Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Объединенный педсовет | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Объединенный педагогический совет
«Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.
Необходимость сотрудничества ДОУ - начальная школа связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться.
В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Данный педагогический совет проводится впервые в нашей школе и направлен на реализацию основных направлений проекта «Открытая школа – взаимодействие ради будущего» и является продолжением совместной работы нашей школы с ДОУ д/с.
Повестка дня педагогического совета:
- Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы. – Козлова Т.Е, зам директора по УВР
- Итоги адаптационного периода первоклассника в школе. – Пилиховская А.О, учитель 1 а класса; Кропотова М.И, учитель 1 б класса; Осина И.В, учитель 1 в класса.
- Итоги взаимопосещений воспитателей ДОУ и учителей 4-х классов. - воспитатели ДОУ, учителя 4-х классов.
- Утверждение совместного плана работы по преемственности «Детский сад – школа»
С первых дней 2012 -2013 уч. года в школе началось педсопровождение учащихся 1 –х классов, основной целью которого было создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.
Первый год обучения определяет порой всю последующую жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. И эта нагрузка для детей вообще, а для шести-семилетних особенно является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоится в школе по-настоящему. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным. Состояние здоровья наших первоклассников – это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и одиннадцатилетнего школьного марафона.
К сожалению, 61% учащихся 1 в класса, 57% в 1б классе, 29% в 1 а класса имеют отклонения в состоянии здоровья. Растет число детей, не способных на должном уровне усваивать учебную программу, их количество колеблется от 15 до 40%. Они имеют пропуски, долго восстанавливаются после болезни. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
I. Организация режима школьной жизни первоклассников.
II. Создание предметно-пространственной среды.
III. Организация оздоровительно-профилактической работы.
IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
V. Организация внеучебной жизни первоклассников.
VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
С 8 октября по 26 октября 2012 года в школе проводился классно-обобщающий контроль 1-х классов.
В ходе контроля изучались:
1. Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей
2. Особенности организации урока
3. Индивидуальная работа с первоклассниками
4. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся
В ходе классно-обощающего контроля были посещены уроки обучения грамоте и математики у учителей Пилиховской А.О, Кропотовой М.И, Осиной И.В. Проведено анкетирование родителей, индивидуальные беседы с учащимися, выборочно проверены личные дневники, рабочие тетради.
При организации обучения в 1-х классах учитывается создание учебной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся. По мере возможности созданы условия для организация обучения по новым ФГОС: учебные кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием, учебными и наглядными пособиями. Занятия проводятся в первую смену в условиях пятидневной недели. Работает группа продленного дня. Недельная нагрузка учащихся не превышает 21 часа в неделю, ежедневно проводятся не более 3-х уроков, 4-ый урок заменяется экскурсиями, играми на воздухе. Облегченный день – среда.
Продолжительность перемен – 10 – 20 минут. Продолжительность урока -35 минут с обязательным проведением физкультминуток. Физкультминутки проводятся в игровой форме, иногда являются естественным структурным элементом урока. Также на уроках проводились физкультминутки, направленные на стимулирование мозгового кровообращения (приседания с подъемом рук вверх), препятствующие утомлению мелких мышц руки (потряхивание кистями рук), излишнему напряжению мышц туловища (наклоны) и другие упражнения, снимающие симптомы утомления. Однако длительность упражнений 20-30 секунд не снимает утомление в достаточной мере, поэтому рекомендуется проводить физкультминутки в течение 2-3 минут.
Анализ посещённых уроков свидетельствует о том, что педагоги, работающие в первых классах:
- успешно внедряют в практику ФГОС по всем направлениям: формирование УУД, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие учащихся во внеурочное время;
- владеют методикой преподавания предметов на высоком уровне;
- хорошо знакомы с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей.
На каждом из посещённых уроков была наглядность, присутствовали игровые и занимательные моменты, проводились 2-3 физпаузы, учитывались психолого-возрастные особенности первоклассников. На уроках педагоги при объяснении нового материала опирались на имеющие у детей знания и опыт, использовались элементы проблемного обучения.
Учителя учитывают особенность динамики работоспособности в различные периоды урока: первоклассник может работать активно не более 15 минут, поэтому для сохранения здоровья учащихся применяются методики, построенные на основе сочетаний разных знаний и деятельности.
В соответствии с особенностями детей этого возраста время, в течение которого школьник способен удерживать статистическую позу, очень невелико и тем короче, чем меньше возраст, в соответствии с этим педагоги некоторые виды работ проводит стоя: встали-посчитали, избегают длительного сидения за партой организацией упражнений у доски.
Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма. Естественно для этой позы подбираются соответствующие виды деятельности. Уровень возбуждения у учащихся снимается такими упражнениями, как постояли на одной ноге, и др. При проведении уроков учителя учитывают особенности шестилетних первоклассников, используют структурные элементы: оргмомент и основную часть. Основная часть урока состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Осуществляется системно-деятельностный подход в обучении. Добиваются, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. Применяют интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Учат детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагают уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям: в личных дневниках закрашиваются кружочки: зеленый – все получилось, желтый – не все получилось, красный – не получилось или смайлики: улыбающийся, грустный и т.д).
Все посещенные уроки в первых классах насыщены большим количеством наглядного материала, сказочными героями, красочными картинками, особенно порадовало умелое использование мультимедийного оборудования, что делает процесс обучения сказочным. Для эффективного формирования навыка письма педагоги дают четкое представление о траектории движения при письме каждого элемента и буквы ( точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки). Одновременно с обучением письму проводят специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки.
Уроки Пилиховской А.О проведены методически правильно, соответствуют основным требованиям развивающего обучения. Учитель умело стимулирует учебно-познавательные мотивы: дает интересные задания, использует иллюстративный материал, хорошо сочетающийся с рассказом учителя. Большое внимание уделяется игре с правилами. Александра Олеговна создает на уроках возможность для деятельности на наглядно - образной основе: рисование, работа со схемами. Учитель различными методами стимулирует поисковую деятельность детей. Учащиеся анализируют проблемную ситуацию, заданную учителем, ставят цель, формулируют задачи по достижению заданной цели.. В общении учителя с учащимися наблюдается сотрудничество, поддержка, взаимопонимание, помощь. Не все учащиеся обеспечены рабочими тетрадями, прописями, что затрудняет учебный процесс. Учитель находит способы обеспечения данных учащихся всеми необходимыми принадлежностями.
Кропотова М.И все этапы урока продумывает, строит с учетом возрастных особенностей. Учитель предлагает детям разные по сложности задания, умело включает в урок элементы игры, продумывает смену видов деятельности: устная работа, чтение, работа по формированию навыка письма. В течение урока учитель создает проблемные ситуации, предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод. Маргарита Ивановна умело использует на уроке творческие задания: просит учащихся придумать, догадаться. Использует дидактические игры, совмещает их с проведением физкультминутки. Учитель подсказывает последовательность действий на уроке, но в то же время специальные задания учат учащихся работать самостоятельно. Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия. Эмоциональное поощрение и похвала учеников, как стимуляция их работы, способствует развитию мотивации учебной деятельности. Ее учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля.
Осина Ирина Викторовна уроки проводит методически верно, проводит поиск учебной задачи совместно с учащимися. На учебных занятиях использует те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию. Учитель ставит перед учащимися задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства. В системе контролирует и ненавязчиво корректирует деятельность учащихся. Соблюдает меру в наглядном представлении изучаемого материала (презентации, оформление доски). Разнообразие видов учебной деятельности обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы. Ирина Викторовна испытывает трудность при вовлечении всех учащихся в деятельность на уроке, некоторые учащиеся слабо мотивированы на учебное сотрудничество с педагогом.
