Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)
методическая разработка (8 класс) по теме

Назарук Нина Алексеевна

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_professiy.docx31.42 КБ
Файл kaleydoskop_professiy.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                 средняя общеобразовательная школа №11

 города Белогорска   Амурской области

Калейдоскоп профессий

сценарий проведения  внеклассного мероприятия

по    профессиональной ориентации

                 

Назарук Нина Алексеевна

учитель технологии

высшей квалификационной категории

                                         

                                           

Белогорск 2012            

Внеклассное мероприятие по профориентации

 "Калейдоскоп профессий" 8 класс

"Проблема самоопределения есть, прежде всего,

 проблема определения своего образа жизни"

С.Л. Рубинштейн

Цель:   обобщить уже  полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

Задачи:

  1. Образовательные:

         - расширить знания учащихся о профессиях;

        - познакомить с новыми современными профессиями;

        - формировать интерес к профессиям;

  1. Развивающие:

           -развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,      

            самостоятельность; культуру речи;

          - развивать коммуникативные способности при работе в группах;

          - развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

          - активизировать учащихся  к познавательной, творческой  деятельности;

  1. Воспитательные:

- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных

      профессий;

 - воспитывать уважение к своим товарищам.

       Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед вами миллионы дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит ваша жизнь.

     Это значит, что настало время подумать о своей будущей профессии. Вы должны определить свой дальнейший путь во «взрослую жизнь», выбрать профессию, которая принесет вам не только материальную независимость, карьерный рост, но и радость созидания,  моральное удовлетворение.

       Выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

 Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.

Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях.

 Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).

 Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

 А какие профессии вы знаете? (Ответы детей. Как правило, ребята называют и профессии и должности). Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии, специальности и должности.

 Что же такое должность? Опять обратимся к словарю. Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

1.Конкурс  “Профессия или должность?” Для участия в конкурсе приглашаются два учащихся. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”. Можно прикреплять на магнитную доску. Предлагаются примерно такие варианты: врач, педагог, директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. (Победитель получает жетон).

     При выборе профессии очень важное значение имеют ваши склонности и способности

Склонности

Это интерес к определенному занятию, когда привлекает не только результат, но и сам процесс деятельности. Кому-то нравится разбираться в технике, кого-то интересует мир природы, а кто-то с увлечением рисует или поёт. Для краткости будем называть этот шаг  «ЧТО Я ХОЧУ»

Способности

Особенности человека, которые помогают ему успешно учиться и работать в той или иной области. Например математические, музыкальные способности и многие другие. Кратко назовем их «ЧТО Я МОГУ»

Рынок труда

Собрать информацию о том, какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке труда.

Третий шаг кратко назовем «НАДО»

       - Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.

 Я буду зачитывать определения, а вы должны  найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то,  чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

            Этот тип  включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.    (человек-техника)

  1. Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

(человек -художественный образ)

  1. Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

(человек –человек)

  1. Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.        (человек-природа)

- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».

 (Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)

2. Конкурс  “Кто я?”  Условия конкурса. Заранее на листах бумаги (в рост человека) рисуют образ человека той или иной профессии (бухгалтер, учитель, продавец и др.), оставляя отверстие для лица. Играющий подходит к месту с обратной стороны и, глядя в отверстие, определяет, какую профессию он представляет, по наводящим вопросам, например:

 В каких условиях работает этот человек?

 Какова цель труда этой профессии?

 Какое образование нужно получить, чтобы работать в этой профессии? и т.д. (Время для выполнения задания 5 мин)

3. Конкурс  Профессии - синонимы

Врач-лекарь, доктор

Портной- швея

Педагог-учитель

Сторож-охранник

Летчик – пилот

Шофер – водитель

Повар-кулинар

Уборщица – техничка

Арбитр - судья

Адвокат – защитник

Рудокоп – шахтер

Экскурсовод – гид

Парикмахер – цирюльник

Дрессировщик-укротитель

Фокусник – иллюзионист

Голкипер – вратарь

Торговец – продавец

Каскадер - трюкач

4. Конкурс . “Кто потерял эту вещь?” Для участия в конкурсе приглашаются двое учащихся. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовёт профессию. На стол можно положить эл. лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расчёску (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной) и др. (Победитель получает жетон).

5. Конкурс  “Художественный салон”. Пяти ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то “художник” получает жетон. Можно предложить профессии: художник, певец или музыкант, фотограф, кондитер, программист, врач, водитель, продавец, парикмахер, пчеловод и др.

6. Конкурс  “Актёры” Приглашаются желающие из зала и показывают пантомиму. Необходимо название показываемой профессии сказать тихонько педагогу, и так её изобразить, чтобы зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то “актёр” получает жетон.

7. Конкурс . Закончите предложения в стихотворении.

Трактор водит …(тракторист),
Электричку …(машинист),
Стены выкрасил …(маляр),
Доску выстругал …(столяр),
В доме свет провел …(электрик),
В шахте трудится …(шахтер),
В жаркой кузнице …(кузнец),
Кто все знает …(молодец)!

8.Конкурс.  "Музыкальный брейн - ринг" 

  Подберите и исполните отрывки песен о      профессиях.

Прозвучали отрывки из песен:

- "Стюардесса по имени Жанна...";

- "Не кочегары мы, не плотники...";

- "Бухгалтер, милый мой бухгалтер...";

- "Люди в белых халатах..."

- "А в небе горит, горит, горит звезда рыбака..."

- "Ты морячка, я моряк..."

- "Офицеры, офицеры - ваше сердце под прицелом...";

- "Ты тракторист полей, а я доярочка...";

- "Я люблю тебя Дима, ...мой единственный пилот...";

- "...слева поворот осторожно шофер...";

- "Три танкиста, три веселых друга...";

- "Кондуктор нажми на тормоза...";

- "Паромщик...";

- "Жил был художник один...";

- "В пути шофер дальнобойщик...";

- "У тебя же мама педагог, у тебя же папа пианист, какой ты ...танкист?";

- "Учительница первая моя...";

- "Выходил на поля молодой агроном...";

- "Там где камни...  и снега мели, там совсем недавно геологи прошли..."

- и т.д.

9. Загадки 

1. Топором, рубанком

 Выстругал он планки,

 Сделал подоконники

 Без сучка – задоринки. (Плотник).

2. Ставят ловких две руки

 Каблуки на башмаки.

 И набойки на каблук –

 Тоже дело этих рук. (Сапожник).

3. Кладёт кирпич за кирпичом,

 Растёт этаж за этажом,

 И с каждым часом, с каждым днём,

 Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

4.  На работе день-деньской

 Управляет он рукой.

 Поднимает та рука

 Сто пудов под облака. (Крановщик)

5. Кто по рельсам – по путям

 Поезда приводит к нам? (Машинист).

6.Любит он цветы сажать,

 Их растить и поливать. (Цветовод).

10. Конкурс  «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ

- Угадайте профессии известных людей.

Притча

       «В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…»

Рефлексия

-  Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

 - По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением.  Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).

- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке! 

                      Рекомендации по выбору профессии:

-  изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и

   специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий   профессию;

- изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент,   черты

   характера, особенности познавательных процессов, здоровье,    самооценку, уровень

   притязаний и т.д.);

-  выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию;

- подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с   профессиограммой,

   определить формулу профессии, уточнить содержание    и условия труда и требования,

   предъявляемые профессией к человеку.      Изучить возможности ее приобретения и

    перспективы профессионального   роста;

 - реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной     профессии

    (профессиональное обучение в учебно-производственном      комбинате, занятия в

    кружках по интересам и т.д.)

 - сравнить полученные знания о профессии со своими проф.возможностями,

    посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить

    квалифицированную проф.консультацию;

 -  при отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант  

    профессионального выбора.

 - выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять   настойчивость в

    реализации профессионального намерения и овладения   профессией в совершенстве.

Используемая литература:

Ерёменко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Волгоград: Изд. «Панорама», 2006.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение,1985.

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Профориентационная работа в школе: метод.пособие/ Е.В.Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.

Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб.пособие для  ст.кл. сред.шк. –М.: Просвещение, 1991.

Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) : Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. Ред. Л.А. Обуховой. –М.: Вако, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Калейдоскоп профессий Калейдоскоп профессий Внеклассное мероприятие по профессиональной ориентации 8 класс Назарук Нина Алексеевна г. Белогорск МОАУ СОШ № 11

Слайд 2

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!» Дж. Голсуорси.

Слайд 3

Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед вами миллионы дорог и от того куда вы пойдете, какой путь выберите зависит ваша жизнь .

Слайд 4

Выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Слайд 5

«Профессия» – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Слайд 6

Профессия -? Специальность -? Должность - ?

Слайд 8

Три шага к выбору профессии Шаг первый Определить свои склонности Шаг второй Определить свои способности Шаг третий Информация о рынке труда

Слайд 9

СКЛОННОСТИ Это интерес к определенной профессии, когда привлекает не только результат, но и сам процесс деятельности. Кому-то нравится разбираться в технике, кого-то интересует мир природы, а кто-то с увлечением рисует или поёт. Для краткости будем называть этот шаг «ЧТО Я ХОЧУ»

Слайд 10

СПОСОБНОСТИ Особенности человека, которые помогают ему успешно учиться и работать в той или иной области. Например математические, музыкальные способности и многие другие. Кратко назовем их «ЧТО Я МОГУ»

Слайд 11

РЫНОК ТРУДА Собрать информацию о том, какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке труда. Третий шаг кратко назовем «НАДО»

Слайд 12

Типы профессий «Ч-Ч» человек- человек «Ч-Т» человек - техника «Ч-П» человек - природа «Ч-З» человек-знаковая система «Ч-Х» человек – худ. образ

Слайд 13

Профессии - синонимы Врач-……… Портной-……… Педагог-…….. Сторож-………. Летчик – ……….. Шофер – …………. Повар-…………. Уборщица – …… Арбитр - ……… Адвокат – ………. Рудокоп – ………… Экскурсовод – ………. Парикмахер – ……… Дрессировщик-…… Фокусник – …………. Голкипер – ………… Торговец – ………… Каскадер - ………

Слайд 14

Закончите предложения в стихотворении: Трактор водит _____________ Электричку __________________ Стены выкрасил ________________ Доску выстругал _________________ В доме свет провел _______________ В шахте трудится_________________ В жаркой кузнице_________________ Кто все знает ______________________

Слайд 15

Загадки 1. Топором, рубанком Выстругал он планки, Сделал подоконники Без сучка – задоринки 2.Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки. И набойки на каблук – Тоже дело этих рук

Слайд 16

3. Кладёт кирпич за кирпичом, Растёт этаж за этажом, И с каждым часом, с каждым днём, Всё выше, выше новый дом. 4. На работе день-деньской Управляет он рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака

Слайд 17

5 . Кто по рельсам – по путям Поезда приводит к нам? 6. Любит он цветы сажать, Их растить и поливать.

Слайд 18

Антон Павлович Чехов 1.Врач 2. Учитель 3.Музыкант Угадайте профессии известных людей

Слайд 19

Александр Сергеевич Грибоедов 1.Учитель 2. Дипломат 3. Историк

Слайд 20

Александр Розембаум 1.Учитель 2. Врач 3. Репортёр

Слайд 21

Константин Эдуардович Циолковский 1. Актёр 2. Учитель 3. Бухгалтер

Слайд 22

Я не знаю пока , кем буду Мое время – искать и дерзать. Этот мир многолик, и всюду Предстоит мне себя утверждать .

Слайд 23

Рефлексия - сегодня я узнал… - было интересно… - было трудно… - я понял, что… - теперь я могу… - я почувствовал, что… - я приобрел… - я научился… - я попробую… - меня удивило… - урок дал мне для жизни… - мне захотелось… и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по английскому языку для 5-6 классов.

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по английскому языку для 5-6 классов....

Сценарий проведения внеклассного мероприятия посвящённого Дню защитника Отечества

Ход проведения конкурса:Конкурс-смотр начинается с построения участников и докладов командиров юнармейских взводов председателю жюри о готовности школьников к испытанию. Форма доклада: "Товарищ предсе...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия "Папа, мама, я – спортивная семья"

Цели и задачи:Укрепление здоровья детей и их родителей. Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы. Пропаганда здорового образа жизни. Определение сильнейшей команды.Место проведе...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по ПДД «Знаем Правила движения как таблицу умножения»

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации вызывает серьезное беспокойство. С каждым годом интенсивность дорожного движения растет, количество автотранспорта увеличива...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия "900 дней"

Сценарий проведения внеклассного мероприятия "900 дней"...


 

Комментарии

Назарук Нина Алексеевна

Внеклассное мероприятие по профессиональной ориентации учащихся