Программа воспитания классного коллектива 7кл
рабочая программа (7 класс) на тему

для учащихся 7класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_klassnogo_kollektiva_7_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Советская средняя общеобразовательная школа

Купинского района

     Разработала

                                              Воеводская Ольга Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ:

•  Паспорт Программы воспитания классного коллектива

•  Обоснование необходимости Программы

•  Цели, задачи Программы

•  Пути решения воспитательных задач

•  Основополагающие принципы, нравственные ценности

•  Основные направления и содержание деятельности

•  Формы, методы, приемы воспитательной работы

•  Педагогические теории, используемые в основе Программы

•  Приложения

Ожидаемые результаты

  

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Основные исполнители программы: классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе.

2. Автор программы:   Воеводская Ольга Сергеевна                                

3. Цель программы: создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

4. Основные задачи:

  1. Расширение сети дополнительного образования для создания  условий для интеллектуальной и творческой самореализации учащихся через предоставление выбора форм и степени участия в жизнедеятельности школы.

  1. Создание благоприятной психологической атмосферы для формирования у учащихся  образа школы, чувства сопричастности и ответственности за нее.

  1. Формирование потребности в здоровом образе жизни,  нравственных формах самовыражения через развитие ценностных отношений, коммуникативных навыков, организацию и управление ситуацией успеха.

  1. Активизировать деятельности органов самоуправления для развития  гражданских качеств личности через вовлечение учащихся в социально и личностно-значимые виды деятельности,  развитие инициативы.

     6. Сроки и этапы реализации:

1 этап - 2011-2012 гг.- разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания и внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития

2 этап -2012-2013 гг.- продолжение проведения мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития;

3 этап – 2013-2014 г.г.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.

7. Ожидаемые конечные результаты:

  •  Становление воспитанного социально активного, толерантного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность с сформированным понятием толерантного отношения в обществе.

•  реализация личностно-ориентированного подхода в обучении

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ

Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

•  создание условий для саморазвития учащегося как субъекта деятельности, как личности, а также удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;

•  воспитание гуманистически ориентированной личности;

•  овладение школьниками культурой  российской, общечеловеческой;

•  внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;

•  воспитание стремления к самообразованию, творчеству;

•  воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;

•  формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;

•  воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;

•  воспитать нравственно-целостную личность с активной «Я-концепцией»;

     

ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)

 

  Школьная культура атмосферы

 

•  Стиль взаимоотношений

 

•  Словесные методы

 

•  Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность

 

•  Творческая деятельность

 

•  Собственный пример

 

•  Опора на семью, семейные традиции, поддержку

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

•  Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;

•  Демократизм, уважение ученика;

•  Индивидуальный подход;

•  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

•  Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе

•  Принцип целостности и системности

•  Многовариативность и альтернативность

 

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности ( по  Н.Е.Щурковой)

  Таковыми являются фундаментальные понятия:  

•  Земля – Общий дом людей. Земля людей и живой природы.

•  Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

•  Семья – Человеческая общность ребенка, среда его развития.

•  Труд – Основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.

•  Знание – Результат творческого труда, средство развития личности.

•  Культура – Духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.

•  Мир – Покой, согласие между людьми, народами, государствами. Условия существования Земли и человечества.

•  Человек – Ценность, цель, объект, результат воспитательной работы. 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

•  На уровне воспитательной работы:

 - формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.

 

•  На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:

- проведение родительских лекториев

- проведение совместных дел, праздников

- индивидуальная работа с родителями

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:

 

•  дискуссии, диспуты

•  ролевые, деловые, образовательные игры

•  экскурсии, походы

•  «круглые столы»

•  соревнования

•  викторины

•  встречи

•  тренинги

•  аукционы знаний

•  заочные путешествия

•  интеллектуальные марафоны

•  проектные игры

•  уроки в музее

•  акции милосердия

  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

 

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)

 

•  концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)

 

•  педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)

 

•  педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)

 

•  гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)

 

•  личностно-ориентированная педагогика

 

•  игровые технологии 

Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами.

Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако окружающий мир предъявляет свои требования к способности ребёнка адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. Сохранение и развитие индивидуальности каждого – вот основная психологическая задача, которая требует кропотливого ежедневного решения учителем для создания дружного классного коллектива.

