Игровой проект «От заботы о природе, от полезных добрых дел - к человеческой культуре и духовной красоте».
проект (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
«От заботы о природе, от полезных добрых дел - к человеческой культуре и духовной красоте».
Интерактивная игра
на тему:
«Человек и природа»
Цель: Познакомить учащихся с основными глобальными экологическими проблемами современности.
Задачи: Углубление экологических знаний учащихся, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Подготовительный этап: Учащиеся прочитали дополнительную информацию по данной теме, были проведены конкурсы стенгазет, рисунков и плакатов в защиту природы; подготовили презентацию к мероприятию, сочинили и выписали лозунги в защиту природы.
Межпредметные связи: химия, география, биология.
Время мероприятия: 60 минут.
Оформление зала: презентация, рисунки, стенгазеты и плакаты в защиту природы. Лозунги на ватмане, шары с лозунгами. Выставка поделок из бытового мусора.
План мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Конкурс “Разминка”.
“Кислотные дожди”.
Конкурс “Эти интересные животные”.
Истончение озонового экрана.
Конкурс “Озоновый экран”.
Сокращение видового разнообразия.
Конкурс “Кто есть кто?”.
Загрязнение воды.
Конкурс “Песни о воде”.
Загрязнение почвы.
Конкурс “Что может сделать один?”.
Загрязнение воздуха.
Конкурс “Сочини стих”.
Конкурс капитанов.
Подведение итогов.
Ход мероприятия
На экране слайды с изображением природы. Звучит музыка.
1. Вступительное слово учителя.
“Как прекрасен и удивителен окружающий мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету!”.
Музыка стихает.
“Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим. Наша встреча сегодня посвящена глобальным экологическим проблемам современности”.
“Позвольте представить вам участников игры и членов жюри”.
Представление жюри и команд (название, эмблема, девиз).
2. Наш первый конкурс “Разминка”.
Командам предстоит ответить на 7 вопросов (время на обдумывание – 20 секунд).Отвечает та команда, капитан которой раньше поднимет руку. Итак, мы начинаем!
Что изучает экология? (Экология изучает взаимосвязи живых организмов друг с другом и окружающей средой)
Что такое “облысение” планеты? (Вырубка леса)
Какой зверь летает? (Летучая мышь)
Самая большая птица в мире. (Страус)
Где зимуют раки? (В омутах, под корягами, на дне водоемов)
Какая птица купается зимой в проруби? (Оляпка)
Самая маленькая птица в мире. (Колибри)
3. В настоящее время общество обеспокоено экологическими кризисами, порождаемыми деятельностью людей. В прошлом экологические кризисы носили локальный характер и не угрожали человечеству в целом. При современном уровне техники и энерговооруженности цивилизации экологические проблемы имеют глобальные масштабы. Одна из глобальных проблем – “Кислотные дожди”.
4. Конкурс “Эти интересные животные”.
1) Бывают ли белые тигры? (Да)
2) Умеют ли тигры плавать? (Да)
3) Кто видит ушами? (Летучая мышь)
4) Кто слышит ногами? (Кузнечик)
5) У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
6) Есть ли у комаров зубы? (Есть 22 зуба)
7) Кто ходит в костяном пальто? (Черепаха)
5. Далее мы поговорим об истончении озонового экрана в атмосфере.
Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 - 30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая "дыра" меняющихся форм и размеров. Позднее такая же "дыра" была обнаружена над канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.
В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли.
Большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере фреоны, или хлорфторуглеводороды. Применения азотных удобрений в сельском хозяйстве; хлорирование питьевой воды, широкое использование фреонов холодильных установках, для тушения пожаров, в качестве растворителей и в аэрозолях привело к тому, что миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы в виде бесцветного нейтрального газа. Распространяясь вверх, хлорфторметаны под действием УФ – излучения распадаются на ряд соединений, из которых окись хлора наиболее интенсивно разрушает озон.
Также было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, а также при запусках космических кораблей и спутников.
6. Конкурс “Озоновый экран”.
1) Назовите формулу озона. (О3)
2)Что такое фреоны? (Вещества, разрушающие озон)
3) Каково значение озонового экрана? (Задерживать ультрафиолет)
4) Что такое “озоновые дыры”? (Участки озонового слоя , где нет озона)
5) Где находится озоновый экран? (20-25 км)
7. “Сокращение видового разнообразия организмов”.
Подписанная в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро Международная конвенция о биологическом разнообразии может рассматриваться главным образом как выражение всеобщей озабоченности утратой того, что не может быть восстановлено - видов живых существ, каждый из которых занимает определенное место в структуре биосферы.
Мы не знаем, сколько существует видов. Только в пологе тропического леса их может быть до 30 миллионов, хотя большинство исследователей принимает более консервативную цифру 5-6 миллионов. Сохранить их можно лишь одним способом - оберегая от сплошных рубок и загрязнений тропический лес как экосистему. В 60-х годах заповедники подверглись двукратному сокращению в связи с экстенсивным развитием экономики.
К сожалению, эти тенденции получили дальнейшее развитие в период перестройки в связи с передачей бросовых земель фермерам и развитием частного предпринимательства в условиях законодательного хаоса. Самозахват земли под огороды, сведение лесов в зеленых поясах вокруг городов, нелегальная добыча редких видов и свободная распродажа биологических ресурсов стали обычной практикой. Заповедники никогда не пользовались большой популярностью на местах и с ослаблением контроля подвергаются все большему давлению со стороны хозяйственных структур и браконьеров. Развитие международного туризма наносит ущерб территориям, которые ранее охранялись как режимные.
8. Конкурс “Кто есть кто”.
1) Таежный барометр. (Бурундук. За несколько часов до дождя бурундуки издают особые грустные звуки)
2) Серый разбойник. (Волк. Хищник)
3) Лесной доктор. (Дятел. Добывает из стволов и коры деревьев насекомых)
4) Косой. (Заяц. Убегает от врага, скашивает глаза, чтобы посмотреть, где находится преследователь)
5) Патрикеевна. (Лиса. В честь князя Патрикея Наримунтовича, жившего 600 лет назад – хитрый и изворотливый)
6) Сохатый. (Лось. На “соху” - похитил рога лося)
7) Пернатая кошка. (Сова- охотится на мышей)
9. Загрязнение воды.
Третий, не менее важный, чем небо над головой и земля под ногами, фактор существования цивилизации – водные ресурсы планеты.
На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды. Их объём составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных ресурсов по земному шару крайне неравномерно. В Европе и Азии, где проживает 70% населения мира, сосредоточено лишь 39% речных вод. Общее же потребление речных вод возрастает из года в год во всех районах мира.
Известно, например, что с начала нынешнего века потребление пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт еще, по меньшей мере, в 1,5 раза.
Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков.
Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
В настоящее время к числу сильно загрязненных относятся многие реки – Рейн, Дунай, Сена, Огайо, Волга, Днепр, Днестр и др. Растет загрязнение Мирового океана. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов. В целом, наиболее загрязнены внутренние моря – Средиземное, Северное, Балтийское, Внутреннее Японское, Яванское, а также Бискайский, Персидский и Мексиканский заливы.
Одним из основных санитарных требований, предъявляемых к качеству воды, является содержание в ней необходимого количества кислорода. Вредное действие оказывают все загрязнения, которые, так или иначе, содействуют снижению содержания кислорода в воде.
10. Конкурс “Споем песни о воде”. (Кто споет больше песен о воде, льде, снеге, капле, тумане), та команда и победила.
11. Загрязнение почвы. Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере.
Загрязнения почвы трудно классифицируются, в разных источниках их деление дается по-разному. Если обобщить и выделить главное, то наблюдается следующая картина загрязнения почвы: мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами; тяжелыми металлами; пестицидами; микотоксинами; радиоактивными веществами.
Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится.
Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут содержать ядовитые тяжелые металлы – свинец, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и накапливаются в почве. Но в почву попадают с дождями также кислоты. Соединяясь с ним, металлы могут переходить в растворимые соединения, доступные растениям. В растворимые формы переходят также вещества, постоянно присутствующие в почве, что иногда приводит к гибели растений.
12. Конкурс “Что может сделать один?”.
Команды должны предложить конкретные меры по уменьшению бытовых отходов:
1) Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз, сдать в магазин.
2) Одежду, игрушки, книги, которые ты не носишь, можно отдать нуждающимся, а не выбрасывать.
3) Ненужную бумагу сдать в макулатуру.
4) Вместо того, чтобы вещь выбросить, почини ее или переделай во что нибудь.
5) Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается в природе.
6) Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно сдать.
13. Загрязнение воздуха.
Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности ежегодно выбрасывают “на ветер” более миллиарда твердых и газообразных частиц.
Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются окись углерода и сернистый газ. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксилы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы
транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.
Наиболее распространенные загрязнители атмосферы поступают в нее в основном в двух видах: либо в виде взвешенных частиц, либо в виде газов.
Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 1 куб.км. пылевидных частиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей.
14. Конкурс “Сочини стих из слов”.
1) Воздух, дым, сжигание, автомобили.
2) Атмосфера, пыль, заводы, экология.
15. Конкурс капитанов. Им предстоит произнести речь в защиту природы и предложить основные меры по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Подведение итогов. Награждение победителей.
“Вот и подошла к концу наша встреча. Я благодарю участников команд за активную жизненную позицию в деле охраны природы, так же большое спасибо членам жюри за щедрые баллы и огромная благодарность нашим болельщикам и зрителям! Спасибо всем!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный классный час на тему: «Забота нас объединяет и делает добрее…»
В основу проведения классного часа взят текст из книги Д.С. Лихачёва "Заветное" "Этажи заботы", его анализ и обсуждение. На внеклассном мероприятии раскрывается значение слов "доброта", "забота" через...
Презентация "Забота о природе"
Материал презентации можно применить на уроке по теме "Охрана природы Кировской области"....
Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)
Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу о...
С заботой о природе
С заботой о природе...
Краткие сведения о поэте. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов. Творческая работа №8. Классное сочинение-рассуждение по творчеству Н. Заболоцкого
Маршрутный лист дистанционного урока по творчеству Н. Заболоцкого...
В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В.П. Астафьева (по рассказу «Людочка»)
Маршрутный лист дистанционного урока...
Статья "Забота о природе"
Статья "Забота о природе" посвящена Международному дню охране окружающей среде....