Программа работы с трудными подростками в МОУ СОШ с. Утан
методическая разработка на тему
Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. УТАН
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ с. Утан
___________В.А.Матафонова
Программа работы
с трудными подростками
в МОУ СОШ с. Утан
Социальный педагог
Гордий О.В.
с. Утан 2014г.
ОглавлениеАлгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» _
1 этап – выявление детей «группы риска»
2 этап – дифференциация по подгруппам
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности
Методическое обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Формы подведения итогов реализации программы
В настоящее время понятие «дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» мы подразумевали детей с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют.
Поэтому работа по организации свободного времени детей и подростков с девиантным поведением стала жизненно важным условием для школы с. Утан.
Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (изменения от 11 января 2013 г), регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.
Положив в основу данный закон, в МОУ СОШ с. Утан разработана программа деятельности с трудными детьми и подростками. Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально значимую деятельность.
Программа предоставляет детям и подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными.
Направлена программа на детей и подростков с девиантным поведением 5-11 классов, реализуется в течение учебного года.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением в условиях дополнительного образования.
Задачи программы:
- Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
- Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
- Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
- Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.
В рамках Программы выработан следующий алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска»:
1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
2 этап – дифференциация по подгруппам;
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности.
Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в МОУ СОШ с. Утан
1 этап – выявление детей «группы риска»
Социальный педагог и классные руководители на основе данных операции «Всеобуч» производят сверку, на основе которой формируется банк данных о воспитанниках «группы риска» МОУ СОШ с. Утан. Он представляет собой документ формата doc, в котором хранится информация об обучающихся.
Банк данных позволяет осуществлять количественную и качественную оценку по специально выделенным критериям:
- персональные данные воспитанника (ФИО, дата рождения, домашний адрес, информация о родителях, вид учета);
- статистические данные (название объединения, педагог);
- учет фактов нарушения Устава школы;
- учет мероприятий, проводимых с обучающимися;
- характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.
Банк данных об учащихся «группы риска» является открытым лишь для администрации школы и педагогов.
Полученная информация является источником для анализа и в результате - мониторингом проявления девиаций у учащихся школы, дает возможность более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.
2 этап – дифференциация по подгруппам
При анализе данных операции «Всеобуч» и состава обучающихся школы выявляются дети «группы риска», которые делятся на 2 подгруппы.
1 подгруппа – учащиеся, состоящие на различных видах учета и посещающие различные кружки школы.
2 подгруппа - учащиеся школы, имеющие склонности к различным формам девиантного поведения, но не состоящие на учете.
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности
С учащимися первой и второй подгруппы планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в реализации программ индивидуального сопровождения учащихся. С учащимися психолог школы проводит диагностики.
Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты (психологи, соц. педагог и классные руководители) установят:
- индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в обучении и профессиональном самоопределении;
- зону его ближайшего развития, перспективы;
- определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического и социального воздействия.
Методическое обеспечение программы
- Социально-реабилитационные технологии:
- Исследование микросоциума ребенка.
- Установление доверительных отношений.
- Методы обучения и воспитания:
- Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.
- Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.
- Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.
- Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.
- Диагностика подростков:
- Исследование интересов подростков.
- Исследование ценностных ориентаций участников программы.
4. Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:
- на формирование позитивных дружеских отношений.
- групповую сплоченность.
- на формирование доверия друг к другу.
5. Организация и проведение конкурсно - познавательных игр, спортивных мероприятий:
- игра «911» - направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся «группы риска» 5-6 классов.
- гражданско-патриотические игры - направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов.
- познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков 8 – 11 классов.
- спортивные мероприятия: «Веселые старты», настольному теннису, настольным играм (шахматам, шашкам) и т.д.
Кадровое обеспечение программы
К реализации программы привлекаются:
- психолог: работа по индивидуальному сопровождению обучающихся ;
- руководители кружков и секций, в которых занимаются дети «группы риска
- социальный педагог: проведение конкурсно - познавательных игр «911», «В мире профессий» и гражданско-патриотической игры;
- учитель физкультуры: проведение спортивных мероприятий в клубе «Мальчишник».
Формы подведения итогов реализации программы
- Анализ проводимых методик и тестов.
- Отзывы подростков – участников программы.
- Отзывы заинтересованных лиц (педагогов , родителей, социального педагога, психолога)
- Реализация социально значимых мероприятий, их анализ.
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:
- использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- повысить количество учащихся с девиантным поведением, вовлеченных во внеклассные мероприятия;
- осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;
- создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;
- совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации трудного подростка
Данная методическая разработка предназначена для социальных педагогов и классных руководителей для организации работы с подростками группы "риска"...
Рабочая программа курса "Трудные вопросы русского языка", 11 класс.
Рабочая программа....
Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"
Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....
Рабочая программа факультатива " Трудные случаи русской пунктуации"
Программа факультатива для 8 класса. 17 часов в год....
Рабочая программа факультатива «Трудные задачи математики» для 11 класса
Программа факультатива «Трудные задачи математики» поможет решить одну из основных задач – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических з...
Воспитательная программа с трудными детьми
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной ...
Программа спецкурса "Трудные вопросы школьного курса математики" 9 класс
Данный спецкурс направлен на организацию заключительного повторения перед экзаменом по математике в 9 классе, он направлен на выработку умений выполнять устно промежуточные преобра...