Социализация подростков посредством изучения английского языка
статья по английскому языку по теме

Гущина Марина Владимировна

Социализация подростков посредством изучения английского языка. Обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация личности подростков в процессе изучения английского языка. Обобщение опыта.

Автор: ГУЩИНА Марина Владимировна,

учитель английского и французского языков

высшей квалификационной категории

МОУ ООШ №1 им. М.А.Погодина

г.Полярный ЗАТО Александровск

РАЗДЕЛ I

Актуальность опыта.

           Интеграция России в европейское сообщество способствует  расширению спектра дружественных и профессиональных контактов, что ставит перед образованием задачу развития таких качеств личности, как толерантность, открытость, коммуникабельность, предприимчивость, ответственность, академическая мобильность. Общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира.

             В российском обществе происходят перемены, отражение которых прослеживается в директивных государственных документах: «Законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». 

  В Концепции модернизации российского образования наряду с русским языком, историей, правом, экономикой также подчеркивается роль иностранного языка, как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся. Иностранный язык рассматривается сегодня как условие успешной социализации личности в многополярном обществе, как орудие производства, как фактор сохранения духовной культуры общества.

     Высокий уровень владения не только родным, но и иностранным языком, правильная речь - сегодня это одна из визитных карточек интеллигентного и образованного человека ХХI века. Именно эту стратегическую задачу и призваны решать учителя иностранных языков: воспитать новое поколение людей, способных творчески, плодотворно и успешно жить и работать в непростых условиях современной действительности. Глубокое изучение иностранных языков является особенно важным в системе образования, поскольку от того, с каким уровнем двуязычной грамотности молодой человек выходит из учебного заведения, во многом зависит его дальнейшая личная и профессиональная судьба как гражданина России, гражданина мира.

  У человека, который изучает иностранный язык, происходит формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка.

Концептуальные основы педагогической деятельности.

   Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, конкурентоспособного на рынке труда,   ставит передо мной, учителем английского языка, проблемы, на решение которых нацелена моя педагогическая концепция «Социализация личности подростков в процессе изучения иностранного языка».     

   Основной целью моей педагогической деятельности является: создание необходимых организационно - педагогических условий для воспитания социально - компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда, использовать возможности иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

         Для достижения этой цели необходимо  решение следующих задач:

создать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей каждого учащегося;

формировать общественную направленность, социальные мотивы поведения и деятельности подростков;

организовать самопознание, саморазвитие, самосовершенствование  способностей и возможностей учащихся для дальнейшего проявления этих качеств в различных видах деятельности;

использовать способы и приемы, направленные на становление активной позиции ученика;

вводить в педагогическую практику специальную систему упражнений;

создавать положительную мотивацию у обучающихся на саморазвитие и самовыражение;

воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и решать нестандартные творческие задачи;

развивать умения обучающихся усваивать знания, умения и навыки, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного творческого решения.

    Исходя из поставленной цели и приоритетных задач, на основе имеющегося опыта работы предполагаю, что при создании необходимых условий в ходе обучения детей иностранному языку можно добиться развития личностных качеств учащихся, формирования определённого уровня социальных умений и к моменту получения основного общего образования у моих выпускников будут  сформированы такие умения, как:

толерантность по отношению к иной культуре;

способность к иноязычному общению;

умение аргументировать свои мысли в контексте диалога культур;

извлекать новую актуальную информацию при помощи иностранного языка;

уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения;

 На мой взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют задачам школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке. Все это определяет для меня содержание образования в школе.

 

Теоретическая база опыта.

Данная проблема широко представлена в научной литературе. Понимание и объяснение языка как социального явления происходит в конце XIX века. Первая трактовка языка как выражения общего миропонимания принадлежит немецкому философу и филологу В. фон Гумбольду.

Язык и речь как особое социальное действие в коммуникативном аспекте, как явление, конструирующее социальную реальность, рассматривались философами Д. Серлем, Л. Витгенштейном, Б. Расселом. Отечественную школу в изучении данной проблематики представляют труды социолингвистов советского периода начала ХХ века – Г.О. Винокура, Л.П. Якубинского, Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова,  Л.С. Выгодского.

 Со второй половины ХХ века проблемой социальной обусловленности языка, изучением взаимодействия внешних и внутренних факторов развития языка в его социальном контексте занимались отечественные лингвисты: У. Лабов, Н.С. Валгина, В.Г. Костомаров, В.К. Журавлев, Е.В. Сергеева, А. М. Камчатнов, Л. П. Крысин.

 Теоретико-методологическое разнообразие и тенденции современной социолингвистики в исследовании социальной и социально- коммуникативной функции языка представлены в работах В.И. Беликова, Ю.А. Бельчикова, Р.А. Будагова, В.М. Алпатова, Г.О. Винокура, В.Г. Гака, Е.И. Головановой, Б.Н. Головина, Р.Ю. Кобрина, Ю.Д. Деширева, А. Вежбицкой, В.А. Звегинцева, А.Р. Лаурии, Т.В. Левина,  Н.Б. Мечковской, А.А. Потебни.

             В работах О. Конта, Ч. Кули, Д. Элкинда, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франки, Г. Олпорта, Г.С. Салливана исследуется феномен социального развития личности.

Проблемам социализации индивида посредствам языка, вопросам взаимодействия языка и мышления посвящены работы П.Я. Гальперина, Ю.С. Степанова.

Виднейшие социологи современности Н. Луман и П. Бергер изложили концептуальные подходы к исследованию коммуникативного пространства.

Обоснования необходимости социализации учебно-воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях, рассмотрены в работах С. П. Беловоловой, Е. П. Белозерцева, А. Л. Бугаевой, Г. Н. Волкова, И. Ф. Гончарова, В. И. Матиса, Л. Н. Мукаева, А. Я. Найна, В. Д. Шадрикова, К. В. Шаповалова, А. И. Шорова и др..

              Количественное и содержательное многообразие научных трудов позволяет сделать вывод о достаточно полной разработанности вопросов, касающихся рассмотрению языка как социального явления, вопросов о системном характере языка, общей и языковой социализации личности, факторном анализе социализации личности. 

 Можно сказать, что имеется значительный фонд научной литературы по различным аспектам социализации личности учащихся, однако анализ этой  литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день недостаточно изучен потенциал влияния именно иностранного языка на процесс социализации подростков, социальная составляющая практически не использовалась при построении типовых учебных и воспитательных программ. Между тем, деятельность учителя английского языка может выступить одним из ведущих факторов становления социальной компетентности обучающихся. 

Таким образом, возникают противоречия между:

- потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться в поликультурное пространство, и недостаточными межкультурными знаниями и навыками, получаемыми в стенах учебных заведений и социальной практике;

-способностью иностранного языка разрешить проблему общества воспитывать социально – компетентную личность и неразработанностью этой проблемы в теории и практике образования и воспитания.

Исходя из этого, анализ имеющихся противоречий приводит к необходимости формулировки главного педагогического противоречия – между потребностью в воспитании социально – компетентной личности, максимально отвечающей современным стандартам образования, и недостаточным использованием современных социально-педагогических условий для ее воспитания.

В своей практике использую методические рекомендации, сборники, пособия, публикации статей в педагогической периодике, необходимые для реализации моей педагогической концепции. А именно:

1. Eric Baber Fifty ways to improve your Business English using the Internet.- Summertown Publishing, 20079.  

2.L. Hashemi with Raymond Murphy English Grammar in Use Supplementary  Exercises.- Cambridge University Press, 1995.

3. L. Jones Communicative Grammar Practice,- Cambridge University Press, 1992.

4. Michael Swan Oxford Introductions to Language Study. Grammar - Oxford University Press, 2008.

5. Martha Jones & Sandra Haywoods Formulaic Sequence Acquisition, Processing and Use.- John Benjamins, 2004.

6. Steven Pinker The Language Instinct.- Penguin, 1994.

7. Scott Thornbery How to teach grammar.- Longman, 2001.

8. Иутина А.П. Развитие социальной компетенции одарённых детей в курсе овладения иностранным языком. Курсовая работа.- Тобольск, 2008.

9. Йоттен Д., Костикова М.Н. Интерактивные формы обучения (Для слушателей курсов  повышения  квалификации), Белгород, 2003.

10.Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.

11.Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

12.Ожегов С. И. Очередные вопросы культуры речи // Вопросы культуры речи. – Вып. 1. – М., 1955.

13.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1998.

Условия становления опыта.

Проведенное мною анкетирование среди обучающихся школы позволило определить отношение подростков к изучению иностранного языка и стремление овладеть им.  Анализ результатов анкетирования показал - учащиеся уверены в необходимости изучения иностранного языка. 100% респондентов считают, что знания английского языка необходимы в жизни.

С целью выявления уровня сформированности основных мотивов изучения английского языка было проанкетировано 46 учащихся.

На основании полученных данных построен график уровня сформированности мотивации учебной деятельности.

Для успешной карьеры - 46%

Осуществлять международные контакты, путешествовать - 40%

Переписываться с друзьями из других стран – 37%

Слушать и понимать песни на английском языке - 36%

Для обучения за границей – 17%

Читать книги, журналы, научные публикации в оригинале -8%

Для успешной сдачи экзамена -6%

Смотреть фильмы в оригинале- 5%

Для поступления в вуз -5%

Для общего развития – 5%

Для поднятия собственной самооценки – 2%

Для установки программ на компьютере – 2%

Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что 86 % учащихся имеют достаточный уровень мотивации изучения английского языка.

Так, 46% опрошенных считают, что английский язык более необходим для успешной карьеры и, следовательно, для достижения высокого социального положения в обществе.  Очень важной мотивацией изучения английского языка явились следующие причины: 77% – необходимым для  осуществления международных контактов, путешествий; 36% - слушать и понимать песни; 17% - для обучения за границей. Указывались и другие причины:  читать литературу, смотреть фильмы в оригинале, для поступления в вуз, для общего развития, для поднятия общей самооценки, для работы на  компьютере. Это подтверждает уровень высоких социальных притязаний современной молодежи и требований к системе образования как важному этапу социализации личности. Такой социальный запрос вызывает необходимость создания новых технологий в процессе обучения английскому языку в школе.

Диапазон опыта.

    Мой педагогический опыт  нашёл свое применение в единой системе образовательного процесса «урок - внеурочная работа по предмету – погружение в англоязычную среду».

   Диапазон опыта представлен реализацией в учебно-воспитательном процессе, предполагающем формирование социального опыта учащихся, следующих принципов:

создание условий для интенсивной социализации средствами иностранного языка;

предоставление максимума возможностей для проявления и развития положительного своеобразия каждого школьника;

 обеспечение осознания учащимися принадлежности к родной культуре в сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа и  готовности «воспринимать  другого в его непохожести»;

использование моделей обучения иностранному языку, в которых в качестве критериев оценки достигаемых результатов выступает идеализированный образец носителя языка;

бережное отношение к своеобразию ребенка;

создание условий для формирования способностей самоанализа, саморазвития, самосовершенствования.

Раздел II

Технология опыта

Организация урочной деятельности.

Дам пояснение отдельным компонентам моей методической системы, которая, как было заявлено ранее, включает следующее: «урок - внеурочная работа по предмету  – погружение в англоязычную среду»

Прежде всего, хочу остановиться на классно-урочной форме, так как она является основной системой организации обучения. Для решения поставленных задач по социализации личности подростков в процессе изучения иностранного языка я разработала систему форм, методов, средств обучения и  типов уроков.

Использование специальной системы упражнений

     Для того чтобы учащийся был социально адаптирован, необходимо владение коммуникативной и лингвистической компетенцией, что означает владеть хорошими грамматическими навыками, чтобы применять их в жизни. Говорить и писать неграмотно сейчас не в моде. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю формированию, развитию и совершенствованию грамматических и лексических навыков. Для  тренировки использую различные упражнения. Основные принципы подбора упражнений:

от простого к сложному

эффективность

Использование аутентичного материала

Понятие «аутентичный» предполагает использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка». (H.G. Widdowson).

     При выполнении таких упражнений ученики овладевают всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения, что в конечном итоге, способствует социализации  учащихся.

Написание творческих работ

Считаю этот вид работы очень важным средством в достижении цели адаптации и социализации учащегося. Учащиеся могут  писать и говорить о том, что они пережили лично, что стало фактом их жизни, а также представить свои действия в воображаемых ситуациях.

Основными видами творческих работ, способствующих социализации личности обучающихся, считаю следующие:

Социальные проекты

Буклеты

Эссе

Письма, которые учащиеся 11 класса пишут воображаемым или реальным ректорам институтов, куда они собираются поступать по окончании школы.

Сообщения учащихся о различных аспектах британской жизни: достопримечательности, королевская семья, писатели, музыка, живопись, лондонское такси, британская кухня.

 Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ученика, когда, слушая, а иногда и читая эти работы, учащиеся  узнают друг друга, для них очень важно, чтобы их творчество воздействовало на класс, а не только на учителя.

Введение интерактивных форм обучения

Немецкий ученый Дитер Йоттен и его российский коллега М.Н. Костикова убеждены: в отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Ученик становится главной действующей фигурой. Все это также позволяет совершенствовать социальную компетенцию учащихся.

а) ролевая игра

Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Разыгрывается по ролям ситуация общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале).

б) устные дискуссии

Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий подбираю интересные и в то же время хорошо знакомы детям.

в) нетрадиционные формы уроков (урок-игра, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН ит.д.)

Внеурочная деятельность.

Совершенствованию социальной адаптации подростка способствует и внеурочная деятельность. Данная деятельность ведется через кружковую работу и через изучение элективного курса «Бизнес английский».

кружковая работа, клуб «Полиглот»

 Принимая участие в работе клуба «Полиглот» учащиеся учатся  применять полученные знания в реальных ситуациях.

Учащиеся готовили и проводили устные журналы, посвященные культурному наследию Норвегии, Франции, Великобритании на английском и французском языках участвовали в международной ярмарке в г.Мурманске, вели переписку со сверстниками из Норвегии, переводили русские сказки на английский язык для школьного драмкружка ,участвовали в акциях «Скажи наркотикам «НЕТ», проводимых в школе и в городе и создавали буклеты на английском языке. Участвуют в подготовке и реализации международного проекта «Привет, сосед!» совместно со сверстниками из Норвегии. Участвуют в реализации проекта «Общение без проблем».

 Такая деятельность способствует развитию у учащихся социальной компетенции, составными частями которой являются толерантность и позитивное отношение к представителям других культур. У человека, который изучает иностранный язык, происходит формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка и других стран Европы.

элективный курс «Бизнес английский»

  Тематика и содержание элективного курса «Бизнес английский» имеет социальную и личностную значимость, как с точки зрения индивидуального развития, так и подготовки конкурентоспособных кадров и расширяет возможности социализации и адаптации учащихся. Авторская программа данного элективного курса включает в себя следующие модули:

Модуль

Ⅰ.

«Деловой этикет».

Модуль

Ⅱ.

«Получение работы».

Ⅱ.1

Объявление о вакансии. Анкета-заявление.

Ⅱ.2

Собеседование. Представление себя. Знакомство с коллективом, со своими обязанностями.

Ⅱ.3

Предъявляемые требования.

Модуль

Ⅲ.

«Телефонные разговоры».

Ⅲ.1

Языковая специфика. Этикет.

Ⅲ.2

Запись и передача сообщений.

Модуль

Ⅳ.

«Деловые письма».

Ⅳ.1

Этикет делового письма.

Ⅳ.2

Виды деловых писем.

Ⅳ.3

Формы отправления.

Модуль

Ⅴ.

«Деловое совещание».

Ⅴ.1

Подготовка. Организация.

Ⅴ.2

Ведение. Протокол.

Модуль

Ⅵ.

«Деловая поездка».

Ⅵ.1

Подготовка (документы, резервирование мест в отеле, билетов…)

Ⅵ.2

Таможня. Размещение.

Ⅵ.3

Посещение ярмарки-продажи. Реклама.

Ⅵ.4

Подписание соглашения.

Модуль

Ⅶ.

«Конференция».

  В качестве конечного результата курс предусматривает готовность учащихся к применению полученных знаний, умений и навыков в деловой устной и письменной речи при устройстве на работу, при прохождении собеседования, при общении с иностранными деловыми партнерами, заполнении различных бланков /анкет/ документов, написании различного рода деловых писем и ведении телефонных разговоров.

  Многие мои выпускники и ученики уже смогли в реальной жизни применять полученные знания.

участие в предметных конкурсах

Принимая участие в конкурсах проекта «Познание и творчество» в номинациях «Эрудит» и « Incredible Britannia» учащиеся учатся самостоятельно критически мыслить, самостоятельно находят необходимую информацию и самостоятельно трудятся над обогащением своего словарного запаса.

Критическое мышление, умение самостоятельно работать и богатый словарный запас - составляющие социальной компетенции подростка.

Погружение в англоязычную среду.  

  Очень важным направлением работы в социализации личности обучающихся считаю участие в образовательной программе в англоговорящей стране.

Для совершенствования социальной компетенции учащихся крайне важно погружение в языковую среду. Образовательные программы в англоговорящих странах дают такую возможность. Мне с учениками посчастливилось принять участие в образовательной программе частной школы в г. Ипсвич в графстве Саффолк. Двухнедельная образовательная программа «English & Fun» включала 40 часов английского языка с преподавателями - носителями языка, экскурсии, развлекательные программы ежедневно в течение двух недель и проживание в семьях. Вступать в контакт и поддерживать его; уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения; принять точку зрения собеседника; аргументированно пояснить свою точку зрения – все это характеристики социально адаптированной личности.

РАЗДЕЛ III

Результативность опыта

Используя методику и технологию описанного педагогического опыта, мною достигнуты следующие результаты:

созданы необходимые условия для развития социальной компетентности учащихся;

  создана положительная мотивация учащихся к изучению английского языка;

повысился уровень социализации, что проявляется через:

 усвоение понимания ответственности за успех учебной деятельности

сформированность навыков самостоятельной работы, что позволяет использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях (в аэропорту, в магазине,  при общении со сверстниками)

повышение уровня сформированности лингвистической и речевой компетенции.

Следовательно, результативность деятельности по  развитию социальной компетентности учащихся становится очевидной.  Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы в этом направлении.

УРОК

использование специальной системы упражнений

использование аутентичного материала

написание творческих работ

введение интерактивных форм обучения

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

кружковая работа, клуб «Полиглот»

элективный курс «Бизнес английский»

участие в предметных конкурсах

Погружение в англоязычную среду

участие в образовательной программе в англоговорящей стране


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка посредством использования лингвистического материала"

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления  из опыта работы и презентацию.Не секрет, что мотивация школьников с каждым годом снижается. Если в начальной школе практически все...

Социализация подростков посредством иностранного языка в лингвистической школе

Если ставится задача создать воспитывающую среду, способную обеспечить наиболее оптимальное развитие личности в соответствии со своими наклонностями, задатками и общественными запросами, а также макси...

Формирование устойчивой мотивации у старших школьников к изучению английского языка посредством практико-ориентированных заданий

Технология практико-ориентированных заданий была применена на уроке в 11 классе средней школы, изучающем английский язык на базовом уровне. Урок из серии «Culture corner -Обмен культурами» в разделе «...

Статья «Расширение образовательного пространства младших школьников посредством метода драматизации с целью развития мотивации при изучении английского языка»

В связи с требованиями современного мира одной из основных задач учителей иностранных языков является развитие интереса и мотивации при изучении языков. Это особенно актуально для младших школьников. ...

Программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка»

Авторская программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка» предназначена  для обучающихся 7-8 классов...