Программа работы с «трудным классом» (для подростков)
рабочая программа по теме
Цель программы: создание условий для поддержания школьной мотивации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan7g_-_kopiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с «трудным классом»
(для подростков)
Пояснительная записка
«Трудный класс»
Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже - неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися.
Ряд проявлений «трудности» класса в его функционировании в соответствии с критериями эффективности малой группы (табл. 1).
Таблица 1
Критерии эффективности группы | Признаки «трудного класса» |
1. Эффективность совместной деятельности | - Неэффективная учебная деятельность; - Неэффективная внеучебная деятельность |
2. Характеристика социально-психологического климата в группе | - Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе; - Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность и др.) |
3. Мотивация совместной деятельности | - Преобладание «отрицательных» мотивов в структуре шаблона учебной деятельности группы; - Низкий ранг учебы и нормативности поведения в иерархии групповых ценностей |
4. Характеристики групповой идентичности и взаимодействия с «аут-группами» | - Размытая групповая идентичность; - Использование самооценочных ярлыков-самоописаний («тупые», «гении» и др.); - Неадекватный стиль взаимодействия между классом и представителями «аут-групп» (учителями, родителями, учениками других классов). |
Организация занятий: программа включает 26 занятий, состоящая из двух блоков, продолжительностью по 1 академическому часу.
Программа предназначена для работы со старшими подростками (12-16 лет) в группе из 12—15 человек.
Блок 1. Программа тренингов для школьников
Цель программы: создание условий для поддержания школьной мотивации учащихся.
Задачи программы:
1) «заземление» школьных знаний в жизненном опыте учащихся;
2) формирование благоприятного образа школы и учителей;
3) формирование представлений об ответственности класса в создании сложившейся ситуации и путях ее изменения.
Блок 2. Программа тренинга общения для подростков
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, для способствования стимулирования социального развития и личностного роста.
Задачи:
• Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
• Развитие навыков эффективного общения.
• Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
• Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
• Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
• Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
• Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.
В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.
Форма представления программы — протоколы тренинговых занятий. По сравнению с другими формами подачи материала (программа как таковая, дневник тренера, подборка упражнений) подобное изложение позволяет более полно передать технологию работы и сводит к минимуму потребность ведущего в использовании дополнительных источников информации.
Предполагаемые результаты:
- формирование групповой сплоченности;
- снижение уровня школьной тревожности;
- формирование благоприятного образа школы и учителей;
- формирование толерантных поведенческих стратегий во взаимодействии и общении с другими;
- повышение школьной мотивации учащихся;
- формирование навыков совместной коллективной деятельности;
- развитие навыков конструктивного общения, бесконфликтного поведения.
Тематическое планирование
Блок 1
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
Занятие 2. Закрепление правил работы на тренинге, создание условий для обращения к актуальному опыту школьной жизни
Занятие 3. Поиск личностного смысла преподаваемых в школе дисциплин
Занятие 4. Связь школьных знаний и жизненной перспективы
Занятие 5. Школьная жизнь в контексте личностного самоопределения
Занятие 6. Поиск личностного смысла школы
Занятие 7. Права и обязанности учеников и учителей
Занятие 8. Наши учителя
Занятие 9. Учителя о нас
Занятие 10. Планирование интересной школьной жизни
Блок 2
Занятие 1. Зачем мы здесь собрались?
Занятие 2. Мы - команда
Занятие 3. Наши сходства и различия
Занятие 4. Сплочение и доверие
Занятие 5. Общение и умение слушать
Занятие 6. Учимся взаимопониманию
Занятие 7. Средства общения
Занятие 8. Общение без слов
Занятие 9. Поговорим…рисунками!
Занятие 10. Наши эмоции и чувства
Занятие 11. Проявление эмоций и чувств
Занятие 12. Конфликты и причины их возникновения
Занятие 13. Пути решения конфликтов
Занятие 14. Манипуляции и защита от них
Занятие 15. Портрет нашей группы
Занятие 16. Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....
МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ
Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа. Создание в 10 клас...
МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ
Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа. Создание в 10 клас...
Программа работы с трудными учащимися в МОУ "Ялгинская СОШ"
Вашему вниманию предлагается комплекс мероприятий по работе с трудными учащимися в МОУ "Ялгинская СОШ"....
Программа работы с трудными подростками в МОУ СОШ с. Утан
Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, пра...
ПРОГРАММА работы с коллективом класса «Всё в наших руках »
ПРОГРАММА работы с коллективом класса МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района ЧР «Всё в наших руках »...
Программа работы с трудными подростками
В помощь классному руководителю...