Примерная тематика классных часов по программе Щурковой  Н.Е.

«Младший подросток»

Проблемы жизни

Вопросы текущей жизни

Существенные отличия человека от животного. Способность быть «homo sapiens», «homo moral is», «homo faber». 

Обыденное      мышление,      «здравый смысл» и научное мышление в практической   жизни   человека.   Способность предвидеть последствия. Способность      ориентироваться      на Другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность    человека    в    ходе жизни:   в  работе,   поведении,  общении, деятельности и т.д. 

 

Три существенных отличия человека в одном акте поведения. Появление    обозначений     человека, таких как «зомби», «намби», «новые русские», — как попытка охарактеризовать   отсутствие   существенных признаков человека в человеке. 

Внешний и внутренний портрет   человека.   Физическое    и    духовное. Тело и душа. 

Единство  и  противоречие формы и содержания.   Противоречия   физического и духовного. Облик человека, образ    человека,    имидж    человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность.   Красота  человека:   мужская и женская, детская и юношеская, молодости и старости. Красота 

Достойный         человек. Культурный      человек. Великий   человек.   Маленький    человек.    Популярный человек. 

Достоинства и недостатки человека в их   тесной   связи.   Достоинство   как характеристика   качества.   Достоинство как осознание себя человеком. Отношения с культурными людьми, самочувствие в среде культурных. Мечта   о   роли   великого   человека. Судьба     великого.     Роль     рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком». Маленький великий человек. Суетность жизни популярного.  Случайность и удача, драма и трагедия популярного. 

Человек   в   общении   с другими              людьми. Предметная и духовная связь.   Совесть  как  регулятор отношений. 

Знакомство,    приятельство,    товарищество, дружба как различия связи «человек — человек».

Незнакомые,    посторонние,    чужие, далекие люди. Отношения с близкими  и  далекими  людьми.   Гуманизм как принятие другого человека как ценности. 

 

Формы    гуманистического    отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание;     соучастие;     содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку.

Совесть — со-ведание состояния души другого человека. 

Личностное пространство человека: предметное пространство; пространство общения; пространство влияния. 

Место, которое занимает человек на земле:  дом, комната, учебный стол, стул,    кресло    театра,    скамейка    в транспорте...

Место,   которое  занимает  человек  в душах других людей.

Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих. 

Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность. 

Внешняя   непохожесть   людей.   Различия в темпах и содержании развития.  Различие  интересов,   желаний, стремлений, целей. Различия   в   восприятии   мира.   Ау-диалы,   визуалы,   кинестетики.   Различия    психологические:    свойства, процессы, качества. Неповторимость и уникальность каждой личности.  Неудобство для окружающих некоторых отличий. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью. 

Мужские и женские особенности человека. 

 

Отличительная роль мужчины в обществе: «лидер», «сильный», «почитатель женщины». Отличительная роль женщины в обществе :         « слабая » ,         « ведомая » , «прекрасная».   Особенности   поведения, продиктованные ролью. 

Женские  роли  в поведении   «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины». 

Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности возраста. 

Возрастные этапы:  младенчество   — детство — отрочество — юность  — зрелость — старость. Взрослость   и   ее   признаки.   Черты взрослости в детстве.  Черты детства во взрослом. Духовная    и   физическая   подготовленность человека ко взрослой жизни. 

Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для

других. 

Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности. Талант,    одаренность,    гениальность как  высоты  развитых  способностей человека. 

 

Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск  «дела жизни». Мастерство и профессионализм    как    достоинство человека. Признание  и   непризнание  другими деятельных заслуг человека.

Радость   любимого   дела   и   уныние принудительной деятельности.

Деятельность   предметная.   Деятельность    одухотворенная.    Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания. 

День достойного человека как зеркало его достойной жизни. 

Содержание   прожитого   дня.   Общение  в течение  одного дня.   Система дел,   полезных   и   интересных.   Расширение    своего    личностного    пространства в ходе дня. День   как   часть   истории   человека. День как часть прожитого будущего. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатления, оценка, изменения в человеке. 

Примерные темы родительских собраний

5класс 2011-2012 уч. год

1. Будем знакомы!

