Отчет педагога-психолога по результатам особенностей адаптации 1 класса
методическая разработка
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»
Отчет педагога-психолога
по результатам проведения исследования
особенностей адаптации
обучающихся 1 класса на начало 2022-2023 учебного года
Подготовила:
педагог-психолог Панченко Т.Ю.
2022 г
Начало обучения в школе- интернат один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.
Цель: изучение особенностей адаптации обучающихся 1класса к условиям обучения в школе – интернат.
Количество обследованных: 3 человека. План исследования:
1. Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу (выяснить, есть ли у них интерес к обучению);
2. Исследование эмоционального состояния.
3. Особенности поведения.
Данное исследование было проведено для того, чтобы выявить детей с проблемами, и в дальнейшем помочь первоклассникам в период адаптации к условиям обучения в школе-интернате.
Сроки проведения: сентябрь-октябрь 2022г.
№ | Название методики | Автор теста | Исследуемая функция |
1 | Метод Люшера | Модифицированная методика | Выявление преобладающих эмоций |
2 | Анкета оценки школьной мотивации. (Анкета для воспитателя) | Н.Г. Лусканова | Выявление отношения ребёнка к школе |
3 | Методика «Два домика» | Социометрическая методика | Выявление эмоциональных контактов в группе. |
4 | Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» | Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В. | Особенности поведения |
5 | Карта наблюдений Стотта | Особенности поведения |
Анализ полученных данных:
1. Внутренняя позиция обучающегося.
Внутренняя позиция обучающегося состоит из трех составляющих:
- Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная
- Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учится заменяется установкой: «надо учится, должен учится»
- Позиция обучающегося не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые предметы, знакомства, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.
Внутренняя позиция | Ф.И обучающегося |
Сформирована | |
Сформирована средне | Алена К |
Не сформирована | Денис Т; Максим Т. |
2. Уровень учебной мотивации обучающихся
Ф.И. обучающегося | Блок А | Блок В | Блок С | Баллы | Уровень | |
1 | Т. Денис | 8 | 3 | 3 | 15 | ниже среднего |
2 | Т. Максим | 3 | 3 | 3 | 9 | низкий |
3 | К.Алена | 9 | 7 | 3 | 19 | поверхн |
Блок А «Общий эмоциональный фон»
Блок В «Учебная мотивация»
Блок С «Общее психофизическое состояние»
Анализ полученных данных.
III поверхностный (15-19 баллов) 1 уч-ся
IV ниже среднего (10-14 баллов) 1 уч-ся
V низкий (0 -9 баллов) 1 уч-ся
3. Эмоциональное состояние
Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности
- Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
- Эмоционального состояния в норме. Ребенок может радоваться, печалится, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
- Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
Эмоциональное состояние | Ф.И обучающихся |
Положительное | - |
Нормальное | К.А |
Отрицательное | Т. Д, Т.М |
- Работоспособность
Показатель работоспособности интерпретируется следующим образом.
- Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствует его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
- Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
- Перевозбуждение. Чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
- Хроническое переутомление. Истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
Работоспособность | Ф.И обучающихся |
Оптимальная | |
Усталость | К.А |
Перевозбуждение | Т.М |
Переутомление | Т.Д |
Особенности поведения
Изучение особенностей поведения первоклассников выделяют следующие типы поведения:
- положительное поведение. У ребенка отсутствуют дезадаптивные формы поведения, все нормы и правила поведения в школе соблюдается ребенком в полном объеме.
- нормальное поведение. У ребенка имеются некоторые нарушения в поведении. Данные ученики не всегда реагируют на замечания учителя, могут иметь проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
- проблемное поведение. Свидетельствует о серьезности нарушения механизмов личностной адаптации.
Поведение | Ф.И обучающегося |
Положительное | - |
Нормальное | - |
Проблемное | К.А, Т.Д, Т.М. |
Общий уровень адаптации
Можно выделить три уровня адаптационного процесса:
- адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.
- адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учится, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекается. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя, он может начать действовать самостоятельно.
- адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе у ребенка могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, может отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему не интересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром может отказаться идти в школу. Кроме этого, возможны проблемы в поведении, в не соблюдении школьных норм и нарушения школьных правил. У такого ребенка чаще встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.
Уровень адаптации | Ф.И обучающегося |
Высокий | - |
Средний | К.А |
Низкий | Т.М, Т.Д |
Общий вывод:
Период адаптации к школьному обучению у обучающихся 1 класса ещё не завершен. Причин этому несколько: не готовность ребенка к школе, задержки в развитии ребенка, низкий уровень интеллектуального развития детей, социальная незрелость, неумение общаться с окружающими (нарушение речи и письма), особенности поведения, неудовлетворительное состояние здоровья: все это — комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка», которые дают признаки дезадаптации. Проанализировав данные можно сказать, что у всех обучающихся 1 класса проблемы в адаптации.
Данные обучающиеся будут находиться под наблюдением педагогов и педагога-психолога. С детьми будет проведена углубленная диагностика для выявления причин дезадаптации. Так же будет проведена консультационная работа с их родителями, педагогами.
Рекомендации:
- Не предъявляйте к ребенку завышенных, невыполнимых требований. Не требуйте, чтобы ребенок всегда вел себя безупречно – это практически нереально, но вызывает у него чувство вины.
- Скорректируйте свои требования с требованиями родителей, по крайней мере, постарайтесь это сделать.
- Повышайте самооценку ребенка, создавая для него ситуацию успеха.
- Чаще хвалите, поощряйте ребенка, особенно в присутствии других детей.
- Постепенно вовлекайте ребенка в совместную деятельность с другими детьми, а начать можно с индивидуальных поручений, а затем в паре с одноклассником.
- Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому обучающемуся.
Педагог-психолог ________ Панченко Т.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет педагога-психолога
Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Аналитическая справка-отчет педагога-психолога по результатам диагностики учащихся 4 классов в рамках внедрения ФГОС
В статье даётся отчёт о том, какие методы диагностики были использованы школьным психологом в ходе исследования, а также о том, какие результаты были получены....
Особенности работы педагога-психолога по анализу результатов и организации работы после социально-психологического тестирования
Работа психолога по социально-психологическому тестированию. Представление проделанной работы, анализ полученных результатов и необходимые документы....
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...