" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".
методическая разработка (10 класс) по теме
Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_model_klassa.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".
Григорьева Екатерина Владимировна, ГОУ
СОШ №1221,учитель немецкого языка,
классный руководитель 10 класса,
руководитель ДОО "Добрые Сердца", Москва
Аннотация
Данная статья является опытом моей работы с классным коллективом с 2007 года по настоящее время, в результате организованной, коллективной работы с классом, объединенным одним общим делом, на базе класса был
создан волонтерский центр "Добрый Сердца", а позже Детская Общественная организация школы.
Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально экономических условиях, условиях преобразования и реформ.
Школа как никогда призвана не только давать образование, но и создавать условия для воспитания, развития и реализации личности, создавать возможность в знакомой и предсказуемой среде высказать и выслушать то, что тревожит и интересует сегодняшнего школьника, а также скорректировать влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в этой системе.
Воспитание можно определить как социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры.
На основе вышесказанного воспитательная система класса составляет общечеловеческие (социальные) ценности, которые, став ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.
Построение воспитательной системы класса является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Для успешного развития классного коллектива нужно найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития воспитательной системы класса, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.
Доминирующим направлением работы воспитательной системы класса является помощь в самореализации личности ребенка, т.е. личностно-ориентированная направленность.
При условии доверия ребенка и его семьи к требованиям школы, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
Цель программы:
- создание организационной модели воспитательной деятельности для класса ОУ, при которой станут возможными воспитание социально активной личности, образованной, нравственно и физически, здоровой, творческой личности, через развитие толерантного отношения к окружающим.
Задачи программы:
- выстроить эффективную систему классного самоуправления как
«Модель детского добровольческого объединения»;
- развивать общественную активность школьников через комплекс
патриотического воспитания для получения опыта гражданского действия
через социальную активность, добровольческую деятельность;
- развивать и поддерживать детское движение;
- налаживание коммуникативных и дружеских связей между подростками;
- повышение активности и ответственности у учащихся за будущее школы,
района, округа, города, страны;
- пропаганда здорового образа жизни;
- популяризация добровольческого движения;
- расширение социального партнёрства.
Одним из ведущих направлений воспитательной работы с классным коллективом является добровольческая деятельность.
На базе класса 1 октября 2007 было создано детское объединение
" Волонтерский центр Добрые Сердца".
Ход реализации программы
Воспитательная система класса построена на основе реализации программы
«Город Дружный».
Для успешной реализации программы «Город Дружный » разработаны
правила, законы, песня, герб, флаг и система классного самоуправления.
Класс разделен на команды, во главе каждой команды стоят лидеры, которые входят в актив класса.
Во главе класса стоит президент, который был выбран на совете класса.
Пресс-центр класса выпускает газету « Дружная правда».
Работа над программой «Город Дружный» ведется в следующих направлениях:
- патриотическое;
- социальное;
- туристско-краеведческое;
- досуговое;
- трудовое;
- музыкальное;
- спортивное;
- художественное.
Коллективно творческая деятельность является одним из механизмов реализации проекта «Дружный Город».
Воспитательная система класса направлена на то, чтобы каждый ребенок реализовать себя как индивидуальность.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса «Город Дружный» направлена на то, чтобы учащиеся в течение 3-х лет смогли развивать личностные качества. И на создание условий для развития их индивидуальных особенностей, творческих способностей, познавательного интереса, потребности в познании культурно-исторических ценностей и творческой активности, формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе, физическому становлению личности учащихся, получения опыта социальной работы, направленной на развитие добровольческого движения.
Внутренняя среда класса представлена системой классного самоуправления, общими делами, проектами, участием в общественной жизни класса, школы, района, округа, город, экскурсиями, традициями.
Традиционным стало проведение в классе праздников:
- «День именинника»;
- « Новогодние посиделки»
- Праздник для мальчиков «Рыцарский турнир»;
- Праздник для девочек «Сударушка»;
- Экскурсионная деятельность
Команда класса участвовала в олимпиаде «По правилам Дорожного Движения» и заняла в районном туре 2 место, в окружном туре – 3 место.
Учащиеся класса принимают активное участие в общешкольных мероприятиях:
- Концерт к «Дню Учителя»;
- Концерт к « 8 Марта»;
- Концерт к « Дню Победы».
В рамках Декады Добрых Дел в классе были организованы и проведены следующие мероприятия:
« Спешите делать добро» - концерт для пожилых людей в Таганском Социальном фонде;
« Сухая попа» - сбор памперсов для детей-отказников;
« От сердца к сердцу» - сбор канцтоваров и вещей для детей, которые находятся на лечение в Клинической больнице;
« Дети детям» - поездки в детские дома.
«Фестиваль Добра» - участие в фестивале Добра;
«Ветеран живет рядом» - поздравления ветеранов микрорайона
« Подари гвоздику ветерану» - поздравления ветеранов микрорайона, округа, города;
« Твори добро» - сбор игрушек к Новому году для детей-сирот.
В рамках профилактики здорового образа жизни, класс принимает участиев городском проекте «Соревнование классов, свободных от курения!»
В ходе этого проекта в классе проводятся тренинги, беседы, конкурсы,совместно с родителями.
