Воспитательная программа "Здоровая личность"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа воспитательной системы "Здоровая личность" разработана для учащихся 5 - 9 классов. Основной целью данной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной системы "Здоровая личность" для учащихся 5 - 9 классов | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
(5 – 9 класс)
Разработала:
Григоревская Татьяна Александровна,
педагог-организатор,
классный руководитель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи воспитания.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
♦ личностная культура;
♦ социальная культура;
♦ семейная культура.
Личностная культура - это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Социальная культура - это:
■ формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях;
■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности, вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
Семейная культура - это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших.
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Для учащихся класса (с 5-го по 9-й класс) разработана программа «Здоровая личность», целью которой является обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации.
Задачи программы:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.
- Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
- Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
- Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
- Воспитание чувства верности к своему Отечеству.
- Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
К числу планируемых результатов освоения данной программы отнесены личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, социализации, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
Цель программы – создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ»
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Формировать представление учащихся о здоровой, не склонной к «социальный» болезням личности человека.
Основные понятия: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.
Виды деятельности классного руководителя:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;
- Организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы внеклассной работы:
- Спортивные конкурсы;
- Встречи с родителями, выпускниками школы, активно занимающимися спортом;
- Тематические классные часы;
- Беседы, дискуссии;
- Дни здоровья;
- Встречи с медицинскими работниками.
2. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ»
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.
Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, практический интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Виды деятельности классного руководителя:
- Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы;
- Сотрудничество с учителями предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- Интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
Формы внеклассной работы:
- Конкурсы по развитию внимания;
- Интеллектуальные ринги;
- Вовлечение учащихся в кружки.
- «ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ И ТРУДОВОЕ»
Задачи:
- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
- Прививать любовь и уважение к труду.
Основные понятия:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
Формы внеклассной работы:
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Анкетирование
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
- Организация дежурства по классу и этажу.
- Проведение генеральных уборок в классе.
- Трудовой десант по уборке школьного двора.
- Субботники.
- Беседы по сохранности школьного имущества.
- «НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
- Формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.
Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, самореализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт.
Виды деятельности классного руководителя:
- Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- Ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- Воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
- Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы;
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами села, области;
- Дискуссии по нравственной тематике;
- Участие в поисковой работе школы, создании музея;
- Организация цикла нравственных бесед;
- Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, конкурсы.
- «ДОСУГ»
Задачи:
- Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
- Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
- Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций.
- Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
- Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности классного руководителя:
- Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности;
- Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
- Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;
Формы внеклассной работы:
- Празднование памятных дат в жизни учащихся;
- Празднование памятных дат календаря;
- Посещение театров, музеев, выставок;
- Театрализованные представления;
- Фестивали, презентации;
- Литературные балы, конкурсы талантов.
- «ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ»
Задачи:
- формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;
- воспитание личности гражданина-патриота России способного встать на защиту интересов страны, села.
- Включить учащихся в более разнообразную и широкую деятельность по охране природы.
- Воспитывать у учащихся любовь к малой Родине.
7. «ПРАВОВОЕ И КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ»
Задачи:
- Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.
- Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Основные понятия:
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно – правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы;
- Встречи с представителями подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, инспектором ГИБДД;
- Конкурсы, викторины по правовой тематике;
8. «СЕМЬЯ»
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Организация психолого – медико – педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча.
- Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель».
Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.
Виды деятельности классного руководителя:
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консалтинговую деятельность;
- Сотрудничество с Центром Детского Творчества, Детской юношеской спортивной школой в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы, спортивные состязания с участием родителей;
- Дни творчества, дни открытых дверей;
- Экскурсии, викторины, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Направления | Мероприятия | Сроки |
«Здоровье- сберегающее» |
| Сентябрь Апрель Октябрь Январь Ноябрь По окончанию каждой четверти Февраль В течение учебного года |
«Интеллектуаль-ное» |
Привлечение учащихся к участию в предметных олимпиадах, в школьном конкурсе «Лучший по предмету» | Декабрь Ноябрь Сентябрь 1 раз в четверть 1 раз в четверть 25 мая В течение уч. года. |
«Профориентационное и трудовое» |
| Март Ноябрь Апрель Май В течение года Октябрь, Май |
«Нравственное и эстетическое» |
| Декабрь Октябрь Январь Февраль Сентябрь Январь Ноябрь Апрель В течение года |
«Досуг» |
| Октябрь Декабрь Февраль Февраль Март Апрель Апрель Январь Декабрь Февраль |
«Гражданско – патриотическое» |
| Сентябрь Сентябрь Декабрь Май Май Май |
«Правовое и культура безопасности» |
| Октябрь Апрель |
«Семья» |
Классные родительские собрания:
| Ноябрь Октябрь Сентябрь Декабрь Март Май |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
- Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими.
- Адекватная оценка учащимися своих возможностей.
- Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
- Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...
Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях
Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...
" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".
Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...
Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей
Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...