Русский язык и литература как основа духовно-нравственного воспитания учащихся.
статья (литература) по теме
Предварительный просмотр:
Уроки русского языка и литературы в образовательном пространстве школы как один из путей духовно-нравственного воспитания учащихся.
Духовный багаж, в отличие от обычного багажа,
обладает удивительным свойством: чем он больше,
тем легче идти по дорогам жизни.
Д.Б.Кабалевский
В наш быстротечный век всё ярче проявляются негативные явления в стране. Российское общество переживает серьёзный духовно-нравственный кризис. В последние годы особенно наблюдаются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. На основании широкомасштабных социально-психологических исследований в стране выявлены наиболее тревожные тенденции: у детей и подростков растет число хронических заболеваний и заболеваний, передающихся половым путем, что связано с ранним началом половой жизни; снижается порог начала табакокурения. Увеличивается число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств. Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком на самоубийство. Проблемы в семье, как экономические, так и социальные, могут спровоцировать замкнуться. Человек чувствует свою беспомощность и неспособность повлиять на будущее, вследствие чего возникает депрессия и далее предрасположенность к суицидальным попыткам.
Все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задуматься о том, как же нам воспитать ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы? Кто придёт завтра в армию, в больницы, в школы, на госслужбу? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу, способными творить добро. А это можно решить одним-единственным способом: дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание.
Еще К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко говорили о том, что главное – воспитать человека, а потом уже сформировавшегося человека надо вооружить знаниями. Такие качества, как любовь к ближнему, доброта, сострадание, правдивость должны лечь в основу души ребенка и получать развитие.
Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. У каждого школьного предметного курса свои «ключики» к сердцам, тонкому и хрупкому внутреннему миру детей, но самыми эмоционально сильными средствами воздействия на формирующееся сознание ребёнка, подростка, бесспорно, являются русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Сколько замечательных, глубоких, нравственно богатых произведений дают пищу для умов и сердец юных читателей! Какие серьёзные темы обсуждаются на уроках: любви и дружбы, верности и предательства, войны и мира и многие другие.
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Тургенев, Солженицын, Астафьев… Это ли не лучшие учителя и наставники для растущих душ?! Это ли не лучшие советчики в минуты раздумий и сомнений?! На какие только вопросы мы не искали ответа в произведениях классиков, современных или древних авторов!!! А какие яркие образы! Какие жизненные истории!!!
И перед нами, учителями-словесниками, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особенно остро. Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Именно слово может пробудить у ребёнка то чувство, без которого немыслимо воспитание человека. Через слово создаётся душа ребёнка. Ещё В.А.Сухомлинский сказал: « Слово – тончайшее прикосновение к сердцу ребёнка… Мудрое и доброе слово доставляет радость; глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду…»
У русской литературы всегда были особые внутренние цели. Не достижение какого - то материального идеала, а вопросы вечные: жизни и смерти, добра и зла. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить всю свою жизнь, самого себя, просветить ум, чувства и сердце. Глубинная и никогда не прерывающаяся связь с православными ценностями - главное, что отличает классическую литературу - от К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина до И.С.Шмелёва и Б.К.Зайцева.
В числе современных писателей и поэтов, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, ориентацию на христианские идеалы, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Е.Носова, Н.Рубцова и многих других.
Аристотель утверждал, что «природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».
Пройдёт время, и другой философ Гегель - сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
Действительно, задачей родителей, учителей и общества вообще является воспитать ребёнка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. В этом смысле неоценимую помощь окажут уроки литературы. «Ничто, кроме литературы,- говорил П.М.Неменский,- не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает личный опыт гигантским опытом человечества».
Если обратиться к произведениям зарубежной литературы, то смыслом жизни литературных героев, за редким исключением, является спокойная обеспеченная жизнь в уютном домике без житейских тревог и потрясений. Совершенно другой пафос у литературы русской, классической: она всё время печётся о душе читателя, о его нравственности, о его духовности. Поэтому литература и как школьный предмет, и как один из видов искусства должна быть источником нравственного влияния на учащихся.
Ещё в начальной школе начинается осмысление первоначальных нравственных понятий.
На первом уроке литературы в 5 классе мы с учащимися задумываемся над тем, для чего нужны уроки словесности, осознаём смысл и значение понятия «духовность» в доступной пятиклассникам форме. Задаёмся вопросом: « Что такое душа? Можно ли сделать душу красивой?». Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что её нельзя увидеть и потрогать. Другие считают, что душа – это бессмертное начало в человеке, продолжающее жить и после его смерти. А как считаете вы? Вспоминаем «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Злая царица, любуясь собой, вопрошает у зеркальца: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Ребята приходят к выводу: да, она красива, но душа у неё злая, чёрная, безобразная.
А затем на уроке внеклассного чтения по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» мы пытаемся найти ответы на вопросы: что есть красота и почему её обожествляют люди; что делает людей красивыми или некрасивыми. В ходе беседы ребята приходят к выводу, что красота не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Если человек откликается на чужую боль, его сердце никогда не очерствеет и он будет по-настоящему красив. Вот такой удивительной силой обладает душевная, духовная красота.
И вообще программа по литературе в 5 классе предлагает для изучения произведения, которые оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на учащихся, запоминаются надолго и служат нравственными ориентирами для ребят. Это и басни И.А.Крылова, и «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, и «Муму» И.С.Тургенева, и «В дурном обществе» В.Г.Короленко, и стихи русских поэтов. Особый интерес у ребят вызывают произведения о сверстниках, об их жизни, поступках, размышлениях.
В 6 классе предлагается для изучения рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Два отведённых программой урока дают возможность вести с шестиклассниками серьёзный разговор о доброте, любви, требовательности, дружбе, совести. Ребята приходят к выводу, что герой-рассказчик всю жизнь помнит этот пряник, потому что он стал для него символом настоящей любви и доброты, но любви требовательной, умной. А наказание добротой не забывается!
В 7 классе учащиеся пытаются определить жизненные цели, своё призвание, задумываются о взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. Поневоле нравственные проблемы сливаются с философскими, решение их может подсказать философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В программе под редакцией В.Я.Коровиной предлагается изучить её в отрывках в 6 классе, но опыт работы убедительно доказывает, что это произведение в полном объёме предпочтительнее читать с учащимися 7-ых классов в конце учебного года. В этом случае сказка становится и итогом работы за год, и своеобразным прологом к дальнейшему изучению литературы. В качестве примера приведём презентацию к уроку по сказке. Данный материал позволяет заострить внимание учащихся на важных нравственных проблемах.
Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. После изучения рассказа даётся домашнее задание: написать сочинение на тему «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку». На следующем уроке организуется «круглый стол», где каждый желающий прочитает свои рассуждения на эту тему.
Так с первых уроков литературы у учеников начинает формироваться понятие «духовный мир человека».
Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно только «на перепутье – не перепутать, среди дорог – не заблудиться». И тема свободы выбора – одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходиться делать выбор:
- Почему Герасим ушёл от барыни? Мог ли он поступить по - другому?
- Какой выбор делает княгиня Трубецкая из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?
- Какой выбор делает Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»?
- Почему герой трагедии Пушкина Сальери сделал выбор в пользу зла?
- Почему молодой Дубровский стал разбойником? Правильно ли он поступил?
- Почему Маша Троекурова не уходит с Владимиром, а остаётся со старым князем Верейским? Права ли она в своём выборе?
- Поступок Андрия – это измена Родине или его личный выбор?
- Почему Сильвио из повести А.С.Пушкина «Выстрел» всегда делает выбор в пользу зла?
- Почему Женя Комелькова не затаилась, хотя могла это сделать, а приняла бой?
Почему? Почему? Почему? Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор и что, совершая выбор в пользу зла, герои нарушали всеобщие духовно-нравственные законы нашей жизни, основанные на заповедях Божьих.
Перед Рождеством, как правило, проводятся уроки внеклассного чтения. Это могут быть рассказы И. Шмелева "Рождественский подарок", К. Станюкевича "Елка". Каждый из учащихся, внимательно прочитав и проанализировав рассказ, выясняет, какие нравственные идеи воплощены в нем, какие христианские заповеди затрагивает автор. Все святочные рассказы построены на осмыслении судьбы, поведения и мысли героя в соответствии с Евангельскими заповедями. Главное в таких рассказах заключается в том, что они связаны с празднованием Рождества Христова и Крещения. В них присутствует элемент чудесного, таинственного, они создают приподнятую праздничную атмосферу, напоминающую всем о милости Божьей. В святочных рассказах зло, хаос, тьма вытесняются, замещаются добром, гармонией, светом. Они смягчают сердца слушателей, читателей, вселяя в них чувства умиления, жалости, сострадания, в этом их воспитательное значение.
Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Необходимо с раннего детства учить ребёнка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорить детям, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее:
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо: научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
(А.Дементьев).
У писателя Азарова есть замечательные слова: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Этим светом является наша национальная культура, её духовные истоки.
Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, надо учить их жить по законам добра, настойчиво формировать систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основой духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики смогли осознать, осмыслить сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. Текстов на нравоучительные темы много, например, «О милосердии», «Понятие чести» (по Д.Гранину), «О духовности» (по С.Соловейчик). На уроках русского языка и литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации, духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.
Например, при изучении темы «Синонимы» и «Антонимы» в 5 классе учащимся предлагается поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:
- Учитель предлагает учащимся продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие;
- Совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске и в тетради и анализируется их смысловое содержание.
А в 8 классе при изучении темы «Определённо-личные предложения» учитель ставит следующие воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
- Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Соответственно целям и задачам урока подбираются тексты, над которыми ведётся работа на уроке.
В заключение урока ребята отвечают на вопрос: какие результаты духовно-нравственного воспитания мы можем ожидать от себя?
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зёрна разума и доброты, а прорастают они не скоро, не вдруг. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после таких уроков учащиеся станут немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, умение прощать не останутся для них просто фразой, то учитель может считать свою задачу выполненной.
На сегодняшний день мы понимаем, до какой степени обделены хорошим киноискусством современные дети. В школьном возрасте кино оказывает на человека огромное воспитательное воздействие. Если хотя бы раз в месяц классный час будет посвящён просмотру таких прекрасных фильмов, как: «Тихий Дон», «Повесть о настоящем человеке», «Остров», «Брестская крепость», то намного укрепится культурный и духовно-нравственный иммунитет детей.
Хочется отметить, что основы духовной культуры личности закладываются в первые годы жизни ребёнка. Поэтому особенно велика роль семьи в духовно-нравственном воспитании. Крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накалённый угль духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.
Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми. Время безжалостно, но всё может человек, который помнит слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизованность от дикости».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)
Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная статья содержит материал для уроков русского языка и литературы из опыта работы по духовно- нравственному воспитанию учащихся.Наряду с целями и задачами учителя предлагаются формы и метод...
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Статья о роли русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся....
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»
Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисци...