Программа воспитания классного коллектива 7кл
рабочая программа (7 класс) на тему
для учащихся 7класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_klassnogo_kollektiva_7_klass.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Советская средняя общеобразовательная школа
Купинского района
Разработала
Воеводская Ольга Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ:
• Паспорт Программы воспитания классного коллектива
• Обоснование необходимости Программы
• Цели, задачи Программы
• Пути решения воспитательных задач
• Основополагающие принципы, нравственные ценности
• Основные направления и содержание деятельности
• Формы, методы, приемы воспитательной работы
• Педагогические теории, используемые в основе Программы
• Приложения
Ожидаемые результаты
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1. Основные исполнители программы: классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе.
2. Автор программы: Воеводская Ольга Сергеевна
3. Цель программы: создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
4. Основные задачи:
- Расширение сети дополнительного образования для создания условий для интеллектуальной и творческой самореализации учащихся через предоставление выбора форм и степени участия в жизнедеятельности школы.
- Создание благоприятной психологической атмосферы для формирования у учащихся образа школы, чувства сопричастности и ответственности за нее.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни, нравственных формах самовыражения через развитие ценностных отношений, коммуникативных навыков, организацию и управление ситуацией успеха.
- Активизировать деятельности органов самоуправления для развития гражданских качеств личности через вовлечение учащихся в социально и личностно-значимые виды деятельности, развитие инициативы.
6. Сроки и этапы реализации:
1 этап - 2011-2012 гг.- разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания и внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития
2 этап -2012-2013 гг.- продолжение проведения мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития;
3 этап – 2013-2014 г.г.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.
7. Ожидаемые конечные результаты:
- Становление воспитанного социально активного, толерантного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность с сформированным понятием толерантного отношения в обществе.
• реализация личностно-ориентированного подхода в обучении
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ
Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
• создание условий для саморазвития учащегося как субъекта деятельности, как личности, а также удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;
• воспитание гуманистически ориентированной личности;
• овладение школьниками культурой российской, общечеловеческой;
• внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;
• воспитание стремления к самообразованию, творчеству;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
• формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;
• воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;
• воспитать нравственно-целостную личность с активной «Я-концепцией»;
ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)
Школьная культура атмосферы
• Стиль взаимоотношений
• Словесные методы
• Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность
• Творческая деятельность
• Собственный пример
• Опора на семью, семейные традиции, поддержку
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
• Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
• Демократизм, уважение ученика;
• Индивидуальный подход;
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
• Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе
• Принцип целостности и системности
• Многовариативность и альтернативность
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности ( по Н.Е.Щурковой)
Таковыми являются фундаментальные понятия:
• Земля – Общий дом людей. Земля людей и живой природы.
• Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
• Семья – Человеческая общность ребенка, среда его развития.
• Труд – Основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.
• Знание – Результат творческого труда, средство развития личности.
• Культура – Духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.
• Мир – Покой, согласие между людьми, народами, государствами. Условия существования Земли и человечества.
• Человек – Ценность, цель, объект, результат воспитательной работы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
• На уровне воспитательной работы:
- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.
• На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:
- проведение родительских лекториев
- проведение совместных дел, праздников
- индивидуальная работа с родителями
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:
• дискуссии, диспуты
• ролевые, деловые, образовательные игры
• экскурсии, походы
• «круглые столы»
• соревнования
• викторины
• встречи
• тренинги
• аукционы знаний
• заочные путешествия
• интеллектуальные марафоны
• проектные игры
• уроки в музее
• акции милосердия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)
• концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)
• педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)
• педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)
• гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)
• личностно-ориентированная педагогика
• игровые технологии
Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами.
Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако окружающий мир предъявляет свои требования к способности ребёнка адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. Сохранение и развитие индивидуальности каждого – вот основная психологическая задача, которая требует кропотливого ежедневного решения учителем для создания дружного классного коллектива.
Примерная тематика классных часов по программе Щурковой Н.Е.
«Младший подросток»
Проблемы жизни | Вопросы текущей жизни |
Существенные отличия человека от животного. Способность быть «homo sapiens», «homo moral is», «homo faber». | Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в практической жизни человека. Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на Другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни: в работе, поведении, общении, деятельности и т.д. |
| Три существенных отличия человека в одном акте поведения. Появление обозначений человека, таких как «зомби», «намби», «новые русские», — как попытка охарактеризовать отсутствие существенных признаков человека в человеке. |
Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа. | Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физического и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: мужская и женская, детская и юношеская, молодости и старости. Красота |
Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек. | Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика качества. Достоинство как осознание себя человеком. Отношения с культурными людьми, самочувствие в среде культурных. Мечта о роли великого человека. Судьба великого. Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком». Маленький великий человек. Суетность жизни популярного. Случайность и удача, драма и трагедия популярного. |
Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений. | Знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи «человек — человек». Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека как ценности. |
| Формы гуманистического отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку. Совесть — со-ведание состояния души другого человека. |
Личностное пространство человека: предметное пространство; пространство общения; пространство влияния. | Место, которое занимает человек на земле: дом, комната, учебный стол, стул, кресло театра, скамейка в транспорте... Место, которое занимает человек в душах других людей. Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих. |
Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность. | Внешняя непохожесть людей. Различия в темпах и содержании развития. Различие интересов, желаний, стремлений, целей. Различия в восприятии мира. Ау-диалы, визуалы, кинестетики. Различия психологические: свойства, процессы, качества. Неповторимость и уникальность каждой личности. Неудобство для окружающих некоторых отличий. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью. |
Мужские и женские особенности человека.
