ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
материал на тему
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovnaya_priroda_semi-osnova_dukhovno-_nravstvennogo_vospitaniya_detey_v_seme.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Ледовская Н.В.,
учитель математики,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа№22»
В христианской культуре особая роль семьи - «домашней Церкви» - заключается в исполнении ее исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей. Дети — не случайное приобретение, а дар Божий, который родители призваны беречь и приумножать, содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. С давних пор известно, что формирование моральных качеств личности происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди.
Духовно- нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержень духовно- нравственного воспитания - перевод нравственных принципов во внутренние установки человека, которые в дальнейшем служат верным компасом в его каждодневной жизни. Поэтому нет более важной и сложной темы, чем духовность и нравственность.
Конец прошлого и начало нового тысячелетия ознаменован большим количеством катастроф, влекущих за собой не только нарушение экологического равновесия, но и физического и нравственного здоровья людей. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания.
В частности, утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Современные родители, не имея навыков совместного проживания с детьми событий семейной жизни, стремятся «откупиться » от личного общения с детьми дорогими подарками, компьютерами или различными современными электронными забавами.
Совершенно ясно, что прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Родители подчас проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства и не имеют представления о закономерностях становления духовно- нравственного мира ребенка.
Большую тревогу вызывает то, что родители утратили традиционные нравственные ориентиры, а это приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от порока, и, наоборот, часто провоцируют на негативное поведение.
К сожалению, представители старшего поколения семьи также часто не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства. Среди них надо отметить отклонения от нормы в состоянии здоровья, в поведении, эмоционально-волевом развитии, нарушение детско-родительских отношений. Кроме этого для маленьких детей нет системы нравственных эталонов, школьники не могут согласовывать свое поведение с системой нравственных правил и ориентиров, молодежь приветствует культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей.
Духовно — нравственная неразвитость толкает на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала.
Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и пагубно. Поэтому необходимо искать выход из сложившейся кризисной ситуации в содействии укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, брака, престижа материнства и отцовства, в возрождении отечественной культурно-исторической и религиозной традиций, творческом воссоздании в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, в формировании в государстве системы социально - педагогической поддержки семейного воспитания.
Итак, в условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании не помогут разовые меры, необходим комплексный подход, государственная и общественная поддержка. Какова же роль школы в решении этой проблемы?
В научно - педагогической литературе по проблемам объединения усилий школы и семьи в вопросах воспитания используется много наименований данного процесса. Мне кажется, наиболее полно процесс взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга отражает категория «взаимодействие» и «педагогическое сопровождение».
В основу этого процесса должна быть поставлена информационно - просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В общении с близкими взрослыми у детей формируются собственно человеческие формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Только семья может воспитать семьянина. Священник Александр Ельчанинов писал: «Для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».
Одно из определений понятия «семья» - основанная на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
За счет чего традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их? Это семейный уклад.
Что же включает в себя традиционный семейный уклад?
Обычаи (установления, привычные формы поведения; традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);отношения (сердечные чувствования и настроения);правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни);распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).
Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвратить семью к решению задач духовно- нравственного воспитания.
Необходимо довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности: природа во всей ее красот, величии и целесообразности; истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости; неподдельное сочувствие страдающим; действенная любовь к ближним; мужество национального героя;
творческая жизнь.
Формы работы с родителями: родительский лекторий о традициях воспитания; подготовка печатных материалов для родителей; выпуск Листков для домашнего чтения; проведение «семейных гостиных»;клубы родительского опыта; организация совместной деятельности семей: оздоровительной, творческой; стенды о достижениях родителей; родительские собрания отцов;
создание библиотеки социальных видеопроектов о здоровом образе жизни; семейных ценностях.
Вторая составляющая педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания духовности и нравственности — работа с обучающимися.
Ее девизом могут стать такие слова «Без корней даже полынь не растет».
Организовывая различные коллективные дела и индивидуальные мероприятия, мы должны помнить: наша цель - убедить детей в том, что маленькие семейные праздники и традиции гораздо эмоциональнее и глубже сближают членов семьи, чем те, которые непонятны и далеки. Изучая историю
своих предков, мы черпаем энергию семейного наследия. Задача каждого поколения семьи — хранить, оберегать и передавать семейные традиции.
Решать поставленные задачи педагогам помогут разговор о семье, семейных взаимоотношениях, традициях. Хороший воспитательный эффект дают сочинения о семейных праздниках, любимых блюдах членов семьи, об интересном проведении свободного времени всей семьей, о том, чем гордятся в семье, о семейных династиях. С большим удовольствием ребята выполняют проекты «Моя родословная», «Карта семейных странствий». При подготовке различных мероприятий можно говорить о фотографиях, семейных реликвиях, поделках, которые хранят в семье. Небывалый интерес у школьников вызывает разговор о том, в честь кого их назвали, презентации «Профессии моих родителей».
Такое взаимодействие семьи и школы можно рассматривать как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления семьи и общества в целом, применение которой предполагает в качестве планируемых результатов следующее: формирование отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.
Содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания необходимо сориентировать в сферу православной культуры.
Многовековые традиции православного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.
Надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов, если мы отстаиваем необходимость и берем на себя инициирование процессов духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно- нравственного воспитания при условии собственного духовного укоренения в церковной традиции и непрекращающегося труда над своей душой.
Литература
1.Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину : Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви.-М:2001.-96с
2.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.:1989.-420с
3.Михайлов Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юноши. -СПб:1993.-63с
4.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.:Импэто,1997.-96с
5.Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей – М.: «Планета 2000»,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...
«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
Презентация у уроку по теме "Что такое нравственный поступок?" курса "Основы духовно-нравственной культуры"
Презентация к занятию курса "Основы духовно-нравственной культуры" поможет поднять один из самых важных вопросов "Что такое нравственный поступок". Занятие включаеткак разбор ситуа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....