Социализация подростков.
статья

Наумова Ольга Владимировна

Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение личностью требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_podrostkov.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация подростков.

Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение личностью требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов.

"Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения" (В.Ядов). В соответствии с этим представлением личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Известно, что младенец вступает в мир как биологический индивид. Его основной потребностью в этот период жизни является физический комфорт. Затем по мере социализации у человека формируется комплекс установок и ценностей, симпатии и антипатии, разнообразные цели и намерения, стереотипы поведения и ответственность, а также с неповторимо индивидуальное видение мира. Человек приобретает все это с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Посредством социализации у человека формируются групповые нормы поведения. Но вместе с тем, через формирование индивидуального "Я" он формируется и как личность.

Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, в том числе обучение и воспитание, с помощью которых человек приобщается к социальному миру и становится способным участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д.

Стадии социализации

  • первая стадия - до 12 лет;
  • подростковая от 12 до 18 лет;
  • взрослая – от 18 лет и старше.

Особенности социализации в подростковый период.

Подростковый период социализации характеризуется:

  1.  Расширением видов деятельности, в том числе в сфере познания, культуры, игровой деятельности.
  2.  Активным формированием когнитивных процессов, социальных установок и норм.
  3. Расширением круга общения (за счет улицы), увеличением личной автономии.

Основными каналами социализации для подростка в этот период являются школа, СМИ.

Можно выделить три сферы, через которые происходит социализация и в рамках которых осуществляется становление ребенка как личности: деятельность, общение и самосознание.

Социализация невозможна без активного участия человека в процессе освоения социального опыта и культуры. Важной тенденцией общения в процессе социализации является обособление человека.

Мы изучили уровень социализации подростков нашей школы.

Для изучения и оценки уровня социализации подростков в исследовании использовалась Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича предназначена для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. М. Рокич предложил проранжировать ценности, а также разделил их на два класса - терминальные (цели) и инструментальные (средства). Имеются данные о достаточной надежности, а также валидности опросника М. Рокича. К достоинствам данного опросника можно отнести его универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. К недостатокам - влияние на ответы социальной желательности, и отсюда - возможной неискренности.

В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» учащиеся ранжировали список ценностей следующим образом:

Терминальные ценности.

  1. Здоровье
  2. Счастливая семейная жизнь
  3. Наличие хороших и верных друзей
  4. Любовь
  5. Уверенность в себе
  6. Свобода
  7. Активная деятельная жизнь
  8. Развитие
  9. Жизненная мудрость
  10. Познание
  11. Интересная работа
  12. Продуктивная жизнь
  13. Творчество
  14. Материально обеспеченная жизнь
  15. Развлечения
  16. Счастье других
  17. Общественное признание
  18. Красота природы и искусства

Инструментальные ценности.

  1. Независимость
  2. Образованность
  3. Жизнерадостность
  4. Воспитанность
  5. Эффективность в делах
  6. Честность
  7. Ответственность
  8. Аккуратность
  9. Рационализм
  10. Чуткость
  11. Смелость в отстаивании взглядов
  12. Твердая воля
  13. Широта взглядов
  14. Исполнительность
  15. Самоконтроль
  16. Терпимость
  17. Непримиримость к недостаткам других и в себе
  18. Высокие запросы

На основании проведенного нами тестирования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков 14-16, можно выделить такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, готовность брать на себя ответственность в решении проблем, независимость. Важно, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье. Выявлены низкие значения в области межличностных отношений между подростками, тогда как процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В дополнение к этим результатам отметим, что в работе с подростками необходимо обсуждать темы нравственного поведения: любовь к ближнему, вера в правду и совершенство, сострадание и жалость, стремление к счастью и идея нравственного долга, идеи пользы и общего блага - все это факты душевной жизни личности, состояния и свойства нашего внутреннего «Я».

Заметим также, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация подростков

Социализация подростков, поступающих к нам в Центр - проходит п шести направлениям....

Социализация подростков с девиантным поведением.

Социализации личности подростков с девиантным поведением  Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания нор...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Сегодня  в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны  чувствовать ответственность за всё, что происходит в  стране и за её будущее....

Социализация подростков посредством изучения английского языка

Социализация подростков посредством изучения английского языка. Обобщение опыта....

Особенности развития и социализации подростков «группы риска»

В данном пособии обобщен опыт организации диагностики, психосоциальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. Представлены диагностические методики, психолого-корре...

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...