Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
статья на тему
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, доступность) и создание условий, при которых любой ребенок может продвигаться по пути к собственному совершенству, умеет мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный мир. В создавшихся условиях естественным стало внедрение разнообразных личностно ориентированных технологий, способствующих повышению качества метапредметных и компетентностных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bogomolova_n.n.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Богомолова Н.Н.
МКОУ Петропавловская СОШ
Первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Это важный компонент Стандарта второго поколения. Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. И именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности, которые мы положили в основу своей работы: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа.
Базовые ценности не только лежат в основе уклада нашей школьной жизни, но и определяют как урочную, так и внеурочную деятельность детей.
Внеурочная деятельность школьников в нашей школе объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует предоставлению учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Проводя внеурочную деятельность в школе, мы добиваемся определенных результатов. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на достижение личностных результатов, в нашей школе являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, факультативы, научно-практические конференции, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Более двух лет назад, когда наша школа стала одной из экспериментальных площадок, мы создали модель внеурочной деятельности. Данная модель отразила в себе, каким образом у нас организована внеурочная деятельность. Работа ведётся по всем направлениям, заявленным в стандарте основного общего образования, а также в Образовательной программе нашей школы силами классных руководителей, учителей-предметников, вожатых, социально-психологической службы и педагогами дополнительного образования.
В каждом классе выделено время для совместной работы классного руководителя и учащихся. Важность такой работы трудно переоценить, особенно в 1 и 5-х классах в адаптационный период, когда происходит знакомство педагогов с детьми, устанавливаются контакты с классным коллективом и внутри его, учащиеся привыкают к новым требованиям, условиям работы. Классному руководителю важно сдружить ребят, помочь проявить свою индивидуальность, раскрыть свои способности. Поэтому каждым классным руководителем ведется работа, в рамках которой учащиеся занимаются проектной деятельностью. Проекты, которые выполняют учащиеся совместно со своими наставниками, рассказывают о семьях ребят, их увлечениях, традициях русского народа, культуре. Учащиеся совместно с педагогами ставят цель, обсуждают возможные пути её достижения, объединяются в группы, собирают материал, готовят презентации, участвуют в подготовке и проведении классных часов, готовят отчётные мероприятия: утренники, концерты, на заключительном этапе подводят итоги и анализируют свою деятельность, успешность проекта. Отдельные школьники, обучающиеся во ФГОСам, уже неоднократно и с большим желанием участвовали в научно-практической конференции Петропавловского образовательного округа, предметных олимпиадах. Портфолио этих ребят признаны лучшими в конкурсах различного уровня.
Наряду с учителями-предметниками раскрыть творческие, интеллектуальные, спортивные способности во внеурочное время помогают ребятам руководители кружков. Осуществляя дополнительное образование, наша школа предоставляет ученикам определенный выбор кружков и секций по заданным направлениям.
В 1-4 классе работают кружки общекультурного направления:
такие, как Танцевальный кружок
Хоровой кружок - 2 часа
«Декоративно-прикладное искусство» -1 час
Кружок «Сувенир» - 2 часа
В 5-7 классах:
Хоровой кружок - 2 часа
Танцевальный кружок - 2 час
«Декоративно - прикладное искусство» - 1 час
Кружок «Сувенир» - 2 часа
Социального направления:
Музей-экспозиция «Молодая гвардия» - 1 час
Музей-экспозиция «Герой России – летчик – испытатель А.Иванов» - 1 час
««Юные инспекторы дорожного движения» - 2 часа
Помимо кружков, рассчитанных на работу с 1-7 классами, в нашей школе есть кружки, которые посещают учащиеся, не занимающиеся по ФГОС.
В школе функционируют секции:
«Настольный теннис»
«Волейбол»(юноши)
«Баскетбол» (девушки)
«Баскетбол»
«Краеведческий кружок»
Музей «Петропавловка»
ВПК «Штурм»
Каждый кружок в среднем посещают по 15 учащихся.
Также внеурочная деятельность реализуется посредством сетевого взаимодействия с Домом детского творчества и ДЮСШ, которые предполагают занятость ребят в кружках и спортивных секциях. Кроме того, наши дети посещают Детскую школу искусств.
1-4 класс
Название кружка | Количество часов | Количество детей | |
Футбол | ДЮСШ | 9 | 38 |
Кружок «Волшебный лоскуток» | ДДТ | 4 | 12 |
Театральный кружок | ДДТ | 4 | 12 |
Кружок «Мягкая игрушка» | ДДТ | 2 | 13 |
Кукольный кружок | ДДТ | 2 | 6 |
5-7 классы
Название кружка | Количество часов | Количество детей | |
Футбол | ДЮСШ | 9 | 27 |
Волейбол | ДЮСШ | 9 | 14 |
Кружок кройки и шитья | ДДТ | 4 | 15 |
Кружок «Вязание» | ДДТ | 4 | 5 |
Туристический кружок | ДДТ | 6 | 4 |
Кукольный кружок | ДДТ | 2 | 6 |
К примерам сетевого взаимодействия можно также отнести такие формы внеурочной работы с учащимися совместно с представителями других организаций, как экскурсии, участие в социальных проектах и акциях на уровне села и района, встречи с известными людьми. Осваивая новые технологии воспитания, мы участвуем в традиционных мероприятиях. Так, например, традиционным уже стало участие школьников в мероприятиях, проводимых работниками библиотек, Дома культуры.
Педколлектив пришел к выводу, что без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно качественно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание и получить определенные результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт общения, взаимодействия, совместной деятельности. Воспитательные технологии, используемые нами, включают следующие системообразующие компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно-деятельностный компонент, контрольно-управленческий компонент. Научно обоснованные социализированные требования, передача социального опыта, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха являются содержанием воспитательных технологий, используемых в нашей школе.
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, доступность) и создание условий, при которых любой ребенок может продвигаться по пути к собственному совершенству, умеет мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный мир. В создавшихся условиях естественным стало внедрение разнообразных личностно ориентированных технологий, способствующих повышению качества метапредметных и компетентностных результатов.
Педагогами нашей школы широко используются социально-педагогические технологии духовно-нравственного развития и воспитания. Среди них программно-целевые технологии, преимуществом которых является возможность концентрации сил и средств на достижение конкретных целей по заранее определенным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Эти технологии реализуются в целевых программах различного уровня. Сюда относятся программы патриотического воспитания, физического развития, духовно-нравственного развития и воспитания.
Мы считаем, что проектные технологии обладают ярко выраженным общественным характером духовно-нравственного воспитания. Они применяются с целью реализации различных социальных проектов, в результате чего осуществляется на практике связь с жизнью; развитие социальной активности детей в воспитательном процессе; развитие умения адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Используя технологию социальных проектов, ставим следующие цели проектирования:
- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам своего села и района;
- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
При этом считаем необходимым повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов), социальную мобильность; закреплять навыки командной работы.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования выступают:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение участникам войны, к старикам, к молодежи, к детям; к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская);
• социальная среда: ландшафт в целом, социальный ландшафт (остановки, реклама, места отдыха, игровые площадки, обустройство стадиона)
Разработка социального проекта начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема, актуальная в данном местном сообществе.
При формулировании проблемы стараемся актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость, выделить сферу применения проекта.
После того как четко определили проблему ставим цели и разрабатываем задачи проекта. Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата.
Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. В течение последних лет нашими школьниками разработаны и реализованы следующие виды проектов:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта использован в практике): «Посадим сад выпускников» (2015год), «Обустроим пришкольную территорию» (2014год), «Очистим берега руки Толучеевки» (2013, 2014, 2015 годы), «Посадим лес Победы»» (2015год), «Новые деревья – взамен сгоревших» (2015год), «Память» (обновление уголка-музея «Молодая гвардия» (2013год), «Летчик-испытатель – Герой России Иванов» (расширение экспозиции) (2013год), «Танцующая школа», «Битва хоров», «Подвиг народа», «Пишут дети о войне» (2015год), «Помоги ветерану».
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния сотовой связи на здоровье людей, изучение здоровья учеников в режиме работы школы, изучение влияния компьютера на работоспособность школьника.
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, наши проекты: «Школьное самоуправление», День самоуправления, который проводится ежегодно и приурочен ко Дню учителя, «Выборы».
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых приемов «Название улиц Петропавловки», «Диалекты нашего края».
Все это способствует повышению социальной активности учащихся, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в селе и районе; готовности органов местного самоуправления выслушать доводы наших воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации. Отмечается реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в селе, положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры школьников; наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела; кроме того, изменяется общественное мнение и увеличивается число жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Педагогами школы широко используются и другие технологии, способствующие духовно-нравственному развитию и воспитанию:
-коллективное творческое дело, в процессе которого происходит формирование личностных деловых качеств: сотрудничество, принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, принятие общего успеха и достижений;
-здоровьесберегающая технология, когда применяются психолого-педагогические приемы, методы, подходы для решения задач сохранения и укрепления здоровья, психологической комфортности;
- игровая технология, которая способствует активизации познавательной деятельности и является эффективным способом организации взаимодействия в коллективе;
- личностно-ориентированная технология предусматривает выявление и максимальное развитие способностей каждого ребенка через дифференцированные и разноуровневый задания, возможности работать в своём оптимальном темпе (индивидуальные маршруты воспитанников);
- арт-технология;
- шоу-технология;
- «информационное зеркало».
Благодаря использованию данных технологий воспитательный процесс в школе способствует получению следующих результатов:
повышение эффективности и качества внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
Проведенный нами мониторинг достижений за 2014-2015 годы показал, что и отдельные школьники добились определенных результатов.
25 учеников стали призерами участниками научно-практической конференции Петропавловского образовательного округа, 3 - областной.
Команда школы «Дети России» стала победителем в районной олимпиаде по избирательному праву, а на зональном этапе заняла 3 место среди одиннадцати команд области. Участник команды Земцов Андрей в личном первенстве занял 1 место в области и 3 место по России, поучаствовав в Интернет-олимпиаде.
Ученица 11 класса Богомолова Дарья стала призером областного конкурса «Символы России», нарисовав портрет своего прадеда, участника Великой Отечественной войны; победителем областного фестиваля «Я репортер», участвует в областном проекте «Духовные родники».
Ученица 11 класса Баранова Наталья стала дипломантом Всероссийской краеведческой олимпиады, которая проходила в Москве.
В областной краеведческой конференции Коростелева Дарья заняла 3 место.
В областном конкурсе «Пишут дети о войне» стали победителями Лежнев Михаил (10 класс) и Лямин Андрей (9класс).
Ученица 10 класса Шевцова Алина стала призером всероссийского конкурса по пропаганде безопасности дорожного движения «Радуга безопасности».
В районном конкурсе «Красная гвоздика» девушки из группы «Школьные истории» стали победителями в номинации «Ансамбли», а Шапошников Иван - призером (3 место) в номинации «Солисты».
Ученица 8 класса Дойникова Анна стала призером областного конкурса «Литературный лабиринт».
На районном конкурсе «Готов служить России» юношеская команда заняла 2 место.
Команда КВН «Турбо» 2 сезона заняла 2 место в районном туре.
В областном конкурсе социальных проектов за безопасность дорожного движения команда нашей школы заняла 2 место и получила грант в сумме 398000 рублей на приобретение оборудования. Недавно мы получили «Городок по ПДД»
Осенью 2014 года одиннадцатиклассники участвовали в проекте «Сад выпускника». На территории приусадебного участка были посажены фруктовые деревья в память о выпуске 2015 года.
325 учеников школы стали участниками Всероссийской акции «Час кода».
Мы понимаем, что в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию у нас есть неиспользованные резервы. Поэтому планируем в соответствии с положениями Стратегии развития воспитания в РФ (2015-2025) усилить связь с родителями, шире вести с ними педагогическое просвещение, активно внедрять в практику работы школы технологию социально-педагогического взаимодействия школы и семьи.
Список источников
Колосова О.Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности // Фундаментальные исследования. - 2011.
Липский И.А. Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - №2.
Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Котенкова М.М.. Инновационные технологии в системе воспитательной работы. http://klasnaocinka.com.ua
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...
Духовно – нравственное воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности
В докладе обощается пятилетний опыт работы духовно - нравственного клуба "Лад", занятий по ОПК. Также указана интеграция занятий по ОПК с уроками литераты. Опыт работы подтверждён результат...
Инновации и современные технологии духовно-нравственного образования и воспитания.
Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственны...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся первых классов на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»
В статье описывается некоторые приемы способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся первых классов....
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами курса внеурочной деятельности «Добро пожаловать в музей».
выступление на Августовской конференции 2014 года....
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...