Социализация подростков с девиантным поведением.
классный час (8 класс) на тему

Денисенко Альвина Альфредовна

 

Социализации личности подростков с девиантным поведением

 

 

Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни

социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни.
Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности.Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

- личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

- ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;

 Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Как известно, отклоняющимся асоциальным поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно- ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. В происхождении отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.

Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.

Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.

В свою очередь, отклонения делятся на: отклонения корыстной ориентации; агрессивной ориентации; отклонения социально-пассивного типа.

Социальные отклонения корыстной направленности. К ним относят право правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи, спекуляция). Среди несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступных уголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении от дохода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление этой позиции – самоубийство, суицид.

Таким образом, асоциальное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, незначительных проступков до тяжелых преступлений.

Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

1. Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.

Сравнительно-социологические исследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:

4. Пьянство встречается чаще там, где больше социально-напряженных ситуаций.

5. Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.

6. Алкоголизм часто переносится во внутреннем комфорте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.

2. Наркомания. Находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить иной поступок. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств.

3.Курение.

2. Агрессивное поведение.Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач.
Изощренную жестокость нередко проявляют к  жертве,  избалованные маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки
.

 

                                      «Учись говорить «нет».

                                 Умеем ли мы говорить «нет».

Цель: формирование устойчивого навыка неприятие алкоголя, курения, наркотиков:  умение активного противостояния  пагубным привычкам.

         Форма: тренинг.

Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи, ни в какой беде или несчастья. ( Г.Сковорода)

                                        Ход классного часа:

         Вступление: (слово учителя). Опасность ложных потребностей никотина, алкоголя, наркотиков особенно для подростков велика. Даже те, кто хорошо знает о вреде курения, пьянства, наркомании порой поддаются на уговоры друзей. Причина проста: подростки не умеют сказать «нет»!

Сегодня мы попробуем научиться активно, противостоять пагубным привычкам, понять, что алкоголь, курение, наркотики это не для нас. Научиться  тактично, вежливо, уважительно обращаться к одноклассникам, сверстникам.

Ребята как вы думаете:

-кому труднее отказать, если, например, вам будет предложено закурить - взрослому, компании курящих сверстников, близких друзей? (написать на доске)

(ответ учащихся - близкий друг)

-Правильно уметь сказать нет нужно любому человеку, только сделать это тактично.

Классный час пройдет в форме тренинга, который должен помочь научиться говорить «нет».

-Упражнение. «Попробуй отказаться»(проводиться в кругу).

 Задание №1.(Вы мне предлагаете, что-либо сделать, а я буду отказывать, что-либо сделать).

- Учащиеся бросают мяч учителю и предлагают что-либо сделать, куда-либо пойти.

- Отвечаю отказом, всегда обосновывая свой ответ (3-4 раза).

Участники определяют преимущества и недостатки.

         Основная часть: существует несколько характеристик отказа.

                      Написать отдельно.

  1. Отказ – соглашение (формальный отказ). Человек согласен, но не решается дать согласие. Пример: - Вы не хотите чаю выпить?

                                      - Спасибо, но мне так неудобно, вас, просить.

2. Отказ – обещание. Человек согласен, но в данный момент не может его принять по какай-либо причине.

       - Пойдем гулять?

       - Я с удовольствием, но я должен помочь маме!

3. Отказ – альтернатива. Мы отказываемся принять предложение, и предлагаем свой вариант.

           - Пойдем в кино?

           - Нет, мне не нравится этот фильм. Давай погуляем.

4.  Отказ – отрицание. Человек показывает, что не согласен принять предложение ни в коем случае.

             - Пойдем на дискотеку?

             - Нет, ни за что! Она заканчивается поздно. Это опасно.

                      ( Предложить отказаться в разных ситуациях друг друга).

                Тренинг « Не хочу курить!» ( разыграем ситуацию).

Задание №2. Проанализируйте ситуацию:

«Сережа недавно начал курить и предлагает Денису:

- Закури!

- Мне нельзя!

- Почему?

- Родители увидят!

- А мы за угол пойдем!

- Я недавно болел.

- Слабак! Ну, попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

- Сказал, не буду, значит, не буду! Мне тренер не разрешает!».

Какие виды отказов здесь используются? ( отказ – отрицания). Кто добился цели? Тот, кто уговаривал или тот, кого уговаривали?

             Мини – итоги. Вывод: с детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливыми. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважение к самому себе.

                На этом тренинг закончен. Я надеюсь, что полученные знания помогут вам в сложных жизненных ситуациях.

                   Все хорошо поработали!

                   Молодцы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon umeem_li_my_govorit_net.ppt598.5 КБ
Office presentation icon socializaciya.umeem_li_my_govorit_net2.ppt602.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умеем ли мы говорить «НЕТ»

Слайд 2

Цел и занятия Формирование умения активного противостояния пагубным привычкам Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения, наркотиков Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику Форма работы : тренинг

Слайд 3

« Избегай людей, которые видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи в какой беде или несчастье. Р.Сковорода

Слайд 4

Характеристики отказа Отказ-соглашение (формальный отказ) Отказ-обещание

Слайд 5

Отказ-отрицание Характеристики отказа Отказ-альтернатива

Слайд 6

?

Слайд 7

С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливыми. Итоги

Слайд 8

Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважение к самому себе .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация личности подростков с девиантным поведением.

Слайд 2

Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни.

Слайд 3

Девиантным отклоняющимся асоциальным поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.

Слайд 4

формы проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки. . Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.

Слайд 5

Наркомания. Находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить противоправный поступок. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств. Агрессивное поведение. Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют к жертве, избалованные маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки . Курение.

Слайд 6

Умеем ли мы говорить «НЕТ»

Слайд 7

Цел и занятия Формирование умения активного противостояния пагубным привычкам Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения, наркотиков Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику Форма работы : тренинг

Слайд 8

« Избегай людей, которые видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи в какой беде или несчастье. Р.Сковорода

Слайд 9

Характеристики отказа Отказ-соглашение (формальный отказ) Отказ-обещание

Слайд 10

Отказ-отрицание Характеристики отказа Отказ-альтернатива

Слайд 11

?

Слайд 12

С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливыми. Итоги

Слайд 13

Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважение к самому себе .

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся...

Трудности социализации подростков с девиантным поведением.

Этой статьёй я начинаю раскрывать свою тему по самообразованию "Детская субкультура, как механизм социализации детей, оставшихся без попечения родителей."...

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»

Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция,  овладение ...

Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс

Сдерживание  вовлечения  подростков  в  прием психоактивных  веществ  за  счет  пропаганды  здорового  образа  жизни, формирования...

Социализация детей с девиантным поведением. Педсовет

Рекомендации педагога-психолога для педагогов, работающих с детьми с девиантным поведениемПримеры причин девиантного поведения...