Воспитательная программа "Здоровая личность"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Григоревская Татьяна Александровна

Программа воспитательной системы "Здоровая личность"  разработана для учащихся 5 - 9 классов.  Основной целью данной программы  является обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.   Путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

(5 – 9 класс)

Разработала:

Григоревская Татьяна Александровна,

педагог-организатор,

классный руководитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи воспитания.  

  Важнейшей целью современного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В  Федеральном   государственном образовательном стандарте  общего образования   процесс образования  должен пониматься  не только как процесс усвоения системы знаний, умений,  но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  

 Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание  отражает основные направления развития личности:        

♦ личностная культура;

♦ социальная культура;

♦ семейная культура.

Личностная культура - это:

■ готовность и способность к пониманию смысла своей  жизни, индивидуально ответственному поведению;

■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;

■  способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Социальная культура - это:

■ формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях;

■ осознание  себя гражданином России на основе принятия общих  национальных духовных и нравственных ценностей;

■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности, вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

Семейная культура - это:

■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших.

■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

      Для учащихся  класса (с 5-го по 9-й класс) разработана программа «Здоровая личность», целью которой   является обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.   Путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации.

                       Задачи программы:

  •  Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  •  Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  •  Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.
  •  Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
  •  Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
  •   Формирование у  учащихся  высокого патриотического сознания.
  •  Воспитание чувства верности к своему Отечеству.
  •  Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

      К числу планируемых результатов освоения данной  программы отнесены  личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, социализации, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной  школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Цель программы – создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников.

Программа реализуется по следующим направлениям:

1. «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ»

Задачи:

  1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  2. Формировать представление учащихся о здоровой, не склонной к «социальный» болезням личности человека.

Основные понятия: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Виды деятельности классного руководителя: 

  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;
  • Организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы внеклассной работы:

  • Спортивные конкурсы;
  • Встречи с родителями, выпускниками школы, активно занимающимися спортом;
  • Тематические классные часы;
  • Беседы, дискуссии;
  • Дни здоровья;
  • Встречи с медицинскими работниками.

2. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ»

Задачи:

  1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  3. Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.

Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, практический интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Виды деятельности классного руководителя:

  • Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы;
  • Сотрудничество с учителями предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  • Интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

Формы внеклассной работы:

  • Конкурсы по развитию внимания;
  • Интеллектуальные ринги;
  • Вовлечение учащихся в кружки.
  1. «ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ   И   ТРУДОВОЕ»

Задачи:

  1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  3. Прививать любовь  и уважение к труду.

Основные понятия:

получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

Формы внеклассной работы:

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  • Организация дежурства по классу и этажу.
  • Проведение генеральных уборок в классе.
  • Трудовой десант по уборке школьного двора.
  • Субботники.
  • Беседы по сохранности школьного имущества.
  1. «НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»

Задачи:

  1. Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
  2. Формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.

Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, самореализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт.

Виды деятельности классного руководителя:

  • Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • Ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  • Воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
  • Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы;
  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами села, области;
  • Дискуссии по нравственной тематике;
  • Участие в поисковой работе школы, создании музея;
  • Организация цикла нравственных бесед;
  • Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, конкурсы.
  1. «ДОСУГ»

Задачи:

  1. Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
  2. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
  3. Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций.
  4. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
  5. Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности классного руководителя:

  • Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности;
  • Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
  • Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;

Формы внеклассной работы:

  • Празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • Празднование памятных дат календаря;
  • Посещение театров, музеев, выставок;
  • Театрализованные представления;
  • Фестивали, презентации;
  • Литературные балы, конкурсы талантов.

  1. «ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ»

Задачи: 

  1. формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  2. сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;
  3. воспитание личности гражданина-патриота России способного встать на защиту интересов страны, села.
  4. Включить учащихся в более разнообразную и широкую деятельность по охране природы.
  5. Воспитывать у учащихся любовь к малой Родине.

7. «ПРАВОВОЕ И КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ»

Задачи: 

  1. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.
  2. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.

Основные понятия:

  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно – правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы;
  • Встречи с представителями подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, инспектором ГИБДД;
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике;

8. «СЕМЬЯ»

Задачи:

  1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  2. Организация психолого – медико – педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча.
  3. Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
  4. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель».

Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.

Виды деятельности классного руководителя:

  • Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консалтинговую деятельность;
  • Сотрудничество с Центром Детского Творчества, Детской юношеской спортивной школой в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы, спортивные состязания с участием родителей;
  • Дни творчества, дни открытых дверей;
  • Экскурсии, викторины, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
  • Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

    Направления    

                           Мероприятия

     Сроки

«Здоровье-

сберегающее»

  • «Интернет. Вред и польза»
  • «Секрет долгой жизни – не укорачивать её»
  • «Вредные привычки – это дань моде или…?»
  • «О вреде энергетических напитков»
  • Посещение бассейна
  •  «Внимание – дорога!»
  • «Будь осторожен везде и всегда, чтоб не случилась с тобою беда!»
  • «Кросс наций», «Лыжня России»
  • Участие в школьных, районных и областных  соревнованиях по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, мини-футболу, пулевой стрельбе

Сентябрь

Апрель

Октябрь

Январь

Ноябрь

По окончанию каждой четверти

Февраль

В течение учебного года

«Интеллектуаль-ное»

  • Кл час «Сила разума»
  • Кл час «Природные катастрофы»
  • Классный час-практикум «Мой дневник»
  • Оформление классного уголка
  • Классное собрание: «Если бы четверть закончилась сегодня…»
  • «Последний звонок»

Привлечение учащихся к участию в предметных олимпиадах, в школьном конкурсе «Лучший по предмету»

Декабрь

Ноябрь

Сентябрь

1 раз в четверть

1 раз в четверть

25 мая

В течение уч. года.

«Профориентационное и трудовое»

  • «Куда пойти учиться?» Обзор учебных заведений
  • «В мире множество профессий»
  • «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»
  • «Взгляд в будущее. Мои планы»
  • «Трудовой десант»
  • Уборка стадиона, парка, школьной территории.

Март

Ноябрь

Апрель

Май

В течение года

Октябрь,

Май

«Нравственное и эстетическое»

  • Беседа «Доброжелательность и грубость»
  • Беседа «Как можно понимать слова – красивая жизнь?».
  • «Ценности человеческой жизни»
  •  «Любовь, влюблённость. Школьная любовь»
  • «Выбери дело по душе»
  • Школьный дресс-код, или поговорим о школьной форме.
  • Беседа «Чем сердиться, лучше помириться»
  •  «Люди существуют друг для друга»
  • Тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей, беседы

Декабрь

Октябрь

Январь

Февраль

Сентябрь

Январь

Ноябрь

Апрель

В течение

года

«Досуг»

  • Конкурс газет ко дню учителя
  • «Новогодний вечер»
  • «День Святого Валентина»
  • «Армейский денёк»
  • «Весенняя капель»
  • «Первоапрельское настроение»
  • Посещение театра, экскурсии в краеведческий музей,  в «Ледовый городок»
  • Конкурс новогодних газет
  • Конкурс газет ко Дню защитника Отечества
  • Конкурс газет к 8 марта

Октябрь

Декабрь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Январь

Декабрь

Февраль

«Гражданско – патриотическое»

  •  Кл. час «90-летие Тамбовского района»
  • Акция «Помоги собраться в школу»
  • Акция «Подарок другу»
  • Акция «Ветеран живёт рядом»
  • Классный час «Не забыть нам этой даты»
  • Митинг, посвящённый 72-х летию Победы

Сентябрь

Сентябрь

Декабрь

Май

Май

Май

«Правовое и культура безопасности»

  • Беседа с учащимися, проводимая совместно с инспектором ПДН: «Взгляд со стороны закона.  Комендантский час»
  • «Права подростка и закон»

Октябрь

Апрель

«Семья»

  •  «Милая, добрая, родная»
  • «День семейного отдыха»

Классные родительские собрания:

  • «Особенности организации учебного процесса учащихся 9-х классов и роль родителей в этом процессе»
  • «Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам?»
  • «Анализ подготовки учащихся к экзаменам. Как противостоять стрессу»
  • «Готовность учащихся к сдаче ОГЭ»

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
  • Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими.
  • Адекватная оценка учащимися своих возможностей.
  • Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
  • Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»

Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".

Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...