Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"
проект по теме

Лепаева Марина Владимировна

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРАКТИКО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

«Духовно – нравственное воспитание учащихся

 во внеклассной работе»

Выполнила заместитель директора по ВР:

 Лепаева Марина Владимировна

2013 год

Содержание

                                                                                                         

  1. Введение………………………………………………………..

3

  1. Актуальность проблемы………………………………………

4-5

  1. Цели и задачи проекта…………………………………………

6

  1. Механизм реализации проекта…………………………………

7-8

  1. Интернет – проект, как одна из форм в реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе»……………………………………………

9-12

  1. Диагностика результатов………………………………………

13-14

  1. Выводы…………………………………………………………..

15

  1. Список литературы………………………………………………

16

1. Введение

 

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

     Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М.Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы  духовно-нравственного воспитания школьников. Разумеется, добиться результата возможно только в совместными усилиями всех институтов гражданского общества: школы, органов культуры, конфессиональных сообществ многонациональной России. 

   

2. Актуальность проекта

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

А ведь во все времена в России ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанного понимания ребёнком личностной значимости.   

Обеспечить развитие духовности и творческой личности призван сегодня и процесс модернизации образования. Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализациия рассматривается как необходимое условие формирования духовности личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены уроки МХК и православной культуры. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Данная работа должна быть реализована в системе, поэтому в 2012 году в школе и был разработан долгосрочный практико-значимый проект «Духовно – нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе».

3. Цели  и задачи проекта:

У К.Д.Ушинского читаем: "Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа".

Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В связи с этим мы определили следующие цели проекта:

1.Формирование на основе интеллектуальной компетеции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности.

2. Сохранение духовно-нравственного здоровья  и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным  и духовным ценностям православной культуры.

3. Изучение истории, регионального этнокультурного наследия Зарайского района Московской области.

4. Объединение усилий школы и общественности по формированию         нравственно здоровой личности учащихся.

Для достижения целей решаются следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей  гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.
  2. Формировать понимание обучающимися их личной ответственности за  будущее страны.
  3. Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить с православной культурой.
  4. Пробуждать у ребенка такие чувства, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность,  патриотизм, стыд,  веру, надежду,  любовь, готовность проявлять милосердие.
  5. Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.

  1. Механизм реализации проекта

1.  Основополагающие принципы работы:

  1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то  классный час, тематическое занятие в кружках,  выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
  2. "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.
  3. "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами,  сквозной работой класса и школы.
  4. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время  может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу.
  5. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора. 

2.  Методы реализации проекта

  • наглядный
  • словесный
  • исследовательский
  • практический

3.  Формы работы с детьми:

  • Уроки основ православной культуры (с 1 по 8 классы).
  • Изучение работ местных краеведов.
  • Создание ученических творческих проектов.
  • Выступление на научно-исследовательских конференциях различных уровней.
  • Публикации материалов в СМИ.
  • Создание интернет-проекта.
  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Создание православной видеотеки.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников школы и общественности.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по району, области, Москве).
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Уроки нравственности.
  • Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми – участие в мероприятиях, организаванных Зарайским благочинием (православные фестивали, крестный ход и т.д.).
  • Встречи с представителями духовенства Зарайского района.
  1.  Формы работы с педагогами  в процессе реализации проекта
  • Консультации по вопросам православной педагогики.
  • Заседания методического объединения классных руководителей.
  • Прохождение курсовой подготовки по данному направлению.
  • Изучение нормативных актов по вопросам духовно-нравственного воспитания.
  • Инструктивные совещания.
  • Психолого-педагогические конференции.

  1.  Формы работы с родителями
  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
  • Лекторий для родителей.
  • Дни открытых дверей.
  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
  • Анкетирование и тестирование  родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
  • Индивидуальные беседы.
  • Ведение социального паспорта класса.
  • Проведение совместных с детьми праздников.
  • Фестивали семейного творчества.
  • Проведение семейных праздников светского и церковного календаря.
  • Организация совместного досуга.

5. Интернет – проект, как одна из форм в реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе»

В рамках проекта учащиеся во внеурочной деятельности знакомятся с событиями локальной истории.  Вся работа по краеведению направлена на  воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности. Большое значение здесь имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны.  Они зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Реализуя цель - формирование у учащихся  духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности.

В качестве иллюстрации приведу  пример работы над интернет-проектом «Мы за возрождение наших святынь», реализованного учащимися 7 – 9 классов.

