Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"
проект по теме
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРАКТИКО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«Духовно – нравственное воспитание учащихся
во внеклассной работе»
Выполнила заместитель директора по ВР:
Лепаева Марина Владимировна
2013 год
Содержание
| 3 |
| 4-5 |
| 6 |
| 7-8 |
| 9-12 |
| 13-14 |
| 15 |
| 16 |
1. Введение
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М.Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Разумеется, добиться результата возможно только в совместными усилиями всех институтов гражданского общества: школы, органов культуры, конфессиональных сообществ многонациональной России.
2. Актуальность проекта
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
А ведь во все времена в России ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанного понимания ребёнком личностной значимости.
Обеспечить развитие духовности и творческой личности призван сегодня и процесс модернизации образования. Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализациия рассматривается как необходимое условие формирования духовности личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены уроки МХК и православной культуры. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Данная работа должна быть реализована в системе, поэтому в 2012 году в школе и был разработан долгосрочный практико-значимый проект «Духовно – нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе».
3. Цели и задачи проекта:
У К.Д.Ушинского читаем: "Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа".
Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В связи с этим мы определили следующие цели проекта:
1.Формирование на основе интеллектуальной компетеции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности.
2. Сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
3. Изучение истории, регионального этнокультурного наследия Зарайского района Московской области.
4. Объединение усилий школы и общественности по формированию нравственно здоровой личности учащихся.
Для достижения целей решаются следующие задачи:
- Воспитывать у детей гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.
- Формировать понимание обучающимися их личной ответственности за будущее страны.
- Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить с православной культурой.
- Пробуждать у ребенка такие чувства, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, веру, надежду, любовь, готовность проявлять милосердие.
- Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.
- Механизм реализации проекта
1. Основополагающие принципы работы:
- "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
- "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.
- "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами, сквозной работой класса и школы.
- "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу.
- "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора.
2. Методы реализации проекта
- наглядный
- словесный
- исследовательский
- практический
3. Формы работы с детьми:
- Уроки основ православной культуры (с 1 по 8 классы).
- Изучение работ местных краеведов.
- Создание ученических творческих проектов.
- Выступление на научно-исследовательских конференциях различных уровней.
- Публикации материалов в СМИ.
- Создание интернет-проекта.
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Создание православной видеотеки.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников школы и общественности.
- Экскурсии, целевые прогулки (по району, области, Москве).
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Уроки нравственности.
- Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми – участие в мероприятиях, организаванных Зарайским благочинием (православные фестивали, крестный ход и т.д.).
- Встречи с представителями духовенства Зарайского района.
- Формы работы с педагогами в процессе реализации проекта
- Консультации по вопросам православной педагогики.
- Заседания методического объединения классных руководителей.
- Прохождение курсовой подготовки по данному направлению.
- Изучение нормативных актов по вопросам духовно-нравственного воспитания.
- Инструктивные совещания.
- Психолого-педагогические конференции.
- Формы работы с родителями
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Дни открытых дверей.
- Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Индивидуальные беседы.
- Ведение социального паспорта класса.
- Проведение совместных с детьми праздников.
- Фестивали семейного творчества.
- Проведение семейных праздников светского и церковного календаря.
- Организация совместного досуга.
5. Интернет – проект, как одна из форм в реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе»
В рамках проекта учащиеся во внеурочной деятельности знакомятся с событиями локальной истории. Вся работа по краеведению направлена на воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности. Большое значение здесь имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Они зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Реализуя цель - формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности.
В качестве иллюстрации приведу пример работы над интернет-проектом «Мы за возрождение наших святынь», реализованного учащимися 7 – 9 классов.
Идея создания данного проекта возникла после экскурсии на уроке духовное краеведение Подмосковья в село Зимёнки. Здесь следует пояснить следующее – наш совхоз «40 лет Октября» объединяет территорию 12 деревень, в число которых входит и село Зименки-2.
После этой экскурсии мы решили как можно больше узнать о храме, который посетили на уроке, а главное – поделиться своими открытиями с другими ребятами. А школе организовали опрос-анкетирование с целью анализа уровня осведомленности учеников нашей школы о местных храмах. А результаты анкетирования только утвердили наши намерения.
В анкетировании приняли участие ребята среднего и старшего звена нашей школы. Форма анкеты была очень простой. Требовалось назвать известные близлежащие церкви. 15% опрошенных назвали Одигитриевскую церковь деревни Чернево, 96% называли храмы городов Озёры и Зарайска и лишь 4% опрошенных вспомнили о том, что и Зименках есть «какая-то» церковь.
Мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
- обратить внимание на проблему восстановления заброшенных храмов.
Конечно, это не в наших, не в детских, силах, но ведь возрождение храма начинается с того, что его начинают посещать прихожане, душа которых рвется к родным Святым местам.
- Мы хотели, чтобы и другие ребята узнали, наконец, о том, что и в наших местах имеется Дом Господень, о котором, к сожалению, многие забыли.
Именно поэтому мы и выбрали Интернет-проект, так как Интернет – это огромная глобальная сеть, которую посещают ежедневно миллионы людей всей планеты.
Так на сайте «Храмы России» - www.temples.ru мы смогли не только пообщаться с единомышленниками - это были и взрослые люди, и студенты, и ученики школ, но и получили консультацию у компетентных специалистов по архитектурным особенностям нашего храма.
На сайте «Правая.RU» www.pravaya.ru – это православно-аналитический сайт – мы взяли информацию о традиции празднования Покрова Божьей Матери, ведь именно этот праздник часть жителей нашего поселка считают своим престольным праздником.
И, конечно же, посещали сайты нашего города: «Сайт города Зарайска» - www.zaraisk.h12.ru ; «Зарайск. Информационный проект» - http://www.zaraisk.info/ ; «Информационный портал города Зарайска» -www.zaraisk.ru
Для осуществления нашей идеи мы разбились на группы – каждая группа выполняла посильную для неё работу:
- группа - аналитическая - проведение анкетирования среди учащихся среднего и старшего звена, анализ анкет.
- группа - историки - сбор материала о селе Зименки и Покровской церкви этого села.
- группа - фотокорреспонденты - подготовка фотоматериалов для проекта.
- группа – администраторы сайта - размещение собранной информации на вебстранице.
- группа - создание и проведение презентации проекта в школе на уроках «Духовное краеведение Подмосковья», перед родительской общественностью, на конференции по духовно-нравственному воспитанию и т.д.
А итогом нашей работы стал Интернет-сайт, расположенный по адресу www.vozrodim.jimdo.com
Работу над данным интернет – проектом считаем ненапрасной, ведь храм все считают Святым местом, а в 20 веке многие храмы были разорены или использовались для каких-либо хозяйственных нужд. А ведь имена перед нами, молодым поколением, стоит задача их восстановления. По преданию, после освящения храма ему дается Ангел-Хранитель, который находится на том месте, даже если храм полностью разрушен. Храм и место, на котором он находится, считается освященным, т.е. посвященным Богу. Православные люди всегда отличались особенным почитанием, благоукрашением храмов и других святых мест. (Обратите внимание, деревни все почти сплошь деревянные, а храмы в них стоят каменные, и даже после почти полного разрушения в 20 веке они до сих пор поражают своим величием.)
Всё, что происходит в нашем районе, отражает то, что происходит в нашей стране: везде восстанавливаются храмы, строятся новые. Мы уже уверенны, что дойдет очередь и до нашей Покровской церкви.
Ещё в октябре, когда мы только начинали работу над нашим проектом, пришла поистине благая весть, иначе не скажешь: мы узнали, что в Арзамасе, в Воскресенском соборе, отец Артемий хранит антиминс нашей Покровской церкви и готов с радостью передать эту святыню Зарайскому благочинию. Антиминсом называются освященный архиереем шелковый плат, с зашитою частичкою какого-либо святого; без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии. Обнаруженный антиминс был освящен в 1899 году епископом Рязанским и Зарайским Мелетием для вновь построенного каменного храме в Зименках. По-видимому, последний священник сумел сохранить святыню, но каким чудом она попала в Арзамас, пока неизвестно. И это не чудо ли?
На сайте Московской епархии - www.meparh.ru мы оставили своё сообщение о нашем сайте, рассказали о самом проекте и поинтересовались планами относительно Покровской церкви.
В Библии сказано: «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит». (Притч. 22.8) Поэтому блажен человек, который пожелает внести свою лепту на благое дело восстановления святыни. Желаем всем нам оказаться на месте этого человека.
Участие в подобных проектах дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Интернет-проект позволил детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. Если подросток занимается общественно-полезной деятельностью, то овладение социокультурными, коммуникативными, организационными навыками происходит более качественно.
Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащиеся посещали библиотеки, общественные организации, использовали Интернет, что способствует развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. Работая над реализацией проектов, учащиеся организуют рабочие группы, вовлекают родителей. Работа способствует большей сплоченности, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах.
Социальное проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей, повышает уровень воспитанности. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.
6. Диагостика уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся
Диагностика духовно-нравственной сферы человека относится к разряду наиболее сложных проблем педагогики и психологии. Анализ результатов различных диагностических методик, разрабатываемых в русле системного, культурологического и многих других подходов показывает, что традиционно используемые методологии не позволяют вскрыть и изучить тонкий механизм пробуждения и развития духовности и нравственности. Между тем важно понять, что, не исследовав «Точку Роста», с которой начинается восхождение Духа человека, не изучив природу вещей, тормозящих, ее пробуждение, педагог–исследователь не сможет разработать продуктивные методы глубинного духовно-нравственного воспитания и его диагностики.
Данная диагностика проводилась у учащихся 9-11 лет через 3 месяца после внедрения проекта. Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознания являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. Было выделено 8 критериев.
Затем учащимся было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 26 учащихся (14 девочек, 12 мальчиков). Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов представлена в таблице.
Таблица «Статистика ответов участников тестирования»
Понятия | Объяснили | Не объяснили | ||||||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Добро | 11 | 93 | 13 | 79 | 0 | 6,5 | 0 | 20 |
Зло | 11 | 90,5 | 10 | 88 | 1 | 9,7 | 3 | 11,5 |
Мудрость | 9 | 35 | 9 | 58 | 2 | 64 | 4 | 42 |
Мужество | 11 | 54,6 | 10 | 53 | 1 | 45 | 3 | 46,5 |
Умеренность | 10 | 32 | 5 | 11 | 5 | 67 | 4 | 88 |
Справедливость | 10 | 61 | 8 | 65 | 2 | 38 | 2 | 34 |
Счастье | 9 | 67 | 10 | 72 | 1 | 32 | 3 | 27 |
Дружба | 10 | 96 | 11 | 97 | 1 | 3,2 | 2 | 4,7 |
Объяснили все понятия 9 человек (5 девочек, 4 мальчика).
В толковании зла можно выделить три группы ответов:
1-я группа – представляет эмоциональную оценку явления: “это плохо”.
2-я группа – связана с действием: “когда бьют”, “когда человек делает что-то плохое”, “когда дерутся”.
3-я группа – “это злой человек”.
“Добро” – это когда “делают добрые дела”, “всем помогаешь”, “всех защищаешь”, “когда человек добрый, когда ты сам добрый”.
На данный момент разрабатывается инструментарий по оценке уровеня сформированности духовных качеств личности.
В течение данного учебного года планируется провести социологические исследования по уровню духовности семьи.
7. Выводы
Воздействие на человека с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. За это время уже было более - менее сформировано понятие о морали и о моральном поведении человека. Вопрос остался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
В школе закладывается только фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре. Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочетание общественных и личных интересов.
Реализация практико-значимого проекта «Духовно-нравственное воспитание во внеклассной деятельности» должна способствовать позитивной социализации выпускников школы.
В результате осуществления проекта школьники должны:
- Повысить уровень нравственного поведения, знаний об отечественной истории и культуры
- Иметь сформированное патриотическое и гражданское сознание и самосознание
- Уметь сострадать и проявлять милосердие
- Проявлять активную жизненную позицию в обществе.
Список литературы
- Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]: М.: Академия, 1996. – 287 с.
- Багашев, А.В. Духовно-нравственное воспитание молодёжи [Текст]: // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-14.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст]: Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 288 с.
- Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст]: М.: “Мысль”, 1996. – 87 с.
- Волков, Ю.Г. Гуманистическое будущее России [Текст]: // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 3-17.
- Вопросы психологии в учебной деятельности младших школьников [Текст]: /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1980.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1999. – 536 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя
Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...
Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя
Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...
Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ново...
Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа ...
Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность
Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С.УТАН
статья в местное СМИПокинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко,сухую ветвь один огонь исправит....