  1. Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и Т.д.
  2. а) Психологические особенности детей данного возраста.

3. Заполнение социального паспорта учащегося и его семьи.

4. Знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя. Выборы родительского актива.

  2. Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.

1. Здоровье наших детей - в наших делах. Итоги медосмотра.

2. Результаты анкетирования.

3. Памятка родителям о режиме дня учащихся.

  3. Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.

1.. Обсуждение результатов анкетирования учащихся и их родителей (по преемственности ).

2. «Без муки нет науки»:

а) Итоги II четверти.

б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)

3. Памятка родителям «Как любить детей».

 4. Воспитание трудолюбия в семье и школе.

1.Маленькое дело лучше большого безделья:

      а) Уроки труда в школе. Встреча с учителями труда. Выставка поделок.

б) Самообслуживание в школе.

2. Диспут «Труд - необходимость или обязанность? Проблема принуждения и поощрения».

3. Как организовать летний отдых детей. Рекомендации родителям.

  5. Вот  и стали  мы на год взрослей. Итоговое со6рание с участием детей.

1. «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое». Итоги успеваемости за год. Награждение отличников, хорошистов.

2. Устный журнал «Страницы из жизни 5-го класса». Внеклассная работа. Награждение ребят и родителей.

3. Концерт.

6 класс 2012-2013 уч.год

1. «Школа вчера, сегодня, завтра».

1. Школа глазами родителей (анализ анкет).

        2. Анализ работ учащихся. Сочинения на темы:

а) «За что я люблю (не люблю) свою школу».

б) «Если бы я был директором Советской школы , то...».

в) Рисунки на тему «Школа будущего».

3. Выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.

4. Выборы членов родительского комитета.

    2. «Счастлив тот, кто счастлив дома».

1. Слово учителя. Что такое счастье? Любовь к детям - это «иди», а не «стой». Педагогические ситуации. Пути решения.

2. Анализ сочинений учащихся «Отчего я плачу» и «Самый счастливый день в моей жизни».

3. Хочешь быть счастливым - будь им! (Рекомендации «Как организовать семейный праздник».)

4. Итоги четверти. Разное.

  3. Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования  нравственных качеств личности.

1. Слово учителя. Программа самовоспитания учащихся 6-го класса – в действии.

2. Какие мы? Анализ  анкет-«Расскажи мне обо мне» 

3. Советы психологов «Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка».

4. Разное.

 4. Папа может все, что угодно...

 1. Слово учителя. Отец как воспитатель. Тест.

2. Психолог. Роль отца в воспитании детей. (Причины устранения отца от воспитания детей.)

           3. Анализ анкет, рисунков, сочинений учащихся «Мой папа - самый...»,

        «Я горжусь папой, потому что...».

          4. Шуточный концерт для пап, подготовленный детьми и мамами.

 5. Праздничное собрание совместно с детьми «Всему своевремя».

1. Итоги года. Награждение учащихся, активных родителей.

2. Презентация фильма «В гостях у...»

3. «Здравствуй, лето!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.

7 класс 2013-2014 уч. год

        1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.

1. Знание возрастных особенностей детей - необходимое условие их воспитания .

2. Различия в развитии мальчиков и девочек (фельдшер УБ).

3. Анализ анкеты «Какие мы сегодня» (классный руководитель).

2 Особенности учебной деятельности подростков.

1. Краткая характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые

учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе

. 2. Самообразование подростков и педагогическое руководство им

3. Домашняя работа: удовольствие или наказание?

3 Отец и мать как воспитатели.

1. Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.

2. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. (Анализ анкет.)

3. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

4. Досуг подростков.

  1. Свободное время и его роль в формировании личности подростка.
  2. Подросток и ТВ
  3.  Подросток и улица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»

В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих  взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...

Авторская программа воспитания классного коллектива

Программа предназначена для работы с учащимися 9-11 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственног...

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания расчитана на 5-9 класс по разным направлениям....

«Программа гражданско-патриотического воспитания классного коллектива 5-9 класс»

Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" говорит о том, что во...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 2021-2022 г.

Деятельность в 2020-2021 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ст...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 2022-2023 г.

Деятельность в 2021-2022 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ...