Классный час для 7 класса "Семья – первичное лоно человеческой культуры"
классный час (7 класс)
Данное внеклассное мероприятие вызвано актуальностью проблемы семейного воспитания в подростковом возрасте, утратой семейных ценностей, увеличением числа неполных семей. Проведению внеклассного мероприятия предшествовала большая исследовательская работа: работа с историческим источником XVI в. «Домостроем»; поиск русского фольклора по теме «Семья»; моделирование семейных заповедей школьника; сравнительный анализ процесса становления и развития исторических личностей. Мотивация познавательного интереса сформирована составлением генеалогического древа своей семьи. Изучение истории своей семьи должно побудить обучающихся к углублённому изучению истории своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya-lono_kultury.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
учителя истории высшей категории
Симоновой Натальи Михайловны
Семья – первичное лоно человеческой культуры
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом
Цели и задачи:
- Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны;
- Показать на примерах воспитания исторических деятелей роль семьи в жизни человека;
- Формировать позитивную мотивацию на создание в будущем устойчивой многодетной семьи;
- Помочь ребёнку оценить своё место в семье;
- Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.
Тип классного часа: комбинированный.
Метод: объяснительно-иллюстрированный, проблемный или частично поисковый.
Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: высказывания великих людей о семье, пословицы о семье; фотографии с изображением семьи; исторический источник: извлечения из «Домостроя»; генеалогическое древо Рюриковичей; статистические данные о кризисе в современной семье.
План классного часа:
- Как появилась семья.
- Кнуты и пряники «Домостроя».
- Роль воспитания исторической личности.
- Кризис современной семьи.
- Кто мы? Наши корни.
- Роль матери в нашей жизни.
- Семейные заповеди.
- Родительский дом.
- Рефлексия. Толерантность в семье.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир семьи. Слово «семья», как и слово «хлеб», «солнце», не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья - это начало всех начал, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, это привычки и традиции, это любовь. Мы все родом из семьи!
Ролевая игра «Как на Земле появилась семья?».
(Действующие лица: Автор, Ева, Адам.)
Как появилась слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе 7 вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга, моя?
-Я, я, я, - Ева молвила, - Я.
Сказала она знаменитых 7 «Я»…
И так на земле появилась семья!
Вопрос:
- В какой семье вы хотели бы жить?
(Большой, дружной, где почитают старость, где трудолюбивы и послушны дети, где есть взаимопонимание и доброта).
Учитель.
Это признаки традиционной крестьянской семьи, основанной на религиозных ценностях. Законы и правила такой семьи изложены в книге XVI в. «Домострой». Известен «Домострой» предписанием строгости домашнего уклада, т.к. составлен в эпоху Ивана Грозного.
Вопросы:
- Определите черты традиционной крестьянской семьи по «Домострою».
- «Наказывай сына твоего в юности, и он принесёт тебе честь».
- «Не улыбайся, не играй с сыном».
- «Мужья должны поучать жён своих … Жёны должны им во всём покоряться».
(Телесные наказания детей, патриархальная семья).
2. Нравятся ли вам такие взаимоотношения в семье?
3. «Наказывать», «покоряться» - годятся ли эти советы для современной семьи?
(Родители должны быть примером для детей. Если родители примера не подают, бесполезно наказывать детей).
Вопрос:
- Определите законы семьи по русским пословицам.
- «В семье и каша гуще».
- «Птица крыльями сильна, жена мужем красна».
- «Семейное согласие всего дороже».
- «Если хочешь детей сделать счастливыми – научи их работать и уважать старость».
Учитель.
Любой человек - это не только отдельная личность, но и его семья. По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи. Есть такая пословица: «Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен».
Вопрос:
1. Исходя из этой пословицы, смоделируйте условия воспитания Ивана IV Грозного.
Учитель.
После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей, когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. О своих ранних годах он писал, что ни в чём не поступали с ним так, как следует поступать с детьми. Всё это повлияло на впечатлительного мальчика и отразилось на чертах его характера.
Учитель.
Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители Пётр III и Екатерина II к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки.
Вопрос:
1. Предположите на основании условий воспитания Павла I: продолжит ли он политику своей матери императрице Екатерине II?
(Нет. Контрреформы Павла I по отношению к реформам матери Екатерины II).
Учитель.
Сразу после рождения Александр I был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. Свои чувства к родителям ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Александру I постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для родителей.
Александр II получил хорошее образование. Наставником его был В. А. Жуковский, среди учителей — М. М. Сперанский (законодательство), Е. Ф. Канкрин (финансы). Личность наследника престола формировалась под влиянием Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя.
Вопрос:
1. Александр I или Александр II отменил в 1861 г. крепостное право?
(Александр II).
Вопрос:
1. Какова роль семьи в воспитании?
(Главная. Семья – колыбель человеческой культуры).
Учитель.
Где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, бабушках и дедушках, о братьях и сёстрах. Издавна одной из традиций русского народа было знание своих корней, своей родословной. Например, генеалогическое древо первых русских князей Рюриковичей выглядит так.
Вопрос:
1. Кто вы? Каковы ваши корни?
(Дети рассказывают о своей родословной).
Учитель.
Знаете ли вы, почему русского князя Всеволода назвали Большое Гнездо? Действительно, у него было большая семья: 8 сыновей, 8 внуков, не считая девочек. В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье у меня задачка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Ученики решают задачку.
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота. А почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Учитель.
Приключилася беда –
Ты к кому пойдёшь тогда?
Мамин нужен всем совет,
Он спасёт от всяких бед.
Посоветует, поймёт,
Крепко так к себе прижмёт…
Станет горе – не беда:
Мама выручит всегда!
(Звучит песня из к/ф «Мама»).
Учитель.
Мама – твой друг и защитник. Она всегда протянет тебе руку помощи.
Учитель.
Создать мир и уют в вашей семье помогут заповеди.
Семейные заповеди школьника:
1) Свято храни честь своей семьи.
2) Люби свою семью и делай её лучше. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
3) Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.
4) Помни: богатство семьи - это достоинство отдельных личностей.
5) Подари радость родителям.
6) Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
7) Доброе дело – дороже богатства.
8) Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
9) Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти её.
Учитель.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Человек стремится внести в отношения с другими людьми теплоту, душевность, сердечность отношений в своём родительском доме - доме его детства.
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Задание.
На «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
(Дом - это….(крепость, уют, тепло, полная чаша, очаг…).
Вопрос:
- Хотели бы вы жить в построенном доме?
Учитель.
А венчать наш Дом будет надпись: «Приходите к нам в гости!»
Рефлексия.
Практическое задание «Терпимы ли вы в семье?»
Если ответ тебе ближе, загни пальчик. Сосчитай, сколько пальчиков ты загнул.
- Младший брат сломал твою игрушку …
- Ты его простишь, ведь он сделал это не нарочно
- Ты поссорился с мамой …
- Ты признаёшь себя виновным и просишь прощенье
- Ты смертельно устал, но пообещал бабушке сходить в магазин …
- Ты не обращаешь внимания на усталость и идёшь в магазин
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими родителями …
- Ты идёшь с ними гулять
(Если 4 пальчика, то прекрасно: вы проявляете большую терпимость! Вы понимаете, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других!
Если менее 4 пальчиков, то вам стоит быть более терпимым к другим людям, к родным).
Учитель.
В старые времена на Руси говорили: «Стол в дом пришёл – всех вокруг собрал». Когда вся семья собиралась в праздник за столом, ребятишки лезли под него и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разольются.
(Звучит песня М. Рябинина «Родительский дом»).
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Поклонись до земли своей матери,
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помним об этом всю жизнь.
1 ученик:
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
2 ученик:
Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
3 ученик:
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
4 ученик:
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8 ученик:
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Это мы находим и в «Поучении» князя древнерусского Владимира Мономаха: « …Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите… Что умеете хорошо, того не забывайте, а что не умеете, тому учитесь…Добро не творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
Давно «Поучение» написано было. Много веков прошло. Слова же и сейчас звучат уместно. Вот она, мудрость веков! Мудрость наших великих предков!
Петр – « скала, камень» (др. греч.);
Хотели бы вы, ребята в будущем стать великими? Давайте проверим, обладаете ли вы качествами, необходимыми, для того чтобы стать великими. Ответьте честно на следующие вопросы:
- Вы целеустремленный человек?
- Испытываете ли вы постоянную тягу к знаниям?
- Вы трудолюбивый человек?
- Являетесь ли вы патриотом своей страны?
Поведем итоги. Если вы обладаете всеми перечисленными качествами, то может быть, в будущем вы станете великим человеком.
Тот живущий, кто сберечь сумеет
Свою душу, принципы и честь,
Тот, кто добр, себя кто не жалеет,
Ненавидит ложь, не терпит лесть,
Труд души - теперь моя задача,
Чтоб прожить не прячась, не дрожа,
Чтоб смотреть, глаза свои не пряча,
Истинно Отечеству служа.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
Значит, отечество - это «земля отцов». А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и «земли отцов», и приходит время - и сыновья создают живой щит на пути врага.
1) Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учрежден орден трех степеней. (Михаил Кутузов)
2) В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все
воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики - глазомер, быстрота, натиск. Его воспитанники: Кутузов, Багратион, Раевский. (Александр Суворов)
Есть в мире знак святой и вещий ярко обозначенный в веках! Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках.
Спасибо, мамочка за нежность,
Твою святую доброту,
терпенье, такт и теплоту!
* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом- это….(крепость, очаг…). Надпись: «Приходите к нам в гости!»
Вывод
Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить.
Заповеди школьника:
1) Свято храни честь своей семьи.
2) Люби свою семью и делай её лучше. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
3) Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.
4) Помни: богатство семьи - это достоинство отдельных личностей.
5) Подари радость родителям.
6) Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
7) Доброе дело – дороже богатства.
8) Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
9) Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика и музыка-два полюса человеческой культуры
Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби"). Поэтому основная работа ведётся на повторение...
Математика и литература - две ветви человеческой культуры (1.12.2015)
Презентация внеклассного мероприятия к Неделе математики...
Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"
Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...
Классный час по теме « Первичные средства пожаротушения».
Знать противопожарные объекты в здании – пожарные щиты, огнетушители, запасные выходы; уметь ориентироваться по плану эвакуации на случай пожара; знать последовательность действий при пожаре....
Филология лежит в основе всей человеческой культуры
В статье рассматривается человек, как главное звено филологии и актуальность формирования культуры личности....
Математика и человеческая культура.
Почти два десятилетия назад начались экономические реформы в России. Реформы вынужденные, поскольку экономический уровень страны (ВВП), а с ним и уровень благосостояния населения опустились ниже некуд...