Основы духовно-нравственного воспитания в школе
статья на тему
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевым моментом, стоит на первом месте и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie_63_shk.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №63»
Авторы: Каюмова И.Ф., Мударисова Р.Р., Исаева Н.Н., Алексеева А.А.
Основы духовно-нравственного воспитания в школе
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевым моментом, стоит на первом месте и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
С уверенностью можно сказать, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам, без должного уважения к истории родного края. В лесу каждое деревце, лесной или полевой цветок, легкое дуновение ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Сопровождающиеся изменения в социально-экономической и политической сферах жизни общества, связаны с изменениями, которые произошли за последнее время в России, вот они-то и привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения уменьшили воспитательную силу российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств духовности и нравственности. Следовательно, возникает необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных, патриотических качеств личности.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности, конечно, начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Любые взаимоотношения в семье копируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “мое отечество”, “родной край”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
И соответственно важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности всегда отводилась и продолжает принадлежать школе. Воспитание школьников в этом направлении должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в этом направлении является актуальной задачей современной школы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание становится первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В основе духовно-нравственного воспитания школьников лежит краеведческий принцип. Особое значение этого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т.д.).
В нашей школе существует музей, объектом деятельности которого является презентация исторического, природного и культурного развития Ульяновска и Ульяновской области. Музей был открыт 20 апреля 2000г. и содержит много экспозиций: военно-патриотические, этнографические, знаменитые земляки, природа родного края, история города Симбирска-Ульяновска, история Нового города, завода «Авиастар». Музей носит название имени Ивана Михайловича Будилина, нашего земляка, участвовавшего в сражениях Великой Отечественной Войны. Учащиеся неоднократно организовывали встречи с Иваном Михайловичем. На них герой нашего края рассказывал о трудных довоенных годах, о сражениях и послевоенных годах.
Основными экспонатами нашего музея являются находки, произведения ремесел, предметы быта, мемориальные предметы связанные с знаменитыми земляками, материалы отражающие техническое развитие нашего края. Там ребята знакомятся с бытом и историей города, области. Узнают больше о Великой Отечественной войне. Ежегодно музей пополняется старинной одеждой, посудой и другими экспонатами.
Так же в школе работает клуб интернациональной дружбы. Работа клуба интернациональной дружбы имеет не менее важную роль в духовно- нравственном воспитании учащихся. Ведь изучая иностранный язык, учащиеся не только изучают его, а в первую очередь познают культуру страны изучаемого языка. А изучение культуры других стран начинается с культуры малой родины. Наш клуб называется «Мы вместе» и действует в школе с 2010 года. Работа клуба строится по следующим направлениям: образовательные, культурные, благотворительные акции и связь с общественностью. Направления поделены на секции: секция по переписке, секция творческая, секция «Проекты», секция «Благотворительные акции, секция страноведческая, секция «Пресс-центр» и секция «Патриот». Остановимся на культурном направлении. В рамках данного направления учащимися были созданы такие проекты: «Английский бутерброд», «Ульяновск- Крефельд», «Татарский свадебный наряд», «Узоры прабабушкиного сундучка», «Шурале», «Мой Чпк-Чак», «Кухня народов Поволжья», «Сказки Поволжья», «Татарский национальный костюм», «Масленница», «Путешествие по Европе». Культурные проекты тесно связаны с празднованием международных традиционных праздников и фестивалей разных стран, постановкой спектаклей: фестиваль «Народы Поволжья», сказки «Каша из топора», «Курочка и зернышко», «В гостях у сказки», «Теремок» и др. Учащиеся с удовольствием познают свою родину через организацию экскурсий по Ульяновской области с посещением краеведческих музеев. Они побывали: Казань, с. Арское, Ундоры, Самара, Болгары, Саранск, Чебоксары, Тольятти. Музеи нашего города также пользуются успехом среди наших учащихся: «Симбирская фотография», «Столярная мастерская», «Усадьба на Московской», «Метеорологическая станция», Краеведческий музей, «Народное образование Симбирской губернии» и т.д.
Работа клуба предполагает организацию встреч с представителями других культур. Целью таких встреч является не только знакомство с культурой носителей языка, а также презентация своей культуры, культуры нашей страны, нашей Ульяновской области. Так были приглашены гости из таких стран как Замбия, Гана, Франция. Такие встречи пользуются популярностью среди учащихся и помогает снять языковой барьер.
Огромную роль в нашей работе играют международные проекты: Postcrossing, Holiday Card Exchange, Parcel Exchange, My Hero. Суть проектов заключается в обмене открытками, в которых учащиеся рассказывают о традициях и обычаях, интересных фактах своей родины. А проекте «Обмен посылками» ученики подобрали предметы, отражающие культуру нашей страны: деревянные ложки, матрешки, трещотки, свистульки, шкатулки, тульские пряники, доски, поделки с росписью в стилях: палех, хохлома, городец. А в проекте «Мой герой» ученики собрали ценную информацию о земляке И.М.Будилине, именем которого назван наш школьный музей, М.И. Лямасове и поместили на общем сайте, переведя на английский язык, для всеобщего просмотра. География международных проектов расширяется каждый год: Канада, Тайвань, Дакар, США, Беларусь, Украина, Германия, Австрия, Польша, Забия, Нигерия, Гана, Франция, Гаваи, Япония, Аргентина и др.
Представители клуба регулярно проходят обучения на семинаре, участвуют в фестивалях иностранного языка, выезжают в международные лагеря. Миссия нашего клуба – не только познакомиться с иноязычной культурой, но и достойно представить культуру нашей страны, нашей области. Поэтому можно добавить, что мы являемся своеобразным проводником в популяризации культурного наследия Ульяновской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...
Педсовет "Современная школа как основа духовно-нравственного воспитания"
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания наиболее актуальна сейчас для школы....
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе Медушевский В.В.
Концепция.Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школеМедушевский В.В....
Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе
Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение» актуальна и сегодня....