Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе
статья на тему

Спицина Светлана Ивановна

 

         Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на  духовное вырождение» актуальна и сегодня.

         В настоящее время действительна налицо утрата духовной ориентации в обществе. Оно нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России.  Проблема духовно-нравственного воспитания в школах имеет огромное значение на сегодняшний день. Решение этой проблемы находит свое отражение в рамках предметов  «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе.

        Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был включен в учебный план нашей  школы в 2011-2012 учебном году в соответствии с Поручением Президента РФ. Курс имеет познавательный культурологический характер, в котором большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов.

        Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введена в соответствии с ФГОС ООО с 2015 года и должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий  и гражданского общества в становлении российской государственности.

        В результате реализации данных программ мы планируем увидеть целеустремленного, ответственного, любознательного  и активного ученика, который  будет общителен, трудолюбив и внимателен ко всему окружающему его. У учащегося сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Данные результаты, на наш взгляд, можно получить путем реализации принципа преемственности от начальной школы к основной.

       Для определения модуля курса ОРКСЭ было проведено анкетирование родителей, родительское  собрание с целью учета интересов учащихся и их семей.

       В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для проведения курса.

       Школа обеспечена учебно-методическими комплектами  в соответствии с выбором родителей, и учителя, преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации при КРИПКиПРО в городе Кемерово.  

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом модуль ОПК изучался  в объеме 34 часов.

Данный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является связующим звеном между начальной школой и основной школой, имея свое продолжение в модуле «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

        На уроках ОРКСЭ  были  использованы следующие методы и формы  работы: проектная деятельность,  практические  работы, встречи, мини-сочинения, творческие  работы, беседы, экскурсии (в том числе и виртуальные), дискуссии, инсценирование, кластеры и синквейны.

        Родители становятся непосредственными участниками учебного процесса, так как опыт детей не богат и без помощи родителей или других взрослых школьники  не могут обойтись. 

        Уже на первом уроке ОРКСЭ в 4 классе при изучении темы «Россия-наша Родина» ведем речь о Кузбассе и Прокопьевске как нашей малой Родине путем виртуальной экскурсии и экскурсии по городу.

        Изучая тему курса «Государственные праздники» не забываем  упомянуть о праздниках родного города, а именно День Шахтера, татаро-башкирский Сабантуй (Это многонациональное торжество первыми начали отмечать именно в нашем городе, так как представителей этих национальностей в нашем городе много).

       Воспитывать  патриотизм,  любовь  и  уважение  к  нашей Родине,  к  своей  малой  Родине,  к  своей  семье,  к  выполнению  священного  долга  по  защите  Отечества позволяют  следующие темы занятий «Честь и достоинство», «Род  и  семья  –  исток  нравственных  отношений»,  «Образцы нравственности в культуре отечества»,  «Жизнь человека  –  высшая  нравственная  ценность»,  «Любовь  и  уважение  к  Отечеству».  На этих уроках  ведем речь о героях Кузбасса и Прокопьевска (их именами названы улицы), говорим об истории школы (в годы ВОВ в школе № 6 города Прокопьевска размещался эвакогоспиталь).

        В рамках курса ОРКСЭ  в системе осуществлялась внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности, проводились экскурсии по городу Прокопьевску (посещение Аллеи Героев и памятников города), в музей-заповедник «Томская Писаница», в Кузнецкую крепость, в Краеведческий музей и КВЦ «Вернисаж», в Зенковский парк культуры и отдыха.

        Помимо внеклассной работы параллельно ведется и внеурочная. Так в нашей школе с 2012 года осуществляется реализация программы внеурочной деятельности «Я и мир вокруг» (1-9 классы), которая является дополнением к курсу ОРКСЭ.

       В течение  учебного года учащиеся принимали активное участие в подготовке и проведении:

-общешкольных  акций:  « Живи, ветеран!»,   «Бессмертный полк»;

-общешкольные мероприятия: военно-спортивная игра «Зарничка», сдача норм «ГТО»,  «День защитника Отечества», участие в Параде Победы, «День памяти и скорби»;

-выставки детских работ и сочинений «С чего начинается Родина», «Прокопьевск-край родной!».

-участие в городских и школьных конкурсах об истории края (в городском конкурсе знатоков «Калейдоскоп родного края» участвовали несколько классов и 6 класс занял III место).

       Таким образом, можно сделать следующий вывод. В ходе изучения курса ОРКСЭ и модуля «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учащиеся получат  знания о значимых страницах истории страны и Кузбасса, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга в родном крае, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

       Стоит добавить, что для прочного усвоения содержания курса и ознакомления с историей Кузбасса и родного города нельзя ограничиваться только содержанием учебника. Следует исходить из широты имеющегося опыта. И тогда, воспитав достойного гражданина Кузбасса, получим и достойного гражданина России.

Литература

1.     Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2.     Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3.     Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9- 13с.  

4.     Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

5.    О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10-16с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orkse.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе

     

         Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на  духовное вырождение» актуальна и сегодня.

         В настоящее время действительна налицо утрата духовной ориентации в обществе. Оно нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России.  Проблема духовно-нравственного воспитания в школах имеет огромное значение на сегодняшний день. Решение этой проблемы находит свое отражение в рамках предметов  «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе.

        Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был включен в учебный план нашей  школы в 2011-2012 учебном году в соответствии с Поручением Президента РФ. Курс имеет познавательный культурологический характер, в котором большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов.

        Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введена в соответствии с ФГОС ООО с 2015 года и должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий  и гражданского общества в становлении российской государственности.

        В результате реализации данных программ мы планируем увидеть целеустремленного, ответственного, любознательного  и активного ученика, который  будет общителен, трудолюбив и внимателен ко всему окружающему его. У учащегося сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Данные результаты, на наш взгляд, можно получить путем реализации принципа преемственности от начальной школы к основной.

       Для определения модуля курса ОРКСЭ было проведено анкетирование родителей, родительское  собрание с целью учета интересов учащихся и их семей.

       В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для проведения курса.

       Школа обеспечена учебно-методическими комплектами  в соответствии с выбором родителей, и учителя, преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации при КРИПКиПРО в городе Кемерово.  

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом модуль ОПК изучался  в объеме 34 часов.

Данный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является связующим звеном между начальной школой и основной школой, имея свое продолжение в модуле «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

        На уроках ОРКСЭ  были  использованы следующие методы и формы  работы: проектная деятельность,  практические  работы, встречи, мини-сочинения, творческие  работы, беседы, экскурсии (в том числе и виртуальные), дискуссии, инсценирование, кластеры и синквейны.

        Родители становятся непосредственными участниками учебного процесса, так как опыт детей не богат и без помощи родителей или других взрослых школьники  не могут обойтись. 

        Уже на первом уроке ОРКСЭ в 4 классе при изучении темы «Россия-наша Родина» ведем речь о Кузбассе и Прокопьевске как нашей малой Родине путем виртуальной экскурсии и экскурсии по городу.

        Изучая тему курса «Государственные праздники» не забываем  упомянуть о праздниках родного города, а именно День Шахтера, татаро-башкирский Сабантуй (Это многонациональное торжество первыми начали отмечать именно в нашем городе, так как представителей этих национальностей в нашем городе много).

       Воспитывать  патриотизм,  любовь  и  уважение  к  нашей Родине,  к  своей  малой  Родине,  к  своей  семье,  к  выполнению  священного  долга  по  защите  Отечества позволяют  следующие темы занятий «Честь и достоинство», «Род  и  семья  –  исток  нравственных  отношений»,  «Образцы нравственности в культуре отечества»,  «Жизнь человека  –  высшая  нравственная  ценность»,  «Любовь  и  уважение  к  Отечеству».  На этих уроках  ведем речь о героях Кузбасса и Прокопьевска (их именами названы улицы), говорим об истории школы (в годы ВОВ в школе № 6 города Прокопьевска размещался эвакогоспиталь).

        В рамках курса ОРКСЭ  в системе осуществлялась внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности, проводились экскурсии по городу Прокопьевску (посещение Аллеи Героев и памятников города), в музей-заповедник «Томская Писаница», в Кузнецкую крепость, в Краеведческий музей и КВЦ «Вернисаж», в Зенковский парк культуры и отдыха.

        Помимо внеклассной работы параллельно ведется и внеурочная. Так в нашей школе с 2012 года осуществляется реализация программы внеурочной деятельности «Я и мир вокруг» (1-9 классы), которая является дополнением к курсу ОРКСЭ.

       В течение  учебного года учащиеся принимали активное участие в подготовке и проведении:

-общешкольных  акций:  « Живи, ветеран!»,   «Бессмертный полк»;

-общешкольные мероприятия: военно-спортивная игра «Зарничка», сдача норм «ГТО»,  «День защитника Отечества», участие в Параде Победы, «День памяти и скорби»;

-выставки детских работ и сочинений «С чего начинается Родина», «Прокопьевск-край родной!». 

-участие в городских и школьных конкурсах об истории края (в городском конкурсе знатоков «Калейдоскоп родного края» участвовали несколько классов и 6 класс занял III место).

       Таким образом, можно сделать следующий вывод. В ходе изучения курса ОРКСЭ и модуля «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учащиеся получат  знания о значимых страницах истории страны и Кузбасса, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга в родном крае, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

       Стоит добавить, что для прочного усвоения содержания курса и ознакомления с историей Кузбасса и родного города нельзя ограничиваться только содержанием учебника. Следует исходить из широты имеющегося опыта. И тогда, воспитав достойного гражданина Кузбасса, получим и достойного гражданина России.

Литература

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
  3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9- 13с.  
  4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

  1. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10-16с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Особенности методики преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" в начальной школе

Методическая копилка. Особенности методики преподавания курса"Основы религиозных культур и светской этики"в начальной школе....

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики»  4 класс...