Программа воспитания классного коллектива
учебно-методическое пособие по географии (5 класс) на тему
Программа воспитания расчитана на 5-9 класс по разным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания классного коллектива | 74.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
воспитательной работы в классе
«Мечтатели» на2017-2021г.
Паспорт программы
Срок реализации программы 2017г. - 2021 г.
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели. Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
* Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
* Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
* Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
* Формирование культуры здоровья.
Перечень основных направлений :
-Гражданско-патриотическое воспитание
«Я- гражданин России»
* Нравственное воспитание
«Я –человек и личность»
* Экологическое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»
- Физическое воспитание и здоровый образ жизни
* «Здоровый образ жизни»
-Эстетическое воспитание
* «Мир прекрасного».
- Трудовое воспитание
Исполнитель:
Классный руководитель: Розумец Е.С.
Пояснительная записка.
Воспитание - великое дело: им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном
взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает
взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса - как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
Цель и задачи программы воспитания.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мечтатели» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией - главная цель воспитательной программы.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания.
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.
Основные принципы программы воспитания «Мечтатели».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы -наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются.
-Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
-Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику - доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
- Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Рекомендации по реализации программы воспитания «Мечтатели».
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы - развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Программа рассчитана на период 2017-2021 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Мечтатели»
Этапы реализации:
1этап: 2017 – 2018гг. 5 класс.
Задачи этапа.
1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
2-этап: 2018-2020 гг. 6-7 класс
1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
3-этап 2020 -2021 гг. 8-9 классы.
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
Самоуправление класса:
Принципы жизнедеятельности класса:
Познай себя - это интересно! Сотвори себя - это необходимо!
Утверди себя - это возможно! Прояви себя - это реально!
Девиз: «Не стой на месте, двигайся и следуй за мечтой!»
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
* добровольность;
* демократизм;
* гуманизм;
* социальная направленность;
* творчество;
* самостоятельность.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Схема совета класса:
Председатель класса: Федак Дарья
Учебный сектор: Ерёмина Валерия
Сектор организации культурных дел: Малюгина Ольга
Информационный сектор: Вьюшина Дарья
Сектор здоровья и спортивных дел: Бочкарев Павел
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
* принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
* оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
* решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
* организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Состав родительского комитета:
1.Павлова Юлия Николаевна-председатель комитета.
2.Андреева Елена Владимировна.
3.Федак Денис Богданович.
Примерная тематика классных часов.
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание «Я - гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина -патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
5 класс
1 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа.
2 «А ты - баты! Стань солдатом!» классный «огонёк».
3 Мы составляем наш автопортрет, анкетирование.
4 "История Отечества – Чеховского края", экскурсия по району.
5 "Я ребенок - я гражданин", классный час: ролевая игра
6 "Символы государства", классный час
6 класс
1 «Знаменательные события, известные люди в истории Чеховского района», беседа
2 «Этих дней не смолкнет слава!» экскурсия в музей Боевой славы г.Чехова.
3 «Символика России», классный час: своя игра
4 «Я и мой класс», диагностический тест
7 класс
1"Защитник Отечества — каков он?" открытый урок: ролевая игра
2"День защитников Отечества", праздник
3"Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане), классный час с презентацией
8 класс
1 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", классный час
2 Игра "Счастливый случай", классный час, посвященный 23 февраля
3 "Горжусь тобой, моя Россия", классный час
4 «Чехов- культурная жемчужина России», урок гражданственности и патриотизма
9 класс
1"На войне детей не бывает", историко-литературная композиция
2 "Я ребенок - я гражданин", классный час
3 "Я имею право на..." дискуссия
4 «Великая Отечественная война» классный час с презентацией
5 «Афганистан - наша память и боль», классный час с презентацией
6 «Знай и люби свой край», классный час с презентацией
7 «Мы - русские, мы - россияне», классный час
8 "Человек и закон", деловая игра
Нравственное воспитание «Я - человек и личность»
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Свадковский И.Ф.)
5 класс
1 "По каким правилам мы живём?",анкетирование
2 "Человек - сам себе враг?" классный час.
3 «Наш класс. Законы жизни», беседа
4 «Отношение к школе и её имуществу», беседа
5 "Праздник мам", праздник
6 «Семейная летопись», классный час
6 класс
1 «Мои духовные ценности». Диагностика духовных ценностей.
2 "Нет уз святее товарищества". Практикум.
3 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа
4 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи», беседа
5 «Весенний калейдоскоп», праздник, посвященный 8 марта
7 класс
1 "Что такое культурный человек?" Классный час.
2 "Что такое интеллигентность?" Классный час.
3"Сладкая жизнь." КВН, посвященный 8 марта.
4 «Как научиться управлять собой», классный час.
5 «Я и учитель», диспут.
6 «Мы составляем наш автопортрет», беседа.
7 День памяти воинской славы, классный час.
8 класс
1"Внешний облик - внутренний мир", диспут
2"Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям, беседа.
3"Человек и его судьба", беседа
4«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности.» классный час. 5«Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия
6«Умеем ли мы общаться?» деловая игра
7 "А ну-ка, девочки",праздник
9 класс
1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей". Классный час.
2 "В чём смысл жизни?" дискуссия
3 «И в шутку и всерьез», вечер, посвященный 8 марта.
4 «Будем милосердны к старости!» ,классный час.
7. «Карманные деньги» ,дискуссия.
8 «Соборы и храмы Чехова» ,классный час.
Экологическое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
5 класс
1 «Как растения показывают погоду и время», классный час с презентацией.
2 "Эти забавные животные", беседа
3 "Природа нашего края", беседа
4 «Моё место в природе», беседа
6 класс
1 «В защиту матери-земли», классный час
2 «Береги лес от пожаров», классный час
3 «Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя». КВН
4 «В мире животных», урок-путешествие
5 «День воды», внеклассное занятие
7 класс
1 «И я - природа» беседа
2 «Экологическая тропа», заочное путешествие по заповедникам
3 «Планета заболела», конкурс плакатов
4 «Осень в лесу», конкурс фотографий
8 класс
1 «Робинзонада с растениями», классный час с презентацией
2 «Тайна старого леса», классный час
3 « История возникновения и развития экологии», беседа
4 "Оранжерея на окне», классный час с презентацией
9 класс
1 Экскурсия в природу, классный час
2 «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии
3 Цивилизация - начало борьбы с природой, беседа
4 Внимание: бытовые отходы. Классный час.
5 "Берегите землю, берегите" классный час с презентацией
Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни».
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура -часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
5 класс
1 «Здоровье - бесценное богатство», анкетирование
2 «О вкусной и здоровой пище», беседа
3 «В здоровом теле...», с презентацией
4 «Папа, мама, я - спортивная семья», спортивная игра
5 «Правила дорожные знать каждому положено», цикл бесед
6 Соблюдение правил техники безопасности, цикл бесед
6 класс
1 «Я выбираю здоровье», беседа
2 «Вино вину творит», классный час с презентацией
3 "Урок здоровья", ролевая игра
4 «Формула здоровья», дискуссия
5 «Суд над сигаретой», ролевая игра
6 «Не сломай судьбу свою», классный час с презентацией
7 «Большие гонки», соревнование
8 « Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения» , беседа
7 класс
1 "Спортивное казино", игровая программа
2 «Человек и наркотики», классный час с презентацией
3 «Вместе мы сильнее наркомании», диспут
4 « Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения», беседа
5 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника
8 класс
1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека», классный час с презентацией
2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека», классный час с презентацией
3 «Не пей, Митя», театрализованное представление.
4 «Проблема наркомании»,беседа
5 « Стресс в нашей жизни», тренинги
6 «Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения», беседа.
9 класс
1 День борьбы со СПИДом, классный час с приглашением медработника
2 «Наследственные болезни», классный час с презентацией
3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения, цикл бесед
4 «Быть здоровым - жить в радости», классный час
5 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад
6 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека), классный час
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
5 класс
1 "Слава рукам золотым!" устный журнал
2 «Мой дом - наведу порядок в нём» классный час
3 «Мои обязанности в семье» беседа
4 "Мамина помощница" праздник
5 "Книжкин праздник" десант в школьную библиотеку
6 класс
1 Беседы о профессиях, классный час с презентацией
2 «Берегите нашу Землю». Субботник
3 "Дежурный по школе» классный час
7 класс
1 'Труд в нашей жизни" беседа
2 Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" классный час
3 Участие в субботниках.
4 "Подарок для мамы» мастерская
5 "Я в мире профессий" классный час
6 «Подари книге вторую жизнь»,акция
8 класс
1 «Мир профессий и твоё место в нём», классный час
2«День Земли», участие в субботниках
3 "Сто дорог — одна твоя", классный час
4 Трудовые десанты
9 класс
1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час
2 «Профессии, которые мы выбираем» классный час
3 "Новое время — новые профессии" классный час с презентацией
4 "Профессия моих родителей" классный час
5 Трудовые десанты
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
5 класс
1 «Музыка и мы» беседа
2 «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа
3 «Юные дарования», конкурс
4 « Культура чаепития», ролевая игра
5 «Голубые цветы Гжели», классный час с презентацией
6 Путешествие в страну "Чистых слов", классный час
7 «Лотерея вежливости», классный час
6 класс
1 «Музыкальная семья», классный час с презентацией
2 «Жостовский букет», классный час с презентацией
3 «Русские посиделки», праздник
7 класс
1 «Золотая хохлома», классный час с презентацией
2 «Гость в доме - хозяину радость», ролевая игра
3 « Русские традиции. Масленица», классный час с презентацией
4 «Отговорила роща золотая», классный час с презентацией
5 "Как стать интересным собеседником",беседа
8 класс
1 «Красота и труд вместе идут» классный час
2 « Человек и творчество. Великие творения человечества», классный час с презентацией
3 "Секреты Золушки", конференция идей
4 « Русские традиции. Рождество», классный час с презентацией
5 «Осенний бал» вечер
6 "Светский этикет" классный час
9 класс
1 «Что такое Духовное богатство человека», дискуссия.
2 "Музыка и мы",дискуссия
3 "Сервировка праздничного стола", классный час с презентацией, ролевая игра
4 "Этикет и мы",беседа
5 «Туристско-экскурсионные возможности края», классный час.
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Мечтатели» будут использованы следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе.
2. Уровень воспитанности.
3. Сформированность ценностных отношений учащихся.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
* различные методики диагностики;
* беседы с учащимися;
* наблюдения;
* интерактивные мероприятия.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
* Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
* Активная гражданская позиция.
* Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания классного коллектива 7кл
для учащихся 7класса...
«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»
В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...
Авторская программа воспитания классного коллектива
Программа предназначена для работы с учащимися 9-11 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственног...
«Программа гражданско-патриотического воспитания классного коллектива 5-9 класс»
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" говорит о том, что во...
Рабочая программа воспитания классного коллектива 2021-2022 г.
Деятельность в 2020-2021 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ст...
Рабочая программа воспитания классного коллектива 2022-2023 г.
Деятельность в 2021-2022 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ...