Программа работы с «трудным классом» (для подростков)
рабочая программа по теме

Холикова Айгуль Каусаровна

Цель программы: создание условий для поддержания школьной мотивации учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan7g_-_kopiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с «трудным классом»

(для подростков)

Пояснительная записка

«Трудный класс»

Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже - неблагоприятный  социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися.  

Ряд проявлений «трудности» класса в его функционировании в соответствии  с критериями эффективности малой группы (табл. 1).

Таблица 1

Критерии эффективности группы

Признаки «трудного класса»

1. Эффективность совместной деятельности

- Неэффективная учебная деятельность;

- Неэффективная внеучебная деятельность

2. Характеристика социально-психологического климата в группе

- Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе;

- Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность и др.)

3. Мотивация совместной деятельности

- Преобладание «отрицательных» мотивов в структуре шаблона учебной деятельности группы;

- Низкий ранг учебы и нормативности поведения в иерархии групповых ценностей

4. Характеристики групповой идентичности и взаимодействия с «аут-группами»

- Размытая групповая идентичность;

- Использование самооценочных ярлыков-самоописаний («тупые», «гении» и др.);

- Неадекватный стиль взаимодействия между классом и представителями «аут-групп» (учителями, родителями, учениками других классов).

Организация занятий: программа включает 26 занятий, состоящая из двух блоков, продолжительностью по 1 академическому часу.

Программа предназначена для работы со старшими подростками (12-16 лет) в группе из 12—15 человек.

Блок 1. Программа тренингов для школьников

Цель программы: создание условий для поддержания школьной мотивации учащихся.

Задачи программы:

1)   «заземление» школьных знаний в жизненном опыте учащихся;

2)   формирование благоприятного образа школы и учителей;

3)   формирование представлений об ответственности класса в создании сложившейся ситуации и путях ее изменения.

Блок 2. Программа тренинга общения для подростков

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, для способствования стимулирования социального развития и личностного роста.

Задачи:

•    Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.

•    Развитие навыков эффективного общения.

•   Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

•    Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

•  Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.

•    Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.

•    Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.                                                    

Форма представления программы — протоколы тренинговых занятий. По сравнению с другими формами подачи материала (программа как таковая, дневник тренера, подборка упражнений) подобное изложение позволяет более полно передать технологию работы и сводит к минимуму потребность ведущего в использовании дополнительных источников информации.

Предполагаемые результаты:

- формирование групповой сплоченности;

- снижение уровня школьной тревожности;

- формирование благоприятного образа школы и учителей;

- формирование толерантных поведенческих стратегий во взаимодействии и общении с другими;

- повышение школьной мотивации учащихся;

- формирование навыков совместной коллективной деятельности;

- развитие навыков конструктивного общения, бесконфликтного поведения.

Тематическое планирование

Блок 1

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы

Занятие 2. Закрепление правил работы на тренинге, создание условий для обращения к актуальному опыту школьной жизни

Занятие 3. Поиск личностного смысла преподаваемых в школе дисциплин

Занятие 4. Связь школьных знаний и жизненной перспективы

Занятие 5. Школьная жизнь в контексте личностного самоопределения

Занятие 6. Поиск личностного смысла школы

Занятие 7. Права и обязанности учеников и учителей

Занятие 8. Наши учителя

Занятие 9. Учителя о нас

Занятие 10. Планирование интересной школьной жизни

Блок 2

Занятие 1. Зачем мы здесь собрались?

Занятие 2. Мы - команда

Занятие 3. Наши сходства и различия 

Занятие 4. Сплочение и доверие

Занятие 5. Общение и умение слушать

Занятие 6. Учимся взаимопониманию

Занятие 7. Средства общения

Занятие 8. Общение без слов

Занятие 9. Поговорим…рисунками!

Занятие 10. Наши эмоции и чувства

Занятие 11. Проявление эмоций и чувств

Занятие 12. Конфликты и причины их возникновения

Занятие 13. Пути решения конфликтов

Занятие 14. Манипуляции и защита от них

Занятие 15. Портрет нашей группы

Занятие 16. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ

Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа.   Создание в 10  клас...

МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ

Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа.   Создание в 10  клас...

Программа работы с трудными учащимися в МОУ "Ялгинская СОШ"

Вашему вниманию предлагается комплекс мероприятий по работе с трудными учащимися в МОУ "Ялгинская СОШ"....

Программа работы с трудными подростками в МОУ СОШ с. Утан

Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, пра...

ПРОГРАММА работы с коллективом класса «Всё в наших руках »

ПРОГРАММА работы с коллективом   класса МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района ЧР «Всё в наших руках »...

Программа работы с трудными подростками

В помощь классному руководителю...