Доклад "Роль экскурсий в воспитании классного коллектива"
статья
Доклад "Роль экскурсий в воспитании классного коллектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ekskursiy_v_vospitanii_klassnogo_kollektiva.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат»
Доклад на тему
«Роль экскурсий в воспитании классного коллектива»
Составитель:
классный руководитель 7 класса
Блинова А.А.
г.о. Шуя, 2019
Как значимо и важно, чтобы в жизни подростка было побольше разнообразных событий, новых людей! Ведь наша жизнь – это события и воспоминания. И важно, чтобы ребятам было, что вспоминать, чтобы в их мозгу запечатлевались прекрасные секунды бытия. Это разнообразие сильно и ярко влияет на их будущую жизнь.
Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, Б.Е. Райков и другие, основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».
В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели – расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.
Когда обучающийся непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Шуя – небольшой, но крайне интересный город. В нашем городе много мест, которые обучающиеся нашей школы с удовольствием посещают. В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Семь вершин успеха» я, классный руководитель 7 класса, стараюсь провести для ребят познавательные экскурсии.
Слайды 2-3. Музей – это тот остров духовности в современном художественном процессе, куда еще не добрался ураган полукультуры. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность.
В этом учебном году нами проведены экскурсии в литературно – краеведческий музей имени К.Д. Бальмонта и историко – художественный и мемориальный музей имени М.В. Фрунзе. Темы: «Восковые фигуры. История в лицах», «Эпоха комсомола», «Путешествие по губернии», «Сосуды с секретами», «Путешествие в прошлое», «Реликвии военных лет».
Слайды 4,5,6. В средних классах основное внимание во время проведения профориентационных экскурсий уделяется знакомству обучающихся с конкретными профессиями и различными условиями труда, формируется представление о главных отраслях народного хозяйства, интерес к определенной области трудовой деятельности, готовность к выбору профиля профессионального обучения. Мною проведены профориентационные экскурсии на деревообрабатывающий завод «Эггер», на гармонную фабрику, в парикмахерскую «Мелисса», в автопарк, в автошколу, на телеканал «Теза – ТВ». Ребята знакомились с удивительным миром профессии, подчерпывали для себя важную информацию.
Слайд 7. В целях активизации работы по экологическому воспитанию обучающихся, приобщения подрастающего поколения к сохранению окружающей среды, воспитания положительного отношения к труду нами проводятся экологические экскурсии – акции. Так, ежегодно мы проводим экскурсию – акцию «Чистота города города в наших руках», в ходе которой юный трудовой десант очищает от мусора участок берега реки Тезы и дорогу к школе, также раздают и расклеивают информационные листовки, опрашивают и призывают прохожих не мусорить и сохранять город чистым, дарят рисунки.
Слайд 8. В целях разнообразия досуга и сплочения классного коллектива мы посещаем развивающие центры и школы. Ежегодно нас ждут в гости центр развития «Новая волна», а также школа изучения иностранных языков «MUSE». Педагоги данных центров проводят с ребятами интеллектуально-познавательные занятия, которые развивают мировоззрение, позволяют усовершенствовать логическое мышление.
Например, педагоги центра «Новая волна» провели для наших ребят занятие по ментальной арифметике. Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на специальных счетах – соробане. Педагоги рассказали, что с помощью ментальной арифметики помощью ребенок сможет научиться креативно мыслить, развить память, мышление, логику и смекалку, проявить творческие способности, улучшить успеваемость в школе, вычислять в уме сложные уравнения. Помимо того, у ребенка появится интерес к новым знаниям и умениям. Занятия в центре проходят интересно и весело: математические примеры сменяются танцами, песнями и стихами. Здесь происходит работа над усидчивостью, коммуникацией, воображением и интуицией. С большим интересом наши ребята погрузились в мир счёта - познакомились с соробаном, правилами и приемами работы с ним. Освоили принцип счета на нижних косточках, решали примеры и считали ментально.
Слайд 9. Особое значение мы уделяем экскурсиям в храмы. Так, ежегодно мы посещаем Храм Преображения Господня. Цель таких посещений - духовно-нравственное воспитание обучающихся. Здесь ребята встречаются с председателем общества трезвости Крюковым Иваном Вячеславовичем. Во время беседы Иван Вячеславович обсуждает с обучающимися вопросы, посвященные темам семьи, нравственности и здорового образа жизни. На простых и ярких примерах Иван Вячеславович объясняет православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: что есть добро и зло, что такое совесть, какую роль она играет в жизни каждого человека и другие. Такие встречи проходят живо и интересно, обучающиеся всегда задают вопросы, чувствовалось. Такие встречи особенно важны, так как несут духовное тепло, помогают ребенку быть добрее, милосерднее, почувствовать себя защищенным от пагубных проявлений сложного мира.
Слайды 10-11. Массу приятных и незабываемых впечатлений, заряд позитива и хорошего настроения обучающиеся получают при посещении контактного зоопарка. Подобные экскурсии прививают любовь к животному миру, вызывают желание заботиться о них.
Слайд 12. В целях духовно-нравственного воспитания, расширения кругозора, организации культурного досуга мы посещаем всевозможные выставки в Центре детского творчества и музеях города. Это выставки картин и фотографий: «Природа родного края», «Снежная мелодия», выставка декоративно – прикладного творчества «Творенье рук – душе отрада» и другие.
Слайд 13. Очень нравятся нашим обучающимся посещение различных мастер-классов. Так, в этом учебном году мы посетили центр подарков и оформления праздников «Paradise». Тут управляющая центром Гамзина Екатерина Евгеньевна провела для ребят мастер-класс по твистингу. Твистинг - создание различных фигур из шаров. Это чрезвычайно увлекательное занятие, где есть место полету фантазии и волшебству. Надувают шарик специальным насосом, одевая на его носик. Надутый до необходимого размера и хорошо завязанный шар является основой успешного моделирования. Именно поэтому начинающие должны много тренироваться. У наших ребят получились замечательные собачки и цветы, с которыми они вернулись в школу.
Слайд 14. Следующим местом проведения досуговой деятельности и социального воспитания подростков становятся клубы по месту жительства, военно – патриотический и историко – патриотические клубы. Тут подростки общаются, развивают коммуникативные навыки, творческие и спортивные способности.
Так в октябре мы посетили историко-археологический клуб «КЛИО» при Центре детского и юношеского творчества. Руководитель клуба Ольга Альбертовна Несмиян рассказала о создании и развитии объединения. Археологическая группа начала свою деятельность с 1998 года на базе средней школы №8. Состав группы очень разнообразный: школьники, студенты, учителя, работники культуры и все те, кому интересна исследовательская деятельность. Нашему вниманию были представлены настоящие археологические находки «Клио»: погремушка, шило, пушечное ядро, нож и другие. Ребята задавали вопросы и с удовольствием получали новые знания. Большой радостью для обучающихся было не просто увидеть глазами находки, но и взять их в руки. Все ребята, несмотря на трудности данной деятельности, захотели в будущем участвовать в экспедициях объединения «Клуба любителей исторических открытий».
В ноябре мы посетили военно-патриотический клуб «Суворовец». Руководитель клуба Лебедев Александр Сергеевич рассказал, чем увлечены ребята в клубе, отметил, что его воспитанники уже умеют собирать и разбирать автомат Калашникова, занимаются рукопашным боем и строевой подготовкой, ходят в походы. Затем Александр Сергеевич познакомил ребят с историей русского боевого оружия и показал, как нужно собирать и разбирать автомат. Ребята с интересом изучали устройство оружия, его боевые свойства, учились правильно разбирать и собирать учебное оружие. Многие обучающиеся заинтересовались и записались в клуб «Суворовец», ведь подобные занятия формируют и закаляют характер.
Слайд 15. Всегда рады нам работники клуба по месту жительства «Радуга». Ребята, посещающие клуб, изучают здесь английский язык, играют в настольный теннис, занимаются декоративно-прикладным творчеством, спортом, играют в квесты.
Таким образом, школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания классного коллектива 7кл
для учащихся 7класса...
«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»
В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...
Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллектива
Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.В нашем случае – изучение проц...
План деятельности по воспитанию классного коллектива
План деятельности по воспитанию классного коллектива обучающихся 6 класса...
Авторская программа воспитания классного коллектива
Программа предназначена для работы с учащимися 9-11 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственног...
Программа воспитания классного коллектива
Программа воспитания расчитана на 5-9 класс по разным направлениям....