Особенности реализации духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.
статья по экологии по теме
Статья рассматривает особенности работы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Антонович Татьяна Ивановна, учитель, МБОУ «СОШ №18», г. Абакан.
Особенности реализации духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.
Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников, где формулируются цели и задачи воспитания, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Внеурочная деятельность является почвой формирования духовно - нравственных качеств школьника. Одним из видов такой деятельности является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т.е. экологическое воспитание. Школьникам прививают такие ценности как: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Проблема экологического состояния природы в настоящее время очень актуальна. Эта проблема обострилась вследствие экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в любой экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные дисциплины, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде. Поэтому одним из направлений работы школы является экологическое воспитание. Учитель воспитывает у детей ответственность за сохранения цивилизации на Земле на протяжении всего школьного возраста, как в учебное, так и внеурочное время [1, с.4]
Сущность экологического образования состоит не только в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, но и в формировании мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений [3, с.23]
Для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром, не причиняя вреда ни себе, ни природе, чтобы заботиться о растительном и животном мире, о своей планете, мало одного желания, мало сочувствия ко всему живому. Чтобы взаимодействие с природой было экологически грамотным, нужны знания, которые передаются во время разных форм работы. [1, с. 44].
Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния школьной территории и своего места жительства.
В рамках экологического воспитания в нашей школе действует отряд «Зелёный росток», имеющий практическую направленность, а также образовательный и воспитательный потенциал. Предусмотрена исследовательская работа учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей, учителей и их родителей. Участие в акциях проводимых муниципальными, республиканскими и российскими учреждениями.
Важно понимание уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности [2, с.7].
Определение духовно-нравственного воспитания современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Литература
Статья в сборнике трудов
Салата,Г.А. Обращение к коллегам (читателям) / Г.А.Салата //Сборник авторских методических разработок по эколого-биологическому направлению: Абакан, 2010.-С.4 -44
Книги
Грехова, Л.И. В союзе с природой / Л.И. Грехова. – Москва: Изд-во Сервисшкола, 1999. – 317с.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников / Л.С.Литвинова, О.Е. Жиренко. – Москва: Изд-во 5 за знания, 2007. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ново...
Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения националь...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С.УТАН
статья в местное СМИПокинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко,сухую ветвь один огонь исправит....
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".
Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности....
«Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности в предметной области математика"
Обобщение опыта учителя математики во внеурочной деятельности представленного на районной конференции....
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода за растениями ....
Сообщение на ТГ " Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности" 2021г.
Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности...