Новые подходы к профессиональной ориентации учащихся.
учебно-методический материал (10, 11 класс) на тему
Из опыта работы классного руководителя по работе с учащимися по выбору профессии. Тесты, типы профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podhody_k_professionalnoy_orientatsii_uchashchihsya.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
Тема: «Новые подходы к профессиональной ориентации учащихся»
/из опыта работы классного руководителя с семьей/
Бабинцева Н.С.
Профориентационная работа не занимает должного места в планах воспитательной работы. Система профориентационной работы осуществляется лишь косвенно, посредством изучения учебных предметов, как «разнообразные пробы по выявлению у учащихся отношений, интересов и способностей к тем или иным видам деятельности, учебным предметам, образовательным областям».
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно.
Классный руководитель, задумавшийся над этим вопросом, должен прежде всего для себя определить, что же мы понимаем под профессиональной ориентацией. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Именно классный руководитель больше всех в школе знает о своём воспитаннике. Классный руководитель, сотрудничая с учителями-предметниками, получает информацию об интересе к предмету. Одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеучебной общественно-полезной деятельности.
Однако не секрет, что часто интересы ученика разноплановы: он любит и математику, и историю, охотно занимается иностранным языком, к тому же посещает какой-нибудь кружок технического творчества или спортивную секцию и успешно с этим справляется. Немало и таких ситуаций, когда интересы и склонности вообще не проявляются. Как быть в такой ситуации? Классный руководитель должен помочь учащимся разобраться в себе, выявить профессиональные предпочтения, помочь определиться с путями получения профессионального образования.
В процессе работы над профессиональным самоопределением учащихся необходимо придерживаться основных направлений .
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация и др.
Профессиональное просвещение
Профессиональное просвещение формирует у учащихся целостное представление об экономике страны, ее отраслях, предприятиях, профессиях, о наличии учреждений профессионального образования. Большое значение имеет также профессиональное просвещение родителей по проблеме выбора будущей профессии для своего ребенка. Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час. При его проведении следует отказываться от традиционных методов обучения и воспитания – воздействие учителя на ученика. Стоит чаще обращаться к интерактивным методам, основанным на диалоговой форме общения между учителем и учениками, учеников между собой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей.
Небольшой перечень бесед, проведенных мною: “Мои жизненные планы”, “Профессии наши родных”, “В мире профессий”, “На кого пойти учиться”, “Все профессии важны - все профессии нужны”, “Поговори со мною…”, “Профессиональный рост или карьера”.
Профессиональная диагностика
Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Поэтому важным направлением профориентационной работы с учащимися является профессиональная диагностика. В старших классах, безусловно, важны классные часы, на которых проводятся различные диагностики. С помощью анкетирования изучаются профессиональные интересы, намерения, увлечения в свободное время. Эта информация может определить устойчивость профессиональных интересов школьника. Результаты диагностики помогут учащемуся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу и самопознанию./Анкеты: О талантах ребенка и как их выявить; Оценка профессиональных склонностей уч-ся; Готов ли ты к выбору профессии? и др.
Профессиональная консультация
Профконсультация представляет собой систему оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся на основе длительного изучения индивидуальных особенностей каждого из них. Профконсультация подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, сопоставление уровня готовности учащегося с требованиями профессии и совместный подбор наиболее подходящей профессии, а также систематический контроль его деятельности по достижению намеченной цели.
Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих виде. Такие методы называются активизирующими. Приведу примеры некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:
1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе.
2. Игровые профориентационные упражнения рассчитаны на работу с подгруппой;
3. Карточные профконсультационные методики:
а) информационно-поисковые системы - ИПС (“профессьянсы”, внешне напоминающие раскладывание “пасьянсов”, когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);
б) игровые карточные методики предназначенны для моделирования жизненного пути, где учащиеся преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должны достичь своих жизненных и профессиональных целей.
4. Настольные карточные игры - были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм.
5. Бланковые карточные методики: идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки учащихся
Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства…
Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому человеку надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.
В нашем обществе профессий очень много, невообразимо много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека. Встречи учащихся и их родителей помогают обдумать свой профессиональный путь. Классическому выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Мудрая пословица гласит: семь раз отмерь, один - отрежь. Как часто нам приходится принимать решение и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. И от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. Что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение». Я принимаю решение, значит самоопределяюсь в чем-то, например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих друзей - с кем я? Какой я? «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой», - говорил В.Г. Белинский.
Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями учащихся весьма разнообразны.
- Тематические родительские собрания.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Темы собраний - «Роль семьи в профессиональном определении подростков». «Возможности у меня большие, но …», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как подготовить себя и подростка к выбору будущей профессии», «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии, «Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассникам».
- Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию.
Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию – это форма воспитательной работы классного руководителя, которая направлена на воспитание профессиональной грамотности учащихся.
беседа «Рынок профессий» (10-11 класс) и т.п.
Родительские лектории по вопросам профориентации.
Тематика лекториев разнообразна. Например: «Роль семьи в развитии склонностей и способностей, формирования познавательных и профессиональных интересов ребенка» (5 – 6 классы), «Роль ценностей и мотивов в выборе профессии»(7-9 классы), «Соответствие профессионального выбора учащихся их психофизическим особенностям» (9, 11 классы), «Пути получения профессии подростками» (9-11 классы).
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий. В наше время многим родителям самим очень сложно разобраться в существующем многообразии профессий. Темы, по которым оказывают консультации классные руководители: «Как помочь подростку выбрать профессию?», «Темперамент и профессия», «Анализ рынка труда и востребованности профессий в районе», «Медицинские аспекты при выборе профессии».
- Совместные детско-родительские профориентационные игры.
Совместные детско-родительские профориентационные игры – одна из форм профориентационной работы классного руководителя, проводимая с привлечением родителей. Такие игры интересны учащимся любого возраста. Тематика и формы проведения таких игр также весьма разнообразны. Это может быть игра-путешествие «Все о профессиях» (5-7 класс), интеллектуальная игра «Профессии современности» (8-9 класс), деловая игра «Кем стать? Лаборатория нерешенных проблем» (10-11 класс), КВН «В мире профессий» (10-11 класс), игра Что? Где? Когда? и т.п. Игровая атмосфера дает возможность учащимся и их родителям получить море позитивных эмоций, а также узнать о различных профессиях.
- Организация для родителей встреч со специалистами и представителями учебных заведений.
- Анкетирование родителей учащихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора учащихся. Благодаря анкетированию можно будет корректировать поведение родителей и учащихся в плане выбора будущей профессии. Например, можно провести социологический опрос родителей: “Каким я вижу своего ребенка”; “Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии”.
- Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения профессионального образования.
В настоящее время выпускники учреждений общего среднего образования испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях. Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
« Родительское собрание: (пример) сейчас мне хотелось бы предложить вам механизм, который поможет и родителям и ребенку сделать первоначальный выбор. Руководствуетесь только своим желанием, составьте список из 3 профессий, которые считаете желательным для своего ребенка.
Это ваш первый выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий. Мы предлагаем вам пользоваться шестью принципами.
“Принципы выбора профессии”
1.Личные интересы, увлечения ребенка.
2.Семейные традиции – когда семья приветствует выбор профессии по наследству, можно сказать так.
3.Учебная успешность ребенка.
4.Востребованность профессии обществом.
5.Наличие возможностей для поступления в вуз (когда имеются какие-то связи, знакомства или материальные возможности или другие возможности).
6. Способности ребенка.
(Каждая команда вытягивает карточки с написанным на ней одним из вышеперечисленных принципов.)
- Представьте, что вы делаете выбор профессии, опираясь только на тот принцип, который написан у вас на карточке. Обсудите его в команде, почему важно использовать именно этот принцип? У вас 5 минут, а также лист бумаги и ручка. Свои аргументы записываете на листах. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией. На защиту отводится 1-2 минуты.
- Уважаемые родители, попробуйте теперь выбрать профессию для вашего выпускника с учетом принципов, изложенных участниками.
Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от каждого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и приспосабливаться к меняющимся условиям. При этом надо критично оценивать заманчивые предложения работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Примеры выбора занятия: ряд заманчивых предложений
1)«Почтовая пирамида»
«Работа на дому. От 400 $ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».
Смысл мошенничества: вы получаете конверт с 2-3 страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением - выслать 10 $ за методические материалы. Ваши действия? Да, действительно в лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем - из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.
2) «Сизифов труд».
«Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, фломастеров и т.д.)».
Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из 2 сценариев. Первый - быстренько собрав деньги, фирма исчезает оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант - фирма никуда не девается, денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев 2-3 месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы сдаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия.
3. «Испытательный срок».
«Работа. После испытательного срока - 500$». Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, расклеиваете объявления, развозите какой-то товар. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через 2 - 3 месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения. Испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.
(Дети и родители обсуждают эти ситуации)
Ребята! Найдете в газетах, журналах сомнительные объявления о приеме на работу. Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокий зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.
Итог родительского собрания: И в заключении хочется сделать вывод, что всюду требуются образованные, люди, поэтому какой выбор профессии вы сделаете сейчас, такой будет и ваша работа. А к выбору профессии необходимо подойти очень серьезно и правильно, чтобы в дальнейшем не жалеть об этом. Думаю, что каждый из вас в очередной раз задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно. Вы можете поделиться с нами, что же вы выбрали, какой фактор учитывали в первую очередь? Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?
В мире цифр Около 80% обладателей дипломов о профессиональном образовании работают не по специальности, указанной в дипломе, а 42% «изменяют» своей профессии уже в первые два года после окончания учебного заведения. 40% студентов 2-3 курса уверены, что им понадобится второе высшее образование. 70 - 75 % выпускников педвузов, более 50% выпускников медицинских и инженерных вузов, более 60% выпускников аграрных вузов сейчас не идут работать по специальности.
88% граждан России имеют твердую установку, что их дети должны получить высшее образование, а 20% студентов вуза согласны на получение высшего образования без освоения необходимых профессиональных навыков.
Ответом на такой запрос послужило то, что только за период с 1996 по 2002 года наблюдался беспрецедентный рост в предоставлении услуг высшего (но далеко не всегда качественного) профессионального образования: на 215%! Число вузов с 800 в 1996 году выросло до 2800.
Верхние строчки рейтинга, как и раньше, занимают профессии юриста, экономиста, менеджера, программиста. Список профессий, которые выбирают выпускники школ, очень беден, асам выбор нельзя назвать осознанным. Например, такие специальности, как реклама, сервис, технология общественного питания, защита информации, пользуются значительно меньшей популярностью, хотя специалисты в этих областях сегодня востребованы на рынке труда.
В 2006 году, по данным Московского центра профориентации молодежи, количество экономистов и бухгалтеров в 70 раз превышало потребность в них, парикмахеров – в 50 раз, секретарей-референтов – в 40 раз, портных и закройщиков – в 30 раз, программистов – в 25 раз, юристов – в 3 раза.
И последняя цифра: каждый 5 выпускник школы вообще не задумывался о выборе профессии
Вывод: необходимо перестраивать работу по профессиональной ориентации молодежи.
Пример этапа родительского собрания: Новая формула выбора профессии.
Родители распределяются на 3 группы. Каждая группа обсуждает одну из составляющих: ХОЧУ-НАДО-МОГУ, делая записи в соответствующей графе таблицы.
ХОЧУ. Что это значит? Интересы, склонности, желания, мечты.
Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности.
Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью.
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие.
Интерес – хочу знать
Склонность – хочу сделать
От склонностей зависит привлекательность различных профессий, интерес к ним.
МОГУ. Это наши способности. Способности – это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга знаний. Это трудолюбие, внимательность, память, сообразительность, свойства темперамента, целеустремленность.
Специальные способности – это качества, которые обеспечивают успех в узком виде деятельности. Это зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук.
Способности проявляются только в деятельности. Деятельность не может успешно осуществляться без наличия способностей.
НАДО – это потребности рынка труда. Это востребованность тех или иных профессий в мире, в стране, в регионе, городе. Это ориентация в мире новых профессий.
- В заключении хочется привести одну притчу о выборе профессии
Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру:
- Учитель, я в растерянности. Я заметил, что, когда я выполняю свою работу, мне не важно - продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне безразлично - понравится ли товар покупателю. Я получаю удовольствие от процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым...
- А много ли ты продаешь?
- Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет.
- И давно у тебя это безразличие к результату?
- Около года. Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом...
- Тебе не было нужды приходить и сейчас: ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор!
Готовность к выбору профессии
(методика Н. Пряжникова)
Учащимся предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»
- Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает , прежде всего, сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место работы (учебы) потому, что она недалеко от дома.
- Если Вам не удастся получить избранную профессию, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Не важно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам недостает.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
- Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у врача.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «Хочу».
Обработка и интерпретация результатов
Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
I. 1… 3… 6… 7… 8… 11… 12… 14… 16… 17… 19… 20… 22… 23… | II. 2… 4… 5… 9… 10… 13… 15… 18… 21… 24… |
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0 – 6 баллов – неготовность
7 – 12 баллов – низкая готовность
13 – 18 баллов – средняя готовность
19 – 24 балла – высокая готовность
5. Подведение итогов.
Таким образом, можно чётко сказать, что профориентация сегодня- это процесс творческий, требующий разностороннего подхода и применения новых методик. Выбор профессии — это очень серьезно. Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому вместо унылого слова «профориентация» можно использовать куда более возвышенное словосочетание «выбор жизненного пути».
Основной ориентир сегодня- личность ребёнка, его желания и возможности. Хотя зачастую, это всего лишь стремление к материальному благосостоянию.
Хочется закончить словами польского писателя С.Е. Леца: «Чтобы быть собой нужно быть кем-то».
Анкета для учащихся по профориентации
ФИО ________________________________________________, класс ________
1. Из каких источников Вы получаете наибольшее количество информации в помощь по профориентации ?
А) школа
Б) интернет
В) средства массовой информации
Г) знакомые
Д) другое (уточнить)
2. Влияют ли учебные предметы на выбор твоей будущей профессии?
А) да
Б) нет
В) не знаю
3. Каких внеурочные мероприятиях, проводимые в учреждении образования, оказывают Вам наибольшую помощь в профориентации ?
А) классные часы
Б) выставки, экскурсии
В) видеофильмы
Г) дни открытых дверей
Д) факультатив «Моё профессиональное будущее»
Е) мероприятия специалистов школы (психолог, педагог социальный, зав. библиотекой и др.)
Ж) информация от учащихся- сверстников ПТУ, ССУЗов, ВУЗов
З) визитки, рекламный материал о профессии и деятельности предприятий
И) информационные стенды
4. Все ли мероприятия по профориентации (дни открытых дверей, классные часы, др.) Вы посещаете? Если нет, то почему?
5. Почему Вы посещаете факультативные занятия?
А) не посещаю
Б) хочу улучшить свои отметки
В) знания могут пригодиться в дальнейшей жизни и будущей профессии
6. Контролируют ли/интересуются ли родители организацией профориентационной работы в школе?
7. Сколько ПТУ, ССУЗов, Вузов Вы посетили в текущем учебном году?
8. Сделали ли Вы выбор будущей профессии? Если да, то когда
А) год назад
Б) в 1,2 четверти текущего учебного года
Б) ещё не сделал
9. Какую профессию Вы хотите получить после 9 (10, 11 класса)?
10. Есть ли спрос на рынке труда на профессию, которую Вы выбрали?
11. Вы уверены, что сделали правильный выбор будущей профессии?
12. В какое учебное заведение Вы планируете поступать ?
13. Чем Вы руководствовались при выборе учебного заведения и специальности ?
А) низкий проходной балл
Б) интерес к профессии
В) способности в данной области
Г) спрос на рынке труда
Д) другое
14. Посещали ли Вы учебное заведение, куда планируете поступать?
А) да
Б) нет
В) планирую
15. Насколько Вы уверены, что сможете поступить в выбранное учебное заведение?
16. Какую помощь оказывают Вам родители с целью профориентации?
17. Пользуетесь ли Вы интернет ресурсами при выборе профессии?
18. Знаете ли Вы о мероприятиях по профориентации, которые планируют проводить классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный в 3, 4 четверти?
19. Участниками каких мероприятий по профориентации Вы бы хотели стать?
Обсуждение ситуаций «Влияние семьи на выбор профессии детей»
Ситуация 1. Родители очень хотели, чтобы будущая профессия дочери была связана с музыкой. Они заставили ее посещать музыкальную школу. Но дочь не интересовалась музыкой и через год она стала прогуливать занятия в музыкальной школе, а на второй -бросила учебу. Родители поняли свою ошибку и решили совсем не вмешиваться в развитие интересов и склонностей дочери. Позднее они заметили, что она стала интересоваться медициной.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?
- Как исправить эти ошибки?
- Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?
- Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.
Ситуация 2. Борис - сын офицера. После окончания школы он собирается поступать в военное училище. Родители, прошедшие трудный путь офицерской семьи, категорически против такого решения, мечтают о том, чтобы сын стал адвокатом.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?
- Как исправить эти ошибки?
- Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?
- Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.
Ситуация 3. В семье две дочери. Старшая окончила школу, получила то профессиональное образование, которое ей предложили родители, с которыми она никогда не спорила, соглашаясь с ними во всем. Но ни на одном месте она долго не задерживалась: то ее не устраивала зарплата, то коллектив. Она предпочитала быть дома. Младшая дочь все делает самостоятельно, постоянно вступая в конфликт с родителями. Ее выбор профессии совершенно не устраивает взрослых.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?
- Как исправить эти ошибки?
- Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?
- Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.
Ситуация 4. Аня хорошо учится. С детства она мечтает стать педиатром, но материальное положение семьи не позволяет ей получить образование в вузе.
Вопросы для обсуждения:
1.Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?
- Как исправить эти ошибки?
3.Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?
4.Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)
Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...
Профессиональная ориентация учащихся в современных условиях
Статья раскрывает сущность, а так же актуальность профессональной ориентации учащихся на современном этапе. Так же, в данной публикации отражены некоторые проблемы и направления, ...
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
Профессиональная ориентация учащихся на лабораторных и практических занятиях
В старших классах большое значение имеют лабораторные и практические занятия. Целями проведения лабораторных работ являются развитие и совершенствование практических, предметных, общеучебных умений и ...
«Опыт работы по профессиональной ориентации учащихся на профессию полицейского»
Публикация по патриотическому воспитанию для учащихся в старших классах...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...