Математика и музыка-два полюса человеческой культуры
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби").
Поэтому основная работа ведётся на повторение и закрепление пройденного материала. Данный урок- урок исследование. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей:1) заинтересовать необычностью преведения этапов урока; 2) снять напряжение через чередование различных видов деятельности; 3)охватить большее количество учащихся.
Предложены: 1.конспект урока;
2. презентация урока;
3.лист заданий;
4.маршрутный лист
5.сопровождающие материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ход урока | 254.5 КБ |
Задания, выполняемы в ходе урока | 44 КБ |
Индивидуальный лист ученика | 33.5 КБ |
Сопровождение урока | 634.5 КБ |
Презентация урока(начало) | 958 КБ |
Презентация урока(продолжение) | 2.37 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 1226
с углубленным изучением английского языка
Г. Москва
План – конспект
интегрированного
открытого урока по математике
в 7 классе
ГБОУ СОШ № 1226
с углубленным изучением английского
языка
Тема : «Математика и музыка -
два полюса
человеческой культуры»
Урок подготовили:
Учитель математики : Ледовская О.М.
Учитель музыки : Чернова Ж.Н.
Тип урока: обобщение изученного материала
Форма урока: урок – исследование
Цель урока:
формирование представления о единой картине мира, через межпредметную связь математики и музыки.
Задачи:
Развитие познавательного интереса учащихся, умения проводить аналогии между музыкой и математикой. Развитие абстрактного логического мышления.
Воспитание эстетического отношения к действительности.
Развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в команде.
Оборудование : проектор , экран , доска , ноутбук , презентация power point , маршрутный лист , кроссворд.
Музыка – это радость души, которая вычисляет, сама того не замечая.
Лейбниц
Ход урока
Организационный момент
Учитель математики: Темы бывают разные , в том числе вечные . Устройство мира , его гармония – одна из них .
Сообщение темы урока, цели и задачи
Звучит музыка. На фоне музыки (Клодт Дебюсси «Лунный свет» ) учащиеся выполняют задание на определение темы урока.
Задание №1. Выполните действие и найденное число замените буквой .
:
-а
На доске появляется тема урока: Математика и музыка.
Учитель математики: Наверняка , каждый из вас сейчас подумал , какая же связь может быть между математикой – мудрой царицей всех наук и музыкой.
Учитель музыки: Как могут взаимодействовать такие совершенно разные , человеческие культуры ? Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков.
Учитель математики:
Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом .Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики . Путем долгих и сложных математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать . Древнегреческий математик , философ , астроном Пифагор один из самых первых установил связь между музыкой и математикой . Он создал учение о звуке , заложил основы музыкальной грамоты. Мы конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор , не будем углубляться в трудные законы математики , а сами используя свои знания попробуем установить эту связь. Какое предположение можно выдвинуть ?
Существование связи между математикой и музыкой.
Как мы назовем утверждение , которое сформулировали ? (гипотеза)
Почему это утверждение мы назвали гипотезой ?
Как убедиться , что гипотеза стала истиной , т.е. , что она справедлива.
Длительность ( 1 этап исследования )
Учитель музыки:
Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа – цифры , а музыку ноты.
Учитель математики: Предлагаем вам ответить на вопросы кроссворда «Музыкальная мозаика» и в ответах найти названия нот.
Как называются слагаемые, у которых одинаковая буквенная часть.
Математический знак.
Какое свойство используется для раскрытия скобок в данном задании:
Древнегреческий философ, установивший связь между математикой и музыкой .
Как называется линия, которая состоит из нескольких звеньев.
Отгадайте шараду:
С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените -
Смело в суп меня кладите
Каким свойством обладают данные фигуры?
Вывод: Мы получили названия нот . А сколько их .(7).
-Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои "священные числа". Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы, одни благоприятствовали путешественникам и воинам, другие священным мистериям. Задумайтесь: спектр света состоит из семи цветов, в музыкальной гамме семь нот. В древности люди считали, что в мире существует семь морей и построили семь чудес света в знак своего господства над планетой. Величайшие мыслители человечества на теоретическом уровне пришли к выводу, что число 7 лежит в основе наших представлений о времени. Жизнь человека разбивается на семь периодов; в неделе семь дней.
Вспомните , где и когда в жизни мы встречаемся с числом 7 ? ( работа в группах )
Учитель музыки: Мы знаем , что при записи мелодии , звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма.
Учитель математики: Длительности получаются также как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительности можно подсчитывать как дробные числа. (заполнение таблицы)
музыка | математика |
Целая нота | Целое число 1 |
Половина целой ноты - половинная |
Делим целую ноту на 4 части - четвертная |
Делим целую ноту на 8 частей - восьмая |
Делим целую ноту на 16 частей - шестнадцатая |
Учитель математики:
Поставьте знаки
Каждую из сумм переведите на язык длительностей.
Запишите с помощью чисел равенства и проверьте их справедливость.
РИТМ ( 2 этап исследования )
Учитель музыки:
Итак , второй этап нашего исследования. Окружающий нас мир полон ритмов . Оглядитесь вокруг: ритмично наше дыхание, ритмично звучат шаги ,шумит море , поют птицы … Приведите свои примеры ритмичного в нашей жизни.
Когда мы произносим слово ритм , наши мысли обращаются к музыке и это вполне понятно : ведь ритм – один из важнейших элементов музыки . Давайте обратимся к музыке .
На фоне музыки Ray.Vip edition учащиеся выполняют задание на прохлопывание ритмического рисунка.
Учитель математики:
Ритмы можно обнаружить и среди чисел. Посмотрите на экран. Первые сто натуральных чисел расположены в виде правильной фигуры , которая называется квадрат Пифагора. Займемся поисками ритмов , используя данную таблицу.
-Какие закономерности вы заметили? ( у чисел стоящих в одной строке совпадают первые цифры , у чисел , стоящих в одном столбце , совпадают вторые цифры)
-Теперь попытайтесь обнаружить закономерности , скрытые в других таблицах .(работа с таблицами ). Приложение 1.
Противоположности ( 3 этап исследования )
Учитель математики: Волшебный квадрат
-Задание : Выберите одно число из каждой строки. Ячейки должны быть разного цвета ( 4 числа ) . Вычислите сумму данных чисел .
-Найдите модуль полученного числа .
-Что можно сказать об этих числах.
Учитель музыки :
-Найдите противоположности в музыке.
Параллели ( 4 этап исследования )
Учитель математики: Сколько пар параллельных отрезков в слове «НОТЫ».
- С понятием параллельных прямых мы познакомились с вами на уроках геометрии .
-Какие прямые прямые называются параллельными ?
- Приведите примеры предметов окружающего мира , дающих представление о параллельных прямых. Параллельные линии можно увидеть не только в названных вами предметов но и …
Игра «Пазлы» ( музыкальные инструменты)
Наложите геометрические фигуры на игровое поле так , чтобы данные равенства стали верными.
Учитель музыки: Параллели можно обнаружить и в самом звучании музыки .
-Сравните , что получится , если одна и та же мелодия будет исполнена различными голосами , т.е. одновременно.
-Какую мы здесь наблюдаем параллельность ? Голоса поют одинаковую мелодию , только женский будет звучать в верхнем регистре , а мужской - в нижнем , а звучат они параллельно .
-Параллельно могут звучать голос и фортепианное сопровождение.
-Параллельно звучат голоса туристов при исполнении песен у костра , а может и в хоре.
Итог урока.
-Какую гипотезу мы выдвигали в начале урока ?
-Где мы обнаружили связь двух предметов : математики и музыки ?
Рефлексия
Исполнение песни О. Митяева «Как здорово ,что все мы сегодня собрались»
Приложение 1.
Таблица четных чисел.
2 | 4 | 6 | 8 | 10 |
12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
22 | 24 | 26 | 28 | 30 |
32 | 34 | 36 | 38 | 40 |
42 | 44 | 46 | 48 | 50 |
Таблица чисел , кратных 4.
4 | 8 | 12 |
16 | 20 | 24 |
28 | 32 | 36 |
Таблица чисел , кратных 6 .
6 | 12 | 18 |
24 | 30 | 36 |
42 | 48 | 52 |
Список использованной литературы:
Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков,С.Б.Суворова ,Алгебра-7,издательство «Просвещение»
Журнал «Математика» № 13 , 2010 г.
Интернет – источники
Фестиваль педагогических идей .1 сентября «Музыка и математика» http://festival.1september.ru
http://pro-uroki/ru/music/intlesson/urok2/
Предварительный просмотр:
1. | Сообщение темы урока. Задание : Выполните действие и найденное число , замените буквой. |
2. | Как называется предположение , которое мы выдвинули ? |
3. | Кроссворд «Музыкальная мозаика» |
4. | Используя данные пункта 3. , ответьте на вопрос : Где встречается число 7 ? |
6. | Задание № 1 : Поставьте знак <,>,=. Задание № 2 : Каждую из сумм переведите на язык длительностей. Задание № 3 : Запишите с помощью чисел равенства и проверьте их справедливость. |
7. | Задание : работа с таблицами : Подчеркните числа , кратные 3 : 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 Подчеркните числа , кратные 4 : 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12… Подчеркните числа , кратные 6 : 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12… |
8. | Волшебный квадрат 1.Выберите одно число из каждой строки. Ячейки должны быть разного цвета ( 4 числа ) |
|
9. | Сколько пар параллельных прямых в слове : НОТЫ |
10. | Игра «Пазлы» |
11. | Итог урока |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист---------------------------------------------------------
1.Тема урока --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Кроссворд «Музыкальная мозаика»
Задание: Ответьте на поставленные вопросы и найдите в ответах названия нот .
3.Задание №1. Поставьте знаки > , < , = .
Задание №2. Каждую из сумм переведите на язык длительностей.
Задание №3. Запишите с помощью чисел равенства и проверьте их справедливость.
4.Задание №4.
Подчеркните числа , кратные 3 :
0,1,2,3,4.5,6,7,8,9,10,11,12...
Подчеркните числа , кратные 4 :
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12…
Подчеркните числа , кратные 6 :
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12…
5.Работа с таблицами.
6.Волщебный квадрат.
Выбери одно число из каждой строки. Ячейки должны быть разного цвета ( 4 числа )
-124 | -338 | -135 | -237 |
-89 | -303 | -100 | -202 |
0 | -214 | -11 | -113 |
-77 | -291 | -88 | -190 |
7.Сколько пар параллельных прямых в слове : НОТЫ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
учащихся 7-х классов
Как называются слагаемые , у которых одинаковая буквенная часть. Математический знак. Какое свойство используется для раскрытия скобок в данном задании: Древнегреческий философ , установивший связь между математикой и музыкой . Как называется линия , которая состоит из нескольких звеньев. Отгадайте шараду : С буквой Н, мои друзья, Ничего не значу я, Н на С перемените - Смело в суп меня кладите . 7. Каким свойством обладают данные фигуры ? Кроссворд «Музыкальная мозаика»
М А Т Е
М А Т И
К А М У
К А З Ы
Работа с таблицами Работа с таблицами Работа с таблицами
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Математика и музыка -
формирование представления о единой картине мира, через межпредметную связь математики и музыки. Развитие познавательного интереса учащихся, умения проводить аналогии между музыкой и математикой. Развитие абстрактного логического мышления. Воспитание эстетического отношения к действительности. Развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в команде. Цель урока: Задачи :
«Музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать» Пифагор Самосский ( 570 — 490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик , создатель религиозно-философской школы пифагорейцев .
Как мы назовем утверждение , которое сформулировали ? Как убедиться , что гипотеза стала истиной , т.е. , что она справедлива . А почему это утверждение назвали гипотезой ? гипотеза Существование связи между математикой и музыкой
Ответьте на поставленные вопросы и найдите в ответах названия нот. « Музыкальная мозаика»
Как называются слагаемые , у которых одинаковая буквенная часть. Математический знак. Какое свойство используется для раскрытия скобок в данном задании: Древнегреческий философ , установивший связь между математикой и музыкой . Как называется линия , которая состоит из нескольких звеньев. Отгадайте шараду : Каким свойством обладают данные фигуры ? «Музыкальная мозаика»
-Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Задумайтесь : спектр света состоит из семи цветов, в музыкальной гамме семь нот. В древности люди считали, что в мире существует семь морей и построили семь чудес света в знак своего господства над планетой. Величайшие мыслители человечества на теоретическом уровне пришли к выводу, что число 7 лежит в основе наших представлений о времени. Жизнь человека разбивается на семь периодов; в неделе семь дней . Это интересно
Представьте данную запись в виде суммы и найдите ее значение :
Задание № 1 Поставьте знак 1 2 3 > = < > < > 1 Вариант 2 вариант
Задание № 2 Каждую из сумм переведите на язык длительностей 1 вариант 2 вариант
Задание № 3 Запишите с помощью чисел равенства и проверьте их справедливость = = 1 вариант 2 вариант
Задание: 1 ряд 2 ряд 3 ряд прохлопай ритм
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 7 14 21 28 35 42 49 56 63 70 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80 9 18 27 36 45 54 63 72 81 90 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Таблица Пифагора
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 Таблица четных чисел
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 Числа ,кратные 4 Числа , кратные 6
4 8 12 16 20 24 28 32 36 6 12 18 24 30 36 42 48 52 Числа ,кратные 4 Числа , кратные 6
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
-124 -89 0 -77 -338 -303 -214 -219 -135 -100 -11 -88 -237 -202 -113 -190 - 628 Волшебный квадрат
Сколько параллельных отрезков в слове ноты ?
Решая задачи и слушая великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что неподвластно выражению словом...
- - неуверенность + - радость + - удовлетворение 0 - безразличие Итог урока
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика и литература - две ветви человеческой культуры (1.12.2015)
Презентация внеклассного мероприятия к Неделе математики...
Доклад "Роль учителя музыки в формировании человеческих чувств"
Доклад "Роль учителя музыки в формировании человеческих чувств"...
Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"
Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...
Классный час для 7 класса "Семья – первичное лоно человеческой культуры"
Данное внеклассное мероприятие вызвано актуальностью проблемы семейного воспитания в подростковом возрасте, утратой семейных ценностей, увеличением числа неполных семей. Проведению внеклассного меропр...
Филология лежит в основе всей человеческой культуры
В статье рассматривается человек, как главное звено филологии и актуальность формирования культуры личности....
Математика и человеческая культура.
Почти два десятилетия назад начались экономические реформы в России. Реформы вынужденные, поскольку экономический уровень страны (ВВП), а с ним и уровень благосостояния населения опустились ниже некуд...