Социализация подростков.
статья
Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение личностью требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_podrostkov.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация подростков.
Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение личностью требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов.
"Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения" (В.Ядов). В соответствии с этим представлением личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Известно, что младенец вступает в мир как биологический индивид. Его основной потребностью в этот период жизни является физический комфорт. Затем по мере социализации у человека формируется комплекс установок и ценностей, симпатии и антипатии, разнообразные цели и намерения, стереотипы поведения и ответственность, а также с неповторимо индивидуальное видение мира. Человек приобретает все это с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Посредством социализации у человека формируются групповые нормы поведения. Но вместе с тем, через формирование индивидуального "Я" он формируется и как личность.
Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, в том числе обучение и воспитание, с помощью которых человек приобщается к социальному миру и становится способным участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д.
Стадии социализации
- первая стадия - до 12 лет;
- подростковая от 12 до 18 лет;
- взрослая – от 18 лет и старше.
Особенности социализации в подростковый период.
Подростковый период социализации характеризуется:
- Расширением видов деятельности, в том числе в сфере познания, культуры, игровой деятельности.
- Активным формированием когнитивных процессов, социальных установок и норм.
- Расширением круга общения (за счет улицы), увеличением личной автономии.
Основными каналами социализации для подростка в этот период являются школа, СМИ.
Можно выделить три сферы, через которые происходит социализация и в рамках которых осуществляется становление ребенка как личности: деятельность, общение и самосознание.
Социализация невозможна без активного участия человека в процессе освоения социального опыта и культуры. Важной тенденцией общения в процессе социализации является обособление человека.
Мы изучили уровень социализации подростков нашей школы.
Для изучения и оценки уровня социализации подростков в исследовании использовалась Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича предназначена для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. М. Рокич предложил проранжировать ценности, а также разделил их на два класса - терминальные (цели) и инструментальные (средства). Имеются данные о достаточной надежности, а также валидности опросника М. Рокича. К достоинствам данного опросника можно отнести его универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. К недостатокам - влияние на ответы социальной желательности, и отсюда - возможной неискренности.
В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» учащиеся ранжировали список ценностей следующим образом:
Терминальные ценности.
- Здоровье
- Счастливая семейная жизнь
- Наличие хороших и верных друзей
- Любовь
- Уверенность в себе
- Свобода
- Активная деятельная жизнь
- Развитие
- Жизненная мудрость
- Познание
- Интересная работа
- Продуктивная жизнь
- Творчество
- Материально обеспеченная жизнь
- Развлечения
- Счастье других
- Общественное признание
- Красота природы и искусства
Инструментальные ценности.
- Независимость
- Образованность
- Жизнерадостность
- Воспитанность
- Эффективность в делах
- Честность
- Ответственность
- Аккуратность
- Рационализм
- Чуткость
- Смелость в отстаивании взглядов
- Твердая воля
- Широта взглядов
- Исполнительность
- Самоконтроль
- Терпимость
- Непримиримость к недостаткам других и в себе
- Высокие запросы
На основании проведенного нами тестирования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков 14-16, можно выделить такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, готовность брать на себя ответственность в решении проблем, независимость. Важно, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье. Выявлены низкие значения в области межличностных отношений между подростками, тогда как процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
В дополнение к этим результатам отметим, что в работе с подростками необходимо обсуждать темы нравственного поведения: любовь к ближнему, вера в правду и совершенство, сострадание и жалость, стремление к счастью и идея нравственного долга, идеи пользы и общего блага - все это факты душевной жизни личности, состояния и свойства нашего внутреннего «Я».
Заметим также, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация подростков
Социализация подростков, поступающих к нам в Центр - проходит п шести направлениям....
Социализация подростков с девиантным поведением.
Социализации личности подростков с девиантным поведением Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания нор...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Сегодня в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны чувствовать ответственность за всё, что происходит в стране и за её будущее....
Социализация подростков посредством изучения английского языка
Социализация подростков посредством изучения английского языка. Обобщение опыта....
Опыт работы по социализации подростков в процессе изучения обществознания в классе социально-гуманитарного профиля
Анализ работы в профильном классе...
Особенности развития и социализации подростков «группы риска»
В данном пособии обобщен опыт организации диагностики, психосоциальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. Представлены диагностические методики, психолого-корре...
Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...