ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
статья по теме
Сегодня в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны чувствовать ответственность за всё, что происходит в стране и за её будущее. Молодежь должна быть готова понимать и содействовать решению тех острых проблем, с которыми столкнулось наше общество в столь непростое время укрепления основ новой российской государственности и возрождения патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценносОдной из наиболее востребованных инновационных образовательных технологий является проектная деятельность. Хотя сам метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но в настоящее время возникла необходимость возродить и активно развивать именно проектную технологию. Что дает методика проектной деятельности для ее участников?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektna_deyatelnost_i_socializaciya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Романова Валентина Александровна,
Учитель истории и обществознания
МОУ-СОШ № 17 г.Клина
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Его глобальная компьютеризация, формирование новой информационной среды, развитие телекоммуникационных технологий создают новые условия для развития сферы образования. При этом меняется и роль школы. На первый план выходит задача создания условий для формирования личности. В концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Сегодня в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны чувствовать ответственность за всё, что происходит в стране и за её будущее. Молодежь должна быть готова понимать и содействовать решению тех острых проблем, с которыми столкнулось наше общество в столь непростое время укрепления основ новой российской государственности и возрождения патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности.
Нельзя быть гражданином, не зная прошлого своего государства. Изменить его уже нельзя, но прошлым можно гордиться, извлекать из его ошибок полезные уроки. К оценке нашего исторического прошлого нельзя подходить с мерками: кто «лучше или хуже», кто «передовой», а кто уже отжил свое. Иначе порвется « дней связующая нить». Этой нитью является культурная, нравственная, духовная преемственность, составляющая ядро патриотического воспитания. Одно поколение перенимает эстафету у другого, чтобы потом передать следующему.
Нравственно – патриотическое воспитание молодежи рассматривается Министерством образования Московской области как ключевое направление в работе по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Одним из важных путей возрождения и усиления патриотического воспитания молодого поколения является воспитание историей. При этом нельзя не учитывать, что благодаря программам «Электронное Подмосковье» и «Развитие образования в Московской области» с подключением школ к сети Интернет произошло формирование новой информационной среды. Это создает условия для возможности использовать представленные материалы по внедрению в образовательных учреждениях с целью кардинального улучшения качества учебно – воспитательного процесса.
Сегодня одной из наиболее востребованных инновационных образовательных технологий является проектная деятельность. Хотя сам метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но в настоящее время возникла необходимость возродить и активно развивать именно проектную технологию.
Что дает методика проектной деятельности для ее участников?
1/ Обучение и воспитание по проектной методике основано на:
- умении принять чужую точку зрения и в поддержке друг друга;
- атмосфере, способствующей честности и открытости;
- поощрении и руководстве;
- полном согласии и доверии учеников.
2/ Взрослые и подростки – части одной команды, они работают над достижением общей цели.
3/ Данные методы и формы обеспечивают контакт, в котором участники сами могут найти решение.
4/ Методика проекта – это не способ для взрослого распространяться о своей бесконечной мудрости или читать нотации. Это возможность помочь учащимся найти себя, определить цели и способы их достижения.
5/ Отношения в проектной деятельности поддерживают классическую систему «взрослый – ребенок» в процессе самопознания и самокоррекции, что повышает у них чувство уверенности в собственных силах.
6/ Эффективность отношений строится на вере в достоинство и ценность каждого ученика, в их способности быть независимым и ответственным.
7/ Благодаря занятию проектной деятельностью школьник учится выражать свою гражданственность только положительно, активизируя свою деятельность на созидательное благо, а не разрушительное и пагубное для всех насилие. Такой деятельно - личностный патриотизм, пропущенный через разум, и душу ребенка, поможет ему стать активным участником строительства новой России и хранителем материальных и духовных ценностей нашего народа.
8/ Работа над проектами дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Овладение методом проектной деятельности создает базу для последующего профессионального образования учителя и учащихся.
Показателем результативности воспитательных усилий школы и ее педагогов является гражданская зрелость ее выпускников, разносторонность их интересов, умение правильно воспринимать и оценивать сложные жизненные процессы, вносить в них новое.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Патриотическое воспитание- это непрерывный процесс, осуществляемый не только на уроке, но и вне его.
Практика показывает, что сегодня востребован опыт работы с учащимися в условиях появления модели «школ полного дня» по различным программам дополнительного образования. Каждый педагог понимает, насколько остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. С одной стороны, нередко можно наблюдать подростков, которые часами стоят в подъездах, бродят с алкоголем и сигаретами по улицам. А с другой - в условиях современного общества образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько разносторонним развитием его личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей и качеств.
Не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети должны иметь возможность сами выбирать то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям и интересам.
Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков. Оно стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
Основное и дополнительное образование существуют в неразрывной связи, обогащая друг друга. при их взаимодействии важна слаженная работа всего педагогического коллектива.
Организация дополнительного образования в школе имеет немало проблем в связи с отсутствием специалистов-профессионалов, недостаточной материальной базой и скудным финансированием. Неоднозначно отношение и учителей к дополнительному образованию. Одни считают, что оно- прерогатива специализированных детских учреждений, другие утверждают, что в нем вообще нет необходимости, третьи сводят его только к кружковой работе.
Каждый современный учитель, участвующий в реализации приоритетного национального проекта «Образование» должен понять, что дополнительное образование нужно не педагогам, ни министерству, а детям, которые не менее 150 дней в году свободны от уроков. Но нет детей свободных от самих себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия возможностей в выборе и смене видов деятельности.
Дополнительное образование строится на особом характере взаимоотношений ребенка и педагога. Его основу составляет сотрудничество и сотворчество, индивидуальный подход. Кроме того, благодаря этой системе школьники получают допрофессиональную подготовку.
ПОМОГАЕТ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ, СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ИЗУЧАЕТ ЯРКИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬ-НЫЙ МАТЕРИАЛ,
НЕ ВХОДЯЩИЙ В ПРОГРАММУ
ДОПОЛНИТЕЛЬ-
НОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕШАЕТ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ
ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАСШИРЯЕТ КРУГОЗОР, УГЛУБЛЯЕТ
ЗНАНИЯ, ФОРМИРУЕТ УМЕНИЯ,
ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК,
ДУХОВНО ОБОГАЩАЕТ УЧАЩИХСЯ,
ПОМОГАЕТ РАСТИТЬ ПАТРИОТОВ РОССИИ
РАБОТА СИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ,
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ, РЕФЛЕКСИЯ,
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ
НА ИГЗ, ДНЕ НАУКИ, и т. д.
Значение дополнительного образования связано с тем, что оно интегрировано, т. е. создает единое образовательное пространство; решает в комплексе задачи воспитания и образования, реализации индивидуальных креативных возможностей учащихся. Оно компенсационное / гарантирует успех/, рекреационное /обеспечивает детям содержательный досуг; позволяет в комплексе решать проблемы самообразования, профориентации и самореализации подростков.
В нашей школе дополнительное образование представлено целым рядом направлений, среди которых патриотическое воспитание является приоритетным. Живой отклик и интерес у учащихся вызывают занятия проектной деятельностью на занятиях кружков «Никто не забыт, ничто не забыто», «Историческое краеведение», лекторской группы, которая готовит экскурсоводов для школьной Комнаты Боевой Славы, ИГЗ / индивидуально - групповые занятия/ для реализации новых проектов, посвященных памятным датам Российской истории / например, к юбилею Отечественной войны 1812 года /.
В отличие от урока занятия в системе дополнительного образования имеют свои особенности:
- если урок является обязательной формой обуче ния, регламентирован временем, то внеклассная работа носит добровольный характер и время ее проведения определяется учи телем. Это возмож ность организовать деятельность учащихся по интересам, что способ ствует развитию индивидуальных наклонностей, инициативы и познавательной самостоятельности учеников;
- при внеклассной работе учитель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание уроков определено государственными программами и стандартами;
- создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников за счет использования более разнообразных форм работы над проектами.
- учащиеся могут более широко применять такие современные методы такие проектной деятельности, как изучение научных источников, диагностика мнений одноклассников, интервью с земляками, анализ и проектирование, театрализация выбранной ситуации.
- проекты во внеклассной работе открывают более широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений школьников за счет использования элементов научно-исследовательской работы в архивах, библиотеках, музеях, дают опыт публичных выступлений на «Дне науки»;
- шире, чем на уроке, осуществляется связь с происходящими в мире и стране событиями.
В патриотическом воспитании по системе дополнительного образования были выбраны три приоритетных направления:
- военно – патриотическое,
- историко - краеведческое,
- нравственно – патриотическое.
Первая составляющая – военно-патриотическое воспитание – является традиционным. Быстрее и осознаннее почувствовать себя полноценным гражданином своей страны ребятам помогает участие в военно-патриотической программе «Память», акциях «Рубежи славы», «Подарок и письмо ветерану».
На протяжении многих лет наша школа дружит с ветеранской организацией завода «Термоприбор». Ребята каждого класса хорошо знают своих подшефных ветеранов, бывают у них дома; с восхищением и слезами на глазах беседуют с ними на классных часах. Ветераны – самые дорогие и желанные гости нашей школы в День пожилого человека, День учителя, День освобождения г. Клина, День защитника Отечества, День Победы. Несмотря на возраст, ранения и болезни наши ветераны раскрывают перед ребятами свою душу, чтобы поколение, не знающее тягот и бедствий войны, помнило, кому оно обязано жизнью. После таких встреч на уроках и в сочинениях наши ученики с гордостью рассказывают о подвигах своих родных, о семейных «архивах», где хранятся их боевые награды, фотографии, реликвии военных лет. На основе воспоминаний ветеранов была составлена «Летопись», которая хранится в комнате боевой славы школы. Глубокий след в душах детей оставляют совместные экскурсии с представителями совета ветеранов по экспозиции школьной комнаты боевой славы, посвященной памяти погибших героев Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, среди которых есть и ученики нашей школы - Редянов Александр и Распопов Дмитрий. Все это стало основой для создания проекта «Память, опаленная войной».
Любовь к своему Отечеству, как правило, начинается с любви к своей малой родине. Знать историю своего края, чтить традиции, хранить память о дедах, помнить имена и подвиги известных и неизвестных героев, гордиться достижениями своих современников, любоваться красотами природы, беречь все то, что тебя окружает, видеть перспективы развития родного края – именно эти идеи лежат в основе второй составляющей патриотического воспитания – исторического краеведения. Региональные и районные программы по внедрению краеведческого компонента в систему исторического образования оказывают неоценимую помощь в организации исследовательской работы и научно-познавательной деятельности учащихся
Огромный интерес вызвал у ребят проект «История родного города через историю родной улицы» в рамках районного конкурса, объявленного районным краеведческим музеем. В ходе работы ребята побывали в администрации Клинского района, городском архиве, краеведческом музее, архиве, архитектурном центре, ГУ- пенсионного фонда, Районном Совете и Доме ветеранов, военкомате. Они брали интервью у ветеранов войны и труда, детей и пенсионеров, директоров и муниципальных чиновников. В проекте принимали деятельное участие краеведы, родители, учителя истории, музыки, МХК, родители. Школьники узнали много нового, интересного, систематизировали уже известную информацию, глубже осознали, что история Клинского края, его становление и развитие неразрывно связаны с историей России и Подмосковья.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» серьезной проблемой считает духовное здоровье подрастающего поколения. Вопрос о нравственности – это вопрос выживаемости нашего общества. Если у человека нет духовного стержня, если страсти и пороки его будут разжигаться Интернетом, и телепрограммами, это приведет к потере личности, общества и государства. Поэтому третьей составляющей патриотического воспитания должна быть нравственность.
Областная целевая программа «Духовно – нравственное здоровье детей и молодежи Московской области на 2005 – 2010 гг.» поставила задачу поиска путей по преодолению нынешний духовно-нравственного кризиса, может ли гражданин вернуть в жизнь граждан, особенно молодого поколения тех идеалов и ценностей, которыми веками руководствовались многие поколения россиян. Известный русский историк В.О. Ключевский писал, что «…политическая крепость государства… держится на силе нравственной, чтя имена, которые выходят за границы времени… и становятся для новых поколений носителями национальной идеи, национальным идеалом».
В условиях НТР крайне важными задачами являются с одной стороны, умение использовать потенциал новых современных образовательных, в том числе инновационных и мультимедийных технологий, а с другой – сохранения в человеке человеческого, воспитание патриота, гражданина, личности.
Навстречу 1010 –летия крещения Руси была организована работа над проектами, посвященными Православному Клину, который, как и любой древний город Подмосковья невозможно представить без храмов. Каждый из них по-своему уникален. Храм Успения Божьей Матери /на улице Папивина / - удивительный и неповторимый памятник древнерусской архитектуры, элементы которой не встречаются больше нигде в Подмосковье. Он объявлен памятником русского зодчества ХУ1 века республиканского значения. Его история связана с событиями опричнины эпохи первого русского царя Ивана 1V Грозного. Троицкий соборный комплекс вместе с колокольней был главным украшением города и местом главных городских событий в Х1Х – начале ХХ вв. Храм Успения в бывшей усадьбе Демьяново /оказавшейся ныне в черте города/ связан с именами выдающихся представителей русской истории и культуры – Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, А.Н. Скрябина и П. И. Чайковского, сестер Гнесиных, семьи Танеевых, А.Белого, А.М.Васнецова. Скорбященская церковь никогда не закрывалась. Она была единственно действующей городской церковью клина в годы Советской власти.
Свято – Тихоновская церковь – это первый и единственный храм в России, освещенный в память Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, образа утраченного единственного единства Русской православной церкви. Проект «Дорога к храму» Китаниной Анастасии, ученицы 10 класса, занял 1 место на районном «Дне науки».
Патриотизм – это одна из форм духовных ценностей, которая является зеркальным отражением тех условий, в которых сегодня живет и развивается наше общество. Отличительной особенностью современного патриотизма является его преимущественно политическая направленность, связь с идеей национальной госу дарственности. Любовь к «большой и малой родине» пронизана личностным началом и немыслима без личности патриота. Уверена, что только такой деятельный, пронизанный личностным началом патриотизм помогает сохранить «дней связующую нить», чтобы передавалась эстафета памяти от одного поколения клинчан к другому. Ведь, всех нас объединяет главное – чувство любви к России и желание вернуть ее на высоту исторического прошлого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-образовательные проекты во внеурочной деятельности как фактор социализации подростков
В статье отражен опыт работы по организации эколого-образовательных проектов, как фактора успешной социализации подростков....
Социальное проектирование как фактор социализации подростков.
Данный материал может использоваться педагогами для подготовке к педогогическим советам, МО....
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ.
Социально-педагогическая поддержка вписывается в систему учебно-воспитательной работы школы: уроки, факультативы культурологического направления, предметные кафедры, кружки спортивной и творческой нап...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...
Развитие критического мышления как фактор социализации и формирования законопослушного поведения детей и подростков
Данная статья посвящена технологии развития критического мышления (ТРКМ) как инструмента формирования законопослушного поведения и успешной социализации детей и подростков....
«КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Современные школьники в быстро меняющемся мире, не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Очень важно применять эти знания на практике, уметь работать с информ...