С целью выявления адаптированности первоклассников к школе также проведено анкетирование родителей. Были предложены следующие вопросы:
Вопросы | 1 а | 1 б | 1 в |
Охотно ли ваш ребёнок ходит в школу? с радостью; | 12 | 16 | 15 |
скорее охотно, чем неохотно; | 4 | 12 | 8 |
без особой охоты; | 2 | ||
неохотно. | 1 | ||
Рассказывает ли он по собственному побуждению о школе? очень часто; | 10 | 20 | 16 |
иногда; | 8 | 8 | 8 |
никогда. | |||
Как реагирует на ваши вопросы о школьных делах? охотно рассказывает; | 13 | 21 | 16 |
рассказывает, но неохотно; | 4 | 4 | 5 |
не знает, что сказать; | 3 | ||
не любит расспросов. | 1 | 1 | |
Наблюдали ли Вы восторженное состояние вашего ребёнка? очень часто; | 9 | 13 | 8 |
иногда; | 9 | 14 | 15 |
никогда. | 1 | ||
Если наблюдали, то можете ли сказать, чем оно было вызвано? впечатлениями от отношения с товарищами; | 3 | 8 | 9 |
материалом, который изучали на уроке; | 7 | 12 | 10 |
весёлыми играми с товарищами вне школы похвалой учителя (или другими обстоятельствами – напишите о них): | 10 | 17 | 7 |
Какой учебный предмет больше всего привлекает вашего ребёнка? Обучение письму | 6 | 10 | 4 |
Чтению | 2 | 1 | |
Математике | 8 | 12 | 10 |
Окр. Мир | 1 | 1 | 1 |
Риторика | 1 | 1 | 3 |
Физическая культура | 1 | ||
ИЗО | 2 | 8 | 4 |
Технология | 4 | 5 | |
Обращается ли к вам ребёнок с вопросами познавательного характера (объяснить что-то, рассказать о чем-то)? очень часто; | 15 | 18 | 14 |
иногда; | 3 | 8 | 6 |
очень редко. | 2 | ||
Любит ли ваш ребёнок читать? читает охотно; | 9 | 9 | 8 |
не особенно охотно; | 8 | 9 | 8 |
больше любит, чтобы ему читали; | 1 | 6 | 6 |
любви к чтению пока нет. | 4 | 2 | |
Самостоятелен ли ваш ребёнок в организации учебных занятий дома ( подготавливает учебные принадлежности к следующему дню)? вполне самостоятельно; | 5 | 11 | 8 |
иногда приходится напоминать; | 9 | 8 | 10 |
часто приходится напоминать и помогать в организации; | 4 | 6 | 4 |
постоянно приходится организовывать подготовку к очередному дню | 3 | 2 | |
Какими видами труда занимается дома? Домашние дела | 14 | 21 | 17 |
Занятия творчеством | 2 | 6 | |
Ничем, всем понемногу (бардак устраивает) | 1 | ||
Что нравится (ухаживает за птицами) | 1 | ||
Готовит завтрак, обед | 1 | 1 | |
В каких кружках, секциях и пр. занимается во внешкольное время? Хореография | 5 | 7 | 5 |
Акробатика | 3 | 8 | 6 |
«Вытворяшки» | 1 | ||
Карате | 1 | ||
Школа искусств | 1 | 4 | |
Бисероплетение | 1 | 8 | 1 |
Никаких | 8 | 1 | |
ДК «Верас» | 5 | ||
Спортивные секции | 1 | 5 | |
Моя Бурятия | 24 | ||
Юный спасатель | 24 | ||
Тестоклуб | 1 | ||
Довольны ли вы условиями (т.е. режимом, общением с учителем, одноклассниками и пр.), в которых ваш ребёнок находится в школе? вполне доволен; | 12 | 15 | 11 |
в основном доволен; | 6 | 8 | 13 |
не совсем доволен; | 2 | ||
не доволен (указать чем). |
Анкетирование показало, что уровень адаптации учащихся 1-х классов проходит удовлетворительно, уровень мотивации к учению высок.
Вывод: процесс адаптации учащихся протекает без осложнений. Уровень мотивации к обучению достаточно высок. 2/3 учащихся хорошо адаптировались в условиях школы.
Решение педсовета:
- Обратить особое внимание на детей с низким уровнем мотивации к обучению:
и на социально-неадаптивных учащихся:
- Учителям при планировании уроков учитывать индивидуальную работу с этими учащимися.
- Классным руководителям активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности
- Классным руководителям провести родительское собрание по итогам классно - обобщающего контроля
- Одобрить работу педагогов Кропотовой М.И, Пилиховской А.О, Осиной И.В по адаптации учащихся на первой ступени обучения и внедрение в практику ФГОС по всем направлениям
- Продолжить работу по преемственности « ДОУ д/с – школа»
- Утвердить план взаимодействия МБОУ ТСОШ №3 и ДОУ д/с
- Разработать и внедрить Программу сотрудничества ДОУ - начальная школа с целью обеспечения социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности (учебной) и создания условий для безболезненного перехода ребенка из одной образовательной среды в другую; профессиональной подготовки педагогических кадров в свете ФГОС НОО и ФГТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)
Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....
«Как избежать педагогических ошибок при выборе форм и методов в обучении и воспитании учащихся в ДШИ»
Артур Шнабель – авторский пианист и педагог говорил: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Важнейшей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
обобщение педагогического опыта по теме «Интерактивные формы и методы обучения и воспитания учащихся»
Обобщение опыта на уровне школы. Результат 3-летней работы над темой, содержит много практических заданий для урочной работы по биологии, химии, географии....
Выступление на педагогическом совете «Хорошо организованный современный урок- основа качественного обучения и воспитания»
Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самосто...
Доклад на тему: Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы
Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы...