим о смысле жизни»
Цели:
- помочь учащимся разобраться в жизненных взглядах, убеждениях, потому что именно от убеждений зависят взаимоотношения с коллективом.
- помочь учащимся в личностном росте, самоопределении,
- развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.
Методы: слово учителя, беседа, метод проектов
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя.
А) В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. И как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.
О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. "Смысл жизни в служении Богу", — утверждали христиане. "Смысл жизни в служения родине", — говорили мудрецы античности. "Смысл жизни в общественно -полезном труде", — утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством.
Каждое следующее поколение задастся вопросом: "Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.
Б) А вот что пишет ваш сверстник, может быть, ученик Эсош…
Из сочинения БЦ: На что потратить жизненную энергию? На завоевание титулов, почестей, сердец или посвятить свою жизнь тем, кто возможно, никогда не узнает счастья? Какова цель жизни: жить для себя или для других? Чему посвятить: силе, милосердию, Богу или дьяволу?
Если сравнивать жизнь человека с восхождением на гору, то цель и смысл жизни в том, что заставляет тебя подниматься на эту вершину и дает тебе силы…
II. А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»
1 Эвристическая беседа
С чем бы вы сравнили человеческую жизнь?
(рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)
Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся
Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?
(НАПОЛНИТЬ СМЫСЛОМ.
А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» СЛАЙД
2. Вспомним жизнь литературных героев, писателей, ученых..
- Чем была наполнена жизнь рыцарей Средневековья? (служение Отчизне, вассалу, Прекрасной Даме)
- Жизнь Тараса Бульбы и Остапа Бульбы? (Защита Отчизны)
- Андрия? (любовь)
- М.В.Ломоносова? (служение науке, просвещениюРоссии)
- И.С.Флягина? (за Отечество хочу умереть)
Вывод: их мечты, желания, стремления наполняли их жизнь смыслом.
Проектная работа
Чтобы разобраться в своих смыслах, мечтаниях, стремлениях, предлагаю ответить на вопрос :
Что я делаю существенного в своей жизни? При помощи изображения контура фамильного герба.
Гербы в древние времена заменяли визитную карточку. По гербу можно было судить о личности, о родовитости, знатности, о поколениях... В романе В Скотта на щите рыцаря Айвенго был девиз: Лишенный наследства, на щите Буагильбера был изображен ворон…
- слайд
(раздать листы с изображением герба) Задания на слайде.
Задания:
- Достижение самое значительное в жизни
- значительное семейное событие
- О чем мечтаете, чтобы стать счастливым?
- Девиз в жизни?
Презентация своих проектов (защита)
ВЫВОДЫ: какие вы ставите цели, в чем видите смысл своего существования?
Классики о смысле жизни… Слайд
- В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. автор: Аристотель
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. автор: Золя Эмиль - Смысл жизни только в одном - в борьбе. автор: Чехов Антон Павлович
- Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. автор: Эйнштейн Альберт
- Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. автор: Чехов Антон Павлович
- Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу. автор: Эйнштейн Альберт
Сравнение, анализ цитат, точки сближения…
познание
Родина
Смысл жизни
борьба
Общество
труд
III. Какова высшая цель жизни ( отданная Родине, народу, ближнему, Христу…)
СЧАСТЬЕ…
Счастливы ли вы?
Игра-заполнение таблицы: Способы достижения счастья
Что вам нужно для счастья? Слайд
Предметы | Абстрактные понятия |
Ж-Ж Руссо считал, что для полного счастья необходимы: : хороший банковский счет, хороший повар, хороший желудок.
Согласны ли?
Американские психологи считают:
1.любить близких
2.любимая работа
3.помощь
4.физическая активность
5.элементы новизны в жизни
6.оптимизм
Относятся ли эти способы достижения высшей цели к материальным, духовным?
Итоговые выводы
ЖИЗНЬ- СМЫСЛ ЖИЗНИ- СЧАСТЬЕ
Презентация слайдов
IV. Рефлексия.
Материалы к классному часу
\Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков.
Правила составления гербов
Основа герба – щит:
. треугольный – варяжский, норманнский;
. овальный – итальянский;
. квадратный с округлостью внизу – испанский;
. четырёхугольный с заострением внизу – французский;
. фигурный – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и
серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб, перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный, четвероскошенный и т. д.
В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная), зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их обозначение в виде штриховки.)
Символика цветов на гербах:
красный – «мужество», «страсть»;
. голубой – «величие, красота, ясность»;
. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
. пурпурный – «власть»;
. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.
Символика изображений на щитах:
. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
. журавль – бдительность и осторожность;
. лилия – расцвет и успех;
. единорог – непобедимость;
. гриф – неустрашимость и свирепость;
. кошка – независимость;
. волк – злость, жадность;
. кабан – бесстрашие;
. петух – воинственность;
. павлин – хвастовство;
. розы – чистота, святость;
. ключи – открытость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...