Отчет по адаптации учащихся 5 класса
материал по теме
Предварительный просмотр:
Отчёт по адаптации учащихся 5 «Д» класса в 2018-2019 учебном году
Классный руководитель: Исмагилова Лейсан Мансуровна
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программногоматериала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.
- Изучение классного коллектива.
- Знакомство с родительским коллективом.
- Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
- Организация внеклассной работы в классном коллективе.
- Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
- Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
- Разговор с учителем начальных классов Мокшиной Светланой Александровной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Светланы Александровны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены классные часы:
- «Урок Мира»
- «Урок Добра»
- « Правила дорожного движения »
- «Техника безопасности учащихся..»
- «Осенние итоги…» (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
- Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
- Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.
- Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
- Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
- Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
- Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
- Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
- Знакомство с родительским коллективом.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
- Проведено анкетирование родителей в начале учебного года.
- Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям организованно начать учебный год» 5 сентября 2018 года.
- На собрании обсуждались следующие вопросы:
- Знакомство с родителями
- Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям (анкеты детей).
- Выбор родительского комитета класса.
- Планирование воспитательной работы на учебный год.
- Текущая успеваемость учащихся за I триместр. Раздала ведомость текущих оценок за I триместр. Обратила особое внимание на проблемы по предметам и замечания учителей.
- Организационные вопросы (состояние учебников, плата за питание, продлёнка, ремонт класса)
- Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.
- Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Результатом бесед стало следующее:
Особенности класса: Активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученик, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями: Герасимов.. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, подготовка домашних заданий на высоком уровне. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.
Пожелания классному руководителю:
Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя. В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе. Работать совместно с учителями предметниками по организации учебно-воспитательной деятельности. Контролировать выполнение домашних заданий. Творческий подход к организации внеклассной работы.
- Организация внеклассной работы в классном коллективе.
1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.
- Активное участие классного коллектива в школьной жизни
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.
№ | Название мероприятия | Дата проведения | Участники |
1. | Макулатура | сентября | Весь класс |
2. | Флеш моб | октябрь | Весь класс |
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.
Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: математика, история, изо и физкультура. Следует отметить, что интерес к этим предметам, по сравнению с 4-м классом, возрос. Такие предметы, как биология и английский язык, видимо, вызывают у детей сложности и, как следствие, отмечается равнодушие и в некоторой степени нелюбовь.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно. В 5 «Д» классе обучается 17 человек, из них мальчиков 9, девочек 8 в возрасте 11 лет. Класс проходил медицинское обследование. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Пять учеников имеют проблемы со зрением. В классе не замечены случаи насмешек и иных форм негативного отношения к ученикам из-за их болезней.
По итогам I четверти 2018- 20179учебного года : отличников - 2
хорошистов - 7: Успеваемость класса составила 100%, а качество знаний – 53 %.
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
Адаптация учащихся 5 «Д» класса по родному (татарскому государственному) языку
Учитель Исмагилова Лейсан Мансуровна
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одно из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя – предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
В 5 «Д» классе учащиеся по предмету «Родной язык» делятся на 2 группы. 1 группа (4 чел.) изучает родной (татарский) язык, 2 группа (13чел.) татарский (государственный) язык. Из учащихся, которые изучаю татарский (государственный) язык, высокий уровень развития имеют три человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе.
Средний уровень – хорошая школьная мотивация наблюдается у 8 человек. Эти ребята положительно относится к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.
У 2 человек познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, дисциплину в классе не нарушают, но на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Уровень сформированности ЗУН по татарскому языку продемонстрировала контрольная работа
работу писали 13 человека
Успеваемость – 100 %
Качество – 75 %
Анализ контрольной работы позволил установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины.
Ошибки, допущенные в контрольных работах:
Написание предлогов – 2 чел.
Оформление предложения – 3чел.
Пропуск, замена, перестановка букв – 4 чел.
Ответы на вопросы -3 чел.
Перевод слов 1 чел.
Пути устранения проблемов:
- усилить практическую работу с обучающимися по усвоению наиболее трудных тем. Продолжить практическое применение теоретических знаний, путем использования дидактического, раздаточного материала, сигнальных карточек, схем, таблиц и другой наглядности.
- разнообразить формы и методы преподавания, использовать технологии, позволяющие повысить качество обучения: соблюдение здоровье сберегающих технологий, технологий развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
- на каждом уроке необходимо продолжить работу по развитию коммуникативных умений: развитию связной устной и письменной речи,
- на уроках организовывать работу в группах.
- проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми во внеурочное время.
- добиваться со стороны родителей необходимого участия в учении детей, требование контроля со стороны родителей
И еще важно помнить, что период адаптации длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижается успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т. д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся (учащиеся 5 класса – это младший школьный возраст) и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра. Оценки выставлять своевременно, предварительно комментируя их. Оценка – фактор, стимулирующий ученика, а для пятиклассников этот фактор особенно значим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...
Отчет по адаптации учащихся 5 класса
Материалы по адаптации пятиклассников в среднем звене....
Отчет по теме "Адаптация 5 класса"
Данный материал поможет классным руководителям при отчете на тему "Адаптация 5 класса"...
Отчет по адаптации учащихся 5 "А" класса
Как известно, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших период...
Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников"...
Отчет об адаптации пятиклассников
Отчет об адаптации пятиклассников е...
Отчет педагога-психолога по результатам особенностей адаптации 1 класса
Результаты адаптации в 1 классе...