Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллектива
опыты и эксперименты на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика как средство формирования и воспитания
классного коллектива
Автор: Калекова Е.А.
План
Введение
1. Понятие о диагностике.
2. Предмет и методы диагностики
3. Организация диагностики, оформление и использование результатов
4. Литература
В этом году я стала классным руководителем 5 класса. Анализируя свою педагогическую деятельность, в качестве классного руководителя я решила, что работу в данном классе я буду строить совершенно по иному. И начать решила с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Я пришла к выводу в необходимости использования диагностики.
Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
В результате через диагностику я могу установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим я выявляю 3 типа диагностики в работе классного руководителя:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или по году, я, как классный руководитель изучаю уровень воспитанности ученика.
Выявилось 3 основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;
б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;
в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает мне принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
3) в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года (это мне еще предстоит сделать).
Я считаю, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:
1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания
2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:
- результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
- результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
- результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:
- уровень знаний учеников
- степень социального и психологического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
2. Предмет и методы диагностики.
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, я должна хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.
Итак, я считаю, что содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:
- демографические данные об ученике и его семье;
- данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
- познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
- эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
- направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)
- поведение, поступки учащихся.
Кроме того, я изучаю и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик классному руководителю, однако, я считаю, что ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведу наиболее приемлемые для практического применения методы диагностики.
1.Общие методы изучения коллектива и личности
| |||||||||||
Информационно-констатирующие
| Оценочные ( рейтинг) | ||||||||||
Анкета | Интервью | Беседа | Анкета-комментарий | Компетентный судья | Экспертные оценки | Независимые перекрестные характеристики | |||||
Ранжирование | Оценка Самооценка
| ||||||||||
2. Продуктивные методы изучения личности
| |||||||||||
Изучение творчества учеников | Тесты личностные, тесты ситуации
| ||||||||||
3. Действенно-поведенческие методы изучения личности
| |||||||||||
Наблюдение непосредственное, опосредованное, включенное и другое | Дискуссия | Социометрические методы | Анализ взаимодействия | Ситуации естественные, искусственные | Установление референтности личности в коллективе | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие методы я использую в начальной диагностике при планировании воспитательной работы в классе. Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью я выявляю ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.
В качестве примера предлагаю некоторые вопросы, диагностирующие ценностную ориентацию учеников 5 класса.
1) Что тебе нравится в школе, что не нравится?
2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам (а) хочу учиться)
3) Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)?
4) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
Также я использую метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает мне возможность видеть ученика в естественных условиях.
Метод беседы - более гибкий, чем опрос, способ изучения учащихся. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаю в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер (а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?»)
Я считаю, что не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы я в краткой форме записываю.
Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями
г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи
г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира
е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать
з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними
к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м)?
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме
г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю ж) ?
Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.
| Фамилии учеников | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос |
1 | Андреев | Сверстники | Дразнят | Товарищи |
|
|
|
|
|
Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.
Метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.
Например, «Как поступить?»
Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»
1. Описываются школьные ситуации:
а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»
б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д.
2. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов.
Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:
1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)
2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)
3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)
4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)
Методика незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Методики, тесты:
- опросники
- тесты интеллекта, достижений
В качестве примера приведу незаконченные предложения из теста (Ж.Нюттен – А.Б.Орлов) для учеников 5 классов цель которого выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс.
Метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе.
Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:
1) выявила лидеров и изолированных детей;
2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива
3. Организация диагностики.
Итак, я считаю, что проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.
Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.
Я же взяла новую методику, которая была разработана сотрудником кафедры педагогики доктором пед.наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса. Такую карту я хочу заполнить к концу года в качестве обобщающей диагностики. Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:
по горизонтали – все об одном ученике;
по вертикали - состояние класса по одному показателю.
Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.
* К демографическим данным относится:
- ФИО (1)
- дата рождения (2)
- профессия матери и отца
* К медицинским данным отнесем:
- сведения о заболевании детей
- степень физического развития
* Психологические сведения:
- способности - доминирующие черты характера
- увлечения - специальные умения
- интересы
* Педагогические данные:
- успеваемость
- поведение
- отношение к учению, труду
- положение в классе
- отношения с товарищами
- социальная активность
- внешкольные занятия
- профессиональные умения
Для получения данных используется комплекс методов:
- разовый письменный опрос
- беседы
- анализ документов и работ учеников
- наблюдение
- социометрические и проективные ( тесты) методики
- анкеты
Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.
Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.
№ 1. - ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.
№ 2 - возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.
№ 3 - профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми
№ 4 - тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.
№ 5 - состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.
№ 6 - успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.
Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.
№ 7,8 - черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.
№ 9 - ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.
№ 10 - одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей
№ 11 - отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно:
- познавательная активность,
- интерес
- чувство долга …
нужно для развития интереса к учебе, способностей.
№ 12 - общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень.
Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.
№ 13 - положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые.
Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики.
Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.
№ 14 - принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям - можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально-неодобряемого поведения.
№ 15 - постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников
№ 16 - трудовая активность – выяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.
№ 17 - профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.
№ 18 - сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.
Итак, диагностическая карта класса поможет мне обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.
Так же карта поможет мне обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год.
По сути своей диагностическая карта и есть мониторинг в работе классного руководителя.
1. Методы диагностики учащихся и материалы к воспитательным занятиям.
Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)
1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне нравится школа за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что …
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я не хотел бы, чтобы в школе…
10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
11. Если я невнимателен на уроке, я …
12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…
16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …
17. Мне всегда интересно, когда на уроке…
18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Примеры проективных тестов
1. Представь, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради… Художник не изобразил лица ученика, дорисуй его словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует.
2. Продолжи несколькими фразами: «Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …»
3. Продолжи несколькими фразами: «Наступило воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась…»
4. Закончи предложение: « В прошедшую неделю я удовлетворен тем, что…»
5. Закончи предложение: «В последние дни меня огорчило…»
6. Представь, что ты мама. Твой десятилетний ребенок спрашивает: «Правда ли, что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание?»
(Предполагается, что это было) Что ты ответишь?
7. Приятель предложил Вите пойти на вечеринку, где можно покурить «травку» и вообще… «Не стесняйся, будь проще», - добавил он. Витя ответил…
( Взято из книги В.В.Веселовой «Билет в будущее»)
Литература
1. В.В.Воронов. Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000
2. Н.И.Дереклеева. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., «Вербум-М», 2001
3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., ЦГЛ «Народное образование», 2002
4. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988
5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
1) начальная; 2) корректирующая текущая); 3) обобщающая (итоговая) 3 типа диагностики:
Содержание диагностики: 1. Демографические данные об ученике и его семье; данные о здоровье и физическом развитии ребенка; 2. Познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления); 3. Эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера; 4. Направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция) 5. Поведение, поступки учащихся.
Начальная диагностика Методы – опросы метод наблюдения Метод беседы Метод анкетирования Метод столкновения взглядов, позиций Методика незаконченного предложения Метод социометрического выбора
Демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. * К демографическим данным относится: - ФИО (1) - дата рождения (2) - профессия матери и отца * К медицинским данным отнесем: - сведения о заболевании детей - степень физического развития
* Психологические сведения: способности доминирующие черты характера увлечения специальные умения интересы * Педагогические данные: - успеваемость - поведение - отношение к учению, труду - положение в классе - отношения с товарищами - социальная активность - внешкольные занятия - профессиональные умения
- разовый письменный опрос - беседы - анализ документов и работ учеников - наблюдение - социометрические и проективные (тесты) методики - анкеты Комплекс методов:
Педагогическая диагностика помогает планировать и управлять классным коллективом помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия обеспечивает обратную связь в педагогической системе необходима для более оптимальной организации педагогического процесса помогает выявлять ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе Выводы
Проблемы диагностики Методики сложные (нужны простые), трудоемкие (нужны нетрудоемкие), неинтересные для учеников (нужны интересные для учеников) и одновременно ненадежные (нужны надежные). Выводы
Литература 1. В.В.Воронов. Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000 2. Н.И.Дереклеева. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., «Вербум-М», 2001 3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., ЦГЛ «Народное образование», 2002 4. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988 5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания классного коллектива 7кл
для учащихся 7класса...
Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллектива
Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.В нашем случае – изучение проц...
Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...
Выступление на школьном метод объединении классных руководителей "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНОВ ЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ."
В работе описаны принципы формирования классного коллектива и этапы его развития...
Педагогическая диагностика для оценки результатов воспитательной деятельности классного коллектива
Педагогическая диагностика для оценки результатов воспитательной деятельности классного коллектива...
Методический материал классному руководителю: "Игра как одно из эффективных средств формирования и сплочения детского коллектива в классе".
Цель данной стать помочь молодому классному руководителю объединить детей в классе для совместного решения поставленных задач и развить у детей умение выражать симпатию и уважение друг к другу....
Волонтёрство как одно из эффективных средств формирования и сплочения классного коллектива. Из опыта работы.
формирование классного коллектива...