Особое место в воспитательной системе класса занимает волонтерская деятельность учащихся.
1 октября 2007 года было создано детское объединение
"Волонтерский центр Добрые Сердца". Учениками была разработана эмблема центра, галстуки, избран лидер, подготовлен стенд центра, на котором размещаются новости, фотоотчет, отзывы об акциях.
Участником ДО "Добрые Сердца" может стать любой ученик школы.
Волонтеры ДО "Добрые сердца" выступают в роли наставников новых участников из других классов.
Особое место в воспитательной системе класса занимает волонтерская деятельность учащихся.
Участие и организаций добровольческих акций, которые проводятся в классе направлены на помощь людям, воспитывают в детях сочувствие к беде ближнего, гражданскую сознательность, гордость за свой труд, который приносит кому-то радость.
Главный принцип волонтерского центра класса «Добрые Сердца»
«От сверстника к сверстнику».
Виды волонтерской деятельности центра:
- профилактическая работа, направленная на формирование здорового
образа жизни;
- организация и проведение концертов и спектаклей;
- сбор игрушек, канцелярских принадлежностей, одежды;
- посадка деревьев, цветов, уборка мусора.
Принципы деятельности волонтерской деятельности:
- Добровольность,
- Осознание цели своего участия и активность в общем деле,
- Самоуправление и дисциплина,
- Здоровый образ жизни,
- Ответственность и уважение прав других.
Места для волонтерской деятельности центра
«Добрые сердца»:
- Детские дома, приюты, школы-интернаты;
- Дома престарелых и социальные фонды;
- Госпитали и больницы;
- Другие социальные учреждения
Учащиеся класса организовывают и проводят добровольческие акции, в которых принимают участие ученики школы, жители микрорайона.
Акции детского объединения "Добрые Сердца":
- Сбор вещей, игрушек, канцтоваров, памперсов, средств личной гигиены в детские дома;
- Поездки в детские дома;
- Концерты в Таганском КЦСО и госпитале для ветеранов;
- Акции по профилактике вредных привычек;
- Акция "Доброе Поколение"- беседы, игры, конкурсы для учащихся начальной школы.
- Конкурс "Лидер 1221"- развитие ученического самоуправления
- Сбор макулатуры "Свет Заботы"
- Шефская работа с ветераном Великой Отечественной войны
- Акция "Подари гвоздику ветерану и связь не оборвется...."
- Акция "Спасибо за Победу"
- Акция "Мойдодыр"
- Субботники благоустройству территории
В ходе реализации окружной программы "Доброволец ЦАО" участники детского объединения "Добрые Сердца" принимают участие в окружных добровольческих акциях:
- Весенняя Неделя Добра
- Осенняя Неделя Добра
- акция "Дорогою Добра"
- Вахта памяти
Участники детского объединения "Добрые Сердца" являются активными участниками Детского Движения Москвы и принимают участие в акциях ДДМ.
Совместно с Молодежным Советом Таганского района были организованы и проведены поездки в детские дома, сбор вещей для детей в детские дома, субботники, дискуссионный клуб "Планета Мнений.
Результативность
Результативность воспитательной системы класса можно отследить по следующим направлениям:
- активное участие учащихся в акциях класса;
- выявление новых неформальных лидеров;
- заинтересованность каждого ребенка в развитие классного коллектива;
- лучшее взаимопонимание родителя и ребенка, ребёнка и учителя;
- личные успехи учащихся;
- активизация добровольческой деятельности учащихся класса, школы
- закрепление этой социальной функции как ведущий вид деятельности школьников.
Результатом работы воспитательной системы с классом являются и успехи, достижения ребят на окружных, городских конкурсах и проектах:
1. III- место в окружных соревнованиях по безопасности ДД среди учащихся школ ЦАО - 2007 г.
2. Лауреат окружного этапа Конкурса
"Здоровый уик-энд в нашей семье" в рамках Соревнований классов, свободных от курения" - 2007 г.
3. Победитель в номинации "Лучшая социальная акция" Фестиваля социальной рекламы - 2008 г.
4. Лауреат конкурса "Доброволец ЦАО - 2009" Детская общественная организация "Добрые Сердца" - 2009 г.
5. Победитель Городского конкурса Доброволец Года
общественная организация "Добрые Сердца" школы № 1221 - I - место в номинации "Юный Доброволец" - 2010г.
6. Лауреат Детской Национальной Премии 2009 в номинации «Поступок» - Шафикова Алина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация ученического самоуправления в детском коллективе
В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя ...
Организация добровольческой деятельности в экологическом просвещении школьников.
Для Хакассии жизненно важной проблемой является сейчас возрождение единства Человека, Матери - Земли и всех ее творений, чуткого и бережного отношения к нашим родственникам - рекам, озерам, птиц...
Организация добровольческой деятельности в экологическом просвещении школьников.
Для Хакассии жизненно важной проблемой является сейчас возрождение единства Человека, Матери - Земли и всех ее творений, чуткого и бережного отношения к нашим родственникам - рекам, озерам, птиц...
АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БОУ «ЧЕКРУШАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОБРОГРАД»
Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным...
Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"
Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....
Проектирование деятельности педагога как важное условие успешного воспитания личности учащегося
Методическая разработка...
Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"
В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...