| Отличительная роль мужчины в обществе: «лидер», «сильный», «почитатель женщины». Отличительная роль женщины в обществе : « слабая » , « ведомая » , «прекрасная». Особенности поведения, продиктованные ролью. Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины». |
Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности возраста. | Возрастные этапы: младенчество — детство — отрочество — юность — зрелость — старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни. |
Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других. | Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности. Талант, одаренность, гениальность как высоты развитых способностей человека. |
| Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Признание и непризнание другими деятельных заслуг человека. Радость любимого дела и уныние принудительной деятельности. Деятельность предметная. Деятельность одухотворенная. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания. |
День достойного человека как зеркало его достойной жизни. | Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расширение своего личностного пространства в ходе дня. День как часть истории человека. День как часть прожитого будущего. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатления, оценка, изменения в человеке. |
Примерные темы родительских собраний
5класс 2011-2012 уч. год
1. Будем знакомы!
- Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и Т.д.
- а) Психологические особенности детей данного возраста.
3. Заполнение социального паспорта учащегося и его семьи.
4. Знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя. Выборы родительского актива.
2. Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.
1. Здоровье наших детей - в наших делах. Итоги медосмотра.
2. Результаты анкетирования.
3. Памятка родителям о режиме дня учащихся.
3. Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.
1.. Обсуждение результатов анкетирования учащихся и их родителей (по преемственности ).
2. «Без муки нет науки»:
а) Итоги II четверти.
б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)
3. Памятка родителям «Как любить детей».
4. Воспитание трудолюбия в семье и школе.
1.Маленькое дело лучше большого безделья:
а) Уроки труда в школе. Встреча с учителями труда. Выставка поделок.
б) Самообслуживание в школе.
2. Диспут «Труд - необходимость или обязанность? Проблема принуждения и поощрения».
3. Как организовать летний отдых детей. Рекомендации родителям.
5. Вот и стали мы на год взрослей. Итоговое со6рание с участием детей.
1. «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое». Итоги успеваемости за год. Награждение отличников, хорошистов.
2. Устный журнал «Страницы из жизни 5-го класса». Внеклассная работа. Награждение ребят и родителей.
3. Концерт.
6 класс 2012-2013 уч.год
1. «Школа вчера, сегодня, завтра».
1. Школа глазами родителей (анализ анкет).
2. Анализ работ учащихся. Сочинения на темы:
а) «За что я люблю (не люблю) свою школу».
б) «Если бы я был директором Советской школы , то...».
в) Рисунки на тему «Школа будущего».
3. Выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.
4. Выборы членов родительского комитета.
2. «Счастлив тот, кто счастлив дома».
1. Слово учителя. Что такое счастье? Любовь к детям - это «иди», а не «стой». Педагогические ситуации. Пути решения.
2. Анализ сочинений учащихся «Отчего я плачу» и «Самый счастливый день в моей жизни».
3. Хочешь быть счастливым - будь им! (Рекомендации «Как организовать семейный праздник».)
4. Итоги четверти. Разное.
3. Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.
1. Слово учителя. Программа самовоспитания учащихся 6-го класса – в действии.
2. Какие мы? Анализ анкет-«Расскажи мне обо мне»
3. Советы психологов «Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка».
4. Разное.
4. Папа может все, что угодно...
1. Слово учителя. Отец как воспитатель. Тест.
2. Психолог. Роль отца в воспитании детей. (Причины устранения отца от воспитания детей.)
3. Анализ анкет, рисунков, сочинений учащихся «Мой папа - самый...»,
«Я горжусь папой, потому что...».
4. Шуточный концерт для пап, подготовленный детьми и мамами.
5. Праздничное собрание совместно с детьми «Всему своевремя».
1. Итоги года. Награждение учащихся, активных родителей.
2. Презентация фильма «В гостях у...»
3. «Здравствуй, лето!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.
7 класс 2013-2014 уч. год
1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.
1. Знание возрастных особенностей детей - необходимое условие их воспитания .
2. Различия в развитии мальчиков и девочек (фельдшер УБ).
3. Анализ анкеты «Какие мы сегодня» (классный руководитель).
2 Особенности учебной деятельности подростков.
1. Краткая характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые
учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе
. 2. Самообразование подростков и педагогическое руководство им
3. Домашняя работа: удовольствие или наказание?
3 Отец и мать как воспитатели.
1. Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.
2. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. (Анализ анкет.)
3. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.
4. Досуг подростков.
- Свободное время и его роль в формировании личности подростка.
- Подросток и ТВ
- Подросток и улица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»
В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...
Авторская программа воспитания классного коллектива
Программа предназначена для работы с учащимися 9-11 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственног...
Программа воспитания классного коллектива
Программа воспитания расчитана на 5-9 класс по разным направлениям....
«Программа гражданско-патриотического воспитания классного коллектива 5-9 класс»
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" говорит о том, что во...
Рабочая программа воспитания классного коллектива 2021-2022 г.
Деятельность в 2020-2021 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ст...
Рабочая программа воспитания классного коллектива 2022-2023 г.
Деятельность в 2021-2022 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ...