Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
методическая разработка (9 класс)
Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода за растениями .
Заботиться о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести.
Особенности подростка зависят от того, как он воспитывался в годы детства,что заложено в него в период от рождения и до начала подросткового возраста.
В.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственность | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Минникова Н.В., учитель русского языка и литературы, первой категории, классный руководитель 9 «в» класса МБОУ СОШ № 3 г. Михайловск
август, 2019г.
Наставь ребенка на верный путь, он и в старости не собьется с него
( Притчи 22,6)
У тех людей лица хороши, кто в ладах со своей совестью живут
А.И.Солженицын
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Научить любить ,научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя ,научить человеческому достоинству
А.Макаренко
Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода за растениями . Заботиться о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести. Особенности подростка зависят от того, как он воспитывался в годы детства,
что заложено в него в период от рождения и до начала подросткового возраста.
В.Сухомлинский
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии- одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Много лет назад и мне пришлось сделать такой выбор. Я всегда знала, что моя жизнь будет проходить рядом с детьми.
Только семья и школа готовят подрастающего человека к профессиональному труду, общественной деятельности и семей ной жизни.
Но, воспитывая новое молодое поколение, сталкиваемся с большими трудностями. Время , в которое мы живем, сложное и предъявляет всем нам особенный счет. Мы не только видим, слышим ,но и на себе ощущаем тяготы этого времени. Чему сейчас верить, что брать с собой в жизнь, что и как делать, чтобы называться ЧЕЛОВЕКОМ.
Самой большой проблемой сегодняшнего времени является культурный и нравственный облик подрастающего поколения. Без культуры нет и нравственности , низкая культура отрицательно сказывается на общественной жизни.
Главная моя задача- научить детей находить смысл жизни, чувствовать простоту, закладывать в души детей прочный нравственный фундамент. Разрушительно на ребенка действуют лесть ,восхваление и самодовольство. Чтобы избавиться от этих недостатков, нужно научиться быть скромным, быть самим собой. Наша духовная жизнь, наша нравственность может быть измерена требовательностью человека к самому себе .Чем менее требователен человек к себе, тем менее он себя уважает. У человека должно быть естественное стремление овладеть всем лучшим, что выработано человечеством..
Будучи ребенком , мне всегда хотелось видеть вокруг себя добрых, честных, умных ,порядочных людей. Я думаю, что моя жизнь – доказательство тому..Работая с детьми.,первое, что я сделала, - попыталась определить, какими я хочу их видеть в конце школьного пути. У учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, в достаточной мере должны быть развиты:
- личностные качества;
- нравственные формы поведения;
- культура общения в коллективе;
- способность к сотрудничеству;
- способность к профессиональной деятельности;
- толерантность.
Для реализации моей прогностической модели ученика я определила основные ценности,на которые я постоянно буду ориентироваться:
счастливая семейная жизнь;
здоровье;
наличие хороших и верных друзей;
свобода в действиях и поступках;
уверенность в себе;
познание и стремление к новому;
активная ,деятельная жизнь;
словом, хочется воспитать такое поколение,которому можно будет доверить свою жизнь,свою старость.
Известно,что хорошими людьми не рождаются, а становятся.
«Воспитание – это не работа,бесполезно заложенная функционалами,это реализация своей позиции;позиция- это деятельность и сознание»
П.В.Степанов.
Формируя свою воспитательную концепцию, я пришла к выводу, что концепция – это учитель, руководитель ,воспитатель, наставник в одном лице. А конечная цель концепции воспитательной системы – воспитание гражданина, патриота,профессионала,семьянина.
Концепция воспитательной системы в моем классе состоит из следующих разделов:
1 Этап проектирования системы
2 этап становления системы
3 этап стабильного функционирования системы
4 этап завершения
Своей главной задачей на начальном этапе я считала изучение потребностей, интересов,склонностей учащихся,а также межличностные отношения.Хотелось сразу понять,кто лидер в классе, каков духовный и внутренний мир среды классного коллектива.
Воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых,вовлеченных в жизнедеятельность класса приносят также большую пользу в достижении конечной цели.
Формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи (взаимопонимания).
Для достижения целевых ориентиров определены воспитательные задачи:
- способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;
- поддерживать творческие стремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
- создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.
. Для развития ребят мы проводили познавательные игры,, конкурсы, викторины. Стали традиционными тематические вечера, конкурсы лучшего чтеца .Очень сплотило наш 6, а затем и 7 класс внеурочные мероприятия .С каким удовольствием шестиклассники готовили вечер,посвященный творчеству С.Есенина.На уроке литературы я не заметила такого интереса к его творчеству.Звучали песни на стихи С.Есенина, инсценировки, викторины.Была подготовлена и показана всем учащимся школы презинтация «Любимые женщины поэта»
.Так открыто , честно говорить о большой любви, я думаю, поможет моим ученикам в жизни сделать правильный выбор.
Обычные классные часы, вечера поэзии. Все как у всех, все добросовестно и по плану.
Но в одно прекрасное утро я узнала, что в семьях моих любимых учеников не все так гладко. И говорить о семье, воспитывать в них будущих ответственных мам и пап стало моей важной потребностью. Написали с ними сочинение на тему «Моя семья». Сочинения зачитывали в классе и обсуждали самые светлые моменты.
Семья - это счастье, любовь и удача!
Семья - это летом поездки на дачу!
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге заботы,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб за вас говорили друзья:
"КАКАЯ ХОРОШАЯ ВАША СЕМЬЯ!!!!!"
Издавна считалось. что Россия-страна неисчерпаемых людских ресурсов. Верные Божьей заповеди, данной первым людям: « Плодитесь и размножайтесь!», русские имели большие и крепкие семьи.
В России государство отделено от церкви или, наоборот, церковь от государства, но очень важно, что они тесно и плодотворно сотрудничают в поисках решения важного вопроса: сохранение и умножение прироста населения. И вот именно семья сможет решить эту проблему. В семьях, где много детей, внуков можно с гордостью говорить о главном богатстве, обретенном за всю жизнь. Но важно не только построить и сохранить семью, но и привить и воспитать нравственные и духовные ценности, переданные нам нашими потомками. Важнее в жизни не ученые степени,должности,а воспитание здоровых и честных детей.
« Мне хочется рассказать о своей семье, которой я очень горжусь, горжусь каждым членом моей дружной большой семьи. У моей прабабушки тридцать восемь внуков, двенадцать правнуков. Моя мама была шестым ребенком в семье. А нас у мамы трое. С детских лет наши родители учили нас не только быть добрыми, но и учить добру, учили преданности своей земле и уважению к старшим, невозможности обидеть слабого и взять чужое, учили всем тем качествам, которые делают нас людьми с большой буквы. Умение ориентироваться в этой жизни и сохранить нравственную чистоту дает нам право называться Ч Е Л О В Е К О М!
И я уверена, что дети – это Божий дар, опора и надежда родителей в старости. И когда я вырасту, я очень хочу быть хорошей мамой и просто любимой..Когда я начинаю думать о будущем. То представляю себя в кругу большой семьи.,где царит уют и понимание между всеми ее членами. Я постараюсь создать такую семью. Может нашу семью и не назовешь самой христианской, самой религиозной, но мы все живем по Божьим заповедям, которые учат каждого из нас поступать правильно в любых жизненных ситуациях. Может это и не модно, но в нашем доме не знают запаха сигарет, не знают вкуса вина и водки и прочих алкогольных напитков. Все семейные праздники проходят у нас в кругу самых близких друзей и родственников, которые давно привыкли к тому, что у нас безалкогольная семья. А моя сестра, будучи ученицей 7 класса ,жила в г.Ставрополе,одна без родителей..И мы каждую субботу ждали ее с такой любовью.Моя сестра единственная в училище олимпийского резерва стала обладательницей губернаторской стипендии.Как мы гордились !.За 2 года обучения в этой школе она в свою копилку достижений принесла 40 медалей и около 50 грамот.А сейчас она учится в моей школе.За себя мне неловко рассказывать что-то хорошее.Может когда-нибудь обо мне расскажут мои близкие.Но я уверена.что им за меня не будет стыдно.Мои мама и папа создали замечательную семью только потому, что свои отношения строили на твердом фундаменте.Папа у нас глава и хозяин дома.Он призван думать не об одном себе,а обо всех нас.За нас он ответственен перед Богом.,поэтому так нежно и трепетно заботится о каждом из нас.,но иногда и наставляет и вразумляет нас.А мама все свое свободное от работы время посвящает семейноу благополучию.От нее мы учимся бережливости, шитью,умению вкусно и красиво готовить.
Я горжусь тем,что идеалы традиционной Российской семьи живы в моей семье по сей день»
Частые беседы о семье. о долге каждого перед семьей, об ответственности за свою семью помогают мне воспитывать в моих детях такие качества, как заботу о своих ближних,доброту,отзывчивость.Такие беседы очень сплотили наш 7 б класс.Мы лучше узнали друг друга,полюбили все те ценности, которые важны в каждой семье.
Чтобы хорошо учиться, необходимо воспитывать у учащихся уважительное и ответственное отношение к труду.
Мы, воспитатели,учителя обязаны научить своих воспитанников трудолюбию, твердости в достижении цели.
Чем человек духовно богаче, тем он свободнее в своем выборе между правдой и ложью, верностью и предательством, подлым страхом за личное благополучие и мужеством жить по большому счету. Научить учиться быть активными личностями, достойными и ответственными гражданами – моя главная задача. И этого надо достигнуть в возрасте юном, самом впечатлительном, восприимчивом, самом открытом для накопления духовного и нравственного багажа на всю последующую жизнь.
Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении. Это и работа внутри школы: создание эстетической среды в классном кабинете, дежурство по школе, самообслуживание, благоустройство школьной территории, трудовая деятельность на пришкольном участке, санитарные и трудовые десанты. На воспитание любви к труду, направлен цикл часов общения «Все работы хороши – выбирай на вкус». Эти часы общения мы проводили совместно с родителями. Приглашенный родитель рассказывает о своей профессии, ее плюсах и минусах, отвечает на вопросы учащихся.
Однажды в учебнике по биологии я прочитала, что личинка рыбы после появления из икринки должна всплыть к поверхности воды и проглотить атмосферного воздуха для заполнения плавательного пузыря. Если этого не произойдет, личинка не сможет плавать и погибнет
Выходит, что рыба плавает только за счет «воздуха детства».Что-то символическое почудилось мне в этом ихтиологическом сведении. Такой же «воздух детства» держит на плаву и нас, хотя мы об этом и не подозреваем.Он невидимо растворен в нас, в нашей крови, определяет нашу реакцию на мир, на манеру мыслить. Как в детстве «вдохнем», так и поплывем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ново...
Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения националь...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С.УТАН
статья в местное СМИПокинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко,сухую ветвь один огонь исправит....
Особенности реализации духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.
Статья рассматривает особенности работы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности....
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Особенности реализации процесса духовно - нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно - нравств...