Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"
рабочая программа

Акинина Алена Валерьевна

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать
Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_stanovlenie_lichnosti.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"

(МБУДО ИЦТ)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»

Автор-составитель:

Акинина Алёна Валерьевна,

педагоги дополнительного образования

Игрим 2024г.

 

    Концепция воспитательной работы Человек - часть природы, живое телесное существо. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его природно–биологического существ. Индивид – человек, не желающий выделяться из общей массы людей. Он предпочитает в любых обстоятельствах действовать как все. Личность – это тот же человек, но взятый со стороны общественной сущности и общественной деятельности.  

Перед каждым поколением неизбежно встают вопросы «кем быть?» и «каким быть?». Волею обстоятельств Россия оказалась в рыночной стихии. Сама жизнь теперь жестоко отбирает для полезных государственных и общественных дел людей грамотных и одаренных, толковых и способных, компетентных и предприимчивых. Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание - старейшее из человеческих дел.

Развитие ребенка происходит постоянно, в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Дети требуют большого внимания к себе. Привитое, усвоенное и заложенное в детские годы сказывается на протяжении всей жизни, прочно и устойчиво. Это предъявляет высокие требования ко мне, как к педагогу. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и педагогов.  

Я стараюсь знать, чем наполнена внутренняя жизнь моих учащихся, чем заняты их мысли, чувства, куда уходит их энергия, что движет их поступками, к чему они стремятся. Как найти контакт с детьми, как проникнуть в их маленький мир? Только глубоким проникновением в смысл их поступков, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности. И как заповедь звучат для меня слова Ш.А.Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

Следовательно, работая  с детьми - воспитываю в себе такие качества, как любовь к детям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях; Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость; Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать  Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни,  осознавая себя личностью и индивидуальностью. 

Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира. В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности.  

Значит, моя цель - воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности. Нужно сформировать у каждого ребенка в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ему состояться во взрослой жизни, стать настоящим гражданином своей страны.  

Об эффективности воспитательной работы можно судить по следующим показателям:

  Интерес к самому себе.

 Признание себя как личности.

 Управление самим собой.

 Уважение чужого мнения.

 Любознательность и вовлеченность в деятельность.

 Эмоциональная устойчивость.

 Мотивация действий и поступков.

Определив цель воспитания, я выделила следующие педагогические задачи: 

  1. Социальные: Защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей   с целью создания комфортных условий развития личности.
  2. Диагностические: Изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания. (Изучение индивидуальности ребенка должно регулироваться этическими нормами).
  3. Воспитательные: Связаны с пониманием учащимися нравственных ценностей и созданием условий для поиска в ситуации нравственного выбора.
  4. Профессиональные: Планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.

Способы достижения цели:

  1. Организация разнообразной творческой деятельности детей: в процессе обучения (на занятиях); вне процесса обучения (участие в коллективных творческих делах, беседах и т.д.).
  2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника: различные формы коллективной и групповой работы (игры, игровые программы, дискуссии, состязания, конкурсы и т.д.).
  3. Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью.
  4. Создание возможностей для проявления творчества детей (выставки, конкурсы, проекты, индивидуальные выступления).

Эффективность моей воспитательной работы во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями, так семья играет формирующую роль, влияя на личностное развитие, характер, поведение ребёнка. Я стараюсь совместно с родителями создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, учитывая интересы детей и их возрастные особенности. Организуя воспитательную работу, мне  необходимо знать какова сфера материального бытия ребенка, образ его жизни, традиции и обычаи семьи.

Поэтому моя работа с родителями включает следующие направления: 

 изучение семейной атмосферы, окружающей учащегося, его взаимоотношений с

членами семьи (анкетирование, беседы);   психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских

собраний, буклеты, листовки, беседы;  организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;   помощь родителей в учебно-воспитательной работе;  защита интересов и прав ребенка.

Таким образом, реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции ДЮЦ, педагогической позиции педагога, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития учащихся  на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях  деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и т.д.) и корректировка семейного воспитания (искусство любить детей), обеспечивающие коррекцию личности родителей.

В практической работе с родителями учащихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: родительские собрания; индивидуальные консультации; семейные вечера.

Маленький человек идет в большую жизнь. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержать его на этой дороге, протянуть  ладони, согреть теплом, или заставить выживать, изворачиваться, страдать? Это зависит и от меня, от того насколько я широко владеет информацией о возрастных особенностях и использую эту информацию в воспитательной работе с детьми.

   Как организовать своею деятельность? К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью

        Исходя         из         вышеизложенного         и         разработана         воспитательная         программа

«Становление личности». Она рассчитана на 3 года.

«Воспитание – это педагогическое управление  процессом развития личности»

Х. И. Лийметс

1.Основы программы. Общие положения. 

 Воспитательная программа  является перспективой развития процесса воспитания, описывающая смысл воспитательной деятельности учащихся.

 Программа даёт возможность иметь целостное представление о воспитательном процессе в его логике, последовательности и системе.

 Программа определяет общие подходы, цели и задачи, принципы, направления, содержание деятельности, определяет роль педагога, родителей, социума, условия эффективности.

Теоретические основы программы воспитания. 

Программа воспитания составлена с учётом концепции воспитательной системы ДЮЦ.

В её основе лежит парадигма гуманистического личностного ориентированного обучения и воспитания.

Я исхожу из того, что:  

  1. Программа воспитательной работы – это открытая система постоянно развивающаяся, саморегулирующаяся и управляемая.
  2. Процесс воспитания направлен на создание условий для развития ребёнка, включения его в разнообразную деятельность и систему отношений, стимулирующих его самосознание, саморазвитие и самореализацию
  3. Программа воспитания имеет сложную структуру и представляет комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов. Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы направляется на то, чтобы ученик смог развить личностные качества: творческого, нравственного, физического потенциала данного возраста.

 

Основные принципы построения воспитательной программы: 

  1. Учёт возрастных, психологических особенностей. Индивидуальный подход
  2. Признание самоценности личности, уважение к ученику  
  3. Диалог, сотрудничество, содружество и сотрудничество в отношениях.

Основными условиями успешности реализации программы воспитательной работы выступают: 

 единство требований и совместные усилия всех звеньев воспитательного процесса;  ресурсное обеспечение: нормативно-правовое, программно-методическое,

материально-техническое, информационная, социально-педагогическая служба;   управление воспитательной системой, корректирующее включение каждого

субъекта в систему через мониторинг.

Основными компонентами моей воспитательной программы являются: 

  1. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей.
  2. Цели и задачи.
  3. Ценности. Принципы жизнедеятельности  коллектива.
  4. Система программных мероприятий по направлениям.
  5. Содержательная деятельность – системообразующая деятельность программы (механизм функционирования).  
  6. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности (диагностика).  
  7. Ресурсное обеспечение программы.

 Качества личности, формируемые в данном возрасте и нуждающиеся в развитии 

 Интерес к самому себе;

 Самопризнание себя как личности;

 Управление самим собой;

 Уважение чужого мнения;

 Любознательность и вовлечение в деятельность;  Эмоциональная устойчивость;

 Мотивация действий и поступков.

 Цели и задачи. 

 В основе воспитательной деятельности в ТО лежит парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания.

 Целью         воспитательной         системы         класса         является         формирование         дружного  коллектива и развития личности в нём.

 Задачи для реализации данной цели:

 помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а так же

личность каждого;  развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры

чувств»;  развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и

познавательных интересов каждого ребёнка;   воспитание здорового образа жизни;  формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правил поведения;   создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и

эмоционального самовыражения личности;   воспитание личной ответственности за порученное дело;

  совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой

личности;   выявление новых инициатив, идей;   привлечение учащихся к творческим конкурсам.

 

Ценности и принципы построения воспитательной программы. 

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы, являются: «Коллектив», «Культура», «Человек», «Нравственность», «Гражданин», «Творчество». Всё это даёт возможность сплотить коллектив, выразиться личности ребенка.

Деятельность учащихся строится  по следующим принципам: 

 Принцип открытости. Совместное планирование  жизни  в ТО.

 Принцип привлекательности будущего дела. Увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.

 Принцип деятельности. Участие  в мероприятиях.

 Принцип свободы участия. Предоставление  возможности выбора заданий с учётом интересов и возможностей.

 Принцип обратной связи. Рефлексия в конце каждого  мероприятия, что получилось, а что не получилось.

 Принцип сотворчества. У ребёнка должно быть право выбора партнёра по выполняемому делу.

 Принцип успешности. Я стараюсь видеть участие каждого ребёнка и по достоинству его оценить. Оценка успешности  должна быть искренней, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Направления деятельности в коллективе: 

1.Здоровье.  

Необходимо заниматься физическим совершенствование учащихся, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры. Формировать сознательное отношение к укреплению своего здоровья.  

Формы работы в направлении «Здоровье»: спортивные конкурсы, соревнования внутри и между ТО,  спортивные викторины, тематические часы, беседы и дискуссии на спортивную тематику или по вопросам здоровья.  Вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, выпуски тематических листовок и буклетов.

2.Общение.

Формировать у ребенка осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы, воспитывать сознательную готовность выполнять Устав ДЮЦ  и правила ТО, учить ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово.

Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

Формы работы в направлении «Общение»: социометрия; игры, тематические часы; тренинг общения детей и родителей; защита проектов, самопрезентации; и т.д. 3.Интеллект. 

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Целью деятельности является оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно применять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни. Необходимо создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. Развивать кругозор, любознательность.

 Формы работы в направлении «Интеллект»: мероприятия  по развитию внимания, памяти, читательских умений, интеллектуального развития; научно-исследовательская деятельность.

 

4.Нравственность.  

В содержание деятельности входит формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознание нравственного и правового долга, воспитание нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся.

Формы работы в направлении «Нравственность»: организация циклов бесед «Уроки нравственности»; игровые, конкурсные и развлекательные программы; праздники и викторины, способствующие успешной адаптации ребенка, усвоению правил и норм поведения в обществе.

 

5.Гражданин. 

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота, развитие общественной активности учащихся, воспитание сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости.  

Формы работы в направлении «Гражданин»: тематические беседы; конкурсы, викторины по правовой тематике Права и обязанности ученика, день защитника Отечества, день Матери, день Победы, конкурсы чтецов, и т.д

 

6.Семья.

Способствовать максимальному сближению интересов детей и родителей через организацию и совместное проведение досуга, формировать уважение к друг другу. Организация просвещения родителей в вопросах воспитания.

Формы работы в направлении «Семья»: тематические беседы; совместные праздники и собрания; дни творчества, дни открытых дверей; индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей.

 

Механизм реализации программы

На три года обучения учащиеся ТО «Умелые ручки» становятся коллективом, общей семьей. У нас свой девиз и свои законы.

Наш девиз «Один за всех и все за одного». Наши законы  

Закон вежливости.  

Закон поднятой правой руки.  

Закон уважения старших.  

Не навреди себе, не навреди другим.

Сказал – делай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся.  

Не можешь сказать правду – объясни почему.  

Говори то, что думаешь.  

Не будь ленивым. А будь трудолюбивым.

Умей трудиться – умей и веселиться.

Мы помогаем друг другу получать важные для жизни знания, умения и навыки. Степень сложности заданий, находится в прямой зависимости от поставленных воспитательных задач.

Перспективный план реализации воспитательной системы 

Направления деятельности 

мероприятия

Здоровье.

 

«Слагаемые здоровья», «Спорт и здоровья», «Здоровье и безопасность», «Красота и здоровье»  и т.д.

Общение. 

 

«Мир моих интересов», «Как заводить друзей», «Приветливость вам открывают сердца», «Хорошо, что есть каникулы», и т.д.

Интеллект. 

игра – путешествие «Лидер», урок-путешествие «Знания

нужны мне и моей стране»,  «По дорогам  сказки», творческий отчёт, «Поле чудес»   и т.д.

Нравственность.

 

«Добро и зло в сказках», «Лучшее слово о дружбе», «О жадности и жадных», «О невежах и вежливости», «Хорошо или плохо?», «Становление личности» и т.д.

Гражданин. 

Права и обязанности ученика, день защитника Отечества, день Матери, день Победы,  конкурс чтецов, «Вспомним героев своих», «урок Мужества», экскурсия в музей, игра «Дорога в космос», Международный женский день 8 марта, день Конституции, фото конкурс «Моя семья» и т.д.

Семья. 

«История нашей семьи»,  «Моя семья в фотографиях», «Семья – маленькое государство», «Наши бабушки и дедушки» дни творчества, дни открытых дверей,  индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. родительское собрание и т.д.

 

Критерии и способы изучения эффективности реализации программы.

Основными критериями оценки воспитательной работы является мера повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое мировоззренческое развитие. Критерием оценки служит и мера развития коллектива, педагогическое мастерство педагога и его активная жизненная позиция в жизни ДЮЦ. Оценивается каждый ученик и коллектив в целом  по уровням: комфортности; тревожности; притязаний (стремлений); воспитанности:

нравственные ориентиры; полезные привычки; коммуникабельность; коллективизм.  

В своей работе я использую диагностики 

По изучению личности учащихся: программа изучения личности, общий уровень развития учащихся, общественная работа учащихся, основные черты личности учащихся, самооценка, уровень личной тревожности, ведущие мотивы учащегося, определение творческих наклонностей.

 Диагностические методики используется в следующих целях:  

Исходная диагностика. Изучение коллектива при первоначальном знакомстве. Выявление реального состояния воспитательного процесса. Характеристика личности учащихся по необходимым параметрам

Промежуточная диагностика. Сравнительный анализ. Изучение эффективности использования средств и методов воспитания за определённый промежуток времени. Выявление тенденций развития.

 Итоговая диагностика. Анализ воспитательной работы за большой отрезок времени. Изучение эффективности воспитательного процесса и корректировка действий. Учёт данных диагностики в планировании воспитательного процесса. Ресурсное обеспечение программы. Непосредственные участники реализации программы:

Педагог,  дети, посещающие  ТО «Умелые ручки» и их родители.  

Надеюсь что моя программа поможет детям в овладении специальными ЗУН и в последующей адаптации, послужит хорошим подспорьем на их долгом и тернистом пути к деловой карьере, человеческому счастью а возможно, и к заслуженной славе. Главное  необходимо наполнить каждый день своей жизни определенным смыслом и содержанием, целенаправленно и настойчиво продвигаться к успеху, к глубокому удовлетворению собственной жизнью и судьбой. А она – в наших руках.

Литература.

  1. Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников, викторин, интеллектуальных игр и игр – путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров / Составитель С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2007. -216с.
  2. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания./авт. – сост. О.Н. Рудякова - Волгоград: Учитель, 2008. -143с.
  3. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт. – сост. Т.В. Романенко, Е.П. Картушина.-  Волгоград: Учитель, 2009. 239с.  
  4. Маркетинг личности: формула жизненного успеха: цикл бесед для подростков / авт. – сост. В.Е.Новаторов.-  Волгоград: Учитель, 2009. -303с.
  5. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / сост. Н.А.  Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005. -122с.
  6. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / авт. – сост. Е.А.Гальцова.- Волгоград: Учитель, 2007. -190с.
  7. Классные часы. 5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы / авт. – сост. С.А.Брагина, Л.В.Авдощенко.- Волгоград: Учитель, 2009. -203с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»

Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".

Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...