Идея создания данного проекта возникла после экскурсии на уроке духовное краеведение Подмосковья в село Зимёнки. Здесь следует пояснить следующее – наш совхоз «40 лет Октября» объединяет территорию 12 деревень, в число которых входит и село Зименки-2.  

После этой экскурсии мы решили как можно больше узнать о храме, который посетили на уроке, а главное – поделиться своими открытиями с другими ребятами. А школе организовали опрос-анкетирование с целью анализа уровня осведомленности учеников нашей школы о местных храмах. А результаты анкетирования только утвердили наши намерения.

 В анкетировании приняли участие ребята среднего и старшего звена нашей школы. Форма анкеты была очень простой. Требовалось назвать известные близлежащие  церкви. 15% опрошенных назвали Одигитриевскую церковь деревни Чернево,  96% называли храмы городов Озёры и Зарайска и лишь 4% опрошенных вспомнили о том, что и Зименках есть «какая-то» церковь.

        Мы поставили перед собой следующие цели и  задачи:

  • обратить внимание на проблему восстановления заброшенных храмов.

Конечно, это не в наших, не в детских, силах, но ведь возрождение храма начинается с того, что его начинают посещать прихожане, душа которых рвется к родным Святым местам.

  • Мы хотели, чтобы и другие ребята узнали, наконец, о том, что и в наших местах имеется Дом Господень, о котором, к сожалению, многие забыли.

Именно поэтому мы и выбрали Интернет-проект, так как Интернет – это огромная глобальная сеть, которую посещают ежедневно миллионы людей всей планеты.

Так на сайте «Храмы России» -  www.temples.ru мы  смогли не только пообщаться с единомышленниками  - это были и взрослые люди, и студенты, и ученики школ, но и получили консультацию у компетентных специалистов по архитектурным особенностям нашего храма.

На сайте «Правая.RU» www.pravaya.ru – это православно-аналитический сайт – мы взяли информацию о традиции празднования Покрова Божьей Матери, ведь именно этот праздник часть жителей нашего поселка считают своим престольным праздником.

И, конечно же, посещали сайты нашего города: «Сайт города Зарайска» - www.zaraisk.h12.ru ; «Зарайск. Информационный проект» - http://www.zaraisk.info/ ; «Информационный портал города Зарайска» -www.zaraisk.ru

Для осуществления нашей идеи мы разбились на группы – каждая группа выполняла посильную для неё работу:

  1. группа - аналитическая - проведение анкетирования среди учащихся среднего и старшего звена, анализ анкет.
  2. группа - историки - сбор материала о селе Зименки и Покровской церкви этого села.
  3. группа - фотокорреспонденты - подготовка фотоматериалов для проекта.
  4. группа – администраторы сайта -  размещение собранной информации на вебстранице.
  5. группа - создание и проведение презентации проекта в школе на уроках «Духовное краеведение Подмосковья», перед родительской общественностью, на конференции по духовно-нравственному воспитанию и т.д.

А итогом нашей работы стал Интернет-сайт, расположенный по адресу www.vozrodim.jimdo.com 

Работу над данным интернет – проектом  считаем ненапрасной, ведь храм все считают Святым местом, а в 20 веке многие храмы были разорены или использовались для каких-либо хозяйственных нужд. А ведь имена перед нами, молодым поколением, стоит задача их восстановления. По преданию, после освящения храма ему дается Ангел-Хранитель, который находится на том месте, даже если храм полностью разрушен. Храм и место, на котором он находится, считается освященным, т.е. посвященным Богу. Православные люди всегда отличались особенным почитанием, благоукрашением храмов и других святых мест. (Обратите внимание, деревни все почти сплошь деревянные, а храмы в них стоят каменные, и даже после почти полного разрушения в 20 веке они до сих пор поражают своим величием.)

Всё, что происходит в нашем районе, отражает то, что происходит в нашей стране: везде восстанавливаются   храмы, строятся новые. Мы уже уверенны, что дойдет очередь и до нашей Покровской церкви.

Ещё в октябре, когда мы только начинали работу над нашим проектом, пришла поистине благая весть, иначе не скажешь: мы узнали, что в Арзамасе, в Воскресенском соборе, отец Артемий хранит антиминс нашей Покровской церкви и готов с радостью передать эту святыню Зарайскому благочинию. Антиминсом называются освященный архиереем шелковый плат, с зашитою частичкою какого-либо святого; без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии. Обнаруженный антиминс был освящен в 1899 году  епископом Рязанским и Зарайским Мелетием для вновь построенного каменного храме в Зименках. По-видимому, последний священник сумел сохранить святыню, но каким чудом она попала в Арзамас, пока неизвестно. И это не чудо ли?        

        На сайте Московской епархии  - www.meparh.ru мы оставили своё сообщение о нашем сайте, рассказали о самом проекте и поинтересовались планами относительно Покровской церкви.

        В Библии сказано: «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и  недостаток дел его восполнит». (Притч. 22.8) Поэтому блажен человек, который пожелает внести свою лепту на благое дело восстановления святыни. Желаем всем нам оказаться на месте этого человека.

Участие в подобных проектах дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Интернет-проект позволил детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. Если подросток занимается общественно-полезной деятельностью, то овладение социокультурными, коммуникативными, организационными навыками происходит более качественно.

Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащиеся посещали библиотеки, общественные организации, использовали  Интернет, что способствует  развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. Работая над реализацией проектов, учащиеся организуют рабочие группы, вовлекают  родителей. Работа  способствует  большей сплоченности, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах.

Социальное проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей, повышает уровень воспитанности. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.

6. Диагостика уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся

Диагностика духовно-нравственной сферы человека относится к разряду наиболее сложных проблем педагогики и психологии. Анализ результатов различных диагностических методик, разрабатываемых в русле системного, культурологического и многих других подходов  показывает, что традиционно используемые методологии не позволяют вскрыть и изучить тонкий механизм пробуждения и развития духовности и нравственности. Между тем важно понять, что, не исследовав «Точку Роста», с которой начинается восхождение Духа человека, не изучив природу вещей, тормозящих, ее пробуждение, педагог–исследователь не сможет разработать продуктивные методы глубинного духовно-нравственного воспитания и его диагностики.

Данная диагностика проводилась у учащихся 9-11 лет через 3 месяца после внедрения проекта. Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознания являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. Было выделено 8 критериев.

Затем учащимся было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 26 учащихся (14 девочек, 12 мальчиков). Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов представлена в таблице.

Таблица «Статистика ответов участников тестирования»

Понятия

Объяснили

Не объяснили

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Добро

11

93

13

79

0

6,5

0

20

Зло

11

90,5

10

88

1

9,7

3

11,5

Мудрость

9

35

9

58

2

64

4

42

Мужество

11

54,6

10

53

1

45

3

46,5

Умеренность

10

32

5

11

5

67

4

88

Справедливость

10

61

8

65

2

38

2

34

Счастье

9

67

10

72

1

32

3

27

Дружба

10

96

11

97

1

3,2

2

4,7

Объяснили все понятия 9 человек (5 девочек, 4 мальчика).

В толковании зла можно выделить три группы ответов:

1-я группа – представляет эмоциональную оценку явления: “это плохо”.

2-я группа – связана с действием: “когда бьют”, “когда человек делает что-то плохое”, “когда дерутся”.

3-я группа – “это злой человек”.

“Добро” – это когда “делают добрые дела”, “всем помогаешь”, “всех защищаешь”, “когда человек добрый, когда ты сам добрый”.

На данный момент разрабатывается инструментарий по оценке уровеня сформированности духовных качеств личности.

   В течение данного учебного года планируется провести социологические исследования по уровню духовности семьи.

7. Выводы

Воздействие на человека с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. За это время уже было более - менее сформировано понятие о морали и о моральном поведении человека. Вопрос остался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

В школе закладывается только фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре. Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочетание общественных и личных интересов.

Реализация практико-значимого проекта «Духовно-нравственное воспитание во внеклассной деятельности» должна способствовать позитивной социализации  выпускников школы.

В результате осуществления проекта школьники должны:

  • Повысить уровень нравственного поведения, знаний об отечественной истории и  культуры
  • Иметь сформированное патриотическое и гражданское  сознание и самосознание
  • Уметь сострадать и проявлять милосердие
  • Проявлять активную жизненную позицию в обществе.

Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]:  М.: Академия, 1996. – 287 с.
  2. Багашев, А.В. Духовно-нравственное воспитание молодёжи [Текст]: // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-14.
  3. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст]: Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 288 с.
  4. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст]: М.: “Мысль”, 1996. – 87 с.
  5. Волков, Ю.Г. Гуманистическое будущее России [Текст]: // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 3-17.
  1.  Вопросы психологии в учебной деятельности младших школьников [Текст]: /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1980.
  2.  Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1999. – 536 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя

Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в  нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...

Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя

Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в  нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ново...

Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов

Данная программа составлена с  учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа ...

Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность

Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С.УТАН

статья в местное СМИПокинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко,сухую ветвь один огонь исправит....