Программа внеурочной деятельности "Школа общения" 8класс
рабочая программа (8 класс)

Новикова Наталья Михайловна

35 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_obshcheniya_8klass_vneurochka.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___  от«__ »____   2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

/

/

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности 8 класс

«Школа общения»

Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

 Разработчики рабочей программы

        Кровякова Елена Николаевна,

                                                                                Новикова Наталья Михайловна,

Соколова Галина Васильевна,

Рябыкина Надежда Федоровна

                                

                                                          г. Барнаул, 2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Важные правила» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 209г. №373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010г № 1241, от 22 августа 2011г №2357)
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на 2015 – 2016 учебный год (приказ МО РФ от 31.03.2014г. № 253)
  4. Основная общеобразовательная программа МБОУ «Гимназия № 80»

 Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнѐрами,  выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях. Одной из основных задач образовательной программы МБОУ» Гимназия № 80» является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цель программы:

Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.

Задачи:

1.    Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2.    Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.   Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

         

 Формы проведения занятий:

Форма работы групповая.

  Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения, объёмом в 35 часов, и предназначена для работы с учащимися 8-х классов в возрасте 14 – 15 лет. 

Общая характеристика курса

 Излагаемая  программа представляет  собой  систему взаимосвязанных  занятий,  выстроенных в  определенной   логике  и  направленных  на  формирование у    восьмиклассников  необходимого  уровня психологической  готовности  к общению в  сферах  обучения,  общения  со  сверстниками  и  педагогами,  мотивационной  готовности.

В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы  лежит системно -  деятельностный подход,  который обеспечивает: воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества; развитие  обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий; освоение основных социальных ролей, норм и правил общения и поведения в социуме; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Основная идея системно -  деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Подростки «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся исследователями, делающими свое собственное открытие, сами додумываются до решения проблемной ситуации и сами объясняют, как надо действовать в новых условиях. Системно - деятельностный подход позволяет формировать  практические умения у подростков на основе рефлексивной самоорганизации, что позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).   

            Основное  содержание  занятий  представляет  собой  совокупность  тренинговых, игровых упражнений, решение проблемных ситуаций,   направленных  на  решение задач  данной программы. Приоритет  отдается  многофункциональным  техникам,  направленным  одновременно  и  на  развитие  познавательных  процессов,  на  развитие личностных качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности,    приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.

  Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет подросткам иразвивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Данная форма проведения занятий способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

       По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

            Анализ литературных отрывков— такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях других людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширяет кругозор;

  Тесты - позволяют подростку самостоятельно определить уровень сформированности того или иного личностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся;

 Творческие задания- направленные на развитие креативных способностей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем;

           Тренинговые задания – это некая программа самообучения, во время которой участник учится принимать решения, руководствуясь лишь собственным опытом.

         Тренинговые задания направлены на развитие и тренировку определенной способности или качества подростка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.).

          Тренинговые задания ставят цель не столько научить преодолевать препятствия, сколько научить участникам определенным поведенческим навыкам, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.

            Диагностика– совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование знаний, умений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты курса

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•учиться наблюдать

•моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

•учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные  результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к      победе, поражению;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять   настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми;

• соблюдать правила игры и дисциплину;

• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея      взаимовыручку и т.д.).

• формирование  установки  на  здоровый  образ 

Предметные результаты:

создание  у  младших подростков  представления о  ценности  здоровья и  необходимости бережного  отношения  к  нему;

повышение уровня знаний подростков о вреде курения, употребления алкоголя и  наркотиков.

Метапредметные результаты:

умение дифференцировать полученную информацию;

выражение своих мыслей и аргументация своего мнения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

демонстрация уверенного поведения в ситуации отказа.

        Тематическое планирование

Наименование разделов и общих тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Виды взаимоотношений

7

5

2

2

Эмоциональные состояния

15

12

3

3

Основные жизненные правила общения

6

5

1

4

Диагностика .

7

4

3

   Календарно-тематическое планирование  

№ п/п

Наименование раздела программы и тема урока

Дата проведения

 Раздел I.Виды взаимоотношений

1

Взаимоотношения с родителями        

8а-        8в-

8б-        8г-        

2

Ссоры и конфликты

8а-        8в-

8б-        8г-                

3

Взаимоотношения со сверстниками

8а-        8в-

8б-        8г-        

4

Кто такой друг. Что такое дружба

8а-        8в-

8б-        8г-        

5

Что делать, если одноклассники не уважают?

8а-        8в-

8б-        8г-        

6

Что делать, если одноклассники не уважают (тренинг)

8а-        8в-

8б-        8г-        

7

Кофликт.  Пути разрешения конфликта. (ролевая игра)

8а-        8в-

8б-        8г-        

Раздел II. Эмоциональные состояния.

8

Стресс и дистресс.

8а-        8в-

8б-        8г-        

9

Как снять стресс (тренинг)

8а-        8в-

8б-        8г-        

10

Как снять стресс

8а-        8в-

8б-        8г-        

11

Тревожность. Как преодолеть тревожность

8а-        8в-

8б-        8г-        

12

Как стать уверенным в себе

8а-        8в-

8б-        8г-        

13

Кризисы

8а-        8в-

8б-        8г-        

14

Как преодолеть кризисы

8а-        8в-

8б-        8г-        

15

Как преодолеть кризис

8а-        8в-

8б-        8г-        

16

Если у тебя случилось…(ролевая игра)

8а-        8в-

8б-        8г-        

17

Как преодолеть кризис

8а-        8в-

8б-        8г-        

18

Убеждения, которые вызывают проблемы

8а-        8в-

8б-        8г-        

19

Убеждения, которые не вызывают проблемы

8а-        8в-

8б-        8г-        

20

Позитивная установка

8а-        8в-

8б-        8г-        

21

Техника   самоподдержки «Я  верю, что я…» (тренинг)

8а-        8в-

8б-        8г-        

22

Портрет психологически здорового человека

8а-        8в-

8б-        8г-        

Раздел III. Основные жизненные правила  общения.

23

Десять золотых жизненных правил

8а-        8в-

8б-        8г-        

24

Как  ты собираешься провести этот день

8а-        8в-

8б-        8г-        

25

Мысли, помогающие жить

8а-        8в-

8б-        8г-        

26

Притчи на все случаи жизни

8а-        8в-

8б-        8г-        

27

Притчи на все случаи жизни

8а-        8в-

8б-        8г-        

28

Умение договариваться – важный полезный навык современного человека (ролевая игра)

8а-        8в-

8б-        8г-        

Раздел IV. Диагностика

29

Куда обратиться за психологической помощью        

8а-        8в-

8б-        8г-        

30

Куда обратиться за психологической помощью

8а-        8в-

8б-        8г-        

31

Стратегия семейного воспитания

8а-        8в-

8б-        8г-        

32

Жизнь ребёнка и его успехи в школе

8а-        8в-

8б-        8г-        

33

Агрессивность. Диагностика агрессивности (тест)

8а-        8в-

8б-        8г-        

34

Настроение. Диагностика настроения (тест)

8а-        8в-

8б-        8г-        

35

Итоговое тестирование.

8а-        8в-

8б-        8г-        

всего

35ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...