Программа работы с трудными подростками
материал (9 класс)

В помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_trudnymi_podrostkami_1.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной работе с учащимися 9 «б» класса,

состоящих на учёте в ПДН и на внутришкольном учёте

  1. Инструктаж по ТБ в школе, соблюдение правил дорожного движения.
  2. Беседа о соблюдении режима дня.
  3. Выявление интересов учащихся с целью вовлечения в занятия в сети дополнительного образования.
  4. Диагностика по профориентации.
  5. Выбор будущей профессии. Беседа.
  6. Изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий.
  7. Помощь семье, воспитателям Детского дома в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка. Беседы, родительские собрания.
  8. Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций.
  9. Проведение Совета профилактики.
  10. Обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего.
  11. Внутришкольный контроль  за посещаемостью учащихся. Проверка явки на занятия учащихся данной категории
  12. Организация внеучебной и каникулярной занятости учащихся, привлечение учащихся к интересному, плодотворному досугу, организация совместных концертных и конкурсных мероприятий с Детской школой искусств и ДК, к работе секций и объединений с целью профилактики безнадзорности и беспризорности
  13. Проведение массовых тематических мероприятий
  14.  Активизация роли занятий физической культурой и спортом.
  15. Мониторинговая и диагностическая психолога – педагогическая работа по проблемам распространения курения, алкоголизма, наркомании, проводимая среди учащихся и их родителей с целью координации совместной деятельности по воспитанию подрастающего поколения
  16. Проведение мониторинга по оценке эффективности профилактической работы.

                                      Классный руководитель:                Чебунина Н. В.

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, классных руководителей, инспектора по охране прав детства.

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка,
  • помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления,
  • привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий,
  • изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий,
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций,
  • помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей.

«Дневник индивидуальной работы» поможет классному руководителю, в решении  проблем с документацией. Он регулярно заполняется и хранится у классного руководителя в воспитательном плане.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ИНФОРМАЦИОННАЯ КРАТА

2.ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ                  

3.ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.ПРОПУСКИ УЧАЩЕГОСЯ

5.ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

6.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМСЯ

7.КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

8.ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ

9.АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ И СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КРАТА

  1. ФИО ребёнка________________________________________________________
  2. Класс ______________________________________________________________
  3. Дата (число, месяц, год) и место рождения______________________________

______________________________________________________________________

  1. Домашний адрес ____________________________________________________
  2. Домашний телефон __________________________________________________
  3. Семья учащегося

            Мать

Ф.И.О.__________________________________________________________________

Дата и место рождения ____________________________________________________

Место работы, должность__________________________________________________

Образование_____________________________________________________________

            Отец

Ф.И.О.__________________________________________________________________

Дата и место рождения ____________________________________________________

Место работы, должность__________________________________________________

Образование_____________________________________________________________

      Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:

Состав семьи, её структура:________________________________________________

________________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия ________________________________________________

Взаимоотношения в семье ________________________________________________

________________________________________________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье ______________________________

  1. Группа здоровья ребенка, заболевания: ________________________________
  2. Положение ребенка в классном коллективе______________________________
  3. Учебная деятельность:

           успеваемость ______________________________________________________

     уровень знаний ______________________________________________________

           мотивация обучения _________________________________________________

           посещаемость уроков_______________________________________________

           способности к обучению _____________________________________________

           познавательный интерес _____________________________________________

  1. Трудовая деятельность:

           наличие трудовых навыков ___________________________________________

     предпочитаемые виды труда __________________________________________

  1. Внеурочная деятельность_____________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Круг общения (ФИ друзей):

      в школе ___________________________________________________________

вне  школы ________________________________________________________

  1. Относится ли к «группе риска» (с какого года)? __________________________
  2. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) ___________________________________________________________________
  3. Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) _______________
  4. Состоит ли на учете ПДН (дата постановки, причина) __________________________________________________________________
  5. Состоял ли на учете ПДН  (дата снятия с учета) ___________________________________________________________________
  6. Вызов на Совет  по профилактике правонарушений (дата, причина)_________

______________________________________________________________________  

  1. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних  (дата, причина)_________

______________________________________________________________________

Дата  «_____» ________ 20 _____г.

Классный руководитель ___________ / __________________/

        

                                                         

                            ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ      

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «______» _____________ 20_____ г.

Классный руководитель __________ /_________________/

Директор школы ____________/_____________________/

ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Параметры

Мнение  ученика

Мнение родителей

Мнение учителя

Интерес к учению

Предметы,  изучаемый с

удовольствием

Предметы, вызывающие

трудности

Предметы, которые хотели бы  изучать дополнительно

Уровень самостоятельности в учении

Полностью самостоятелен

Оказывается эпизодическая

помощь

Оказывается постоянная помощь

ПРОПУСКИ УЧАЩЕГОСЯ

Месяц

Количество пропусков

Принятые меры

По болезни

Без уважительной причины

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Дата

Проблема

Принятые меры

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМСЯ

Дата

Содержание работы

Результат

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.                                                      

Содержание     наблюдений

Не наблюдается

Иногда  

Часто

1

Учебная  деятельность:

  • равнодушие;
  • нежелание  учиться;
  • низкая  успеваемость;
  • затруднение  в  освоении  учебных  программ;
  • систематическая  неуспеваемость  по  одному  или  нескольким предметам.  

2

Взаимоотношения  со  сверстниками:

Положение   в  классе:

  • изоляция;
  • противопоставление себя коллективу;
  • положение  вожака микро  группы,  состоящих  из  трудных  учащихся.

Отношение  к  другим  детям:

  • жестокое  обращение   со  слабыми  и  младшими;
  • пренебрежительное отношение  к  сверстникам;
  • принадлежность  к  различным   молодежным  группам.

3

Взаимоотношения  со  взрослыми:

С  учителями:

  • конфликтный  характер взаимоотношений  с  одним  или  несколькими учителями;
  • грубость;
  • бестактность;
  • ложь.

С  родителями:

  • конфликтный  характер;
  • ложь;

грубость,  хамство.

4

Проведение  свободного  времени:

  • не занимается  в  кружках  и  секциях;
  • проводит  свободное  время  вне дома  (с  друзьями  на   улице);
  • употребляет спиртные  напитки;
  • курит;
  • зарабатывает себе на жизнь;

5

Отношения к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

  • незнание своих возможностей  и способностей;
  • профессиональная неопределенность;
  • неразвитость  тех четырёх личности,  которые  необходимы  для  выбранной профессии.

Отношения  к  труду:

  • отрицательные отношения
  • невыполнения трудовых обязанностей в школе и дома;
  • недобросовестное отношение

6

Поведение и  поступки.

В школе:

  • прогулы;
  • нарушения  требований школьной  дисциплины;
  • нецензурная  брань;
  • жаргонная  речь;
  • порча  школьного  имущества;
  • срыв  уроков;
  • драки.

В семье:

  • побеги  из  дома;
  • невыполнение  домашних  обязанностей;

Противоправные  поступки:

  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • азартные  игры;
  • употребление  наркотиков;
  • проституция;
  • воровство;
  • вымогательство;
  • порча  имущества;
  • нанесение  телесных  повреждений (драка).

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ

Дата

Проблема семьи

Что сделано

Результат

         

 

   

 

                                                                        Утверждаю

                                                                                           Директор школы                          

      _______ /______________/                               

                                                                                           

АКТ

обследования жилищно-бытовых и материальных условий

семьи несовершеннолетнего

_________________________________________________________________

                           (Ф.И.О., дата рождения,

_________________________________________________________________

        наименование образовательного учреждения (класс))

                                                 "___" ___________ 200__ г.

    Дата постановки на учет: _______________________________________________

    Домашний адрес: ______________________________________________________

________________________________________________________________________

    Состав семьи: (Ф.И.О., дата рождения, место работы) _____________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

    Жилищные условия: __________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

    Санитарное состояние: _________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

    Материальный достаток семьи: _________________________________________

________________________________________________________________________

    Психологический климат в семье: _______________________________________

________________________________________________________________________

    Признаки неблагополучия: _____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

    Влияние неблагополучия на ребенка: ____________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

    ВЫВОД: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

    Директор школы _______/________________/

    Инспектор по охране прав детства ________/______________/

    Классный руководитель _________/_______________/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»

     МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671610, Республика Бурятия, п. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com

Характеристика

на ученика 9 «Б» класса Я Р А,

17.11.1999 года рождения, воспитанника ГБУСО «Звездный»,

с. Баргузин,  улица Очирова, 17.

     Я Р обучается в данной школе с 2011 года. За время учебы показал слабые способности по многим дисциплинам школьной программы, так как у подростка совершенно отсутствует желание учиться. Рашид не готовит домашние задания, на уроках работает только тогда, когда необходимо срочно исправлять неудовлетворительные оценки и то при неоднократном напоминании учителя. Убедить подростка в необходимости  систематической  работы  практически невозможно.  Часто  уходит с уроков.
   Школьные принадлежности  не носит, объясняя это забывчивостью. Дневник  для выставления оценок и проверки классному руководителю не подает.
По характеру подросток  несдержанный, грубый, агрессивный.
В классе является отрицательным  лидером, оказывает нежелательное влияние  на более слабых по характеру ребят.

     Курит, на замечания работников и администрации школы реагирует крайне отрицательно, высказывая грубые бестактные слова.   Профессиональные намерения отсутствуют.
      Неоднократные беседы, обсуждение его поведения на педсоветах, совещаниях при директоре  положительных результатов не дают. Рашид состоит  на внутришкольном учете по поводу негативного поведения в школе и на учёте в ПДН.
      Воспитывается подросток в детском доме.  Воспитатели  регулярно посещают школу по вызову классного руководителя и директора. Неоднократно Р  посещали  на дому, где имеется все необходимое для успешного обучения и воспитания, однако все усилия администрации школы и детского дома, воспитателей и классного руководителя положительных результатов не  всегда дают.




               Классный  руководитель:                            Чебунина Н. В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671610, Республика Бурятия, п. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com

                         Характеристика

на ученика 9 «Б» класса Т Р В, 18.07.1998 года рождения, проживающего с. Баргузин  ГОУ «Баргузинский детский дом»  улица Очирова 17.

   Т Р обучается в данной школе с 2010 года. За время учебы (по итогам 2 четверти) показал слабые способности по многим дисциплинам школьной программы, так как у подростка совершенно отсутствует желание учиться.  Р  не готовит домашние задания, на уроках работает только тогда, когда необходимо срочно исправлять оценки и то при неоднократном напоминании учителя. Интеллектуальные способности не соответствуют возрасту.  Любит рисовать.  Убедить подростка в необходимости  систематической  работы  практически невозможно, так как на все замечания учителя он реагирует  крайне агрессивно.  Часто уходит  с уроков, когда ему вздумается.
  Школьные принадлежности  не носит, объясняя это забывчивостью. Дневник  на выставление оценок и проверки классному руководителю не подает. По характеру подросток  несдержанный, грубый, агрессивный.
  В классе является отрицательным  лидером, оказывает нежелательное влияние  на более слабых по характеру ребят. Много раз был замечен с детьми старше своего возраста.
Курит, на замечания работников и администрации школы реагирует крайне отрицательно, высказывая грубые бестактные слова.      Неоднократные беседы, обсуждение поведения на педсоветах, совещаниях при директоре, заседании профилактического Совета  положительных результатов не дают. Р стоит  на внутришкольном контроле и на учёте в ПДН по поводу негативного поведения в школе, кражи.
 Воспитывается подросток в детском доме.  Воспитатели  регулярно посещает школу по вызову классного руководителя и директора. Неоднократно Р  посещали  на дому, где имеется все необходимое для успешного обучения и воспитания, однако все усилия положительных результатов не  всегда дают.


Классный  руководитель:                            Чебунина Н. В.

Ведомость оценок за первую четверть 2014-2015 уч. года                                       ученика 9 «б» класса Я Р

        2 четверть

Русский язык    3  3 3  3 н        3

литература        332нннн        3

алгебра                3н32        3

геометрия          33н        3

история              3 3 3н        3        

обществознание  3 3        3

география           н43        3

биология             3 2нн                                                                         3

химия                       н н  3 н н3        3

физика                нннн                                                     н/а

черчение             3 3 4         3

информатика      2нннн        н/а

бурятский язык   3 3        3 н 3                                                              3        

английский язык  3 3 3 3                                                3

физическая культура   5 5 5                                                           5

        Заверяю:    классный руководитель  Чебунина Н.В.

        

      План воспитательной работы с учащимися 9 «Б» класса,

 стоящих на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних

Направления работы

                                                Мероприятия

1.

Профилактическая работа с «группой риска»

  1. Внутришкольный контроль за посещаемостью учащихся
  2. Проверка явки на занятия учащихся данной категории
  3. Обеспечение вовлечения учащихся данной категории в занятия в сети дополнительного образования
  4. Обеспечение вовлечения учащихся данной категории в общешкольные мероприятия
  5. Утверждение состава школьного совета  профилактики правонарушений и преступлений, планирование работы совета на новый учебный год, заседания совета профилактики
  6. Заслушивание на заседаниях совета профилактики не успевающих по итогам учебных четвертей учащихся, учащихся с неудовлетворительным поведением
  7. Постановка на школьный учет учащихся  «группы риска», учащихся из семей, находящихся в социально опасном положении
  8. Собеседования с учащимися, совершившими правонарушения, членами педколлектива и инспектором по делам несовершеннолетних
  9. Беседы о законодательстве с учащимися членами педколлектива и инспектором по делам несовершеннолетних
  10. Рейды «Досуг» и акции «Подросток»
  11. Посещение на дому учащихся, стоящих на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних
  12. Планирование работы в каникулы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних
  13. Оказание помощи учащимся данной категории в трудоустройстве
  14. Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
  15. Анализ работы педагогического коллектива с учащимися «группы риска», с семьями, которые находятся в социально опасном положении

2.

Учебная работа с учащимися

  1. Обучение и воспитание через валеологию, ОБЖ, биологию, химию, физическую культуру, культуру общения и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий курения, употребления алкоголя, наркотиков и иных ПАВ
  2. Проведение школьным психологом занятий по программе «Счастливый подросток»
  3. Проведение школьным психологом занятий по программам  «Психологическая коррекция агрессивного поведения», «Уроки общения»
  4. Проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога
  5. Организация внеучебной и каникулярной занятости учащихся, привлечение учащихся к интересному, плодотворному досугу, организация совместных концертных и конкурсных мероприятий с Детской школой искусств и ДК, к работе секций и объединений с целью профилактики безнадзорности и беспризорности
  6. Проведение массовых тематических мероприятий
  1. Активизация роли занятий физической культурой и спортом

3.

Санитарно-просветительская работа с родителями

  1. Помощь родителям в конфликтных ситуациях с детьми
  2. Проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога
  3. Педагогико–медико–психологическое просвещение родителей учащихся в рамках родительского лектория
  4. Привлечение родителей к совместному с детьми досугу

4.

Тематическая работа  классного руководителя

  1. Проведение заседаний по технологиям профилактической работы
  2. Оформление тематических, профилактических, информационных стендов
  3. Подготовка месячников по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни

5.

Диагностическая работа

  1. Мониторинговая и диагностическая психолого – педагогическая работа по проблемам распространения курения, алкоголизма, наркомании, проводимая среди учащихся и их родителей с целью координации совместной деятельности по воспитанию подрастающего поколения
  2. Проведение мониторинга по оценке эффективности профилактической работы

Карта личности «трудного подростка»

«      » ____________________2014-2015 г.г.
Ф.И.О.__________________ ______________________________________
Число, месяц, год рождения_ ______________________________________
МБОУ СОШ  ______________, _____________класс
Ф.И.О. классного руководителя, рабочий телефон.

  • Состав семьи
  • Образование родителей
  • Количество детей в семье, их возраст
  • Степень выраженности аморальных проявлений в семье
  • Характер эмоциональных отношений в семье
  • Здоровье несовершеннолетнего
  • Успеваемость, отношение к обучению
  • Поведение в школе
  • Общественная активность
  • Отношение к учебе
  • Внешняя культура поведения
  • Отношение к алкоголю
  • Отношение к курению
  • Культура речи
  • Отношение к окружающим
  • Вредные привычки

План обследования семьи
обучающегося с девиантным поведением

Объективные данные для анализа

  1. Состав семьи (отец, бабушка, мать, дед, отчим, число детей).

  1. Стиль и тон семьи (ровный, спокойный; конфликтный: пьет отец; пьет мать).

  1. Взаимоотношения между членами семьи (родители живут дружно; ссорятся, дерутся, расходятся).

  1. Взаимоотношения между взрослыми и детьми (нет взаимопонимания, часты ссоры; безнадзорность детей),

  1. Отношение к ребенку в семье (любят, не любят; заботятся, не уделяют внимания; балуют; наказывают).

  1. Материальное положение семьи, ее жилищно-бытовые условия (хорошие; плохие; отец не работает; мать не работает).

  1. Образовательный и культурный уровень родителей.

  1. Взаимоотношения семьи с окружающими (хорошие; плохие; постоянно конфликтные; ровные).

Вопросы для составления характеристики подростка

  1. Родители, их возраст, социальное положение, место работы.
  2. Материальное положение семьи (питание, обстановка, жилищные условия, санитарно-гигиенические условия), состав семьи.
  3. Быт семьи, культурный досуг.
  4. Взаимоотношения между членами семьи.
  5. Воспитание ребенка в семье (кто из родителей занимается воспитанием; есть ли единые требования, методы, стиль воспитания).
  6. Участие ребенка в домашнем труде, организация досуга, соблюдение режима дня.
  7. Чем труден ребенок, формы и степень выражения трудностей (ленивость, недисциплинированность, нежелание трудиться, увлечение азартными играми, драки, побеги).
  8. С какого возраста трудности замечены и как развивались.
  9. Черты характера ребенка, интересы и занятия, общественные поручения и отношение к выполнению поручений, взаимоотношения с товарищами.

Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних

Общие характеристики условий воспитания.

Фамилия, имя, отчество___________________________________________

Год рождения_______________________

Здоровье: хорошее, удовлетворительное, слабое, патология (заполняется вместе с медработником ОУ).

Характер занятости в свободное время:

Поведение в школе: примерное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Общественная активность: организатор коллективных дел, активный участник дел, не участвует в общественной жизни, бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия.

Отношение к учебе: заинтересованное, избирательно-заинтересованное,
равнодушное, отрицательное, крайне отрицательное.

Состав семьи:______________________________

Количество детей в семье:

Образование родителей:

  • высшее;
  • незаконченное высшее;
  • среднее специальное;
  • общее среднее;
  • неполное среднее.

Характеристика отношений в семье:

  • семья ведет здоровый образ жизни;
  • один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;
  • у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;
  • частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;
  • повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей.

Характер эмоциональных отношений в семье:

  • атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки;
  • отношения ровные, но без эмоциональной близости;
  • эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;
  • напряженно-конфликтные отношения.

Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

  • на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом;
  • досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;
  • общение па основе пустого времяпрепровождения;
  • асоциальные группы, выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;
  • криминогенные группы, стоящие на разных формах учета за
    совершение правонарушений.

Примерные показатели социального развития подростка (используются для написания характеристики)

1. Наличие положительных жизненных планов и профессиональных намерений:

  • профессиональные намерения отсутствуют из-за негативного отношения к труду;
  • планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
  • планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии.
  • профессиональные планы и намерения выражены четко.

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

  • отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
  • к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;
  • отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;
  • отношение сознательное, добросовестное, проявляется интерес к изучению предметов.

3. Отношение к педагогическим воздействиям:

  резкая, грубая форма неприятия;

  неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, упрямства;

  избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;

  к замечаниям склонен прислушиваться;

  чутко реагирует на замечания, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.

4. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников:

  • открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
  • в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
  • равнодушное, безразличное отношение к нарушителям норм общественной морали и права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;
  • способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их;
  • активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

5. Отношение к окружающим:

  • проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным;
  • способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других;
  • равнодушие, невнимательность в отношениях с одноклассниками, товарищами;
  • сопереживание по отношению к близким, родным;
  • высоко развита действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать нe только близким, но и окружающим людям.

6. Внешняя культура поведения:

  • неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных
    навыков общественного поведения;
  • безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
  • аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения.

7. Отношение к алкоголю:

  • злоупотребление, либо регулярное употребление;
  • эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ;
  • нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, токсические вещества;
  • осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя;
  • активная позиция в борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков.

8. Отношение к курению:

  • закрепившаяся привычка к курению;
  • эпизодическое курение;
  • воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;
  • осознанный, самостоятельный отказ от курения;
  • активное неприятие курения как в отношении себя, так и в
    отношении своих товарищей.

9. Отношение к сквернословию:

  • сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах;
  • эпизодическое сквернословие;
  • избегание нецензурных выражений;
  • активное неприятие сквернословия;
  • - высокая культура речи, богатый лингвистический вкус.

Педагогическая характеристика детей школьного возраста.

 Воспитание школьника.

        

        Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые технолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема воспитания детей школьного возраста приобретает особое значение. Воспитание школьника – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Поэтому она интересует не только родителей и учителей отдельно взятого школьника, но и педагогов, психологов, социологов, как отечественных, так и зарубежных. От этого такое многообразие взглядов на воспитание.

        Работая преподавателем технического труда в школе и  будучи классным руководителем нас заинтересовала эта тема. Что послужило стимулом для нашего дальнейшего углубленного изучения проблемы.

         Темой курсовой работы является педагогическая характеристика детей школьного возраста, воспитание школьника.

        Актуальность темы вызвана потребностью общества в инновациях образовательно-воспитательного процесса, так как школа продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности.

        Далее в курсовой работе будет освещена эта проблема более детально.

        Объектом исследования является процесс воспитания школьников, с учетом возрастных особенностей.

        Предметом исследования является особенности воспитания детей в школе.

        Цель исследования – углубленное изучение данной проблемы.

        Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Определить степень разработанности проблемы, используя теоретическую базу.
  2. Изучить взгляды выдающихся педагогов на процесс формирования и развития личности подростка.
  3. Рассмотреть различные формы и методы работы классного руководителя с детьми подросткового возраста.
  4. Предоставить практический материал, который поможет педагогам организовать внеклассную воспитательную работу.

Педагогическая периодизация,

как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста.

«Порывы, воля, а также желания присущи даже новорожденным детям, между тем как рассудительность и ум появляются у них только с возрастом».

Аристотель.

        Уже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста и физического, умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического, социального.

        Для правильного управления процессами развития появилась необходимость классифицировать периоды человеческой жизни.

        Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные)- только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для нас наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

        В современной науке приняты следующие периодизации детского школьного возраста:

Психологическая

Педагогическая

1.

Школьный возраст

(6-11 лет).

1.

Младший школьный возраст (6-10 лет).

2.

Пубертатный период

(11-15 лет).

2.

Средний школьный возраст (10-15 лет).

3.

Юношеский период

(15-20 лет).

3.

Старший школьный возраст (15-18 лет).

        Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает воспитание.

        Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям. С возрастом изменяются отношения растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, потому что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Игнорирование или  отрицание природных ступеней развитие неизбежно приводит к ошибочному утверждению  возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики.

«Только в школьном возрасте появляются у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом».1 То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу одного из основополагающих принципов – учета возрастных особенностей. Тут будет уместно отметить проблему неравномерности развития, отклонений от физических и духовных закономерностей в ту или иную сторону. К ним же и относится акселерация – ускоренное физическое развитие в детском и подростковом возрасте. Среди основных причин акселерации можно назвать следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшения условий жизни, повышения качества питания и медицинского обслуживания. Указываются и другие причины - радиоактивное загрязнение окружающей среды обитания, ведущие на первых порах к ускорению роста, а со временем к ослаблению генофонда и развитию различных патологий. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

        «Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Рассмотрение изолированно этих двух факторов не обеспечит достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания».2

________________________________________________________________

1. Выготский Л.С. Психология личности. – М., 1982 г., с.165.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999 г., т.1, с.122.

 Опираясь на все перечисленные аспекты учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

  1. Краткая характеристика особенностей воспитания обучаемых различных возрастных групп.

Младший школьный возраст (6-10 лет).

Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия.

В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Задачи школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения).

В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.

Средний школьный возраст (10-15 лет).

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого».

У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем  он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Педагогическая характеристика детей школьного возраста.

 Воспитание школьника.

Старший школьный возраст (15-18 лет).

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

Противоречия подросткового возраста.

Подростки… Сколько тревог переживают матери и педагоги, произнося это слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка.

В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться глухим к человеческой беде.

Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло. Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и переживал в детские годы. Подросток  видит то, что еще не видит ребенок. Он же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем. Трудность воспитания в подростковом возрасте состоит в том, что ребенка мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя. Почему так часто приходится слышать: школьник в детстве был хороший, а в годы отрочества попал под влияние и стал плохим человеком? Что такое – плохое влияние? Откуда оно берется? Основой, главным в воспитательной работе является не то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а то, чтобы сделать их невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Как это сделать? В этом и есть мастерство и искусство воспитания.

«Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы отрочества, тем глубже убеждался в истинности простой, но важной закономерности: очень трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в детские годы».1 

Мы с тревогой убеждаемся, что у многих – даже лучших – педагогов человек (воспитанник) в детские годы проявляет себя односторонне. О том, хороший или плохой воспитанник делается вывод только на основе того, как он выполняет нормы поведения и требования порядка. В подростковом возрасте такого очень бедного выявления человека маловато. Часто моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства. Природой своей детский возраст не может преподнести тех трудностей, какие преподносит отрочество.

«Подросток – это цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он начнет цвести. Растерянность, удивление перед «фатальными», «неотвратимыми» явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в землю семя, не зная твердо, какое это семя– розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришел любоваться цветком».2

В истине: «дети – радость жизни» - глубокий смысл, но и глубокое противоречие. Ребенок сам по себе не может быть источником радости. В человеке, который повторяет отца и мать на новой основе, настоящим источником радости для отца и матери является то, что они сумели вложить в него. В любви к детям раскрывается наивысшее человеческое качество – чувство собственного достоинства. Как открытие переживает подросток мысль: «Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

        Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

        Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

        Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

        Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

-  родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;

-   власть используется ими в меру необходимости;

-   в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

-  родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

- родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

        Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно. С одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни. В этом противоречии есть хорошее и плохое. Хорошее – это непримиримость со злом, ненависть, отвращение ко всему, что принижает представление подростка об идеале добра, правды, красоты. Если вы хотите, чтобы ваши слова всегда доходили до ума подростка, вслушивайтесь в то, что волнует, тревожит его. Беспристрастность – плохой воспитатель.         Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали. «Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника».

В самооценке ребята проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты». По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?».1

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания подростка -  дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радость победы.

Мальчики и девочки стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от дурных привычек?».

        Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:

1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Тут мы переходим к следующему: желание самоутвердиться и неумение это сделать. Подросток делает важное открытие: моральное достоинство человека, его место в обществе, успехи находят свое проявление в общественном признании. Об одном говорят с уважением, о другом – с презрением, о третьем – ничего, словно его и на свете нет. Подростку хочется быть личностью. Не случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему героическому, романтическому, необычному. Он ощущает потребность действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть перед собой цель.

Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их с другой, тоже представляет сложный процесс самоутверждения. «Подростка интересуют люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве. Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество артиста, достижения спортсмена».1 Отсюда множество увлечений, непостоянство интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня – рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня – фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя. Если воспитатель не знает духовного мира подростка, то даже доброжелательный совет может быть воспринят как запрещение делать одно и приказ делать другое. Желания и интересы подростка нужно видеть в движении, в развитии. Необходимое должно стать для него желанным. Нельзя принимать капризы за желания.

Удивление перед неисчерпаемостью науки, желанием много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в тоже время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям  - это отражает противоречивый характер подростка, самоутверждение в сфере интеллектуальной жизни. В годы отрочества человек впервые переживает мысль, что школьное образование – только капля научных знаний, первая страница великой книги науки. Чем дальше от взгляда ученика простирается горизонт науки, тем глубже  подросток осознает как мало он знает. Поэтому мастерство воспитания состоит в том, чтобы интеллектуальные интересы подростка находили свое удовлетворение. Но в особенностях мышления кроется и подростковый негативизм. Негативизм часто начинается с возражений, игнорирования школьных заданий – той повседневной, однообразной для подростка работы, которая кажется ему «муравьиной возней по сравнению с космическими полетами». Отсюда легкомысленное отношение к учебе и «защитная реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его самостоятельность.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:

  • замена родителей;
  • власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
  • авторитетный источник знаний в определённой области;
  • старший товарищ и друг.

        В принципе подросток готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем ему очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок.

        Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными.

        Противоречия подросткового возраста не являются чем-то фатальным, но их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой они сглаживаются, ослабляются, а не умелой – углубляются, заостряются, приводят к конфликтам.

  1. Роль классного руководителя

в формировании личности подростка.

        Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны».1 

        Методы и формы работы с детьми

        Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешной учебной деятельностью, с общением, с самоопределением.

        Превентивная помощь реализуется рядом педагогических средств, в частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение). Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек. Привычки ребенка полностью обуславливаются личностью педагога, определенностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером. К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека.

        Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, книг, каких-либо жизненных коллизий. Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных газет.

        Оперативная помощь заключается в конфиденциальной беседе классного руководителя с учеником. При её проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, предложить ему подумать. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической метафоре». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование и бессознательное обучение адекватному поведению. Она показывает, ребенок сам может справиться со своими проблемами. Это пробуждает потребность в самовоспитании. Классный руководитель может попросить школьного психолога поработать с ребенком. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой, поработать с семьей ученика.

        Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции.

        Многие из этих методов были известны в глубокой древности. Ими пользовался, например, знаменитый персидский врач Раза (18 век), которому приписывают введение термина «психотерапия».

        К формам превентивно-оперативной помощи детям относятся ролевые игры. Они формируют соответствующий принятым нормам способ поведения.

        Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми. Она имеет свою специфику.

         Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентаций, потребностей, минимальный социальный опыт, низкий культурный уровень, как производное от низкого образовательного уровня родителей.

        Педагогическая запущенность – это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершивших преступления), а также следствие педагогических ошибок профессиональных педагогов, начиная с детского сада. Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведении, общении, ведущих видах деятельности.

        Жесткий педагогический прессинг, авторитарный стиль работы могут только усугубить ситуацию. Детям нужна помощь и поддержка. Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Надо предоставлять детям самостоятельность, конечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от негативных и нелепых выходок, которыми пытались доказать свою значимость.

Компьютерная поддержка воспитания.

        Технология воспитания с компьютерной поддержкой – это технология профессионализма, в основе которой точный, прицеленный расчет воспитательных воздействий, диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе. Технология основывается на новых для нашей педагогике положениях, играющих принципиальную роль.

        «Человек будет стремиться стать воспитанным только тогда, когда это будет приносить ему реальную пользу. Или, используя терминологию нынешних юных прагматиков, когда это ему будет выгодно».1 Остается только умело воспользоваться этим в организации воспитательного процесса, направить на удовлетворение собственных потребностей воспитанников. Так мы подошли к пониманию и формулированию двух основополагающих принципов воспитания, на которых базируется новая технология воспитательного процесса. Первый – личностная направленность воспитания, а второй - самостоятельная деятельность воспитанника.

                Целенаправленная работа с классом начинается с диагностики. Диагностирование воспитанности - это исследование классного руководителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности коллектива в целом и каждого  в частности (см. график 3 и 4).

 

Сформированность общественных качеств

Ф.И.

                   

Доброта

Человечность

Честность

Справедливость

Трудолюбие

Ответственность

Порядочность

Достоинство

Вежливость

Отзывчивость

   

                                

Уровень воспитанности        

Методики изучения воспитанности школьников.

А. Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.

  1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже ( поставь знак «-»).
  • физическая сила и выносливость;
  • умственная работоспособность;
  • сила воли;
  • выдержка, терпение и упорство;
  • ум, сообразительность;
  • память;
  • объем знаний;
  • внимание и наблюдательность;
  • критичность и доказательность мышления;
  • умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
  • умение планировать работу;
  • умение организовывать свой труд;
  • умение беречь время;
  • умение контролировать и анализировать свою работу и поступки;
  • умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
  • чуткость и отзывчивость к людям;
  • умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
  • умение подчинять свои желания интересам дела;
  • умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
  • умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

  1. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

  1. Какие   специальные   способности  ты  в  себе  открыл   в   этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

  1. Над какими из них ты сейчас работаешь?

  1. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже ( поставь знак «-»).

  • физическая сила и выносливость;
  • умственная работоспособность;
  • сила воли;
  • выдержка, терпение и упорство;
  • ум, сообразительность;
  • память;
  • объем знаний;
  • внимание и наблюдательность;
  • критичность и доказательность мышления;
  • умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
  • умение планировать работу;
  • умение организовывать свой труд;
  • умение беречь время;
  • умение контролировать и анализировать свою работу и поступки;
  • умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
  • чуткость и отзывчивость к людям;
  • умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
  • умение подчинять свои желания интересам дела;
  • умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
  • умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

  1. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

  1. Какие   специальные   способности  ты  в  себе  открыл   в   этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

  1. Над какими из них ты сейчас работаешь?

  1. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Б.  Методика «Хранилище человеческих качеств».

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний школьный возраст. Проводится в форме игры.

        Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена» различными нравственными ценностями (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает и они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых в избытке.

        В конце этого этапа дети обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить.

        Результаты можно зафиксировать с помощью таблицы.

№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Положительные качества

Отрицательные качества

1.

Ахметшин Артур

аккуратность

грубость

2.

вежливость

неряшливость

        На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива.

        Второй этап: игра повторяется в конце учебного года. На «аукцион» выставляются «ненужные вещи», т.е. те отрицательные качества, которые еще остались.

        В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает ребятам проанализировать результаты за учебный год.

        Заполняется аналогичная таблица.

№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Закрепленные положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

1.

Ахметшин Артур

аккуратность

2.

вежливость

        При сравнении таблиц можно сделать вывод о динамике роста личности и коллектива .приложение 2.

Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?»

Задачи классного часа:

  1. Развивать умения анализировать свои внешние и внутренние качества; формировать адекватную самооценку.
  2. Воспитывать умения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

Слово учителя.

Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим и к жизни в целом.

Представьте себе, что вы открыли газету и читаете объявление: требуется человек. Поняв, что подходите идеально, звоните по указанному телефону. Человек на другом конце провода спрашивает: «Кто вы?» Естественно, вы называете свое имя. «Нет, - говорит голос, - я спрашиваю: «Кто вы?»

Если кого-то из взрослых спрашивают: «Кто вы?», то он обычно отвечает: «Я секретарь» или «Я учитель». Но ведь если ответить: «Я человек, который любит общаться с людьми, играть с животными, есть мороженое даже зимой», - то эти слова скажут о нем гораздо больше, чем название профессии.

        А сейчас давайте представим, что бы  вы ответили. В помощь вам на доске путеводитель по вашей жизни. Нужно продолжить фразы.

  • Место жительства…
  • Адрес…
  • Моя школа…
  • Моя учеба в школе…
  • Любимые уроки…
  • Мои занятия…
  • Мои друзья…
  • Мои достоинства…
  • Мои недостатки…
  • Мои качества…

Ребята обмениваются мнениями.

Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит ваш путеводитель, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек?

        Для того, чтобы понять человека, прежде всего важно понять его характер и сердце, и только потом смотреть на внешность.

        Если бы вас попросили сравнить себя с каким либо животным, то какое животное вы бы выбрали? Напишите на листке и, не подписывая, опустите в коробку.

        На листе запишите три – четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют.

        Учитель будет по очереди вынимать записки и зачитывать, а дети должны угадать, о ком из одноклассников идет речь. Если сразу не удается отгадать, то можно выслушать мнения ребят об этом человеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).

Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...

Программа работы с «трудным классом» (для подростков)

Цель программы: создание условий для поддержания школьной мотивации учащихся....

Программа работы с трудными подростками в МОУ СОШ с. Утан

Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, пра...